Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №105891

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности
1.1 Особенности формирования у детей 4-5 лет представлений
о социальных ролях мужчин и женщин 9
1.2 Возможности игровой деятельности в формировании у детей
4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин.... 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности 22
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о социальных ролях мужчин и женщин 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин
в процессе игровой деятельности 39
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о социальных ролях мужчин и женщин 46
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Характеристика выборки исследования 63
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 64
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 66
Приложение Г Конспекты образовательной деятельности с применением сюжетно-ролевых игр 68


Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. Проблема гендерных различий становится особенно актуальной на фоне господства в педагогике доминирующей идеи идентичного воспитания мальчиков и девочек.
В федеральном государственном образовательном стандарте гендерное воспитание относится к образовательной области социально - коммуникативное развитие детей и ставит следующие задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.
Данная проблема относительно нова в педагогической науке и практике и ещё в достаточной мере не разработана, о чём свидетельствует малое количество исследований, предметом которых являются представления детей дошкольного возраста о социальных ролях мужчин и женщин. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности, гендерной культуры. Авторами доказано, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения гендерных моделей поведения. Как справедливо отмечает Т.А. Репина: «Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста».
Различные аспекты проблемы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста рассматривались и продолжают изучаться многими психологами, педагогами, методистами. Ведущую роль игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста обосновывают Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин; вопросы методического обеспечения процесса развития игровой деятельности описаны в работах Л.В. Артамоновой, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Н.Н. Поддъякова, Е.А. Тимофеевой. В работах данных ученых подчеркивается, что игра - это такая модель поведения ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он познает окружающую действительность и приобретает способность ее преобразовывать. Во время игровой деятельности обычно создаются устойчивые формы поведения, которые проявляются в различных формах - организованности и самостоятельности.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин. Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин.
Отметим, что огромное влияние на формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин оказывает игровая деятельность. Однако практики использования игровой деятельности в формировании у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин и недостаточным использованием игровой деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин.
Предмет исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности будет возможным, если:
- разработано содержание игровых оболочек сюжетно-ролевых игр в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
- включены в предварительную работу дидактические игры на полоролевую тематику;
- организовано проведение сюжетно-ролевых игр в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
4. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- исследования в области полоролевого воспитания, развития и поведения (С.В. Бадмаева, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева);
- исследования об особенностях формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин (Ю.В. Градская, И.С. Клецина, Л.Э. Семенова, А.А. Чекалина);
- исследования возможностей игровых технологий в формировании у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин (Н.А. Виноградова, Т.Н. Доронова, Т.В. Иванова, О.И. Иванова, Н.В. Микляева, Л.Б. Розова, Н.Е. Татаринцева, И.П. Шелухина, А.М. Щетинина).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 199 «Муравьишка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 4-5 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание игровых оболочек сюжетно-ролевых игр в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности игровой деятельности в формировании у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание работы по формированию у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин может быть использовано педагогом- психологом, воспитателями в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 наименований) и 4 приложения. Работа содержит 12 рисунков и 1 таблицу. Объем бакалаврской работы - 62 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности нами было установлено, что социальная роль есть фиксация определенного положения для ребенка, которое он занимает в системе общественных отношений. На формирование и выполнение социальных ролей любой личности, в том числе и личности ребенка 4-5 лет, огромное влияние оказывает социально-экономическое развитие общества. Общественный прогресс напрямую связан с научно-техническим прогрессом. Разные поколения, взрослея в разных социальных окружениях, начинают видоизменять свои социальные роли. Формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин включает в себя три компонента: когнитивный (знания о семье, самом себе, маме и папе, особенностях отца и матери, мальчика и девочки); эмоциональный (интерес к себе как к девочке/мальчику и будущей женщине/будущему мужчине, к семье, к материнским и отцовским особенностям); поведенческий (овладение способами поведения материнской/отцовской роли). Через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе. Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни. Благодаря игровым формам деятельности ребенок может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.
На этапе констатации в экспериментальной группе демонстрируют низкий уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин у 45% детей 4-5 лет. У детей данной группы выявлен низкий уровень представлений об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Они не способны самостоятельно связно рассказать о человеке противоположного пола. В рассказе не раскрыты как характерные для описываемого пола внешние признаки, так и черты характера. В рассказе не упомянуты различия между полами. У детей не сформированы представления о социальном статусе мужчины и женщины, о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об основных чертах мужчин и женщин. У детей не сформировано поведение, соответствующего полу дошкольника. Они не понимают и не могут рассказать полоролевые функции в семье, не осознают отличия девочек и мальчиков. У детей не сформировано поведение, соответствующего полу дошкольника. Они не знают и не принимает свои полоролевые функции в будущем. Средний уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин демонстрируют 55% дошкольников. У таких детей средний уровень представлений об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Они затрудняются самостоятельно связно рассказать о человеке противоположного пола. Высокого уровня не выявлено. В контрольной группе нами установлено, что 45% детей 4-5 лет демонстрируют низкий уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин, у 55% детей 4-5 лет был установлен средний уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин, и высокого уровня не выявлено.
Нами доказано, что формирование у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин в процессе игровой деятельности будет возможным, если:
- разработано содержание игровых оболочек сюжетно-ролевых игр в соответствии с показателями сформированности у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин;
- включены в предварительную работу дидактические игры на полоролевую тематику;
- организовано проведение сюжетно-ролевых игр в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что в экспериментальной группе уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о социальных ролях мужчин и женщин повысился. Так, количество детей 4-5 лет с низким уровнем сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин снизилось до 25%. Количество детей 4-5 лет со средним уровнем сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин увеличилось на 15%, высокий уровень увеличился на 10%, что доказывает результативность формирующего этапа нашей работы. В контрольной же группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования практически не имеют различий. Низкий уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин был обнаружен у 45% детей 4-5 лет (45% констатирующий этап). Средний уровень сформированности представлений о социальных ролях мужчин и женщин выявлен у 55% детей 4-5 лет (55% констатирующий этап).
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают результативность проведенной работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка //Мир
психологии. 2013. №4. С. 45.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 2015. 303 с.
3. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в
дошкольном детстве. Форум, 2009. 144 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.
5. Бажанова Т. В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте. Дисс.канд.психол.наук. М., 2008. 122с. / Режим
доступа:http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 10.08.2021)
6. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб. : Питер, 2017. 431 с.
7. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 317 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 528 с.
9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2011. 174 с.
10. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2011. 195 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Слово, 1999. 326 с.
12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : ТЦ «Сфера», 2011. 240 с.
13. Границкая А. С. Научить думать и действовать. М. : Просвещение, 1991. 175 с.
14. Гударёва О. В. Игра современных дошкольников // Журнал прикладная психология. 2003. №2. С.51-56.
15. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О. М, Лаврентьева Т. В. М. : Просвещение, 2016. 98 с.
16. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Слово, 2002. 216 с.
17. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2005. 321 с.
18. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : Просвещение, 2009. 332 с.
19. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 2015. 476 с.
20. Клецина И. С. Гендерный подход в анализе гендерной социализации // Психолог в детском саду. 2015. №1. С. 12-25.
21. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения. Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 35-36.
22. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду // «Дошкольное воспитание». 2013. №3. С. 12.
23. Михайленко Н. Я., Короткова H. A. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : Эксмо, 2020. 163 с.
24. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной
игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2020. №3. C. 62-70.
25. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. М. : Педагогическое общество России, 2015. 144 с.
26. Улисных А. А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе. Челябинск : Два комсомольца, 2015. С. 97-102.
27. Царёва Н. П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода. СПб. : Слово, 2014. С. 41-43.
28. Чекалина А. А. Что такое гендер? //Детский сад от А до Я. № 1. 2016. С. 18-21.
29. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ