Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение

Работа №110781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Коррупция в сфере государственного управления: понятие и причины 10
§ 1. Понятие и виды коррупции 10
§ 2. Причины коррупции в сфере государственного управления 24
§ 3. Особенности коррупции в сфере государственного управления 31
Глава 2. Противодействие коррупции в сфере государственного управления 36
§ 1. Статистика коррупционных дел в сфере государственного управления 36
§ 2. Административно-правовые и организационные меры противодействия коррупции в органах государственной власти 44
§ 3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов 56
Глава 3. Совершенствование мер по снижению коррупции в сфере государственного управления 70
§ 1. Проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственного управления 70
§ 2. Совершенствование нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственного управления 81
Заключение 86
Список используемой литературы 90

Проблема противодействия коррупции в современной России представляется весьма серьезной из-за присутствия данного явления практически во всех управленческих структурах.
Масштабы коррупции и ее всепроникающий характер обуславливают актуальность изучения коррупции и выработки мер по предупреждению и противодействию ей, а также совершенствования правовых основ и организационных механизмов ее предотвращения.
Коррупция относится к крайним деструктивным социально-правовым явлениям, она подрывает основы гражданского общества и правового государства. Уход коррупции от контроля исключительно негативно сказывается на развитии регулятивных рычагов гражданского общества и институтах демократии.
Кроме того, коррупция представляет собой угрозу национальной безопасности; от действий коррупционной направленности страдает политическая, экономическая, социальная сфера государства.
Коррупционные проявления могут наблюдаться на уровне конкретных индивидуальных субъектов, но происходящее в этом случае уменьшение эффективности деятельности определенного властного лица, в окончательной своей форме заводит в тупик управление государством. Коррумпированный аппарат не выполняет возложенных на него функций, и поэтому для общества и граждан является бесполезным. Коррупция, в целом, считается одной из актуальных проблем современности глобального масштаба.
На современном этапе в России немалое внимание уделяется действующей системе государственного управления. Длительные административные реформы свидетельствуют о постоянной необходимости повышения эффективности деятельности органов власти. В ходе реформ изменяются существующие управленческие основы, внедряются меры, направленные на защиту от социальных патологий, в том числе на защиту от коррупции деятельности должностных лиц властных государственных органов. Государственное управление - это социально обусловленное явление, оно видоизменяется с появлением новых общественных потребностей, усложнением общественных отношений и связей. В государственном управлении проявляется характер связей между властью и гражданами. В последнее время наблюдается сильное влияние рыночных механизмов и на деятельность государственных органов, которая представляется как оказание государственных услуг. Так, данное направление отчетливо обозначилось с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и установленных данным документом принципов и требований к процессу предоставления государственных и муниципальных услуг. Приоритет интересов человека и гражданина, его прав и свобод задает для всех органов власти принципы деятельности, но кроме опоры на административно-правовые основы в служебной деятельности важно соблюдение нравственных принципов, установленных и поддерживаемых обществом. Важнейшим из нравственных принципов выступает принцип - «служение государству и обществу», который проявляется в осознании лицом, находящимся на государственной службе, интересов при реализации своих полномочий, а именно, что вся служебная деятельность строиться в интересах государства и населения. Вся система государственного управления по своей сути и целям должна быть направлена на гармоничное, устойчивое развитие согласно потребностям общества и государства.
Современное государственное управление достигло значимых результатов, очевидна его социальная направленность и ориентация на человека, но необходимость в реформировании не отпала к сегодняшнему дню, вызовы времени, изменения государственной политики обуславливают все эти процессы, и тем актуальнее становятся вопросы противодействия коррупции, пресечения взяточничества и совершенствования механизма исполнения уполномоченными органами власти своих функций.
Для предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления России крайне важно упорядочить деятельность властных органов и должностных лиц, основательно укрепить правовую базу, обеспечить государственных служащих надлежащими социальными гарантиями для минимизации негативных последствий от противоправной деятельности. Прогрессивные идеи и начинания в области противодействия коррупции позволят более полно и качественно защищать права и интересы граждан, укреплять основы демократического государства и общества.
Актуальность темы магистерской диссертации также определяется и современными условиями развития и укрепления органов государственной власти, деятельность которых, в большей мере, направлена на реализацию не только общественно-правовых отношений, но и на стабилизацию, укрепление контролирующей системы развития государственной службы как института, который способствует упрочнению публичных отношений.
Полноценное развитие идей социального партнерства и открытого правительства позволит обществу активнее контролировать деятельность государственных служащих. К сожалению, сейчас превалирует мнение, что в основе государственного управления уже давно лежит не стабильность и ответственность, а процветает бюрократия и коррупция. Значимой проблемой, оказывающей существенное влияние на эффективность властных управленческих структур, является совершение коррупционных правонарушений в государственных органах, такие деяния в любом своем проявлении неизбежно наносят вред интересам службы и реализации прав граждан.
Коррупция - патологическое социальное явление, требующее всестороннего изучения для разработки действенных мер по противодействию, по совершенствованию антикоррупционного законодательства и практики его применения, контролю за эффективностью правоприменительной деятельности, выработка критериев и требований к поступлению на государственную службу и порядка ее прохождения.
Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что исследования, посвященные вопросам противодействия коррупции и совершенствованию антикоррупционной политики в сфере государственного управления, давно и активно проводятся как в России, так и зарубежом. Первые комплексные труды по вопросам пресечения коррупции как опасного явления можно встретить еще в первой половине XIX века, а самые ранние упоминания датируются 700 г. до нашей эры.
В настоящее время вопросам предупреждения коррупции в органах власти уделяется достаточно много внимания. Среди тех правоведов, которые занимались разработкой данного вопроса можно назвать Н.В. Акимову, А.Г. Безверхова, Г.И. Богуш, Р.В. Дронова, А.А. Макарова, Ю.Г. Наумова1.
Значимость их достижений и научных изысканий не утратила своей значимости до сих пор, несмотря на то, что отдельные предложения по совершенствованию механизма противодействия коррупции в сфере государственного управления были сделаны более десяти лет назад.
Во многом, труды перечисленных выше ученых подтверждают тот факт, что антикоррупционное законодательство уже давно нуждается в основательных трансформациях и преобразованиях.
Также в рамках настоящего магистерского исследования весьма полезными оказались современные работы А.А. Артемьева, В.Н. Зайковского, Э.А. Иванова, М.Н. Илюшиной, Т.Л. Козлова, Л.Е. Лаптевой, И.А. Лепехина, О.А. Тулиновой, А.М. Цирина, Е.В. Черепановой, Е.А. Юртаевой2.
В трудах перечисленных правоведов приводятся различные определения коррупции, причины её возникновения и развития в сфере государственного управления, даются рекомендации по противодействию коррупции в органах власти и управленческих структурах в целях дальнейшего повышения качества и эффективности деятельности государственных служащих.
Достижения указанных ученых, безусловно, не исчерпывают весь массив исследований, которые уже существуют в направлении изучения такого явления как коррупция. Кроме того, предложенные пути и меры пресечения коррупционного поведения в органах государственной власти в трудах названных авторов продолжают оставаться актуальными и значимыми в условиях современного противодействия коррупции. Тем не менее, учитывая факт превращения коррупцию в глобальную проблему, важность акцентирования внимания на данной проблеме в ближайшие годы не снизится, что лишь подчеркивает значимость проводимого магистерского исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при определении понятия и причин коррупции в сфере государственного управления, а также дальнейших направлений её пресечения и эффективного предупреждения в деятельности государственных служащих.
Предмет исследования - нормы международных договоров, положения российского законодательства, позволяющие выявить причины коррупционного поведения служащих в сфере государственного управления и принять надлежащие меры противодействия коррупции.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, международного и отечественного правового материала, раскрыть сущность коррупции и определить её причины, выявить проблемы предупреждения коррупции в сфере государственного управления и сформулировать правовые пути их решения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:
• раскрыть с юридической точки зрения понятие и виды коррупции;
• проанализировать причины коррупции в сфере государственного управления;
• исследовать особенности коррупции в сфере государственного управления;
• рассмотреть статистические данные о коррупционных делах в сфере государственного управления;
• рассмотреть административно-правовые и организационные меры противодействия коррупции в органах государственной власти;
• определить особенности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
• выявить проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственного управления;
• сформулировать дальнейшие пути совершенствования нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в сфере государственного управления.
Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать коррупцию в сфере государственного управления как динамическую многоуровневую категорию сквозь призму ее проблем. Также в комплексе использовались сравнительно-правовой, формально-логический, функциональный метод познания.
Теоретическая основа работы представлена научными разработками ученых-правоведов и исследованиями практикующих юристов в рассматриваемой сфере. В исследовании освещены мнения и суждения известных специалистов в области противодействия коррупции в сфере государственного управления, которые нашли отражение в учебных пособиях, индивидуальных и коллективных монографиях, научных статьях.
Нормативной базой исследования стали международные акты, правовые акты национального законодательства, посвященные противодействию коррупции.
Теоретическая значимость результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в области совершенствования механизма противодействия коррупции в сфере государственного управления. Выводы, сделанные автором, можно использовать при проведении занятий в высших учебных заведениях.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней анализируются актуальные проблемы сферы государственного управления в России, связанные с профилактикой и предупреждением коррупции. Некоторые предложения в итоговой части работы могут быть полезными в рамках совершенствования существующей антикоррупционной политики.
Структура работы определена целью исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведённом исследовании были затронуты, пожалуй, одни из наболевших проблем, имеющих место в России - вопросы предупреждения коррупции в сфере государственного управления и поиск эффективных мер противодействия им. В заключении можно подвести следующие итоги:
1. Коррупция - достаточно древнее политическое, экономическое и правовое явление, опасность которого была признана еще на этапе возникновения первых государств. Но с проблемой ее искоренения древние правители столкнулись практически сразу - сказывались нехватка опыта, финансовой поддержки и практики. Первые упоминания о коррупции и необходимости противодействия ей встречаются еще в библейских текстах. Исследователи настаивают, что коррупция не является исторически вечным явлением. Обычно она имеет место там, где существуют противоречия между публичными и частными институтами. Господство обезличенных институтов рынка и частного сектора способствуют формированию в государстве и обществе коррупционного поведения.
Собственно, эти причины и повлияли на возникновение коррупции в Российской империи периода княжеского правления, где властные отношения носили именно частно-договорной характер. В советские времена коррупция «замалчивалась», ведь по определению социалистическое государство, курс на построение которого был взят, не могло содержать коррупционных проявлений. Обычно использовались термины «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением».
2. Российские власти, вплоть до принятия УК РФ 1996 года, непродуктивно объясняли причины коррупции, полагая, что эти явления социальные, порожденные условиями эксплуататорского общества. Однако оказалось, что, отчасти, причины кроются в серьезных упущениях в кадровой работе, в бюрократизме и волоките при рассмотрении жалоб граждан, в грубых нарушениях плановой дисциплины.
Основная проблема коррупции видится в том, что меры, которые принимаются властью, обладают лишь формально юридическим характером, тогда как причины коррупции выходят далеко за пределы плоскости права. Условно причины коррупции можно разделить на несколько групп: а) исторические (практика кормлений чиновников, расширение бюрократического аппарата); б) экономические (потребительская идеология, меркантилизм); в) политические (отсутствие у руководства страны должной решительности и воли); г) правовые (недостатки юридической техники, несоблюдение принципа соразмерности наказания и совершенного деяния).
3. Основная сложность трактовки и понимания коррупции заключается в том, что она трактуется слишком многозначно, из-за чего не всегда полноценно понимается и учитывается ее глобальный характер. Ввиду этого, представляется разумным на законодательном уровне отказаться от использования термина «коррупция», ибо в противном случае может произойти подмена одних понятий другими.
Использование дефиниции коррупции также не представляется удачным, поскольку по своей природе коррупция - это социально-негативное явление, которое совокупно складывается из ряда аморальных проступков и противоправных деяний. Коррупцию нельзя отождествлять с преступлениями, которые сопровождают ее как явление, например, с взяточничеством, или злоупотреблением должностными полномочиями.
4. Несмотря на то, что коррупцию невозможно полностью искоренить как явление в одночасье, вполне возможно уменьшить ее объемы, социальные предпосылки, причины коррупционных деяний, ограничить влияние коррупции на социально-экономические, политические и иные процессы в обществе. Масштабы коррупции и ее разрушительное воздействие могут быть значительно уменьшены и поставлены под надежный общественный и государственный контроль.
Политика государства в этой сфере должна быть направлена на недопущение превращения экономической преступности в криминализацию всей политической системы. Вместе с тем, объемы коррупции зависят от характера принимаемых законов: чем больше государственные структуры наделяются различными полномочиями, распределительными и разрешительными функциями, тем больше возможностей для злоупотребления со стороны властей. В этом аспекте весьма важным является предотвращение монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структуры или одного человека.
5. Меры предупреждения коррупции в сфере государственного управления заключаются в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных действий государства и общества по устранению детерминантов, порождающих коррупцию и способствующих возникновению этого явления в различных сферах жизни. Предупреждение коррупции в органах власти предполагает:
• корректировку хода экономических реформ, усиление их социальной направленности;
• переход к реальным и реализуемым бюджетам;
• обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля над ней;
• повышение нравственного и культурного уровня населения;
• привлечение институтов гражданского общества к противодействию коррупции с целью воспитания правового и гражданского сознания, получения навыков антикоррупционного поведения.
6. Для совершенствования мер профилактики и предупреждения коррупции в сфере государственного управления предложены следующие пути и направления:
а) отказаться от поиска универсального или единственно верного определения коррупции как масштабного явления, выходящего далеко за пределы науки юриспруденции;
б) внедрить меры персональной ответственности руководителей исполнительных органов власти за невыполнение или ненадлежащее выполнение основных направлений в сфере противодействия коррупции;
в) разработать эффективные механизмы реальной юридической ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие активов и собственности, происхождение которых должностное лицо не может разумным образом обосновать.


Нормативно-правовые источники
1. Резолюция ООН № 3514 (ХХХ) от 15.12.1975 г. «Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами» // СПС «Консультант Плюс».
2. Конвенция Совета Европы от 27.01.1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию» // Бюллетень международных договоров. - 2009. - № 9. - С. 17.
3. Конвенция Совета Европы от 4.11.1999 г. «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» // СПС «Консультант Плюс».
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003 г. // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
5. Принципы глобального договора ООН в системе корпоративной социальной ответственности от 2014 г. // СПС «Консультант Плюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/647dd80ba6800 a67430ee249e7712102 220a3f30/ (дата обращения: 01.12.2019).
7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в ред. от 5.10.2019 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, в редакции от 1.09.2019 г. «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
9. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изм. и доп.) // Рос. газ. - 2009. - 22 июля.
10. О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами: Постановление Правительства РФ от 12.08.2005 № 509 (в ред. от 03.08.2011) // Российская газета. - август, 2005. - № 183.
11. Декрет СНК РСФСР от 08 мая 1918 г. «О взяточничестве» (утратил силу) // Декреты Советской власти. Том II. 17 марта 10 июля 1918 г. - М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.
12. Декрет СНК РСФСР от 16 августа 1921 г. «О борьбе со взяточничеством» // Собр. Узак. - 1918. - № 35. - Ст. 467 (утратил силу).
13. Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс».
14. Уголовный кодекс РСФСР от 1 января 1927 г. (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 660.
Научная и учебная литература
15. Авдеев, В.А., Авдеева О.А. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // «Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям»: сб-ник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск, 2013. - С. 10-15.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ