Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»

Работа №117875

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12
1.1 Особенности развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 12
1.2 Игра «Активити» как средство развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи связной монологической речи посредством игры «Активити» 25
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи 25
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи связной монологической речи посредством игры «Активити» 42
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 54
Заключение 69
Список используемой литературы, используемых источников 71
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 77
Приложение Б Протокол результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента 78
Приложение В Протокол результатов диагностики на этапе контрольного эксперимента 79
Приложение Г План-схемы к игре «Активити» 80
Приложение Д Пример карточек к игре «Активити» 84
Приложение Е Пример игрового поля к игре «Активити» 85

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что развитие связной монологической речи - это одна из первостепенных задач, которую ставят перед собой педагоги дошкольного образования. Это объясняется, прежде всего, тем, что речь является основой любого коммуникативного взаимодействия человека. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, в своих работах отмечали, что именно связная речь характеризует, не только уровень речевого развития дошкольника, но и уровень его умственного развития. Исходя из этого легко сделать вывод о том, что развитие связной речи играет важнейшую роль в дальнейшем обучении ребенка в школе и в его успеваемости.
У нормативно развивающихся детей к шести годам уровень развития связной речи является высоким. Однако ученые, которые занимаются коррекционной психологией и педагогикой отмечают, что с каждым годом число детей с различными речевыми нарушениями только увеличивается. И большую часть, среди детей с речевыми нарушениями, составляют дети с общим недоразвитием речи.
Последнее время в логопедии основным вопросом является вопрос о недостатках развития именно связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные сложности именно в овладении связной монологической речью. У таких детей недостаточны представления об окружающем мире, словарный запас также недостаточный, речь грамматически неправильно оформлена. У детей недостаточно сформирована как произносительная, так и семантическая стороны речи. Детям с общим недоразвитием речи очень тяжело выбрать определенные лексические средства, реализовать замысел, который они вкладывают в свое высказывание. Дети испытывают затруднения при выборе способа выражения, им тяжело длительно удерживать в памяти программу внутренней речи. Дошкольникам с общим недоразвитием речи крайне сложно структурировать свою речь, на основе этого наблюдаются проблемы в связности и последовательности изложения материала.
Многие педагоги отмечают, что в большинстве случаев неуспеваемости ребенка в школе лежит именно нарушение связной речи и нарушение речи в целом. А неуспеваемость ребенка по школьной программе в свою очередь часто связана с дезадаптацией ребенка. Все это свидетельствует о необходимости своевременной диагностики, предупреждения и коррекции у детей нарушений в речевом развитии.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что для построения системной коррекционно-развивающей работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо усовершенствовать раннее известные методы, формы и приемы, как диагностики для выявления существующих проблем в речевом развитии у детей, так и коррекционной работы по развитию связной монологической речи. Говоря о полноценной коррекционной работе очень важно помнить о слаженном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации между собой. Также необходимо продумать способы и формы участия родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Родители должны быть заинтересованы в устранении данной проблемы, а также, достаточно осведомлены об особенностях построения коррекционной работы, более того, родители ребенка должны стать активными помощниками в коррекционно-развивающем процессе. Дома родители должны постоянно закреплять все, что было проделано специалистами в ДОО.
Проблема, связанная с отклонениями в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста, не нова. Данная проблема уже более ста лет интересует и педагогов, и психологов и логопедов во всем мире. Такие ученые как: Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, С.Н. Карпова, С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Филичева и другие, - в своих психолого-педагогических исследованиях рассматривают основные направления и содержание коррекционно - логопедической работы.
Р.Е. Левина отмечает, что при выборе форм и методов обучения детей связному высказыванию, при утверждении содержания основное место необходимо отдавать ориентации на уровневые показатели речевого развития. Это связано, прежде всего, с тем, что теоретические и практические аспекты дифференциации контингента детей с ОНР остаются так до конца и не изученными.
Изучением структуры различных форм недоразвития речи, занимались такие ученные как: Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева. Именно изучение этой структуры позволило им прийти к индивидуализации специального логопедического воздействия на ребенка, которая позже была научно обоснована. В связи с этим существует необходимость в усилении эффективности традиционных методов обучению составления связных высказываний у детей с ОНР за счет систематизации и совершенствования различных способов и приемов коррекционной работы. Однако проблема диагностики и коррекции развития связной речи детей с общим недоразвитием речи в современной логопедии до сих пор представлена недостаточно.
В связи с этим в настоящее время существует потребность в совершенствовании, усилении результативности традиционных методов обучения составлению связных, грамматически правильных высказываний у детей с общим недоразвитием речи за счет систематизации и совершенствования способов и приемов коррекционной работы.
Отечественными психологами научно обосновано, что ведущим видом деятельности дошкольников, а, значит, и обучения является игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие). Поэтому в данном исследовании мы предлагаем развивать связную монологическую речь детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игры «Активити».
«Активити» используется в дошкольных образовательных организациях как игра, основанная на совместной коммуникативно-игровой деятельности. В процессе данной игры у детей дошкольного возраста формируются умения взаимодействовать с помощью графических, вербальных, невербальных средств. «Активити» позволяет развивать словарный запас, связную речь, коммуникативные умения, мышление и все это в непринуждённой игровой обстановке.
В работах (Е.Б. Бычковой, О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, О.А. Пасько) выделены преимущества игры «Активити» и возможности её использования как культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста. Однако возможность использования игры «Активити» для детей с общим недоразвитием речи ранее не доказана.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания педагогами методики, которая бы способствовала развитию связной монологической речи у воспитанников дошкольной образовательной организации с общим недоразвитием речи.
Анализ научной-методической литературы показывает, что проблема развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрыта недостаточно.
Данная проблема представлена в ряде исследований:
• развитие связной речи путем использования серий сюжетных картинок (Е.А. Смирновой и О.С. Ушаковой);
• развитие связной речи путем применения пальчиковых гимнастик, развития мелкой моторики в целом (А.А. Леонтьев, Т.Б. Филичев и другие);
• развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи путем обучения пересказу - подробному, выборочному и творческому (Л.Н. Ефименкова);
• использование вспомогательных средств (наглядность моделирование плана высказывания) при работе над формированием связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
Понимание актуальности, проведенный нами анализ научных исследований и педагогической практики позволили выявить существующее противоречие между признанной необходимостью развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием потенциала современных культурных практик в данном процессе, в частности игры «Активити».
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности игры «Активити» в развитии связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игры «Активити».
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: игра «Активити» как средство развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• своеобразие речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, проявляющееся в трудностях смыслового программирования и языкового оформления высказывания, может быть обнаружено при организации обследования в соответствии с принципами обучающего эксперимента;
• развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если процесс коррекции будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи; коррекционный процесс будет строиться в игровой форме на основе принципов системности и последовательности развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи; будет использоваться игра «Активити», позволяющая демонстрировать способы построения связных высказываний в логопедической работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа современных подходов к проблеме развития связной монологической речи дать характеристику её развития в процессе онто- и дизонтогенеза.
2. Провести анализ использования игры «Активити» в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
3. Изучить процессы развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, на основании сопоставительного анализа с данными онтогенеза определить специфические особенности связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
4. Определить содержание и апробировать в процессе экспериментальной работы игру «Активити» как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой исследования явились:
• принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев);
• положения об основных направлениях и содержании коррекционно-логопедической работы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Филичева);
• учение о роли игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев);
• теоретические положения о развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
• теоретические положения о возможностях использования игры «Активити» при работе по развитию речи дошкольников (Е.Б. Бычков, О.В. Дыбина, А.Ю. Козлова, О.А. Пасько).
Для решения поставленных задач в работе будут использоваться следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). На данном этапе происходит определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, постановка цели, задач, понятийного аппарата; составление будущей программы исследования; анализ методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей развития связной монологической речи у детей 6- 7лет с общим недоразвитием речи на различных уровнях.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Теоретическое обоснование, разработка и апробация в процессе экспериментальной работы методику развития связной монологической речи у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи средствами игры «Активити».
Третий этап - аналитико-обобщающий (2020 г.). На данном этапе происходит обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного нами эксперимента, написание выводов по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что установлено и охарактеризовано влияние игры «Активити» на развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в комплексной коррекционной работе.
Теоретическая значимость исследования: показана возможность специально организованной игры «Активити» в развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике учителями -логопедами, воспитателями апробированных материалов и способов организации игры «Активити» в работе по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в определении содержания и апробации способов организации игры «Активити» в работе по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.), а также на педагогических советах в детском саду АНО ДО «Планета детства «Лада» № 171 «Крепыш». Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Показателями развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи являются: умение составлять простые и сложные предложения, умение составлять предложения по картинкам, умение пересказывать знакомый текст, умение составлять рассказ по серии сюжетных картин, умение составлять рассказ на основе личного опыта, умение составлять рассказ-описание.
2. Развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным в том случае, если процесс коррекционной работы будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом всех индивидуальных возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи; коррекционный процесс построен исключительно в игровой форме на основе принципов системности и последовательности развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи; используется игра «Активити», позволяющая демонстрировать способы построения связных высказываний в логопедической работе с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 9 рисунков, 9 таблиц, список используемой литературы и источников (59 наименований) и 6 приложений. Основной текст работы изложен на 76 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После проведенного нами исследования мы можем говорить, о том, что мы доказали, выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что:
• своеобразие речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, проявляющееся в трудностях смыслового программирования и языкового оформления высказывания, может быть обнаружено при организации обследования в соответствии с принципами обучающего эксперимента;
• развитие связной монологической речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если процесс коррекции будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных возможностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи; коррекционный процесс будет строиться в игровой форме на основе принципов системности и последовательности развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи; будет использоваться игра «Активити», позволяющая демонстрировать детям 6-7 лет с общим недоразвитием речи способы построения связных высказываний.
Исходя из этого, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы дают нам основание утверждать, что затронутая нами проблема развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является актуальной в настоящее время и требует дальнейшего изучения. Такие ученые как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин, в своих психолого-педагогических исследованиях говорят о том, что именно в дошкольном детстве у детей закладываются основы успешного развития связной монологической речи и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Во-вторых, использование в логопедической работе интерактивной игры «Активити» позволяет решать задачи по развитию у детей 6-7 лет с ОНР связной монологической речи.
Выявление уровня развития связной монологической речи показал, что у 63% детей КГ и 74% детей ЭГ, а это больше половины детей, принимающих участие в эксперименте, наблюдается низкий уровень развития по всем параметрам связной монологической речи. Эти данные еще раз доказывают необходимость целенаправленной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Проведенный нами эксперимент показал, что развитие связной монологической речи у детей 6-7 лет с ОНР посредством игры «Активити» возможно при интеграции игровой и коммуникативной деятельностей детей; разработке комплекса логопедических занятий по развитию связной монологической речи у детей с ОНР с включением игры «Активити»; обеспечении доступности игры «Активити» для самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, по результатам проведенной нами работы мы получили следующие результаты: количество детей с высоким уровнем развития связной монологической речи в обследуемой группе увеличилось на 40%, количество детей со средним уровнем развития в экспериментальной группе увеличилось на 21%, количество детей с низким уровнем уменьшилось на 61%. Данные результаты позволяют с полной уверенностью говорить нам об эффективности проведенной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредствам игры «Активити».


1. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 560 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М. : Педагогика, 2007. 286 с.
3. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей:серия: «Библиотека практикующего логопеда». Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М. : АРКТИ, 1997. 64 с.
4. Бойкова С. В. Развитие тексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. 2006. № 3. C. 42-48.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 2004. 255 с.
6. Ванюхина Г. А. Истоки качества развития речи у детей с системными нарушениями речи // Логопед. 2005. № 5. C. 18-25.
7. Вернидуб О. В. Игра «Активити» как средство развития связной монологической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции , апрель 2019 г. Выпуск VIII / Сост. О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти, 2019. C. 61-63.
8. Вернидуб О. В. Диагностика развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста; направления, технологии, культурные практики : Электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 19 ноября 2019 года, г. Тольятти / Редак. коллегия: О. В. Дыбина [и др.]. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис». 1 оптический диск.
9. Вернидуб О.В. Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) связной монологической речи посредством игры «Активити» // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
10. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебн.-метод. Пособие. СПб. : Детство-пресс, 2003. 144 с.
11. Волкова Л. С., Шахоновская С. Н. Логопедия : Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений 3-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 680 с.
12. Воробьева В. К. Методика развития речи у детей с системными нарушениями [Электронный ресурс] : учеб. 158 с. // URL: http: //www.pedlib .ru/ (дата обращения: 19.06.2019).
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд. М. : Изд-во «Лабиринт», 1999. 352 с.
14. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Учебник для вузов. Специальная литература. СПб. : Лань, 2003. 656 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии. М. : «Книга по Требованию», 2012. 136 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ