Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №118182

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы126
Год сдачи2019
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 11
1.1. Проблема методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации 11
1.2 Современные формы, методы и средства привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 19
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по организации методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 41
2.1. Выявление уровня состояния методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 41
2.2. Разработка и реализация содержания методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 66
2.3 Выявление динамики состояния методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет 80
Выводы по второй главе 97
Заключение 100
Список используемой литературы 103
Приложения 106

Актуальность. В настоящее время в России происходят большие социально-экономические изменения. Они непосредственно влияют на развитие образования в России, в частности и на дошкольное. Признание потребности перехода к личностно-ориентированной модели воспитания, вместо распространенной учебно-дисциплинарной привело к необходимости пересмотреть весь учебно-образовательный процесс дошкольной организации. Долгие годы воспитание и образование детей лежало на образовательных организациях. Некоторые родители не чувствуют своей ответственности за развитие своих детей. В лучшем случае воспитание и образование происходило разрозненно, выделялось семейное и социальное. Ни дошкольная организация, ни семья не могут обойтись друг без друга. Несомненна необходимость их тесного взаимодействия. Эта необходимость лоббируется на высшем государственном уровне. В законе «Об образовании РФ» подчеркивается необходимость изменений в образовании, начиная с первой ступени - дошкольной. Так как качество образования в школе и ВУЗах во многом зависит от первоначального, дошкольного. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года написано, что родители являются первыми педагогами своих детей. Дошкольной организации необходимо помогать родителям или законным представителям, консультировать во всех вопросах воспитания и образования, оказывать психолого-педагогическую поддержку, необходимо привлекать их в образовательную деятельность.
На сегодняшний день существуют различные методы и приемы, главная цель которых - наладить доверительные отношения между педагогами и родителями. Но существующие на данный момент методы и приемы не решают главную задачу, которую ставит перед нами государство - полноценное участие и ответственность родителей в воспитании и образовании своих детей. Таким образом, встает вопрос о насыщении методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей в образовательный процесс дошкольной организации.
Анализ психолого-педагогической литературы и выделенные недостатки позволили сформулировать ряд противоречий:
• между потребностью дошкольной организации в настоящем заказе со стороны родителей (законных представителей) и отсутствием у родителей интереса к образовательному процессу дошкольной организации;
• между установкой государства на привлечение родителей к образовательному процессу и недостаточной разработанностью управления данным процессом;
• между потребностью практики в упорядоченном педагогическом воздействии на познавательное развитие ребенка в дошкольной организации и дома и недостаточной оснащенностью методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов дошкольников в образовательном процессе.
Проблема исследования: каково методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет?
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная ее разработанность и необходимость всестороннего теоретического осмысления и практического решения обусловили выбор темы исследования: «Методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Объект исследования: процесс управления деятельностью педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет.
Предмет исследования: методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет будет эффективным, если:
• дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет;
• разработано планирование педагогами процесса привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО;
• теоретически обоснована и реализована программа для педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет, предполагающая на мотивационном этапе - осознание родителями необходимости участия в образовательном процессе; на когнитивном этапе - просвещение родителей; на интерактивном этапе - партнерство родителей и педагогов в развитии познавательных интересов детей.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были выдвинуты следующие задачи:
1) на основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и обосновать содержание и формы методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить состояние методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать содержание методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет;
4) экспериментально определить эффективность методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет.
Методологическую основу исследования составляют дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория управления образовательными системами.
Теоретическая основа исследования:
• теории, раскрывающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, В.П. Дуброва, В.И. Зверева П.Н. Лосев, Г.С. Лазарев, И.В. Никишина, П.И. Третьяков);
• теории, отражающие суть методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию детей в дошкольной организации (С.В. Глебова, Т.Н. Дронова, О.Л. Зверева);
• теории, раскрывающие сущность «взаимодействия дошкольной организации и семьи» (Т.А. Куликова, Т.И. Бабаева, О.Л. Зверева, Л.В. Загик, Т.Н. Дронова, М.И. Лисина, Т.А. Маркова, О.Н. Урбанская);
• подходы к общетеоретическим вопросам менеджмента в образовании (В.И. Зверева, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский);
• исследования развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Годовикова, Ф.З. Забихуллин, Л.Н. Корепанова, Л.М. Маневцова, Ж.Н. Тельнова).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, изучение планов работы воспитателей), методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: Детский сад № 159 «Соловушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. о. Тольятти Самарской области. Выборка составила 40 детей 6-7 лет и 8 педагогов.
Исследование проводилось в три этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (поисково-ориентировочном, 2017-2018 гг.) - осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе (экспериментальном, 2018-2019 гг.) проводился психолого-педагогический эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике ДО, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывалось и апробировалось методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет. Были выделены формы и методы, обеспечивающие эффективность взаимодействия с родителями, составлены и адаптированы анкеты, опросные листы, подобраны тесты; публиковались материалы исследования.
На третьем этапе (экспериментально-обобщающем, март 2019 - май 2019 г.) проведен контрольный эксперимент с целью проверки эффективности методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет. Уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы. В течение этого периода продолжались публикации материалов исследования, участие автора в научно-практических конференциях, завершалось литературное оформление диссертации, определялись перспективы дальнейшего исследования.
Научная новизна исследования: доказана необходимость методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: создание и обоснование методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет составит основу для более широких научных представлений об управлении данным процессом в дошкольной организации, а также о содержании, формах методах работы с родителями по развитию познавательных интересов старших дошкольников в ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике методистами ДОО апробированных материалов исследования: комплексную психолого-педагогическую диагностику, направленную на выявление состояния методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов старших дошкольников; разработанную программу по привлечению родителей к развитию познавательных интересов дошкольников в ДОО.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основных положений и выводов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы с опорой на концептуальные научные положения в области образования, менеджмента, педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019 г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей - это процесс, включающий разработку содержания, организацию, координацию и управление системой взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе дошкольной организации и рассматривается как непрерывная, последовательная совместная деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательно-методической работе), направленная на проектирование условий, необходимых для эффективного привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей в дошкольной организации.
2. Методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет включает: планирование педагогами процесса привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО; программу для педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет, предполагающую на мотивационном этапе - актуализацию осознания родителями необходимости участия в образовательном процессе; на когнитивном этапе - просвещение родителей; на интерактивном этапе - партнерство родителей и педагогов в развитии познавательных интересов детей.
3. Показатели и уровни методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет характеризуются состоянием программно-планирующей документации по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет; состоянием учебно-методической документации по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет; оценкой уровня взаимодействия педагогов с родителями; оценкой уровня развития познавательных интересов детей 6-7 лет.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников), 3 приложений. Текст иллюстрирован 1 рисунком, 12 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном нами исследовании дан анализ проблемы методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема разработки методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятий «методическое обеспечение деятельности педагогов», «взаимодействие педагогов с родителями», «познавательные интересы детей 6-7 лет». Определена главная задача «взаимодействия» детского сада с семьей - формирование доверительных отношений между воспитанниками, родителями и педагогам. Дано определение «методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей» - это процесс, включающий разработку содержания, организацию, координацию и управление системой взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе дошкольной организации и рассматривается как непрерывная, последовательная совместная деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательно-методической работе), направленная на проектирование условий, необходимых для эффективного привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей в дошкольной организации.
2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет.
3. Методическое обеспечение деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет включает:
• опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет;
• планирование педагогами процесса привлечения родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет в рамках содержания, определяемого ООП ДОО;
• программу для педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов детей 6-7 лет, предполагающую на мотивационном этапе - осознание родителями необходимости участия в образовательном процессе; на когнитивном этапе - просвещение родителей; на интерактивном этапе - партнерство родителей и педагогов в развитии познавательных интересов детей.
4. В результате реализации методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет произошли качественные изменения. Заинтересованность родителей в развитии познавательных интересов у детей возросла на 20%. Большая часть родителей активно стала участвовать в жизни детского сада: посещение родительских собраний, участие в мастер-классах, интересуются вопросами развития познавательной активности, помогают в пополнении материальной базы и оформлении групповых помещений детского сада. 83% педагогов обладают гибкостью в общении, умеют сопереживать родителям. Педагоги легко ориентируется в проблемах развития познавательной деятельности детей, показывают отличное знание материала по проблемам развития познавательных интересов, демонстрируют владение методами и приемами обогащения действий, правил, расширения задач. Обладают знаниями методов и приемов по обогащению представлений детей с участием родителей, учитываю при этом возрастные особенности детей. Педагоги знают, как практически организовать разные виды деятельности для привлечения родителей к развитию познавательных интересов старших дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по разработке и реализации методического обеспечения деятельности педагогов по привлечению родителей к развитию познавательных интересов у детей 6-7 лет.


1. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безруков. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
2. Белая, К.Ю. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей /К.Ю. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с
4. Глебова, С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 - 111 с.
5. Дронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей /Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
6. Дронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Дронова. - М.: Просвещение, 2002. - 120 с.
7. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
8. Зверева, О.Л., Алешина М.В. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно эстетического развития детей // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 5
9. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание, 2016. - №5, - С.70-75.
10. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 256 с.
11. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей: монография. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 81 с.
12. Зверева, Н.Г. Личностно-ориентированный подход в воспитательно - образовательном процессе ДОО // Научный поиск, 2014. - №2.8. - С. 26-27.
13. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. Заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
14. Кротова, Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: автореф. дис. канд. пед. наук: 05.12.05 / Т.В. Кротова. - М., 2005, - 20 с.
15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ