Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ

Работа №108421

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края 8
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
дошкольного возраста представлений о растениях родного края ... 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 5 -6 лет
представлений о растениях родного края 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5 -6
лет представлений о живой природе родного края 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о растениях родного края 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования у детей 5-6
лет представлений о растениях родного края 36
2.3 Динамика формирования у детей 5-6 лет представлений о
растениях родного края 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложения 59

Для природы Самарского края характерно богатство и разнообразие. Многие из природных объектов Самарского региона памятники природы, находящиеся под охраной государства, в частности многие представители мира растений Самарской области занесены в Красную книгу.
При более глубоком изучении обнаруживается интересный факт -в Самарском регионе встречаются элементы природных зон, характерных практически для всех Российских регионов. Однако состояние окружающей среды нашей области в настоящее время является неудовлетворительным. В настоящее время в Самарском регионе осуществляется реализация Концепции экологического развития, которая направлена на оценку состояния экологии в Самарской области и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития региона в целом.
В качестве одного из первоочередных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния и развития региона выступает формирование экологического мировоззрения как части патриотического, национального и регионального самосознания, экологизация
художественной, валеологической, бытовой культуры.
Начинать формировать экологическое мировоззрение необходимо уже в дошкольном возрасте (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А. Комарова и др.). Как отмечает С.Н. Николаева, дошкольный возраст сензитивен к восприятию информации об окружающей природе. В период дошкольного детства происходит приобщение к природе, ребёнок познаёт её богатство и разнообразие красок и форм. На основе знаний возникает понимание, что всё живое, в том числе и человек, имеет свои характерные потребности, которые удовлетворяются только при наличии соответствующих условий в среде обитания, пригодной для природного организма[33, с.14-17].
У ребенка необходимо формировать первоначальные экологические представления, воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому, окружающему нас, вырабатывать осознанно -правильное отношение к природе. Всего этого можно добиться, осуществляя тесный контакт и внедряя различные формы взаимодействия ребенка с природой.
В России в 90-х годах в значительном количестве создавались парциальные программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: например, А. Вересова разработала программу «Мы
земляне», Е. Рылеева - «Открой себя», Н.А. Авдеева и Г.Б. Степанова разработали программу «Жизнь вокруг нас», Ж.Л. Васякина-Новикова составила программу «Паутинка», В.И. Ашиковым и С.Г. Ашиковой была написана программа «Семицветик», С.Н. Николаева - «Юный эколог» и др.
В процессе анализа педагогической литературы и педагогического опыта определилось противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края и недостаточной разработанностью педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи исследования:
1. Произвести анализ психолого-педагогических исследований раскрыть, чтобы дать характеристику процессу формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края, изучить степень разработанности этой проблемы на современном этапе.
2. Определить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
3. Провести экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Чтобы решить данные задачи нами были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ педагогической литературы; эмпирические- психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения: концепция непрерывного экологического образования детей (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.), концептуальный подход к определению содержания экологического образования (Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова); положение Л.А. Венгера о наглядном моделировании, как общей интеллектуальной способности.
Новизна исследования заключается в обосновании потенциальных возможностей метода моделирования в формировании у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края; определении показателей и уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края.
Теоретическую значимость в исследовании составляет описание содержательных характеристик уровней сформированности у детей 5 - 6 лет представлений о растениях родного края.
Практическую значимость в исследовании составляет возможность использования результатов педагогического исследования воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. В настоящее время в Самарской области реализуется Концепция экологического развития, направленная на оценку экологического состояния региона и на обеспечение процессов устойчивого экологического развития Самарской области в целом. В рамках данной концепции реализуется региональный компонент - формирование экологического мировоззрения, начиная уже с дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Т.В. Христовская, И.А Комарова и др.). Ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Именно моделирование, как наглядно-практический метод обучения дошкольников представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей в процессе построения модели.
2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 5 -6 лет представлений о растениях родного края, на основе которых определены результаты констатирующего эксперимента. Констатирующий этап исследования выявил у детей экспериментальной и контрольной групп три уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края высокий (8 % испытуемых ЭГ и 15 % испытуемых КГ), низкий (47 % испытуемых КГ, 62 % испытуемых ЭГ); средний (38 % испытуемых КГ, 30 % испытуемых ЭГ).
3. Нами установлено, что формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащение предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- использование метода моделирования для формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края;
- включение моделирования в содержание совместной деятельности педагога с детьми.
4. В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях родного края по всем выделенным показателям: в
экспериментальной группе (низкий уровень - 0 %, средний уровень - 70 % испытуемых, высокий уровень - 30 % группы); в контрольной группе результаты изменились, но не так значительно (низкий уровень - 23 %, средний - 62 %, высокий - 15 %).



1. Алексеева, А.В. Чувственный опыт в формировании первоначальных понятий [Текст] /А.В. Алексеева. - М, 1990. - 132 с.
2. Васильев, Н.П. Методологические проблемы формирования целостной системы экологического образования и воспитания. За гармонию взаимоотношений человека с природой [Текст] / Н.П. Васильев // Под ред.
Э.В. Герусова. М.- 1989, с. 152-154. Научная библиотека диссертаций и авторефератов - 167 с.
3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. [Текст] / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1993.
4. Ветрова, Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний [Текст] / Н.И. Ветрова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987.- с. 37-43.
5. Владимирова, Э.Д. Концепция экологического развития Самарской области. [Текст] / Э.Д. Владимирова. - Самара, 2011. - 80 с.
6. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997.
7. Газина, О.М. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ [Текст] / О.М. Газина // Управление ДОУ - 2005. - № 2. - с. 67-77.
8. Гвишиани, Д.М. Методологические основания системно -
экологического моделирования [Текст] / Д.М. Гвишиани// Система "Общества — природа": проблемы и перспективы. М., 1983.- с. 5-10.
9. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование.[Текст] / В.В. Давыдов, А.У. Варданян- Ереван, 1981- 220 с.
10. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - с. 45-48.
11. Земцова, Е.Н. Комплексный подход к интеллектуальному развитию дошкольников[Текст] / Е.Н. Земцова // Управление ДОУ. - 2005. - № 5. - с. 93-96.
12. Зенина, Т. Наблюдаем. Познаем, любим. [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - с. 31-37.
13. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. [Текст] / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1988. - 56 с.
14. Золотова, Е.И. Знакомим старших дошкольников с миром растений. [Текст] / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1991.
15. Золотухин,А.И. Азбука зимнего леса [Текст] / А.И. Золотухин // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - с. 58-63.
16. Зюзгина, Л.А. Приобщаем ребенка к природе [Текст] / Л.А. Зюзгина // Управление ДОУ. - 2005. - № 8. - с. 63-65.
17. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - с. 84-92.
18. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
19. Игнаткина, Л.С. Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных[Текст] / Л.С. Игнаткина // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.- 1988.
20. Кавтарадзе, Д.Н. Имитационные игры и природоохранное образование [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Образование в области окружающей среды. Т. 1. Казань.-1990.-с. 31-43.
21. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст] / Л.А. Каменева. - М.: Просвещение, 1983.
22. Кондратьева, Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Кондратьева // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. 1997, с. 20-27.
23. Маневцова, Л. Ребенок познает мир природы [Текст] /
Л. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - с. 17-19.
24. Маневцова, Л. Формирование у детей 6-7 лет понимания
некоторых пространственно-временных отношений (в системе знаний о сезонных изменениях в природе) [Текст] / Л. Маневцова// Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Л., 1987, с. 12 -20.
25. Маханева, М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.Д. Маханева // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. - с. 58-66.
26. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. [Текст] / Л.П. Молодова - Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.
27. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 4. - с. 34-38.
28. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с. 3-8.
29. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - с. 6-11.
30. Николаева, С.Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых [Текст] / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6. - с. 9-12.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования
детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. [Текст] /
С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
32. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. - 120с.
33. Никонова, Н. Лаборатория природы [Текст] / Н. Никонова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 28-31.
34. Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.А. Новицкая // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 3.
35. Плохий, З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 и 6-го годов жизни (на материале животного мира) [Текст] / З.П. Плохий // Дисс. канд. пед. наук. М., 1983. - 168 с.
36. Плохий, З.П. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З.П. Плохий// Образование в области окружающей среды. Казань. - 2007 Т.2.- с. 11-13.
37. Природа моделей и модели природы [Текст] / Под ред. Д.М. Гвиашиани, И.Б. Новика, С.А. Пегова. М.: Мыслъ, 2006. - 124 с.
38. Природоохранное воспитание и учебно -исследовательская деятельность школьников.: системный подход [Текст] / К.Б. Ашаниди, А.П. Букин, С.С. Быховец и др. М.: Пущино, 1984, - 125 с.
39. Путляева, Л.О развитии мышления [Текст] / Л.О. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 35-38.
40. Рашидов, А. Педагогические основы использования моделирования как средства наглядности в обучении[Текст] / А. Рашидов // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе 1990.- 23 с.
41. Рыжова, Н.А.О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - с. 18-19.
42. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - с. 61-70.
43. Сластенина, Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя.[Текст] / Е.С. Сластенина. - М.: Педагогика, 1984.- 104 с.
44. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст] / П.Г. Саморукова. - М. : АСТ, 2003.
45. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений. [Текст] / Т.А. Серебрякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
46. Турчин, А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления [Текст] / А.С. Турчин// Автореф. дис. . канд. психол. наук. М-1986 - 14 с.
47. Усандро, А.А. Динамические модели как средство активации познавательной деятельности учащихся [Текст] / А.А. Усандро// Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск 1992. - 18 с.
48. Хайдурова,И.А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений [Текст] / И.А. Хайдурова// Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. М.: 1997, с. 43-48.
49. Христовская,Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений) [Текст] / Т.В. Христовская// Автореф. дис.канд. пед. наук. М.: 1989. - 22 с.
50. Чередов, И.М. О работе с родителями дошкольников [Текст] / И.М. Чередов - Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1975. - 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ