Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

Работа №118085

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника 11
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе 11
1.2 Экологический дневник как средство формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей 6-7 лет 16
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе 27
2.1. Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе 27
2.2. Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника 45
2.3. Исследование динамики в сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе 56
Вывод по второй главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения 77

Представления об экологической культуре формируются с младшего дошкольного возраста. Поэтому большое значение необходимо уделять экологическому образованию дошкольников. Дошкольный период - это самый важный этап в жизни каждого ребенка. В это время идет интенсивное умственное и физическое развитие, у ребенка закладываются основные черты характера, моральные качества личности, формируются различные способности.
В период дошкольного детства важно заложить основы экологической культуры. Именно в период дошкольного возраста закладываются яркие эмоциональные впечатления, первые представления о природе, в этот период определяется фундамент правильного отношения к миру, который окружает ребенка и ценностной ориентации в нем.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой большое значение имеют вопросы о формировании представлений о сезонных изменениях в природе. Сезонные изменения в природе оказывают влияние не только на экологическое воспитание личности, но и на интеллектуальное развитие, формируется мировоззренческая концепция и определяется ребенком понятия сменяемости и изменения в природе.
Успешное осуществление формирования представлений о сезонных изменениях в природе дошкольников возможно при условии обеспечения чувственного способа познания мира, тесного общения дошкольника с объектами ближайшего окружения природных объектов. Так как дети дошкольного возраста могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные изменения в растительном и животном мире, в неживой природе, у них формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе.
Во многих психолого-педагогических исследованиях обоснованно доказана доступность детям дошкольного возраста экологических знаний: о связи живых организмов со средой обитания в процессе роста и развития (С.Н. Николаева, Л.Н. Кондратьева); о многообразии живых организмов, их экологическом единстве (Т.А. Ковальчук, А.П. Захаревич); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (Е.Ф. Терентьева, П.Г. Саморукова); о сообществах живых организмов (В.П. Арсентьева); об охране и восстановлении природных ресурсов (И.А. Хайдурова).
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительное отношение к природе и организация полезной деятельности, по мнению авторов З.П. Плохих, М.М. Марковская, является основой бережного отношения к природе.
Успешное осуществление экологического образования дошкольников возможно при условии чувственного способа познания мира, тесного общения детей с объектами ближайшего окружения. Опора на наглядную основу делает процесс обучения более эффективным, поскольку дети могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные изменения в растительном и животном мире, в неживой природе и фиксировать их в наглядной форме. У дошкольников формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе. Из всего сказанного можно сделать вывод, что формирование представлений о сезонных изменениях в природе необходимо формировать у детей дошкольного возраста и в наши дни остаются актуальными поиски эффективных средств экологического образования детей 6-7 лет на основе ознакомления с сезонными изменениями в природе. Одним из эффективных средств работы по формированию у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе может стать экологический дневник.
В работы с экологическим дневником дошкольника лежит интеграция таких деятельностей как наблюдение, экспериментирование, художественная деятельность и чтение художественной литературы, коммуникация. Ведение дневника сопровождается речью-доказательством, речью-размышлением. Работа с экологическим дневником способствует экологическому образованию дошкольников, позволяет реализовать личностно ориентированную технологию в организации деятельности детей, направленной на экологическое освоение мира природы.
Однако в современных условиях не до конца разработана система работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием экологического дневника.
Таким образом, наблюдается противоречие между:
• между социальным заказом общества на формирование у дошкольников экологических представлений об изменяемости природы и недостаточным определением средства, способствующего достижению данного результата;
• необходимостью реализации индивидуального подхода, повышающей качество образования, и недостаточной разработанностью соответствующих средств индивидуализации, в частности экологического дневника дошкольника;
• возможностью использования в формировании у дошкольников экологических представлений о сезонных изменениях экологического дневника дошкольника и недостаточной разработанностью методики использования экологического дневника в данном процесса ДОО.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 6-7 лет представления о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования - формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством «экологического дневника».
Гипотеза исследования базировалась на положении о том, что:
• «представление о сезонных изменениях» у дошкольников рассматриваются как обобщенные представления о смене времен года и характерных чертах времен года, о взаимосвязи жизни растений, животных и человека от сезонных изменений в природе;
• формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей 6-7 лет эффективно формируется посредством экологического дневника дошкольника, как элементом методического обеспечения, позволяющего вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы, обнаруживать причинно-следственные связи между климатическими характеристиками и поведением растений, животных и человека;
• работа с экологическим дневником с целью формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе осуществляется с использованием разных видов моделей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе и организации работы в ДОО.
2. Определить критерии, показатели и диагностические задания сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника.
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследования об организации экологического образования в дошкольных организациях (Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, Т.А. Копьева);
• исследования о экологической субкультуре детства (Л.В. Моисеева, В.А. Зебзеева, Р.В. Михеева);
• технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек дошкольников (Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко);
• использование пособий на наглядной основе в педагогическом процессе (Ф.Н. Блехер, 3.А. Михайлова, Л.Г. Петерсон, Е.Я. Фортунатова, Л.К. Шлегер).
• технология работы с экологическим дневником (Н.О. Никонова, М.И. Талызина).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 160 «Дубравушка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2016 по 2018 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап- экспериментальный (2016 - 2018 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности формирования у детей 6-7 лет экологических представлений посредством экологического дневника.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• уточнено понятие «представление о сезонных изменениях в природе» у детей 6-7 лет;
• определены и описаны критерии, показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе;
• разработана методика формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях посредством экологического дневника.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов:
• комплекс диагностических заданий для педагогов по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе;
• содержание экологического дневника по формированию у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения философии, психологии и педагогики; выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, предмету исследования; воспроизводимостью результатов исследования и верифицируемостью полученных экспериментальных данных; количественным и качественным анализом; тщательностью экспериментальной работы; наличием контрольной и экспериментальной групп.
Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены в докладах на международных, всероссийских научно-практических конференциях: Международная заочная научно-практическая конференция «Психолого­педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (г. Тольятти, 2016), Международная заочная научно-практическая конференция «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (г. Ульяновск, 2017), Международная студенческая заочная научно-практическая конференция «Дошкольник на современном этапе» (г. Тольятти, 2017); Международная студенческая заочная научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (г. Тольятти, 2018), Научно-практическая конференция «Студенческие дни науки» (г. Тольяттти, 2018г.)
На защиту выносятся следующие положения:
1. «Представление о сезонных изменениях» у дошкольников рассматриваются как обобщенные представления о смене времен года и характерных чертах времен года, о взаимосвязи жизни растений, животных и человека от сезонных изменений в природе;
2. Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей 6-7 лет эффективно формируется посредством экологического дневника дошкольника, как элементом методического обеспечения, позволяющего вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы, обнаруживать причинно-следственные связи между климатическими характеристиками и поведением растений, животных и человека;
3. Работа с экологическим дневником с целью формирования у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе осуществляется с использованием разных видов моделей.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка используемой литературы (73 источника) и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что проблема формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменений в природе посредством экологического дневника актуальна. Особенно эта задача является перспективной в рамках внедрения ФГОС ДО и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «представление о сезонных изменениях» у дошкольников, которое рассматривается нами как обобщенные представления о смене времен года и характерных чертах времен года, о взаимосвязи жизни растений, животных и человека от сезонных изменений в природе. При этом эффективным средством формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе рассматривается экологический дневник, как элемента методического обеспечения, позволяющего вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное и делать выводы, обнаруживать причинно-следственные связи между климатическими характеристиками и поведением растений, животных и человека.
В работе представлена комплексная педагогическая диагностика сформированности у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе. Выделены критерии (знания о временах года, представления о сезонных изменениях в жизни животных, представления о сезонных изменениях в жизни растений), определены показатели и разработаны диагностические задания, включающие по несколько серий заданий.
В ходе исследования выявлено, что формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника протекает успешно при реализации поэтапной работы, обеспечивающей овладение представлениями о зависимости живой природы от условий неживой природы.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий формирования системы экологических знаний у дошкольников в разные возрастные периоды.


1. Агеева, С. Обучение с увлечением. Части 1 и 2 [Текст] / С. Агеева. - М.: Лайда, 2005. - 300 с.
2. Андрющенко О.А. Технология формирования системы знаний о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Андрющенко. - Нижневартовск. - 2012. - 46 с.
3. Бобылёва, Л. К природе -с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками [Текст] / Л. Бобылёва, О. Бобылёва // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С.38-43.
4. Большая географическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Д.И. Люри. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. - 640 с.
5. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2009. - 190 с.
6. Галина, Л.М. Природа и дети. Ребенок в детском саду [Текст]/ Л.М. Галина.-З - е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2012. - 189с.
7. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования дошкольного детства: учеб. пособие [Текст] / Е.В. Гончарова. - Ростов на Дону.: Феникс. - 2010. - 144 с.
8. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко. - Воронеж: Учитель. - 2007. - 195 с.
9. Григорьева О.Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы[Текст] / О.Н. Григорьева. - Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 150-152.
10. Грунина, С.О. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.О. Грунина. - Йошкар-Ола. - 2006. - 269 с.
11. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. - 6-е изд., стереотип.- Москва: Просвещение.-2015. - 198 с.
12. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебное пособие для студентов[Текст] / Л.И. Егоренков. - 6 - е изд., стереотип. - М.: Просвещение. - 2015. - 198 с.
13. Елкипа, Н. Учим детей наблюдать и рассказывать [Текст] / H. Елкипа. - Ярославль: Академия развития. - 2006. - 184 с.
14. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.
15. Захлебный, А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] / А.Н. Захлебный. - Педагогика. - 2013. - № 9.- 341 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ