Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Работа №105112

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 11
1.1 Проблема формирования социального опыта у старших дошкольников в современных исследованиях 11
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 32
2.1 Изучение уровня сформированности детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 32
2.2 Апробация психолого-педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 52
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни 74
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложение 92

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью того, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевыми ориентирами образовательной работы с дошкольниками такие важные качества личности как творческая активность, инициативность, самостоятельность, формирующиеся и проявляющиеся в детских видах деятельности.
Реализация области «Познавательное развитие» одной из задач ставит формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» важной задачей становит развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Развитие нашего общества во многом зависит от того, насколько дети будут готовы к новым социальным отношениям, и от того какой опыт они усвоят от взрослых. В условиях большой загруженности взрослых (родителей) у детей отмечается низкий уровень сформированности социального опыта, навыков общения, как между собой, так и среди других членов общества, нарушены правила поведения в социуме. Поэтому для современной педагогики формирование социального опыта является актуальной.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется тем, что отечественная педагогика достаточно долго изучала в основном нормативный аспект социализации. Это, привело к тому, что социальный опыт детей как источник развития личности в процессе воспитания и обучения не затрагивался. Предполагалось, что на развитие ребенка влияние окружающей действительности не несло заметного влияния. И сам научный термин «социальный опыт», употреблялся в педагогике чаще всего в значении «жизненный опыт», то есть стихийный, в отличие от опыта, полученного в специально организованном образовательном или воспитательном процессе.
Долгое время социальное научение существовало только в специальных образовательных условиях. Оно не имело ничего общего с реальными условиями жизни и представляло собой мероприятия, организованные только в рамках образовательной организации. Такое социальное научение было единственным путем в системе отечественного воспитания. Между тем, личностное развитие ребенка требует от него принятия активного участия в социальных отношениях, в самостоятельном приобретении социального опыта.
Для нашего исследования предоставляет интерес рассматривание «социального опыта» как продукт деятельности ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. В процессе социализации и воспитания, ребенок приобретает социальный опыт.
По мнению таких ученых как Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев деятельность является главной составляющей социального опыта. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения социального опыта, но совершенно не выступает как что-то постороннее по отношению к внутренней структуре личности.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется обоснованием и характеристикой психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социального опыта участия детей старшего дошкольного возраста в общественной жизни.
В ряде исследований (В.И. Андреева, Е.А. Ганина, О.В. Дыбиной, А.Я. Найна и др.) разработано само понятие «психолого-педагогические условия». Но сами условия не разработаны в связи с социальным опытом участия детей в общественной жизни.
Теоретически обоснованная необходимость формирования социального опыта участия детей 6-7 лет в общественной жизни на практике сталкивается с недостаточной разработкой содержания процесса формирования социального опыта у детей в ДОО, а именно с необходимостью разработки психолого-педагогических условий в русле требований ФГОС ДО.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия:
• между важностью формирования у старших дошкольников социального опыта участия в общественной жизни и недостаточным исследованием сущности данного процесса;
• между возможностями дошкольной образовательной организации в формировании социального опыта детей 6-7 лет и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий соответствующей образовательной работы с детьми.
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: Какие психолого-педагогические условия необходимо создать в дошкольной образовательной организации для формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни?
Цель исследования: выделить, обосновать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях.
Формирование у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни происходит постепенно в процессе освоения его компонентов при реализации комплекса психолого-педагогических условий:
• представление в календарном плане работы с детьми на основе выделения совокупности событий общественной жизни и форм их реализации, адекватных возрастным особенностям детей, отражающих их индивидуальный социальный опыт и особенности социальных условий их жизни;
• определение и реализация содержания и педагогического инструментария образовательной работы с детьми, обеспечивающих освоение ими всех компонентов социального опыта участия в общественной жизни;
• реализация различных форм совместной деятельности педагогов детей, родителей и в мероприятиях по участию в общественной жизни.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) раскрыть степень исследования данной проблемы на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) определить диагностический инструментарий, выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни и реализации психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении по его формированию;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни;
4) выявить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические аспекты формирования социального опыта у дошкольников (Л.С. Выготский, Н.Ф Голованова, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев);
• деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадрикова);
• положения о социализации и социальной адаптации ребенка в обществе (Л.В. Байбородова, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик);
• концепция детства Я. Корчака;
• положения об участии детей в событиях общественной жизни (М.Б. Зацепина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (анкетирование педагогов, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 82 «Богатырь», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет (20 детей представляли контрольную группу, 20 детей - экспериментальную группу) и их родителей, 8 педагогов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016 г. - апрель 2017 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению сформированности социального опыта у детей 6-7 лет и по изучению состояния педагогической практики по проблеме организации психолого-педагогических условий формирования социального опыта участия детей в общественной жизни (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017 г. - март 2018г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы педагога с детьми, форм вовлечения детей в образовательный процесс, а также подходов к планированию содержания и задачи совместной социально-коммуникативной деятельности детей, обеспечивающие формирование социального опыта детей. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель - май 2018 г.).
С целью проверки выдвинутой гипотезы, была разработана и уточнена программа формирования социального опыта детей. Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлена степень изученности проблемы, уточнена сущность процесса формирования социального опыта детей 6-7 лет, охарактеризованы психолого-педагогические условия его формирования.
Теоретическая значимость исследования: уточнены и охарактеризованы компоненты и показатели социального опыта участия детей в общественной жизни, а также охарактеризованы уровни сформированности социального опыта у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что практические работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические методики по выявлению уровня сформированности социального опыта участия детей 6-7 лет в общественной жизни, а также разработанные нами формы вовлечения родителей в подготовку и участие в общественных событиях совместно с детьми, формы активности детей в общественных событиях и технологические карты по формированию представлений детей о способах их участия в общественных событиях.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента, целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве воспитателя.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
По теме исследования опубликовано 4 работы.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы; выделении компонентов (показателей) социального опыта участия в общественной жизни у детей 6-7 лет и определении соответствующего комплекса диагностических методик; выявление и апробации психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социальный опыт участия детей в общественной жизни определяется как субъективный опыт, включающий единство различного рода мотивов, знаний, умений и навыков, определяющий способы поведения в социально значимых ситуациях; характеризуется совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный).
2. Формирование социального опыта участия 6-7 лет в общественной жизни осуществляется поэтапно: мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический.
3. Определение комплекса психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни определяется спецификой содержания образовательной работы с детьми, предусматривающих включенность различных субъектов образовательного процесса и предполагающих возможность реализации различных форм активности детей.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 57 источников, 6 приложений. Текст иллюстрируют 10 таблиц, 5 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи. Результаты изучения и анализа психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы и проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили верность гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Теоретический анализ современных психолого-педагогических исследований, позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание социального опыта детей старшего дошкольного возраста, уточнить понятие «социальный опыт».
«Социальный опыт» понимается нами как опыт, включающий единство различного рода умений и навыков, стереотипов поведения, запечатленных ощущений и переживаний, характеризующихся совокупностью взаимосвязанных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный).
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов социального опыта, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) сформированности социального опыта детей 6-7 лет.
С целью выявить особенности построения образовательного процесса по формированию социального опыта участия детей 6-7 лет в общественной жизни было проведено анкетирование воспитателей и родителей, и анализ календарно-тематического плана. Анализ результатов анкетирования позволил более точно построить работу в формирующем эксперименте.
Работа в формирующем эксперименте осуществлялась по этапам (подготовительный и основной).
Цель подготовительного этапа конкретизация содержания выделенных психолого-педагогических условий с учетом результатов диагностики детей и результатов изучения педагогической практики. На данном этапе нами была составлена методическая копилка форм активности детей в общественных событиях с учетом форм реализации; методическая копилка форм вовлечения родителей в подготовку и участие в общественных событиях совместно с детьми; технологическая карта на общедидактическом уровне по формированию представлений детей о событиях общественной жизни и соответственно по формированию опыта участия детей в общественной жизни.
Цель основного этапа формирование у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни в ходе реализации психолого-педагогических условий. На данном этапе было определено содержание образовательной работы, предусматривающее включенность различных субъектов образовательного процесса и предполагающее возможность реализации активности детей.
На контрольном этапе экспериментально доказано, что при соблюдении комплекса выделенных нами психолого-педагогических условий у детей формируется социальный опыт участия в общественной жизни, уровень которого можно оценить сформированностью качественных показателей по следующим компонентам:
• в когнитивном компоненте - представлениями детей об общественных событиях разного уровня, их особенностях, значимости различных общественных событий в жизни людей; о разных формах участия взрослых и детей в событиях общественной жизни; осознанием своего опыта участия в разных событиях общественной жизни.
• в мотивационно-ценностном компоненте - положительным отношением к своему участию в общественных событиях; осознанием значимости участия самого ребенка в общественном событии; желанием участвовать в общественных событиях.
• в деятельностном компоненте - умением определять формы собственного участия в событиях общественной жизни (планировать) и обосновывать их выбор; реализовать различные формы участия в событиях общественной жизни; рассказывать о своем участии в событиях общественной жизни.
Достигнутая положительная динамика сформированности у детей 6-7 лет социального опыта участия в общественной жизни доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий.


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 273 - Ф3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //shkola5kimovsk.ucoz.ru/dokument/
ofizal/fz ob obrazovanii. (дата обращения: 20.09. 2016)
2. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bda-
expert.com/2014/01 /federalnyj-gosudarstvennyj -obrazovatelnyj-standart- doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 20.09.2016 г.)
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
4. Барулин, В.С. Социальная жизнь общества [Текст] / В.С. Барулин. - М. : ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 560 с.
5. Башаева, М.Ю. Формирование у детей 6-7 лет познавательной активности в процессе совместной поисковой деятельности детей и родителей [Текст] / М.Ю. Башаева // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 3-15 апреля 2017 г. Выпуск X / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Лазарева, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - Тольятти, 2017. - 204 с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. Белкин. - М. : «Академия», 2000.- 192 с.
7. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
8. Большая детская энциклопедия [Текст] / Пер. с итальянского Л.В. Золоевой, Н.Ю. Лебедевой, Э.И. Мотылевой. - М. : ООО «Издательство Астрель : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 97 с.
9. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб. : «Норинт», 2002. - 1536 с.
10. Бычкова, В.С., Зубкова Т.И. Социальный опыт как основа социального воспитания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/206139. (дата обращения: 20.09.2016 г.)
11. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 160 с.
12. Виноградова, Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». [Текст] / Н.Ф. Виноградова - М. : ИЦ «Вентана - Граф», 2011. - 17 с.
13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, А.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование : некоторые итоги размышлений (концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ.- 2006. - № 1. - С. 10 - 19.
15. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. учеб. пос. для студ. выс. учеб. заведения [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ