Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
|
Введение 3
1 Теоретические основы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 9
1.1 Понятие и признаки коррупции 9
1.2 Общая характеристика антикоррупционного законодательства 17
2 Противодействие коррупции в органах местного самоуправления 25
2.1 Особенности коррупции в органах местного самоуправления 25
2.2 Методы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 34
2.3 Субъекты предупреждения коррупции в органах местного
самоуправления 39
3 Совершенствование системы противодействия коррупции в органах
местного самоуправления 49
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления 58
Заключение 66
Список используемой литературы 71
1 Теоретические основы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 9
1.1 Понятие и признаки коррупции 9
1.2 Общая характеристика антикоррупционного законодательства 17
2 Противодействие коррупции в органах местного самоуправления 25
2.1 Особенности коррупции в органах местного самоуправления 25
2.2 Методы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 34
2.3 Субъекты предупреждения коррупции в органах местного
самоуправления 39
3 Совершенствование системы противодействия коррупции в органах
местного самоуправления 49
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления 58
Заключение 66
Список используемой литературы 71
Коррупция и коррупционные правонарушения являются глобальной проблемой современного Российского общества. Негативные проявления коррупционных правонарушений ощущаются в самых различных сферах жизни общества. Так, с политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. Коррупция является основным препятствием для экономического, политического, духовного и социального развития в современном мире страны как на федеральном, региональным и муниципальным уровне.
Актуальность исследования. Негативные проявления коррупции ощущаются в самых различных сферах жизни общества. Так, с политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. Согласно материалам опроса службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, вошедшим в приложение к докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину. Большинство граждан России убеждены, что ситуация с коррупцией остается на том же месте, за такое мнение высказались 37,6% респондентов. В том же докладе говориться, что рост коррупции в России в 2019году ощутили на себе 13,7% россиян, умеренный - 10,5% опрошенных, следует из данных доклада. 57% опрошенных высказались за непонимание антикорупционных мер и что они лично могут сделать для улучшении антикоррупционной обстановки. В приложении к докладу говорится, что в 2019 году о снижении уровня коррупции по итогам аналогичного опроса говорили 17,2% респондентов, в 2018 году - 26,9%, в 2017 году - 20,6%. Доля опрошенных, считающих деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции неэффективной или скорее неэффективной, растет: в 2017 году - 61,1 %, в 2018 году - 68,5%, в 2019 году - 69,4 %, в 2020 году - 74,1 %, говорится в материалах. [89]
По данным исследованиям в муниципальных органах, так же, как и в органах государственной власти, проявления коррупционных правонарушений являются довольно частыми. Доказательством тому - отставки глав муниципальных образований и руководителей местной администрации с привлечением их к уголовной ответственности. Несмотря на усиления борьбы с коррупционной деятельностью и выработки новых мер по управлению предупреждением коррупции в органах местного самоуправления коррупционные правонарушения остаются по настоящее время одним из бедствием для Российского государства.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. По данным организации Transparency International в 2020 году индекс восприятия коррупции в Российской Федерации составил 30 единиц из 100 и заняла 129 место из 180. С этим показателем Россия расположилась на 138 месте рейтинга (из 180), в соседстве с такими государствами как Азербайджан, Габон, Малави и Мали. Такие результаты стали самыми худшими за последние годы - при этом снизилось как позиция России в рейтинге, так и сам индекс восприятия коррупции. На сегодняшний день Российская Федерация является самым коррумпированным государством из числа бывших советских республик. Это подтверждает актуальность исследования вопросов борьбы с коррупцией в России. Итак, актуальность данного исследования обосновывается значительным кругом негативных проявлений коррупции как социального явления, высокими показателями коррумпированности Российской Федерации в международных рейтингах [75].
Цель исследования выявить подходы к предупреждению и противодействию коррупции в органах местного самоуправления, предложить механизмы их усовершенствования.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- определить понятие и признаки коррупции;
- охарактеризовать антикоррупционное законодательство;
- проанализировать особенности коррупции в органах местного самоуправления;
- охарактеризовать методы противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- определить круг субъектов предупреждения коррупции в органах местного самоуправления;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с деятельность органов местного самоуправления.
Предмет исследования - управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления.
В процессе исследования применяются такие методы: сравнительно- правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический, метод моделирования.
Нормативная правовая основа исследования представлена международными актами (Модельный закон СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Теоретическая основа исследования представлена научными публикациями Л.Л. Блашкова, Е.В. Булах, З.М. Илаева, Т.Л. Давтаева, А.Н. Кокотов, Т.Г. Мутилина, и других авторов.
Эмпирическую основу исследования составили материалы следственно-судебной практики.
Научная новизна исследования состоит в формулировании рекомендаций по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту:
- предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
- установлено, что основными мерами по противодействию коррупции в органах местного самоуправления должны стать - повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
- установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке;
(2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой;
(3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан;
(4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, которые были сформулированы настоящей работе, составили теоретическую основу проведения дальнейших исследований. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться для достижения целей совершенствования законодательства, и будут способствовать повышению эффективности правоприменительной практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях: Данилов И.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149); Данилов И.А. К вопросу об определении понятия «коррупционное правонарушение» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 3(131).
Структура работы обусловлена ее задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Актуальность исследования. Негативные проявления коррупции ощущаются в самых различных сферах жизни общества. Так, с политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. Согласно материалам опроса службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, вошедшим в приложение к докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину. Большинство граждан России убеждены, что ситуация с коррупцией остается на том же месте, за такое мнение высказались 37,6% респондентов. В том же докладе говориться, что рост коррупции в России в 2019году ощутили на себе 13,7% россиян, умеренный - 10,5% опрошенных, следует из данных доклада. 57% опрошенных высказались за непонимание антикорупционных мер и что они лично могут сделать для улучшении антикоррупционной обстановки. В приложении к докладу говорится, что в 2019 году о снижении уровня коррупции по итогам аналогичного опроса говорили 17,2% респондентов, в 2018 году - 26,9%, в 2017 году - 20,6%. Доля опрошенных, считающих деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции неэффективной или скорее неэффективной, растет: в 2017 году - 61,1 %, в 2018 году - 68,5%, в 2019 году - 69,4 %, в 2020 году - 74,1 %, говорится в материалах. [89]
По данным исследованиям в муниципальных органах, так же, как и в органах государственной власти, проявления коррупционных правонарушений являются довольно частыми. Доказательством тому - отставки глав муниципальных образований и руководителей местной администрации с привлечением их к уголовной ответственности. Несмотря на усиления борьбы с коррупционной деятельностью и выработки новых мер по управлению предупреждением коррупции в органах местного самоуправления коррупционные правонарушения остаются по настоящее время одним из бедствием для Российского государства.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. По данным организации Transparency International в 2020 году индекс восприятия коррупции в Российской Федерации составил 30 единиц из 100 и заняла 129 место из 180. С этим показателем Россия расположилась на 138 месте рейтинга (из 180), в соседстве с такими государствами как Азербайджан, Габон, Малави и Мали. Такие результаты стали самыми худшими за последние годы - при этом снизилось как позиция России в рейтинге, так и сам индекс восприятия коррупции. На сегодняшний день Российская Федерация является самым коррумпированным государством из числа бывших советских республик. Это подтверждает актуальность исследования вопросов борьбы с коррупцией в России. Итак, актуальность данного исследования обосновывается значительным кругом негативных проявлений коррупции как социального явления, высокими показателями коррумпированности Российской Федерации в международных рейтингах [75].
Цель исследования выявить подходы к предупреждению и противодействию коррупции в органах местного самоуправления, предложить механизмы их усовершенствования.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- определить понятие и признаки коррупции;
- охарактеризовать антикоррупционное законодательство;
- проанализировать особенности коррупции в органах местного самоуправления;
- охарактеризовать методы противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- определить круг субъектов предупреждения коррупции в органах местного самоуправления;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с деятельность органов местного самоуправления.
Предмет исследования - управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления.
В процессе исследования применяются такие методы: сравнительно- правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический, метод моделирования.
Нормативная правовая основа исследования представлена международными актами (Модельный закон СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Теоретическая основа исследования представлена научными публикациями Л.Л. Блашкова, Е.В. Булах, З.М. Илаева, Т.Л. Давтаева, А.Н. Кокотов, Т.Г. Мутилина, и других авторов.
Эмпирическую основу исследования составили материалы следственно-судебной практики.
Научная новизна исследования состоит в формулировании рекомендаций по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту:
- предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
- установлено, что основными мерами по противодействию коррупции в органах местного самоуправления должны стать - повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
- установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке;
(2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой;
(3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан;
(4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, которые были сформулированы настоящей работе, составили теоретическую основу проведения дальнейших исследований. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться для достижения целей совершенствования законодательства, и будут способствовать повышению эффективности правоприменительной практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях: Данилов И.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149); Данилов И.А. К вопросу об определении понятия «коррупционное правонарушение» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 3(131).
Структура работы обусловлена ее задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного нами исследования и анализа нормативных правовых актов, научной литературы позволили нам сделать некоторые выводы и обобщения. Так как негативные проявления коррупции ощущаются в самых различных сферах жизни общества как в общественной жизни, экономической жизни, и в политической жизни целой страны.
С политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением которые лежат в экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причинах.
Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Решение этой задачи обеспечивается посредством внедрения института антикоррупционной экспертизы, нацеленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на профилактику коррупции. Поэтому необходимы комплексные меры административного, гражданско-правового и дисциплинарного характера, которые преследует общую цель - предупредить коррупционное правонарушение. В ФЗ РФ «О противодействии коррупции» необходимо кроме перечисления перечня возможных коррупционных правонарушений, сформулировать законодательное определение коррупции и коррупционного правонарушения:
1. на основании проанализированных характерных признаков коррупционных правонарушений предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
2. установлено, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована и продолжает совершенствоваться отрасль антикоррупционного законодательства. Эта отрасль является комплексной и включает нормы административного, гражданского, уголовного права и акты различной юридической силы - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. Действующее российское законодательство не содержит понятия четкого понятия «публичная должность», «публичное должностное лицо». В связи с этим считаем необходимым пояснить, что в данном случае содержание указанных категорий должно рассматриваться в широком смысле - под публичным должностным лицом следует понимать «любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;
3. обобщено, что дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства предполагает упорядочение действующих правовых норм в сфере борьбы с коррупцией, совершенствование систем прозрачности и гласности деятельности органов судебной и исполнительной власти, СМИ, граждан страны, формирование нормативной базы гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения. Важной составляющей такого развития является институт антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, который способствует предупреждению коррупции на самом раннем этапе - этапе проектирования нормативных правовых актов;
4. определено, что муниципальная власть является обобщенным понятием, которое характеризует осуществляемую на территории муниципального образования публичную власть с целью непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также решения иных, предусмотренных законодательством вопросов;
5. установлено, что система и структура органов местного самоуправления соотносятся как целое и часть, где структура предполагает указание перечня органов местного самоуправления в муниципальном образовании и соотношения этих органов между собой, а система является более широким понятием, и помимо такого устройства включает порядок взаимодействия этих органов, юридическую упорядоченность этой структуры;
6. обобщено, что особенности коррупции в органах местного самоуправления обусловлены целым рядом политических, экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причин;
7. установлено, что основными методами противодействия коррупции являются: повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением;
8. обобщено, что основными субъектами предупреждения коррупции в органах местного самоуправления являются должностные лица ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений или соответствующие подразделения кадровых служб, комиссии по противодействую коррупции муниципальных образований или субъектов РФ, городские (районные, межрайонные) прокуратуры. Объем полномочий названных субъектов в значительной мере отличается - наиболее эффективные механизмы решения задач по противодействию коррупции имеют органы прокуратуры;
9. установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
10. установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке; (2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой; (3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан; (4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
В настоящей выпускной квалификационной работе выполнена поставленная цель: обобщены практические и теоретические аспекты управления предупреждением коррупции в органах местного самоуправления, выявлены проблемы в этой сфере и формулирование предложений, направленных на их устранение.
Из данной работы можно сделать вывод, что управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления будут эффективны только в том случае, если вышеприведенные меры по противодействию коррупции станут эффективно работающим механизмов и независимыми от лиц, которые совершают коррупционные правонарушения.
С политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением которые лежат в экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причинах.
Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Решение этой задачи обеспечивается посредством внедрения института антикоррупционной экспертизы, нацеленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на профилактику коррупции. Поэтому необходимы комплексные меры административного, гражданско-правового и дисциплинарного характера, которые преследует общую цель - предупредить коррупционное правонарушение. В ФЗ РФ «О противодействии коррупции» необходимо кроме перечисления перечня возможных коррупционных правонарушений, сформулировать законодательное определение коррупции и коррупционного правонарушения:
1. на основании проанализированных характерных признаков коррупционных правонарушений предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
2. установлено, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована и продолжает совершенствоваться отрасль антикоррупционного законодательства. Эта отрасль является комплексной и включает нормы административного, гражданского, уголовного права и акты различной юридической силы - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. Действующее российское законодательство не содержит понятия четкого понятия «публичная должность», «публичное должностное лицо». В связи с этим считаем необходимым пояснить, что в данном случае содержание указанных категорий должно рассматриваться в широком смысле - под публичным должностным лицом следует понимать «любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;
3. обобщено, что дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства предполагает упорядочение действующих правовых норм в сфере борьбы с коррупцией, совершенствование систем прозрачности и гласности деятельности органов судебной и исполнительной власти, СМИ, граждан страны, формирование нормативной базы гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения. Важной составляющей такого развития является институт антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, который способствует предупреждению коррупции на самом раннем этапе - этапе проектирования нормативных правовых актов;
4. определено, что муниципальная власть является обобщенным понятием, которое характеризует осуществляемую на территории муниципального образования публичную власть с целью непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также решения иных, предусмотренных законодательством вопросов;
5. установлено, что система и структура органов местного самоуправления соотносятся как целое и часть, где структура предполагает указание перечня органов местного самоуправления в муниципальном образовании и соотношения этих органов между собой, а система является более широким понятием, и помимо такого устройства включает порядок взаимодействия этих органов, юридическую упорядоченность этой структуры;
6. обобщено, что особенности коррупции в органах местного самоуправления обусловлены целым рядом политических, экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причин;
7. установлено, что основными методами противодействия коррупции являются: повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением;
8. обобщено, что основными субъектами предупреждения коррупции в органах местного самоуправления являются должностные лица ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений или соответствующие подразделения кадровых служб, комиссии по противодействую коррупции муниципальных образований или субъектов РФ, городские (районные, межрайонные) прокуратуры. Объем полномочий названных субъектов в значительной мере отличается - наиболее эффективные механизмы решения задач по противодействию коррупции имеют органы прокуратуры;
9. установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
10. установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке; (2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой; (3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан; (4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
В настоящей выпускной квалификационной работе выполнена поставленная цель: обобщены практические и теоретические аспекты управления предупреждением коррупции в органах местного самоуправления, выявлены проблемы в этой сфере и формулирование предложений, направленных на их устранение.
Из данной работы можно сделать вывод, что управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления будут эффективны только в том случае, если вышеприведенные меры по противодействию коррупции станут эффективно работающим механизмов и независимыми от лиц, которые совершают коррупционные правонарушения.
Подобные работы
- Участие органов местного самоуправления в противодействии коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика коррупции на муниципальной службе
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2025 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления. Опыт и проблемы реализации (Обеспечение противодействие коррупции, ВЗФЭИ)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Доверие граждан деятельности органов местного самоуправления (на примере социологических исследований в г. Барнауле)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



