Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр- путешествий 12
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности 12
1.2 Игры-путешествия как средство формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности 22
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности 30
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий 55
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности 77
Заключение 91
Список используемой литературы 94
Приложение А Характеристика выборки исследования 99
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 100
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 102
Приложение Г Анкета для родителей «Российско-гражданское воспитание ребенка» 104
Несмотря на то, что активное формирование гражданской идентичности происходит в юношеском и более старших возрастах, основы российской гражданской идентичности закладываются на ступени дошкольного образования. На современном этапе развития педагогической науки и практики наблюдается все возрастающий интерес к проблемам вхождения личности в социум, осознанное принятие общечеловеческих ценностей, социокультурных норм и национальных традиций. Этот интерес обусловлен тем, что в условиях гуманизации и демократизации системы современного российского образования возникает необходимость формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, которая будет основой для самореализации человека, его личностного роста именно в тех социальных условиях и той культуры, в которой он растет и развиваются.
Являясь гражданами России, видим, как поднимается и занимает лидирующие позиции идея патриотизма в современном мире. Российская гражданская идентичность - это осознание человеком своей принадлежности к сообществу граждан «России, сложившемуся на основе общности исторической судьбы, культурных и языковых традиций, экономических и социальных связей и политически закрепленного факта существования государства» [9].
Изучив материалы Д.В. Григорьева, М.Б. Зацепиной, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, мы пришли к выводу, что начинать работу по формированию российской идентичности необходимо уже с дошкольного возраста, так как начинают формироваться духовно-нравственные основы личности.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью воспитания гражданина России, патриота. В настоящее время патриотическое воспитание является особенно важным, так как страна находится в ситуации национализма, существуют проблемы межнациональных разногласий, терроризма. Необходимо повышать у подрастающего поколения интерес к настоящему и уважение к прошлому России, к собственной культуре.
В связи с этим встает вопрос о формировании одной из центральных личностных характеристик - гражданской идентичности человека, которая соединяет в себе ее социокультурные, гражданские и личностные формы. Понятие «гражданская идентичность» вошло в педагогику относительно недавно. Его широко стали использовать в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов.
Для того чтобы обеспечить формирование гражданской идентичности и соответствующим образом организовать образовательную деятельность, необходимо ясно понимать, что стоит за этим понятием. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ученые не пришли к единой точке зрения относительно формулировки данного понятия.
В дошкольных образовательных организациях эпизодически проводятся мероприятия и акции на гражданскую и патриотическую тематику. Однако такая работа часто носит отчетно-показательный характер и мало может повлиять на процесс формирования российской гражданской идентичности дошкольников. Причина этого состоит в том, что педагоги недостаточно понимают содержание этого процесса, и соответственно имеют трудности в его осуществлении на практике. Целесообразно уточнить понятие «российская гражданская идентичность детей 5-6 лет», а также прояснить содержание и организацию такой работы в дошкольных образовательных организациях.
Старший дошкольный возраст является значимым периодом для патриотического воспитания. Дети начинают осознавать себя в окружающем мире, формируется духовно-нравственная основа личности - культурно-ценностные ориентации, начинается процесс идентификации со своей национальностью и культурой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на личность, поэтому предложенные взрослыми яркие образы восприятия окружающей действительности, культуры запоминаются детьми надолго, что важно для патриотического воспитания.
На современном этапе развития не проводилось крупных исследований по изучению формирования у детей 5-6 лет гражданской идентичности.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы, посвященной изучению гражданской идентичности у детей 5-6 лет. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях А.Г. Асмолова, М.В. Берендеева, Т.В. Водолажской, Д.В. Григорьева, Е.А. Гришиной, А.Н. Иоффе, О.А. Карабановой, И.В. Кожанова, В.П. Сергеевой, М.А. Юшина.
Недостаточная научно-методическая освещенность педагогического процесса по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне. Возможность осуществления данного процесса педагоги-исследователи связывают с поиском и разработкой содержания работы с применением новых средств и форм обучения.
С.Т. Алиева, Е.И. Корнеева наиболее эффективными для формирования российской гражданской идентичности признают интегрированные средства. Подобными возможностями для интеграции различных средств, активизирующих чувства, мышление, стимулирующих активность ребенка, обладают игры-путешествия.
На основании вышеизложенного, нами были установлены противоречия:
- между государственной и общественной значимостью формирования и развития у подрастающего поколения российской гражданской идентичности и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике образования;
- между практической необходимостью формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности и недостаточным использованием возможностей игр-путешествий для реализации этого процесса.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий?
На основании актуальности и проблемы исследования была определена тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий будет возможным, если:
• уточнено понятие «формирование у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности», определены критерии, показатели и качественные характеристики ее сформированности;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда фото и видеоматериалами, музыкальными произведениями, произведениями художественной литературы, отражающими особенности культуры народа, его жизненного уклада и традиций для игр-путешествий;
• разработано содержание игр-путешествий в соответствии с показателями сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр- путешествий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (анализ работ психологов, философов, педагогов по проблеме формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности; изучение работ специалистов по методике применения игр-путешествий);
• эмпирические (беседы с детьми, анализ ситуаций; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований, посвященных изучению сформированности у детей 5-6 лет гражданской идентичности (А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Кондаков, И.В. Конода, Н.С. Попов, Э. Эриксон, М.А. Юшин);
• концепция гражданского образования и воспитания (Г.Д. Аверьянова, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, М.Д. Горячев, И.А. Долгалева, В.И. Кожокарь, Ф.Ф. Кузнецов, С.Е. Матушкин, Т.В. Набиева, А.Ф. Никитин, И.Н. Руссу, Я.В Соколов);
• положения исследований, посвященных изучению возможностей игр- путешествий в формировании гражданской идентичности дошкольников (Т.В. Болотиной, В.Н. Борисова, И.П. Иванов, Т.А. Макарова, Л.С. Пастуховой, С.В. Тетерской, Е.Ю. Ягодкина);
• результаты исследований об организации квест-игр в образовательном процессе дошкольников (А.А. Ошкина).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2020-2021 гг.) анализировалась литература по выбранной теме, определялась проблема исследования, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; осуществлялось планирование экспериментальной работы; определялись показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности. Готовилась публикация, раскрывающая некоторые аспекты проблемы исследования.
На втором этапе (2021-2022 гг.) реализовывались констатирующий и формирующий эксперименты, разрабатывалось и апробировалось содержание работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий. Опубликована статья по теме исследования.
На третьем этапе (2022 г.) проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов; формулировались основные выводы по исследованию; описывались качественные и количественные результаты, материалы исследования оформлялись в виде диссертации; готовилась публикация по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игр-путешествий в процессе формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности; теоретически обоснованы возможности и описан педагогический процесс по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования педагогами на практике апробированных материалов по диагностике уровня сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности; в разработанном содержании работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий, которое может использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и выявлении уровня сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности; разработке и апробации содержания работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались, обсуждались в отчетах научно-исследовательской работы в рамках каждого семестра, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ (2021 г., 2022 г.), на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Весь путь исследования отражен в четырех публикациях в специализированных сборниках.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Под формированием у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности понимаем процесс соотнесения детьми себя с гражданской общностью, ее нормами и ценностями, который выводит их на осознание себя гражданами России и членами гражданского общества, на понимание своих прав и обязанностей, реализуемых в процессе участия в жизни гражданского общества, события которой оцениваются ими по критерию ценностей гражданского общества, которые становятся мотивами для их поведения и деятельности.
2. Сформированность у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности проявляется в том, что дети знают название страны, города; отражают в речи представление о жизни и подвигах былинных богатырей и полководцах, имеют представление о современных родах войск российской армии; объясняют: зачем нужна армия в нашей стране, называют, чем отличаются военные костюмы разных эпох, флаг, герб, гимн России, герб города; называют народные праздники, игрушки; заботятся о близких, проявляют дружелюбие и объясняют свои чувства и личностное отношение к окружающей действительности.
3. Работа по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий осуществляется поэтапно. Подготовительный этап направлен на обогащение развивающей предметно- пространственной среды атрибутами и материалами для игр-путешествий. На деятельном этапе реализуются игры-путешествия, разработанные в соответствии с показателями сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты. Тематика игр-путешествий: «Родина - моя Россия», «Секретный пакет», «Защитники Отечества», «Я живу в России», «Наша армия». Перед проведением игр-путешествий организовывалась предварительная работа с детьми: беседы об армии, о военных профессиях, беседы о родной стране, беседы о таких качествах героев, защитников, как отвага, смелость, храбрость, мужество, любовь к родным местам, преодоление страха. На интерактивном этапе реализуется игра-путешествие для родителей, способствующая формированию у детей 5-6 лет ценностного отношения к своей стране и закреплению представлений о стране, ее символике, защитниках.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 25 таблиц и 2 рисунка, список используемой литературы (44 наименования), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 98 страницах.
Патриотическое воспитание является особенно важным, так как страна находится в ситуации национализма, существуют проблемы межнациональных разногласий, терроризма. Необходимо повышать у подрастающего поколения интерес к настоящему и уважение к прошлому России, к собственной культуре. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования российской гражданской идентичности. В этот возрастной период у детей 5-6 лет активно развиваются социальные эмоции, они усваивают нормы и правила поведения в обществе - ответственность за поступки, взаимопомощь.
Анализ теоретических основ проблемы формирования у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности, подходов и определений понятия «идентичность» позволил нам понимать под идентичностью восприятие индивидом себя членом какой-либо группы или общности, включенность индивида в общество.
Проанализировав позиции авторов, занимающихся проблемой российской гражданской идентичности, в нашей работе мы получили определение российской гражданской идентичности. Российская гражданская идентичность - это восприятие социально-политических, культурных и экономических аспектов жизни в России, выражающееся в готовности разделить обязанности, нормы, требования и ценности российского общества, чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему России, свободное осознание своей принадлежности к сообществу граждан Российского государства, которое имеет важное значение для личности.
Рассмотрев в психолого-педагогической литературе термины «идентичность» и «российская гражданская идентичность» и дав психолого-педагогическую характеристику возрасту 5-6 лет, мы остановились на понятии «российская гражданская идентичность дошкольников» - это осознание дошкольниками того, что они граждане страны Россия, которое основывается на принятии ими норм и ценностей российского общества, на основе представления о признаках, принципах и устоях российского общества, характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой, что немаловажно для детей дошкольного возраста.
На основе положения современной психолого-педагогической науки (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова) о трехкомпонентной структуре каждого личностного качества выделены основные компоненты и показатели сформированности российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Когнитивно-смысловой компонент включает в себя формирование базовых представлений, что предполагает осознание принадлежности к той или иной социальной общности. Эмоционально-ценностный компонент раскрывает отношение человека к событиям, обществу, людям, самому себе, выступая в форме установок и требований. Поведенческий компонент выражается во владении способами проявления сочувствия, сопереживания, умении применять представления о стране, ее символике, защитниках при осуществлении различных видов деятельности. Формирование этих компонентов тесно связано и должно учитываться в образовательном процессе.
По результатам констатирующего исследования у детей 5-6 лет преобладал средний уровень сформированности российской гражданской идентичности и 20% детей имели низкий уровень. Данные констатирующего эксперимента позволили нам говорить о необходимости организации целенаправленной работы по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий.
Наиболее действенными для формирования российской гражданской идентичности признают интегрированные средства. Игры-путешествия объединяют различные средства, стимулирующие активность детей, активизирующие чувства, развивающие мышление. Педагогический процесс по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности посредством игр-путешествий включает:
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды фото и видеоматериалами, музыкальными произведениями, произведениями художественной литературы, отражающими специфику культуры народа, его жизненного уклада и традиций для игр-путешествий;
• разработку содержания игр-путешествий в соответствии с показателями сформированности у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности.
Данные контрольного эксперимента показали, что работа по формированию у детей 5-6 лет российской гражданской идентичности в процессе игр-путешествий результативна. В экспериментальной группе на контрольном этапе исследования преобладает высокий уровень сформированности российской гражданской идентичности. Количество детей с высоким уровнем повысилось на 38%. Мы увидели, что дети дошкольного возраста знают, кто президент нашей страны, они знают, каких цветов флаг и как называется наша страна, дошкольники проявляют высокое чувство привязанности и уважения к своей семье, школе, дому; явно выражают желание заботиться о других; проявляют гордость за свою Родину; дружеские отношения со сверстниками, знают все символы России.
Полученные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования. Все представленные нами задачи работы решены, цель достигнута. Мы считаем, что проблема формирования российской гражданской идентичности не ограничивается старшим дошкольным возрастом, что делает необходимым ее изучение на других возрастных этапах дошкольного возраста.
1. Абушенко В. Л., Аксютченко В. И., Ананьев В. Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия; ред.-сост. С. Ю. Солодовников. М. : МФЦП, 2002. 1008 с.
2. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград : Учитель, 2007. 208 с.
3. Алешина Н. В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий. М. : УЦ «Перспектива», 2011. 296 с.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 2007. 143 с.
5. Антонова Л. И. Ребенок в детском саду. 2012. С. 55-61.
6. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в западной психологии. Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
7. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вопросы образования. 2008. №1. С. 65-87.
8. Асмолов А. Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М. : ФГАУ ФИРО, 2012. 227 с.
9. Боголюбова Л. Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся. М. : Просвещение, 2011. 479 с.
10. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика : Учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М : Академия, 2002. 237 с.
11. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 180 с.
12. Винникова С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников // Воспитание школьников. 2013. № 5. С. 14-15.
13. Воронова Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Ростов на Дону : Феникс, 2008. 282 с.
14. Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие. М. : Гардарики, 2008. 153 с.
15. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. Гл.науч.ред. и сост. А. А. Грицанов. М. : АСТ, Мн. : Харвест, Совр. литератор, 2002. 976 с.
...