Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №120114

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 13
1.1 Проблемы инклюзивного образования в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 13
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 19
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 30
2.1 Содержание и методика оценки состояния психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 30
2.2 Апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 53
2.3 Определение эффективности модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью 72
Выводы по второй главе 80
Заключение 82
Список используемой литературы 87
Приложение 92

Актуальность исследования. На сегодняшний день, перед современным обществом становится актуальным вопрос равных возможностей получения полноценного всестороннего образования. Это право нормативно закреплено в «Концепции модернизации Российского образования». Однако, на сегодняшний день, большая часть детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), особенно если это комплексное, а не единичное нарушение, все еще не могут быть включены в систему образования. Среди них особое место занимают дети с умственной отсталостью. Одним из приоритетов российской государственной политики в сфере образования на сегодняшний день, стало инклюзивное образование. В докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» подчеркивается значимость обеспечения медико- психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе детей с ОВЗ [6]. На современном этапе отмечается переосмысление содержания коррекционной работы в образовательной системе. На основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), учитываются индивидуальные потребности детей с особыми возможностями здоровья. Целью психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в современном образовательном процессе является обеспечение гибкого подхода в обучении и воспитании ребенка, исходя из его психофизиологических особенностей. Реализация инклюзивного воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях расширяет возможности оказания коррекционно-педагогической и медико-психологической помощи детям. Позволяет осуществлять помощь и поддержку родителей непосредственно по месту жительства детей и их (законных представителей). Реализация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью позволит получить эффективный образовательный результат не только у детей с ОВЗ, но и их нормально развивающихся сверстников. Развитие в инклюзивных группах нормативно развивающихся дошкольников научит их быть терпимыми, толерантными. Дети инклюзивной группы опосредованно приобретут знания о правах человека, научатся взаимодействовать друг с другом, распознавать и принимать различие, приобретут знания о жизни социума.
Актуальность исследования рассматривается в социально-педагогическом и научно-теоретическом аспекте. На социально-педагогическом уровне определяется заказом общества. В настоящее время российское общество переживает сложный период, изменения коснулись всех сфер жизни общества: социальной, экономической и политической. На первый план остро выступает проблема инвалидности детей. Социальным показателем является увеличение детской инвалидности наряду с уменьшением демографических показателей. Перспектива развития общества состоит в сохранении трудового потенциала, то есть напрямую зависит от здоровья и развития подрастающего поколения. По официальным данным статистики детская инвалидность во всем мире составляет от 0,2% до 7% и на сегодняшний день имеет тенденцию к росту [15]. Основными причинами ограничения жизни в обществе ученые выделяют следующие нарушения развития: умственные - 28%, двигательные - 23%, метаболические - 20% [14]. Важнейшим периодом развития ребенка является дошкольный возраст, именно в этом возрасте формируются все основные навыки и умения, затрагивающие когнитивную, коммуникативную и др. сферы.
На основании вышесказанного, мы считаем, что создание в дошкольных образовательных учреждениях психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с умственной отсталостью, поможет успешной адаптации воспитанников в социальной среде.
Научно-теоретический уровень актуальности исследования базируется на теории и методологии инклюзивного образования. Инклюзивное (включенное) образование понимается как совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками [41]. Процесс обучения и воспитания строится таким образом, что ребенка-инвалида не надо обучать к жизни в социуме, сама система подстраивается под него, обучая непосредственно. Сопровождение строится таким образом, чтобы у каждого ребенка с отклонениями в развитии была возможность участвовать в жизни общества, чувствовать себя равноправным членом.
Отечественный ученый Л.С. Выготский отмечал преимущества специальных коррекционных образовательных учреждений, но в то же время указывал на их проблемы. В таких организациях все подчинено ребенку с нарушениями в развитии: ему не приходится прилагать усилия, круг его общения узок, он не получает представления об окружающем мире, чем обостряет свой дефект. Л.С. Выготский указывал, что интеграция в жизнь является главной задачей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Ориентируясь на сверстников с нормативным развитием, дети с нарушенным развитием получают представления о социуме. Это ложится в основу декомпенсации нарушения.
На сегодняшний день, дошкольное образование претерпевает период реформ, организуются новые формы, новые типы учреждений. Для семей с аномальными детьми, расширяется возможность выбора образовательных учреждений. Образовательные учреждения организуются с возможностью доступности для каждого ребенка, осуществляют приспособление к их психофизическим особенностям. У детей с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность находиться со своими нормально развивающимися сверстниками, включаться в социальную среду, не быть отверженным обществом. На сегодняшний день актуальным становится инклюзивное образование.
Проводя теоретический анализ научной литературы, можно сделать вывод о особенностях развития инклюзивного образования в России. Ученые Т.С. Зыкова, Н.Н. Малофеев, утверждают, что наиболее эффективный путь развития инклюзивной деятельности должен осуществляться на основе системы специального коррекционного образования. Это перспективный вид образования, воспитания, развития и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С точки зрения ученых, проблема организации совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями в условиях дошкольного учреждения актуальна на сегодняшний день.
В монографии «Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации» В.В. Коркунов показал практический опыт совместного обучения и образования детей с нарушениями в развитии и типично развивающихся сверстников. Ученый обращает внимание на индивидуальный подход к каждому ребенку с особыми возможностями здоровья, указывает, что успешность инклюзивного образования заключается в эффективном сотрудничестве педагогов, специалистов учреждения и семей воспитанников. По мнению В.В. Коркунова, дети с умственной отсталостью при включении их в инклюзивную деятельность получат больше возможностей для эффективного развития.
Ученый Р. Дименштейн основой инклюзивного обучения считает разработку индивидуального образовательного маршрута. По его мнению, важно обучение ребенка с особыми возможностями здоровья, по его индивидуальному маршруту, отслеживая этапы развития, а не формирование места, где находится ребенок.
На современном этапе модернизации системы образования на первый план выходит доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным показателем является увеличение детской инвалидности наряду с уменьшением демографических показателей.
Перспектива развития общества состоит в сохранении трудового потенциала, то есть напрямую зависит от здоровья и развития подрастающего поколения.
Одним из решений вопроса воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью становится инклюзивное (включенное) образование [41]. Теоретический анализ опыта работы дошкольных учреждений указал на необходимость разработки рекомендаций по организации различных форм работы с детьми с умственной отсталостью, обеспечивающих эффективный процесс инклюзии. Существует необходимость в нормативно-правовых документах, регулирующие основы инклюзии в дошкольном образовательном учреждении, необходимость в разработке методического материала. На сегодняшний день, для реализации инклюзивного образования не хватает разработанных технологий, методик. Опыт работы по данной теме точечный, нет наработанной системы сопровождения инклюзивного процесса образования в дошкольных организациях.
Изучение и анализ разнообразных педагогических и психологических исследований обнаружил противоречие между значимостью и востребованностью организации инклюзивного образования на современном этапе развития как общества в целом, так и образования в частности с одной стороны, и с другой стороны - недостаточной проработанностью содержания психолого-педагогического сопровождения условий инклюзивного образования старших дошкольников с интеллектуальным недоразвитием.
Вышесказанное позволило определит тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью возможно, если разработать модель, включающую:
• формирование развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе, способствующей гармоничному развитию личности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
• формирование мотивационной готовности педагогов и родителей воспитанников к работе в условиях инклюзивного образования;
• формирование готовности воспитанников групп общеобразовательной направленности на совместное образование с детьми с умственной отсталостью
• организацию совместной деятельности детей с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты психолого-педагогической науки и достижения практики дошкольных образовательных организаций по исследуемой проблеме.
2. Определить эффективность психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада.
3. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические: анализ научной, методической литературы по проблеме исследования, анализ опыта работы инклюзивного образования детских дошкольных организаций; эмпирические- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; диагностические методы; обработка результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов.
Теоретическую основу исследования составили:
• вопросы теории и практики развития интеграционного подхода в обучении и воспитании (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);
• разработки, имеющие социальную направленность (A.A. Ватажина, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, В.В. Коркунов, Э. Хейссерман, Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, А.Р. Маллер, Л.М.Шипицына);
• разработки, посвященные управлению процессом инклюзивного образования (Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, C.B. Кудрина, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, В.М. Мозговой, Ю.В. Мозжалова, A.M. Царёв);
• разработки, современных ученых, рассматривающие социальные, психологические и педагогические условия интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество (Л. Одинаева, Д. Каримова, Ш. Сафарова, Ф. Партовова, М. Сабурова), инклюзивного образования (В. Умарова);
• психолого-педагогические исследования (Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, С.Г. Шевченко, С. Забрамная, Д. Векслер и др.).
Организация этапов исследования. Исследование проводилось в период с 2015 г. по 2017 г. в четыре этапа:
Первый этап, сентябрь 2015 г. - декабрь 2016 г. - анализ проблемы в научной литературе и изучение опыта практической работы дошкольных учреждений.
Второй этап, январь 2016 г. - июнь 2016 г. - обсуждение методик констатирующего эксперимента, участие в работе экспертных групп, проведение и анализ результатов констатирующей части эксперимента.
Третий этап, сентябрь 2016 г. - январь 2017 г. - обсуждение методик и организация формирующего эксперимента, апробация, внесение изменений в разработанную модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях дошкольной образовательной организации.
Четвертый этап, февраль 2017 г. - май 2017 г. - проведение контрольного среза исследования, обработка результатов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• выделены критерии и показатели эффективности психолого - педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада;
• разработана модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обоснованы критерии оценки эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада;
• обоснована и охарактеризована модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов дошкольного образования (воспитатель, педагог - психолог, учитель-дефектолог, логопед) в процессе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных; личным участием автора на всех этапах исследования и их положительной оценкой практическими работниками.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного дошкольного учреждения детского сада № 120 «Сказочный» городского округа Тольятти. В эксперименте приняли участие 12 воспитанников старшего дошкольного возраста с диагнозом умственная отсталость и 20 воспитанников с нормативным развитием, 55 родителей воспитанников, 12 педагогов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты данного исследования были представлены на научных мероприятиях различного уровня: XXIV международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методики и практика 2015-2016 учебного года» г. Новосибирск, 2015г.; опыт работы по данной теме представлен в сборнике Тольяттинского государственного университета, посвященные международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» г. Тольятти, 2016г.; в сборнике материалов XLVII всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» г. Новосибирск 2017 г., с целью обмена опыта по теме исследования принято участие в XII региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций г. Отрадный, 2016 г. По теме работы опубликовано четыре публикации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада требует определения состояния развивающей предметно-пространственной среды, готовности родителей и педагогов к совместному образованию детей с умственной отсталостью с нормально развивающимися сверстниками, уровня интеллектуального и социально-личностного развития детей с умственной отсталостью, уровня готовности воспитанников групп общеобразовательной направленности на совместное образование с детьми с умственной отсталостью.
2. Модель психолого-педагогическое сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью включает три блока: организационный, методический, практический.
3. Обеспечение эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях детского сада требует формирования развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе, способствующей гармоничному развитию личности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью; формирования мотивационной готовности педагогов и родителей воспитанников к работе в условиях инклюзивного образования; формирования готовности воспитанников групп общеобразовательной направленности на совместное образование с детьми с умственной отсталостью; организацию совместной деятельности детей с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников.
Структура магистерской диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и 8 приложений. Текст работы содержит 3 иллюстрации, 21 таблицу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования определяется необходимостью создания оптимальных условий для успешной социализации детей с умственной отсталостью, реализации инклюзивного образования с учетом индивидуальных, психофизических возможностей детей. С одной стороны, это успешная социализация детей с интеллектуальными нарушениями, с другой стороны, воспитание толерантного отношения детей с нормой развития к детям с ОВЗ.
На современном этапе модернизации системы образования на первый план выходит доступность образования для детей с ОВЗ. Социальным показателем является увеличение детской инвалидности наряду с уменьшением демографических показателей. Перспектива развития общества состоит в сохранении трудового потенциала, то есть напрямую зависит от здоровья и развития подрастающего поколения.
На основании этого необходимо создавать условия для включения детей с умственной отсталостью в воспитательно-образовательный процесс. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольных организациях, при которой будет возможна реабилитация детей с нарушениями интеллектуального развития и последующая их адаптация к социуму. Обеспечение сопровождения инклюзивного образования позволит получить эффективный образовательный результат не только у детей с умственной отсталостью, но и у их нормально развивающихся сверстников. Развитие в инклюзивных группах нормативно развивающихся дошкольников научит их быть терпимыми, толерантными. Дети инклюзивной группы опосредованно приобретут знания о правах человека, научатся взаимодействовать друг с другом, распознавать и принимать различие, приобретут знания о окружающем мире.
Ученые Т.С. Зыкова, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев в своих исследованиях выделяют инклюзивную деятельность как перспективный вид образования, воспитания, развития и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Л.С. Выготский подчеркивал, что интеграция аномального ребенка в жизнь, поможет компенсировать его недостаток, обосновывая свое утверждение тем, что высшие психические функции являются результатом формирования в социуме. С точки зрения ученых, проблема организации совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями в условиях ДОО актуальна и на сегодняшний день.
Теоретический анализ опыта работы дошкольных учреждений указал на трудности в организации инклюзивного образования. Для создания инклюзивного пространства необходимо в образовательных организациях пересмотреть подход к детям с ОВЗ: подготовить нормативную базу, научно - методическое обеспечение, осуществить подготовку кадрового потенциала, мотивационную готовность родителей воспитанников, как с нормой развития, так и с ОВЗ, пересмотреть обеспечение и организацию развивающей среды. Опыт работы в данном направлении точечный, нет системы сопровождения инклюзивного процесса образования в дошкольных организациях. Необходим личностно-ориентированный подбор форм работы с детьми с умственной отсталостью, обеспечивающих эффективный процесс инклюзии. Инклюзивное пространство должно строиться на индивидуальном подходе, тем самым обеспечивая непосредственное развитие и социализацию личности детей разных стартовых возможностей в целом.
На основании вышесказанного, мы пришли к выводу о создании в образовательном учреждении многоступенчатой модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с умственной отсталостью, при которой будет осуществляться успешное взаимодействие детей с умственной отсталостью и нормативным развитием, произойдет успешная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в социум.
В соответствии с целью работы (теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование модели инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью) в ходе исследования были реализованы следующие виды работ. На теоретическом уровне была изучена история развития инклюзивного образования в России и за рубежом. На научном и практическом уровне было проанализировано состояние проблемы на современном этапе модернизации образования. В процессе исследования было изучен опыт работы по реализации инклюзивной деятельности в образовательных организациях. Было определено понятие инклюзивной деятельности, выделено условие для ее организации - необходимая подстройка учреждения под образовательные, индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка. Для успешной реализации инклюзивной деятельности необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
На начальном этапе исследования в процессе констатирующего эксперимента мы проанализировали состояние инклюзивной деятельности в МБУ ДС № 120 «Сказочный». На основании этого были выделены проблемы: недостаточные коррекционные знания и низкая мотивационная готовность педагогов общеразвивающих групп в вопросах организации инклюзивного образования, недостаточные знания об инклюзивной практике родителей воспитанников с нормой развития, недостаточный учет особенностей детей с умственной отсталостью в развивающей предметно-пространственной среде инклюзивной группы.
В связи с обозначенными проблемами были выделены основные составляющие психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, на основании которых и была составлена модель.
В процессе формирующего эксперимента была апробирована модель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, которая включала:
• формирование развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивной группе, способствующей гармоничному развитию личности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью;
• формирование мотивационной готовности педагогов и родителей воспитанников к работе в условиях инклюзивного образования;
• формирование готовности воспитанников групп общеобразовательной направленности на совместное образование с детьми с умственной отсталостью;
• организация совместной деятельности детей с умственной отсталостью и нормально развивающихся сверстников.
На основании контрольного среза был осуществлен анализ эффективности модели психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования. Количественные и качественные результаты до и после проведения формирующего эксперимента позволили сделать вывод о положительной динамике интеллектуального и социально-эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Изменилось отношение педагогов к инклюзивной деятельности. Повышение квалификации воспитателей увеличило качество инклюзивной практической деятельности. Педагоги повысили знания о психофизических особенностях воспитанников с умственной отсталостью и активно используют их в инклюзивной деятельности, грамотно осуществляется разно уровневый подход в совместных занятиях.
Прослеживается положительная динамика отношения родителей воспитанников с нормой развития к инклюзивному образованию с детьми с умственной отсталостью. Повысилась готовность родителей в вопросах воспитания и развития детей с умственной отсталостью, уменьшилось число родителей детей с нормой развития, негативно воспринимающих идеи инклюзивного образования. В группах пополнена развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая индивидуальные особенности и интересы детей инклюзивной группы.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью возможно, если разработать модель психолого-педагогического сопровождения. Модель включает в себя: психолого-педагогическое сопровождения детей, согласно индивидуальной программе развития; мотивационную подготовку педагогов групп общеразвивающей направленности; повышение уровня коррекционно-педагогических знаний о психофизических особенностях детей с умственной отсталостью; взаимодействие педагогов и специалистов детского сада с родителями воспитанников компенсирующих и общеразвивающих групп; обогащение коррекционным материалом развивающей предметно-пространственной среды.


1. Алёхина, С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алёхина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 83-91.
2. Аслаева, Р.Г. Интегрированное обучение: опыт решения проблемы «кадрового голода» в Республике Башкортостан [Текст] / Р.Г. Аслаева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 78-85.
3. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии [Текст] / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3. - С. 50-67.
4. Битова, A.JI. Особый ребенок : исследования и опыт помощи [Текст] / A.JI. Битова // Сб. ст. Вып. 3: Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000. - 283 с
5. Буковцова, Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования [Электронный ресурс] / Н.И. Буковцева. - Режим доступа : http://www.docme.ru/.
6. Бургасова, Н.Е. Модернизация системы обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] / Н.Е. Бургасова, С.Ю. Танцюра // Логопед. - 2014. - № 8. - С. 112-117.
7. Вильшанская, А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в общеобразовательной школе [Текст] / А.Д. Вильшанская. - М. : Школьная Пресса, 2008. - 112 с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2002. - 654 с.
9. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт [Текст] / Л.В. Голубева. - СПб. : Учитель, 2011. - 95 с.
10. Гордеева, И. Инклюзия: плюсы и минусы [Текст] / И. Гордеева, М. Лисицына // Здоровье дошкольника. - 2014. - № 2. - С. 2-17.
11. Данилова, Е.В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия [Электронный ресурс] / Е.В. Данилова. - Режим доступа : http: //inclusion. vzaimodeystvie.ru/library/.
12. Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности / Е.Л Гончарова, О.И. Кукушкина [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://inclusion. vzaimodeystvie.ru/library/.
13. Дианова, В.И. Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения (из опыта работы пилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае) [Текст] / В.И. Дианова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 4. - С. 19-24.
14. Домишкевич, С.А. Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Текст] / С.А. Домишкевич // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 47-53.
15. Дорофеева, И.И. Организация интегрированного обучения в детском саду комбинированного вида / И.И. Дорофеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 33-37.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ