Введение 3
1 Теоретические основы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 9
1.1 Понятие и признаки коррупции 9
1.2 Общая характеристика антикоррупционного законодательства 17
2 Противодействие коррупции в органах местного самоуправления 25
2.1 Особенности коррупции в органах местного самоуправления 25
2.2 Методы противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 34
2.3 Субъекты предупреждения коррупции в органах местного
самоуправления 39
3 Совершенствование системы противодействия коррупции в органах
местного самоуправления 49
3.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного
самоуправления 49
3.2 Рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления 58
Заключение 66
Список используемой литературы 71
Коррупция и коррупционные правонарушения являются глобальной проблемой современного Российского общества. Негативные проявления коррупционных правонарушений ощущаются в самых различных сферах жизни общества. Так, с политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. Коррупция является основным препятствием для экономического, политического, духовного и социального развития в современном мире страны как на федеральном, региональным и муниципальным уровне.
Актуальность исследования. Негативные проявления коррупции ощущаются в самых различных сферах жизни общества. Так, с политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. Согласно материалам опроса службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны (ФСО) России, вошедшим в приложение к докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту РФ Владимиру Путину. Большинство граждан России убеждены, что ситуация с коррупцией остается на том же месте, за такое мнение высказались 37,6% респондентов. В том же докладе говориться, что рост коррупции в России в 2019году ощутили на себе 13,7% россиян, умеренный - 10,5% опрошенных, следует из данных доклада. 57% опрошенных высказались за непонимание антикорупционных мер и что они лично могут сделать для улучшении антикоррупционной обстановки. В приложении к докладу говорится, что в 2019 году о снижении уровня коррупции по итогам аналогичного опроса говорили 17,2% респондентов, в 2018 году - 26,9%, в 2017 году - 20,6%. Доля опрошенных, считающих деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции неэффективной или скорее неэффективной, растет: в 2017 году - 61,1 %, в 2018 году - 68,5%, в 2019 году - 69,4 %, в 2020 году - 74,1 %, говорится в материалах. [89]
По данным исследованиям в муниципальных органах, так же, как и в органах государственной власти, проявления коррупционных правонарушений являются довольно частыми. Доказательством тому - отставки глав муниципальных образований и руководителей местной администрации с привлечением их к уголовной ответственности. Несмотря на усиления борьбы с коррупционной деятельностью и выработки новых мер по управлению предупреждением коррупции в органах местного самоуправления коррупционные правонарушения остаются по настоящее время одним из бедствием для Российского государства.
Различные социальные опросы и мировые рейтинги позволяют прийти к выводу о недостаточной эффективности борьбы с коррупцией в Российской Федерации на данном этапе. По данным организации Transparency International в 2020 году индекс восприятия коррупции в Российской Федерации составил 30 единиц из 100 и заняла 129 место из 180. С этим показателем Россия расположилась на 138 месте рейтинга (из 180), в соседстве с такими государствами как Азербайджан, Габон, Малави и Мали. Такие результаты стали самыми худшими за последние годы - при этом снизилось как позиция России в рейтинге, так и сам индекс восприятия коррупции. На сегодняшний день Российская Федерация является самым коррумпированным государством из числа бывших советских республик. Это подтверждает актуальность исследования вопросов борьбы с коррупцией в России. Итак, актуальность данного исследования обосновывается значительным кругом негативных проявлений коррупции как социального явления, высокими показателями коррумпированности Российской Федерации в международных рейтингах [75].
Цель исследования выявить подходы к предупреждению и противодействию коррупции в органах местного самоуправления, предложить механизмы их усовершенствования.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- определить понятие и признаки коррупции;
- охарактеризовать антикоррупционное законодательство;
- проанализировать особенности коррупции в органах местного самоуправления;
- охарактеризовать методы противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- определить круг субъектов предупреждения коррупции в органах местного самоуправления;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с деятельность органов местного самоуправления.
Предмет исследования - управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления.
В процессе исследования применяются такие методы: сравнительно- правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический, метод моделирования.
Нормативная правовая основа исследования представлена международными актами (Модельный закон СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике», Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
Теоретическая основа исследования представлена научными публикациями Л.Л. Блашкова, Е.В. Булах, З.М. Илаева, Т.Л. Давтаева, А.Н. Кокотов, Т.Г. Мутилина, и других авторов.
Эмпирическую основу исследования составили материалы следственно-судебной практики.
Научная новизна исследования состоит в формулировании рекомендаций по совершенствованию управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления.
Положения, выносимые на защиту:
- предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
- установлено, что основными мерами по противодействию коррупции в органах местного самоуправления должны стать - повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
- установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке;
(2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой;
(3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан;
(4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, которые были сформулированы настоящей работе, составили теоретическую основу проведения дальнейших исследований. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться для достижения целей совершенствования законодательства, и будут способствовать повышению эффективности правоприменительной практики.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях: Данилов И.А. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149); Данилов И.А. К вопросу об определении понятия «коррупционное правонарушение» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 3(131).
Структура работы обусловлена ее задачами и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного нами исследования и анализа нормативных правовых актов, научной литературы позволили нам сделать некоторые выводы и обобщения. Так как негативные проявления коррупции ощущаются в самых различных сферах жизни общества как в общественной жизни, экономической жизни, и в политической жизни целой страны.
С политической точки зрения коррупция снижает легитимность демократических институтов и крайне негативно влияет на реализацию конституционного принципа верховенства права. В экономической сфере коррупция нарушает расстановку сил на рынках, нарушает естественный порядок функционирования рыночной конкуренции. В рамках социальных институтов коррупция существенно снижает уровень доверия населения к власти и т.д. Все это однозначно свидетельствует о необходимости осуществления государством мероприятий по борьбе с рассматриваемым негативным явлением которые лежат в экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причинах.
Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Решение этой задачи обеспечивается посредством внедрения института антикоррупционной экспертизы, нацеленного в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на профилактику коррупции. Поэтому необходимы комплексные меры административного, гражданско-правового и дисциплинарного характера, которые преследует общую цель - предупредить коррупционное правонарушение. В ФЗ РФ «О противодействии коррупции» необходимо кроме перечисления перечня возможных коррупционных правонарушений, сформулировать законодательное определение коррупции и коррупционного правонарушения:
1. на основании проанализированных характерных признаков коррупционных правонарушений предложено под коррупционным правонарушением понимать общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное умышленно публичным должностным лицом с противоправным использованием предоставленных законом полномочий с целью получения выгоды материального или нематериального характера;
2. установлено, что к настоящему времени в Российской Федерации сформирована и продолжает совершенствоваться отрасль антикоррупционного законодательства. Эта отрасль является комплексной и включает нормы административного, гражданского, уголовного права и акты различной юридической силы - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. Действующее российское законодательство не содержит понятия четкого понятия «публичная должность», «публичное должностное лицо». В связи с этим считаем необходимым пояснить, что в данном случае содержание указанных категорий должно рассматриваться в широком смысле - под публичным должностным лицом следует понимать «любое лицо, занимающее должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;
3. обобщено, что дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства предполагает упорядочение действующих правовых норм в сфере борьбы с коррупцией, совершенствование систем прозрачности и гласности деятельности органов судебной и исполнительной власти, СМИ, граждан страны, формирование нормативной базы гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения. Важной составляющей такого развития является институт антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, который способствует предупреждению коррупции на самом раннем этапе - этапе проектирования нормативных правовых актов;
4. определено, что муниципальная власть является обобщенным понятием, которое характеризует осуществляемую на территории муниципального образования публичную власть с целью непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также решения иных, предусмотренных законодательством вопросов;
5. установлено, что система и структура органов местного самоуправления соотносятся как целое и часть, где структура предполагает указание перечня органов местного самоуправления в муниципальном образовании и соотношения этих органов между собой, а система является более широким понятием, и помимо такого устройства включает порядок взаимодействия этих органов, юридическую упорядоченность этой структуры;
6. обобщено, что особенности коррупции в органах местного самоуправления обусловлены целым рядом политических, экономических, социально-психологических, правовых и организационно-управленческих причин;
7. установлено, что основными методами противодействия коррупции являются: повышение зарплаты должностным лицам органов местного самоуправления; обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления; повышение качества нормативно-правовой базы; повышение авторитета органов местного самоуправления среди населения, путем их взаимодействия с общественностью; разработка антикоррупционных программ на местном уровне и создание системы мониторинга за их соблюдением;
8. обобщено, что основными субъектами предупреждения коррупции в органах местного самоуправления являются должностные лица ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений или соответствующие подразделения кадровых служб, комиссии по противодействую коррупции муниципальных образований или субъектов РФ, городские (районные, межрайонные) прокуратуры. Объем полномочий названных субъектов в значительной мере отличается - наиболее эффективные механизмы решения задач по противодействию коррупции имеют органы прокуратуры;
9. установлено, что основными мерами противодействия коррупции в зарубежных странах являются: (1) создание единого государственного независимого антикоррупционного органа, который уполномочен расследовать случаи коррупции и осуществлять мониторинг возможных сфер проявления коррупции в государственных и общественных организациях; (2) вовлечение граждан в противодействие коррупции - предоставлением им права проводить расследование случаев коррупции, обращаться с жалобами в антикоррупционный орган и органы, на которые возложены полномочия по осуществлению антикоррупционной политики; (3) обеспечение открытости государственных органов и структур и процесса принятия ими решений; (4) формирование у общества отношения нетерпимости к коррупции, культивирование вызывающего уважение образа государственного и муниципального чиновника как человека, выполняющего важную задачу - обслуживание населения; (5) установление и контроль за соблюдением государственными и муниципальными служащими высоких этических стандартов; (6) установление достойного уровня оплаты туда для государственных и муниципальных служащих; (7) обеспечение действия принципа неотвратимости наказания;
10. установлено, что основными направлениями совершенствования управления противодействию коррупции в органах местного самоуправления должно стать: (1) разработка Методики оценки эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах местного самоуправления и закрепление на федеральном уровне требований об обязательном ежегодном проведении такой оценке; (2) усиление роли Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих, который должен признаваться как нормативный акт, обладающий полноценной юридической силой; (3) устранение бюрократии, путем развития электронной системы документооборота, при которой обязанность запрашивать выписки из реестров, справки от органов государственной власти и местного самоуправления будет возложена на чиновников, а не на граждан; (4) совершенствование механизма взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации.
В настоящей выпускной квалификационной работе выполнена поставленная цель: обобщены практические и теоретические аспекты управления предупреждением коррупции в органах местного самоуправления, выявлены проблемы в этой сфере и формулирование предложений, направленных на их устранение.
Из данной работы можно сделать вывод, что управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления будут эффективны только в том случае, если вышеприведенные меры по противодействию коррупции станут эффективно работающим механизмов и независимыми от лиц, которые совершают коррупционные правонарушения.
1. Амиантова, И.С. Антикоррупционная политика: российский и зарубежный опыт // Вопросы национальных и федеративных отношений.
2017. № 4 (39). С. 197-207.
2. Бабошин, О.А. Конституционно-правовые основы организации муниципальной власти в Российской Федерации // Вопросы управления. 2016. №1 (19). С. 35-41.
3. Безруков, А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 23-28.
4. Блашкова, Л.Л. Условия, способствующие распространению коррупции в органах местного самоуправления // Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 125-133.
5. Булах, Е. В. Принципы местного самоуправления как основа муниципального строительства в современной России // Вологдинские чтения. 2014. №62-1. С. 46-50.
6. Бухарина, Н.П. Понятие и признаки коррупции в международных
правовых актах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. №1. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-i-
priznaki-korruptsii-v-mezhdunarodnyh-pravovyh-aktah (дата обращения: 19.12.2020).
7. Бывший мэр города Видное приговорен к восьми годам тюрьмы
за коррупцию [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZwww.rbc.ru/rbcfreenews/54cf7b959a79476477827261 (дата обращения: 22.04.2021).
8. Быстрицкая, А. «Три десятилетия национального предательства»: эксперты назвали главное кредо российских чиновников - «хватай, воруй и беги» [Электронный ресурс]. URL: https://newdaynews.ru/moscow/720453.html(дата обращения: 22.04.2021).
9. Варов, А.И., Житков, А.А. К вопросу о понятии коррупции // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил). Сборник материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией П.В. Голодова. 2017. С. 38-41.
10. Волкова Я.С. Мировой опыт по противодействию коррупции на национальном уровне // Материалы XXIII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов национального исследовательского мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 2019. С. 560-565.
11. Газизова, Л.И. К вопросу о разграничении понятий «Муниципальная власть» и «Местное самоуправление» // Власть. 2015. №6. С. 123-129.
12. Гайдышева, В.И. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Научные горизонты. 2018. № 11-1 (15). С. 68-76.
13. Гармаев, Ю.П., Иванов, Э.А., Маркунцов, С.А.
Антикоррупционный комплаенс в Российской Федерации:
междисциплинарные аспекты: Монография. М., 2020. 330 с.
14. Головина, А.А. К вопросу о месте антикоррупционного законодательства в системе российского законодательства // Журнал российского права. 2019. №5. С. 142-151.
15. Грачев, Ю.А., Кежов, А.А. Зарубежный опыт противодействия
коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
2018. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-
protivodeystviya-korruptsii-4 (дата обращения: 15.03.2021).
16. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (Принята резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996
года) [Электронный ресурс]. URL:
https://www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/bribery. shtml (дата
обращения: 18.12.2020).
17. Джерри, Д. и Джерри, Дж. Большой толковый социологический словарь. Т. 1: пер. с англ. М.: АСТ, Вече, 1999. 544 с.
18. Дроздова, О.А., Литовка, А.Б. Некоторые вопросы правового регулирования противодействия коррупции: российский и зарубежный опыт // Отечественная юриспруденция. 2017. № 6 (20). С. 10-13.
19. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в
Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 10.11.2020).
20. Илаева, З.М., Давтаева, Т.Л. Коррупция в Российской Федерации, предупреждение и методы противодействия // ФГУ Science. 2020. № 2 (18). С. 63-68.
21. Ильяков, А.Д., Васькина, И.А. Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и направления ее совершенствования // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2018. №5. С. 54-59.
22. Именной, данный Сенату «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных Товариществах и Компаниях, а равно в общественных и частных кредитных установлениях», 3 Декабря 1884г. // ПСЗ -III. T.IV, №2559. СПб., 1887. С.541 -543.
23. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря
Краснова «Российской газете» // Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-1894644 (дата обращения:
21.04.2021).
24. Информация Российской Федерации о передовой практике, извлеченных уроках и трудностях, выявленных в работе по повышению эффективности антикоррупционных органов [Электронный ресурс]. URL: https://www. unodc. org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/workinggroup4Z2020-June-9-10ZContributionsZRussia_RU.pdf (дата обращения: 21.04.2021).
25. Карамзин, Н.М. История Государства Российского. Москва, 1994. 415 с.
26. Ким, Е.У., Трунцевский, Ю.В., Молчанова, М.А. Антикоррупционная политика Республики Корея: история становления и современность // Сравнительная политика. 2018. Т.9. №3. С. 146-153.
27. Козлов, Т. Л. О правовой природе и содержании коррупционного правонарушения // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №1 (21). С. 268-273.
28. Кокотов, А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. - № 3. С. 3-7.
29. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. 2009. №20. Ст. 2394.
30. Конвенция Организации Объединенных Наций против
коррупции (Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года) [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption. shtml (дата обращения: 18.12.2020).
31. Конвенция Организации Объединенных Наций против
транснациональной организованной преступности (Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года) [Электронный ресурс]. URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime. shtml
(дата обращения: 18.12.2020).
32. Кузин, Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С.374-378.
33. Кулакова, М.Н. Понятие и критерии юридической оценки коррупционного преступления // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №2 (42). С. 176-182.
34. Куличков, А. С. Основные признаки и сущность муниципальной власти в Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. №3-2. С. 147-151.
35. Кученев, А.В. Перспектива имплементирования зарубежного опыта правового противодействия коррупции // Правовая культура в современном обществе: Сборник научных статей, представленных на Международной научно-практической конференции «Правовая культура в современном обществе», посвященной 70-летию образования Могилевского института МВД; Научное электронное текстовое издание. Отв. ред. И. А. Демидова. 2018. С. 100-108.
36. Лахтина, Т.А. Местное самоуправление как элемент публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 16-20.
37. Любый, Е.П. К вопросу о зарубежном опыте противодействия коррупции // Человек в мире природы и культуры. Трибуна молодых. сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 267-270.
38. Макуев, Р.Х. Правомерное поведение на новом витке глобализации // Теоретические, правовые и организационные аспекты борьбы с правонарушениями: Сборник научных докладов и сообщений Международной научно-практической конференции (10 июня 2009 г.). Орел: ОРАГС, 2009. С. 4-9.
39. Малый, Д.В. Антикоррупционная политика государства: российский и зарубежный опыт // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт. Сборник тезисов докладов и статей VII международной научно¬практической конференции. Москва, 2020. С. 203-210.
40. Методика оценки эффективности деятельности подразделений
кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений [Электронный ресурс]. URL:
https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/8/6 (дата обращения: 21.04.2021).
41. Методические рекомендации для должностных лиц подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений по проведению антикоррупционной работы // Официальный сайт Управления административных органов Липецкой области [Электронный ресурс]. URL: http://www.uao- lipetsk.ru/about/activity/soc/corruption/protivodej stvie_korruptsii_v_organizatsij ax_nezavisimo_ot_organizatsionno-pravovyx_form_i_form_sobstvennosti/948281(дата обращения: 21.04.2021).
42. Модельный закон «Основы законодательства об
антикоррупционной политике»: Постановление Межпарламентской
Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств от 15.11.2003 №22-15 [Электронный ресурс]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/901898824 (дата обращения: 15.12.2020).
43. Молчанов, А.А. Гражданско-правовая ответственность за коррупционное поведение: анализ международного и российского права в // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №4 (72). С. 124-128.
44. Мутилина, Т.Г. Понятие и правовая природа коррупции // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами. Материалы V международной научно¬практической конференции. Ответственные редакторы О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова, Е.Г. Курган. 2019. С. 196-204.
45. Некрасов, С.В. Антикоррупционные практики российского законодательства // Matters of Russian and International Law. 2019, Vol. 9, Is. 6A. Р. 110-121.
46. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических ВУЗов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2015. 560 с.
47. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 7 мая 2013 № 102-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. №19. Ст. 2329.
48. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
49. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. №19. Ст. 2306.
50. О комиссии по противодействию коррупции в органах местного
самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга город Красное Село: Решение Муниципального Совета Муниципального образования город Красное Село от 22.10.2015 №16-V-3 [Электронный ресурс]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=131122921&page= 1 &rdk=0&intel search=%CE%E1+%EE%F0%E3%E0%ED%E8%E7%E0%F6%E8%E8+%EC% E5%F 1%F2%ED%EE%E3%EE+%F 1%E0%EC%EE%F3%EF%F0%E0%E2%E B%E5%ED%E8%FF+%E2+%D 1%E0%ED%EA%F2-
%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3%E5++&link_id=.link_number#I0 (дата обращения: 15.04.2021).
51. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №50 (часть IV). Ст. 6953.
52. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №21. Ст. 2429.
53. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 15.07.2015 №364 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. №29.
54. О порядке и критериях оценки эффективности деятельности по
профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов, исполнительных органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 28.07.2017 №465-рп [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/446470804?section=text (дата обращения:
17.04.2021).
55. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №39. Ст. 4588.
56. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст.4472.
57. О противодействии коррупции: Федерального закона от
25.12.2008 №273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №52 (часть I). Ст. 6228.
58. О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 228 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. №12. Ст. 1678.
59. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2063.
60. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №29. Ст. 3609.
61. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 // Собрание
законодательства РФ. 2008. № 40. Ст. 3822.
62. Об организации прокурорского надзора за исполнением
законодательства о противодействии коррупции: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 №454 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170843/ (дата
обращения: 21.04.2021).
63. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №33. Ст. 3196.
64. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №21. Ст. 2542.
65. Об утверждении состава комиссии по координации работы по
противодействию коррупции в Хабаровском крае: Распоряжение
Губернатора Хабаровского края от 24.11.2015 №612-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/?menu=getfile&id=28256&view=1 (дата
обращения: 20.04.2021).
66. Овчинников, И.И. Муниципальная власть в структуре публичной власти в Российской Федерации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2017. № 3 (27). С. 37-55.
67. Орлова, Ю.Р. Коррупция как социально-правовая проблема российской действительности // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правовою государства: межведомственный научный сборник / под ред. А.И. Комаровой. М., 2014. Т. 1 (39). С. 113-117.
68. Охотский, Е., Шедий, М., Охотский, И., Левакин, И. Противодействие коррупции 3-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 427 с.
69. Платов, Е.В. К вопросу о понятии и признаках коррупции // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 189-191.
70. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112
(часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. №2-П [Электрoнный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/act/government/180063/ (дата
обращения: 10.11.2020).
71. Положение о Комиссии по координации работы по
противодействию коррупции в Красноярском крае [Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru/korrup/sovet/0/print/yes (дата обращения:
20.04.2021).
72. Поляков, М.М. Административно-правовые формы и методы в механизме противодействия коррупции // Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт). сборник тезисов докладов и статей V международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2017. С. 166-169.
73. Попов, А.А. Некоторые аспекты детализации правовой основы противодействия коррупции // Юридическая гносеология. 2017. № 2. С. 64 - 66.
74. Рамазанова, Д.Д., Сабитова, Э.Н. Субъекты противодействия
коррупции и институты гражданского общества как инструмент борьбы с коррупцией // Студенческий научный форум - 2015: материалы VII
Международной студенческой научной конференции. URL:
https://files.scienceforum.ru/pdf/2015/9529.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
75. Рейтинг стран мира по Индексу восприятия коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions- index(дата обращения: 15.03.2021).
76. Рябова, В.С. Общая характеристика причин коррупции в органах местного самоуправления // Актуальные вопросы юридической науки и практики. сборник научных трудов 2-й Международной научно¬практической конференции. 2018. С. 295-301.
77. Рябова, В.С. Общая характеристика причин коррупции в органах местного самоуправления // Актуальные вопросы юридической науки и практики. сборник научных трудов 2-й Международной научно¬практической конференции. 2018. С. 295-301.
78. Сидорова, А.В. Место «коррупционное правонарушение» в общетеоретической системе правонарушений // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 12-15.
79. Состав комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Ульяновской области // Официальный сайт Правительства Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL:
http://anticorrupt.ulgov.ru/commission/membership/ (дата обращения:
20.04.2021).
80. Состав комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: https://www. gov. spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/09/17/00/%D 1 %81%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B2_2020.08.docx (дата
обращения: 20.04.2021).
81. Союз Активистов составил карту, предположительно,
украденных земельных участков Ленинского городского округа [Электронный ресурс]. URL: https://vidnoe24.ru/news/2020/11/2924/soyuz-
aktivistov-sostavil-kartu-predpolozhitelno-ukradennyh-zemel.html (дата
обращения: 20.04.2021).
82. Спектор, Е.И. Коррупционные правонарушения: проблемные вопросы юридической квалификации // Журнал российского права. 2015. №8 (224). С. 40-46.
83. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Юнити-Дана, 2002. Т. 1: История. Наука. Норма. Субъекты. 704 с.
84. Старостенко, В.К. Счетная палата Российской Федерации как субъект системы противодействия коррупции // Вестник экономической безопасности. 2015. №1. С. 37-42.
85. Суриков, О.П., Черноземова, Я.В., Краузе, С.В. Опыт противодействия коррупции в зарубежных странах // Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 4 (009). С. 37-40.
86. Сухарева, К.С. Подкуп избирателей как коррупционное правонарушение / К.С. Сухарева // Политические партии и выборы: проблемы современности: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Оренбургский государственный университет. 2016. С. 454-460.
87. Теория государства и права. Учебник / Денисов Ю.А., Каск Л.И., Козлов В.А., Королев А.И., и др.; Отв. ред.: Королев А.И., Явич Л.С. Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1987. 402 с.
88. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных
служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/420254359?section=text (дата обращения:
17.04.2021).
89. Титов Б.Ю. Доклад уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей президенту Российской Федерации 2020 год // Российская газета - Федеральный выпуск № 70(8421) 2 апреля 2021 г. С. 12-15. [Электронный ресурс]. - URL: :https://rg.ru/gazeta/rg/2021/04/02.html(дата обращения: 14.05.2021).
90. Уголовный кодекс Российской Федерации: Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25. Ст. 2954.
91. Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
[Электронный ресурс]. URL: http://museumreforms.ru/node/13654 (дата
обращения: 15.12.2020).
92. Участие органов прокуратуры России в противодействии
коррупции [Электронный ресурс]. URL:
https://mosgorzdrav.ru/uploads/imperavi/ru-RU/anticor_gp.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
93. Фадеев, В. И. Муниципальное право Российской Федерации: проблемы становления и развития: автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 2014. 37 с.
94. Шабуров, А.С. Юридические понятия и терминология как средства познания права // Источники права и источники познания права: теоретические, методологические и методические проблемы исследования: Материалы круглого стола. 21-22 июня 2013 г. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, Рос.гум. научный фонд, 2013. С. 110-114
95. Щербинина, С.Ю. Современные методы противодействия коррупции // Государственное и муниципальное управление сегодня: суждения и оценки молодых. Сборник статей первой студенческой научной конференции. 2017. С. 225-230.
96. Amundsen I. Political Corruption: An Introduction to the Issues
[Электронный ресурс]. URL: https://www.cmi.no/publications/file/1040-
political-coiTuption.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
97. Kolstad I., Wiig, A. Is Transparency the Key to Reducing Corruption in Resource-Rich Countries? World Development. 2009. №37(3). Р. 521-532.
98. Marta Fernandez Cabrera. Jurisprudential evolution of corruption offenses: before and after the economic crisis. 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
https: //www.researchgate.net/publication/330144645_Jurisprudential_evolution_of corruption offenses 1 before and alter the economic crisis (Дата обращения: 15.03.2021).
99. Rose-Ackerman S. Corruption and the criminal law // Forum on Crime and Society. 2002. Vol. 2. №1. P. 3-22.
100. Why corruption matters: understanding causes, effects and how to address them. Evidence paper on corruptionJanuary 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/406346/corruption-evidence-paper-why-corruption-matters.pdf(дата обращения: 05.06.2021).