Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования

Работа №118672

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования 13
1.1 Особенности и трудности формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в психолого-педагогических исследованиях 13
1.2 Наглядное моделирование как средство формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 23
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования 34
2.1 Выявление уровня сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 34
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования 55
2.3 Определение динамики уровня сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 65
Заключение 79
Список используемой литературы 82
Приложение А Характеристика выборки исследования 86
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 87
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 88

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является одной из значимых проблем логопедии. Особый интерес к исследованию словообразования старших дошкольников обусловлен тем, что словообразование оказывает существенное влияние на формирование всех компонентов языковой структуры и на формирование восприятия и воспроизведения речи.
Своевременное, полноценное развитие речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи влияет на формирование личности ребенка, на развитие его высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение). Это служит залогом для правильного неискаженного восприятия окружающего мира, успешной коммуникации, для дальнейшей успешной учебы в школе.
При несовершенстве речевых средств и ограниченности речевого опыта у детей с тяжелыми нарушениями речи, потребность в речевом общении находится на недостаточном уровне. Речь таких детей бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок находится в настоящий момент. Связная монологическая речь развивается трудно. Речь детей с тяжелым нарушением речи непонятная и ее сложно воспринимать.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта, рассматриваемая проблема приобретает особую актуальность. Данный документ указывает на развитие личностного потенциала будущего школьника, его способности к восприятию и развитию знаний, умений и навыков. Главной предпосылкой для школьника, в формировании навыков письма, чтения, является полноценное развитие речи, поэтому задачей для дошкольной образовательной организации служит создание условий для успешного формирования у старших дошкольников всех компонентов речевой деятельности (лексико-грамматический, фонетико-фонематический строй речи и связная речь).
Планирование и организация деятельности детей, самоорганизация их поведения и формирование социальных связей напрямую зависят от качества их языковой культуры. Своевременное формирование навыков словообразования детей с тяжелыми нарушениями речи является важным условием в их полноценном речевом и психическом развитии, так как язык и речь - ведущие компоненты в развитии когнитивных предпосылок и речевого общения, что в дальнейшем способствует правильному восприятию действительности.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне базируется тем, что общество на современном этапе жизни усилило свое внимание на качестве, доступности и вариативности воспитания и образования детей со специфическими потребностями, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. «Все участники образовательного процесса придерживаются общей цели в достижении условий, которые оптимальны для полноценного развития детей, а также удовлетворяют потребности их самореализации, то есть обеспечивают социально-психологическую реабилитацию и адаптацию ребенка путем специально организованного учебно-воспитательного процесса в рамках комплексной коррекционно-развивающей работы» [9, с. 35].
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточно глубокими и всесторонними исследованиями в формировании навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Вопросами словообразования занимались ученые: В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, Т.В. Туманова, Т.Н. Ушакова, А.А. Хохлова. Их исследования показывают, что для успешного усвоения грамматической системы языка важна сформированность словообразовательных навыков, основой которых является, умение выделять морфемы, дифференцировать, а также определять общие значения морфем. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования навыков словообразования. На данном этапе старшие дошкольники «особое внимание обращают на морфемную структуру слова и могут самостоятельно образовывать слова с помощью словообразовательных моделей» [1, с. 319]. Однако «многогранность структуры дефекта вызывает затруднения в подборе методов и средств подачи информации, направленных на коррекцию и профилактику вторичных и третичных нарушений, сопутствующих тяжелому нарушению речи» [4, с. 35].
На научно-методическом уровне актуальность исследования базируется на том, что научно-методическая разработанность процесса формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи находится на недостаточном уровне. Педагоги дошкольной образовательной организации (учителя-логопеды, учителя- дефектологи, воспитатели) связывают целенаправленную работу по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с поиском и разработкой новых современных и эффективных средств обучения.
Одним из таких средств является - «наглядное моделирование. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Данный метод является доступным в дошкольном возрасте» [35, с. 36], «способствует решению познавательных задач, задействуя зрительную, двигательную и ассоциативную память» [10, с. 9].
Актуальность использования наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе состоит в том, что: «дети дошкольного возраста пластичны и обучаемы, но имея тяжелые нарушения речи подвержены быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Поэтому использование данного метода вызывает интерес, тем самым решает данную проблему. Использование символической и графической аналогии облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания материала, формирует приемы работы с памятью, помогает детям видеть главное и систематизировать полученные знания» [10, с. 9].
В «условиях все более интенсивного и широкого использования наглядного моделирования в образовательных процессах, необходимость исследования возможностей ее применения в качестве средства формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, определяет актуальность данного исследования» [10, с. 9]. Наглядного моделирование - прекрасная возможность для формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, реализуемая в специально организованной образовательной деятельности, а также в свободной игровой форме во время подгрупповых занятий.
На основании вышеизложенного нами были установлены противоречия:
• между необходимостью формирования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи навыков словообразования и преобладающим традиционным подходом при осуществлении данного процесса;
• между необходимостью поиска и применения новых средств и технологий формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием в данном процессе возможностей наглядного моделирования.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации?
На основании актуальности и проблемы исследования была определена тема исследования: «Формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: наглядное моделирование как средство формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: процесс формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования будет возможным, если:
• подобраны виды наглядных моделей под показатели сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• разработано и реализовано содержание поэтапной работы с применением наглядного моделирования с учетом последовательности формирования словообразовательных навыков и этапов наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования.
2. Выявить уровень сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
• положения о структуре дефекта общее недоразвитие речи Г.А. Волковой, А.Н. Гвоздева, А.Е. Гончарука, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, О.С. Орловой, В.И. Селиверстовой, А.В. Семенович, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
• положения о закономерностях, последовательности этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, Е.С. Кубряковой, А.А. Леонтьева, Е.Н. Негневицкой, Ф.А. Сохина, К.И. Чуковского, А.М. Шахнаровича;
• теоретические положения Л.А. Венгера, О.М. Дъяченко, A. В. Запорожца, В.И. Логиновой, Л.Ф. Обуховой о знаково-символической деятельности детей дошкольного возраста и наглядном моделировании;
• результаты исследований о возможностях наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений Н.В. Бакиной, Л.Е. Журовой, B. В. Краевского, Д.Б. Эльконина.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические (анализ работ лингвистов, психологов, педагогов по проблеме формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, изучение работ специалистов по методике применения наглядного моделирования);
• эмпирические (беседа с детьми, наблюдение, синтез и анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных в процессе психолого-педагогического эксперимента).
Экспериментальной базой исследования являлось: Структурное подразделение детский сад «Теремок» с. Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области. В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2020-2021 гг.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
На втором этапе (2021-2022 гг.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалось и апробировалось содержание работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования; осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
На третьем этапе (2022 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; готовились публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена возможность использования наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, подобраны виды наглядных моделей в соответствии с показателями сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи; теоретически обоснованы возможности наглядного моделирования и описан процесс формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание поэтапной работы по формированию навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием наглядного моделирования может быть внедрено в практику работы дошкольных образовательных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методическими заключениями, набором теоретических и эмпирических методов исследования, личным участием автора на всех этапах исследования и положительной оценкой педагогических экспертов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы, в определении содержания и апробации наглядного моделирования в формировании навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации, анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ» (2021 г., 2022 г.); опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы образования на современном этапе». По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Виды наглядных моделей подобраны под показатели сформированности навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Знаковые и образные наглядные модели применялись при формировании умения изменять существительные единственного и множественного числа по падежам, согласовывать существительные с числительными. Предметные, материальные наглядные модели использовались для формирования умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных. Образные наглядные модели применялись для формирования умения изменять прилагательные по родам. Формированию умений образовывать относительные, качественные, притяжательные прилагательные от существительных, образовывать глаголы с помощью приставок от глагольных основ, образовывать сложные слова, образовывать производные имена существительные способствует использование в работе предметно-схематических, графических, знаковых наглядных моделей.
2. Работа по формированию навыков словообразования осуществляется поэтапно с учетом последовательности формирования словообразовательных навыков (закрепление словообразования продуктивных моделей, работа с менее продуктивными словообразовательными моделями, работа с непродуктивными словообразовательными моделями), и с учетом этапов наглядного моделирования: на первом этапе использование готовых моделей для словообразования, на втором этапе употребление готовых условных обозначений предметов для словообразования и совместное с детьми составление опорных схем, на третьем этапе - самостоятельное словообразование с использованием условных обозначений в процессе игровых упражнений. Каждый этап подкреплен игровыми упражнениями наглядно-моделирующими словообразовательные отношения на основе материализованных основ (рисунки, иллюстрации, макеты, игрушки, словесное описание, схемы).
3. Сформированность навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи характеризуются умением изменять существительные единственного и множественного числа по падежам, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, изменять прилагательные по родам, образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать качественные прилагательные от существительных, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, образовывать глаголы с помощью приставок от глагольных основ, образовывать сложные слова, образовывать производные имена существительные (образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 24 таблицы и 2 рисунка, список используемой литературы (44 наименования), 3 приложения. Основной текст работы изложен на 85 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи является одним из важных логопедических и педагогических проблем, потому как оказывает существенное влияние на формирование всех компонентов языковой структуры и на формирование восприятия и воспроизведения речи в целом.
Своевременное, полноценное развитие речи влияет на формирование личности ребенка, на развитие его высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение). Это служит залогом для правильного неискаженного восприятия окружающего мира, успешной коммуникации, для дальнейшей успешной учебы в школе.
В данной работе изучена проблема формирования навыков словообразования детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством наглядного моделирования. В первой главе нами были проанализированы и определены современные подходы в изучении и утвержденные в практической деятельности вопросы в рамках формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Материалом для исследования послужили работы авторов: Н.В. Бакиной, Г.А. Волковой, Л. А. Венгера, А.Н. Гвоздева, А.Е. Гончарука, Л.Е. Журовой, В.В. Краевского, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, О.С. Орловой, В.И. Селиверстовой, А.В. Семенович, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; Д.Б. Эльконина.
Изучив теоретические основы, мы выделили основные показатели уровня сформированности навыков словообразования у детей и провели экспериментальную деятельность по выявлению особенностей формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая была организована и проведена на базе ГБОУ СОШ СПДС «Теремок» с. Александровка. В эксперименте участвовали 11 детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Выделены следующие показатели навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи: умение изменять существительные единственного и множественного числа по падежам; умение согласовывать существительные с числительными; умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; умение изменять прилагательные по родам; умение образовывать относительные прилагательные от существительных; умение образовывать качественные прилагательные от существительных; умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; умение образовывать глаголы с помощью приставок от глагольных основ; умение образовывать сложные слова (из двух слов образовать одно); умение образовывать производные имена существительные (образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов).
Вторая глава содержит описание всех этапов экспериментальной части исследования. В ходе констатирующего эксперимента нами было определено, что у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи преобладают средний и низкий уровень сформированности навыков словообразования.
Работа по формированию навыков словообразования посредством наглядного моделирования выстраивалась поэтапно и реализовывалась в процессе игровых упражнений. Этапы работы выстраивались по принципу:
• подбор видов наглядных моделей под показатели навыков словообразования;
• реализована поэтапно совместная деятельность педагога с детьми, включающая на первом этапе использование готовых моделей для словообразования, на втором этапе употребление готовых условных обозначений предметов для словообразования и совместное с детьми составление пиктограмм, опорных схем, на третьем этапе - самостоятельное словообразование с использованием условных обозначений в процессе игровых упражнений.
При осуществлении выделенных этапов также учитывалась последовательность формирования словообразовательных навыков (закрепление словообразования продуктивных моделей, работа с менее продуктивными словообразовательными моделями, работа с непродуктивными словообразовательными моделями).
Результаты контрольного эксперимента показали, что средний уровень показали 73%, 8 детей, следовательно, показатель увеличился на 28%. Низкий уровень составил 27%, 3 ребенка, соответственно снизился на 28%.
Таким образом, нами доказана результативность применения наглядного моделирования в рамках формирования навыков словообразования у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, что позволяет нам сделать вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.


1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: уч.пос. для вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 319 с.
2. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03 . Москва, 2005. 15 с.
3. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Е. Л. Практикум по логопедии: дизартрия. М. : ПРОМЕТЕЙ, 2012. 104 с.
4. Бурлакова И. А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. Т. 20. №3. С. 35-43.
5. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии : уч. метод. пособие. Ставрополь : СГПИ, 2008. 224 с.
6. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи // Рубрика, 2004. № 2. 74 с.
7. Боко С. И. Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи // Проблемы педагогики, 2017. № 1. С. 61-66.
8. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь : учебная литература. М. : Юрайт, 2019. 432 с.
9. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня // Логопед. 2004. № 1. С. 34-40.
10. Гончарова В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР // Логопед в детском саду. М., 2005. 1(4). С. 9-15.
11. Гаркуша Ю. Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция, СПБ., 1999. С. 84-91.
12. Давыдова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 1, 2008. 16. с.
13. Зотова И. В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста // European research, 2017. № 6. С. 62-65.
14. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Астрель ; 2007. С. 237.
15. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 255 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ