Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №117728

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских 10 умений детей 5-6 лет с нарушением зрения
1.1 Характеристика детей с нарушением зрения 10
1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования исследовательских умений детей дошкольного возраста с нарушением зрения 15
1.3 Характеристика педагогических условий формирования исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования детей 5-6 лет с нарушением зрения 36
2.1 Выявление уровня сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения 36
2.2 Реализация педагогических условий формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения 55
2.3 Динамика формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения 74
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список используемой литературы 88
Приложение 95

Актуальность исследования. Здоровье и полноценное развитие ребенка зависит во многом от хорошего зрения. Через зрение приобретаются основные коммуникативные навыки, формируется представление об окружающем мире. С этого и начинается личностное становление [20].
В России по данным статистики более миллиона детей имеют различные заболевания органов зрения. Эту группу составляют как дети школьного возраста, так и дошкольники в возрасте до 7 лет [26].
Такие ученые-тифлопедагоги как (Р.М. Боскис (1975), Т.А. Власова (1972), Л.С. Волкова (1983), Л.П. Григорьева (1985), В.З. Денискина (2001), В.П. Ермаков (1986), А.Г. Литвак (1973), Л.И. Плаксина (1995), Л.И. Солнцева (1980), Б.К. Тупоногов (1996), В.А. Феоктистова (1992) и др.) освещали в своих работах вопросы развития детей с различными глазными заболеваниями. Благодаря исследованиям данных ученых были уточнены тенденции формирования психических процессов у детей с нарушениями зрения, а также определены средства коррекции выявленных нарушений, сформированы соотношения частного и общего в закономерностях развития детей с нарушениями зрения. Но следует отметить, что до настоящего времени данная проблема социальной адаптации дошкольников с патологиями зрения остается значимой и актуальной [11,31].
Психическое и познавательное развитие ребенка зависит от количества новых впечатлений и знаний. Это основная потребность на этапах развития дошкольника. Данная потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.) [3].
Происходящие на сегодня изменения в образовании требуют от подрастающего поколения активности, способности к познавательной деятельности, творчества и самореализации. При этом она как раз ориентирована на развитие активности и любознательности ребенка (Г.И. Вергелес, А.М. Матюшкин, Л.В. Лидак, А.И. Савенков).
Дошкольное образование определяет саморазвитие и самореализацию каждого ребенка и способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности и инициативы дошкольника, развивая при этом исследовательские умения (О.Л. Князева, О.В. Дыбина, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков). Актуальной проблемой, которая требует теоретического и практического решения, является поиск средств для развития исследовательских умений.
Овладев еще в дошкольном возрасте исследовательскими умениями ребенок, тем самым, подготавливается к дальнейшему обучению в школе. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки, направленные на развитие исследовательских умений детей [57].
Все виды деятельности ребёнка играют важную роль в его становлении и развитии. Не маловажной становится познавательно-исследовательская деятельность, так как именно в ней дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития [58].
Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме приобщения детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Некоторые аспекты экспериментирования детей можно встретить в работах О.В. Дыбиной, О.В. Афанасьевой, Н.Н. Совгир, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова. В данных работах исследовано своеобразие экспериментирования детей, определены особенности поиска вариаций детей дошкольного возраста в условиях оперирования объектами, обусловленными многими факторами, а также определены возможности организации экспериментирования в условиях образовательной организации
В работах многих педагогов Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько говорится о необходимости приобщения дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.
По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «...в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» [38].
Проблемой познавательного интереса сегодня занимаются многие коллективы образовательных и научных учреждений; их исследования опираются на научно-теоретический базис, разработанный Г.И. Щукиной. Она считала, что познавательный интерес выступает как важнейший побудитель активности личности, её познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остаётся в высшей степени важной. Ведь возможность самостоятельно решать познавательные задачи, постоянно находиться в поиске решений, жажда новых видов деятельности позволит утвердиться нашим ученикам во взрослой, подчас очень суровой жизни [57].
В совершенстве владеть всеми исследовательскими умениями под силу не каждому дошкольнику, а тем более дошкольнику с нарушением зрения, но значимых успехов можно добиться в результате создания определённых условий, которые может выстроить педагог.
В результате наблюдается противоречие между декларируемой федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимостью формирования исследовательских умений дошкольников и отсутствием разработки содержания педагогических условий формирования данной деятельности у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Гипотезу составляет предположение о том, что формирование исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения возможно при следующих педагогических условиях:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для развития исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения;
• осуществлена совместная деятельность педагога и детей по формированию исследовательских умений;
• использованы разнообразные формы работы с семьями детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Источниками теоретического исследования являются фундаментальные положения:
• о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский);
• о закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с особыми возможностями здоровья (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.);
• о ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• об индивидуальном и дифференцированном подходах в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушением зрения (Н.К. Акимова, Л.А. Дружинина, А.А. Кирсанов, Л.И. Плаксина и др.).
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное учреждение детский сад №5 «Филиппок» городского округа Тольятти.
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). В течение данного этапа осуществляется анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.), включающий разработку и апробацию мероприятий, направленной на формирование исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Предполагает анализ, обобщение и систематизацию результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:
• уточнено понятие «исследовательские умения» у детей 5-6 лет с нарушением зрения;
• предложены педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения;
Теоретическая значимость исследования.
• дана содержательная характеристика исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения;
• обоснованы педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по формированию исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, детской психологии, а также в практике дошкольных образовательных организаций.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе, на научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ». По результатам диссертации опубликованы статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под исследовательскими умениями у детей 5-6 лет с нарушением зрения мы будем понимать следующие умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; работать с текстом; доказывать и защищать свои идеи.
2. Педагогические условия формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения включают: обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами, оборудованием, дидактическими пособиями для развития исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения; организацию экспериментирования в соответствии с этапами; обеспечено взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по принципу сотрудничества.
3. Показатели и уровни развития исследовательских умений у детей 5-6 лет с нарушением зрения характеризуются: умением видеть проблемы; умением задавать вопросы; умением выдвигать гипотезы; умением давать определение понятиям; умением классифицировать; умением наблюдать, проводить эксперименты; умением делать выводы и умозаключения; умением доказывать и защищать свои идеи.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 источников) и 6 приложений. Текст иллюстрируют 16 таблиц и 2 рисунка. Объем работы 103 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой гипотезы, что позволило нам сделать следующие выводы.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения является актуальной. Исследовательские умения лежат в основе умственных и практических действий, и имеют сложную структуру. Данные умения находят свое отражение во всех видах деятельности, развиваются непосредственно в деятельности, связаны с интересами, желаниями и мотивами детей.
2. Анализ показал, что процесс формирования исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения, который мы рассматриваем как вид совместной деятельности педагога и ребенка, которая обеспечивает возможность осуществления ребенком выбора направления деятельности; связан с практической реализацией осуществления исследовательского поиска.
3. Констатирующий эксперимент позволил выделить особенности проявления у дошкольников исследовательских умений в ходе экспериментальной деятельности. А также определить на основе комплексного показателя уровни сформированности данных умений у детей.
Констатирующий эксперимент показал преобладание у дошкольников недостаточного уровня сформированности исследовательских умений. Вместе с тем наличие интереса детей к экспериментальной деятельности свидетельствовало о потенциальных возможностях их формирования.
4. Анализ практики формирования исследовательских умений детей в практической деятельности показал недостаточную компетентность педагогов в организации исследовательской деятельности дошкольников, проблемы в использовании экспериментирования как педагогического средства формирования исследовательских умений детей, отсутствие эффективного взаимодействия педагогов и родителей, направленного на формирование исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения. Все это в свою очередь, свидетельствует о недооценки потенциала семьи в этом процессе.
5. В исследовании представлена разработанная педагогическая диагностика сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения. Выделены показатели, модифицированы диагностические задания, обоснован уровневый характер формирования исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения (высокий, средний, низкий).
6. Проведенное исследование доказало, что формировании исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения происходит успешно при поэтапном построении определенных педагогических условий. В исследовании раскрываются педагогические условия формирования исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения. Сюда входит:
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
• осуществление совместной деятельности педагога и детей по формированию исследовательских умений: умение определять и формулировать проблему; определение цели (задач) эксперимента; определение гипотезы; определение плана проведения эксперимента; определение комплекса действий с объектом и средствами познания, приводящего к получению результата в соответствии с целью; установление последовательности действий (алгоритма); проведение эксперимента; осмысление и представление результатов.
• использование разнообразных формы работы с семьями детей с нарушением зрения.
7. В результате реализации разработанного комплекса педагогических условий произошло общее повышение уровня сформированности исследовательских умений детей 5-6 лет с нарушением зрения, что явилось подтверждением рациональности и эффективности данных педагогических условий.
Таким образом, в исследовании подтвердилась правомерность выдвинутой нами гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
8. В заключении стоит отметить, что проведенная экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску педагогических условий для реализации преемственности в системе «детский сад-школа» изучению организации педагогического сопровождения детей разного дошкольного возраста по формированию исследовательских умений.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2014. - 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно- методическое сопровождение специалистов дошкольного образования [Текст] / авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, Т.В. Гулидова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 77 с.
3. Афонькина, Ю.А. Технологии комплексного сопровождения детей [Текст] / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 67 с.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование [Текст] / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - Выпуск 1. • 272 с.
5. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет [Текст] / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 80 с.
6. Гаврилушкина, О.П. Психолого-педагогические основы коррекционных программ в дошкольном образовании [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц // Дефектология. - 2008. - №4. - С. 3-10.
7. Гладышева, Н.Н. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ [Текст] / Н.Н. Гладышева, Л.В. Чернова. - Издательство: Учитель, 2015. - 56 с.
8. Гуриенко, Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов [Текст] / Н.А. Гуриенко. - Издательство: Детство-Пресс, 2017. • 64 с.
9. Дубровская, Н.В. Игры с цветом: развитие и коррекция ассоциативно-образного восприятия цвета у дошкольников / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика: журнал. -2016. - №8. - С. 24-27.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
11. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / Л.А. Дружинина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 159 с.
12. Жидкова, Н.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Н.Ю. Жидкова, М.Е. Лебедева // Дошкольная педагогика : журнал. - 2016. - №9. - С. 17-21.
13. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр владос, 2000. - 240 с.
14. Емельянов, Е.О. Организация познавательно-исследовательской деятельности учащихся [Текст]: пособие для учителя / Е.О. Емельянов, А.Г. Иодко // Школьная пресса. - 2002. - 144 с.
15. Закрепина, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С. 94-101.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ