Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №115322

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе совместной деятельности со сверстниками 12
1.1 Проблема формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в современных исследованиях 12
1.2 Организация совместной деятельности детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 21
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками 29
2.1 Выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества 29
2.2 Реализация содержания работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи по формированию навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками 44
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества 60
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Результаты диагностики навыков сотрудничества детей на констатирующем этапе эксперимента 76
Приложение Б Анкета для воспитателей 78
Приложение В Перспективный план индивидуальной работы по формированию у детей 6-7 лет с ОНР навыков сотрудничества 79
Приложение Г Результаты диагностики навыков сотрудничества детей на контрольном этапе эксперимента 80
Приложение Д Экспериментальная выборка детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 82

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что гуманистические тенденции развития современного общества определяют сотрудничество таким типом социального взаимодействия, который определяется как универсальный принцип, регулирующий отношение человека к конкретным людям, к миру. Формирование у детей навыков сотрудничества становится значимой задачей образования. Нарушение речевого общения затрудняет взаимодействие с другими сверстниками и взрослыми, а также ориентацию в окружающем мире. Подобное нарушение может привести к недоразвитию навыков сотрудничества и неэффективной коммуникации. Это будет отражаться на поведении ребенка, его взаимодействии с окружающими в процессе какой- либо деятельности. Гуманистические черты личности формируются, прежде всего, в процессе взаимодействия с другими людьми. Формируемый опыт сотрудничества обеспечивает самореализацию личности в социуме.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) важным принципом дошкольного образования является сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Это обуславливает необходимость создания соответствующих условий развития ребенка, способствующих его позитивной социализации, его личностного развития на основе сотрудничества со сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. В образовательной области «Социально-коммуникативного развития» решаются следующие задачи: развивать общение и взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками; сформировать готовность у ребенка взаимодействовать со сверстником. Решение представленных задач должно осуществляться в том числе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей необходимости данная тема недостаточно изучена, что особенно проявляется в определении специфики формирования навыков сотрудничества у детей с общим недоразвитием речи.
Ряд ученых, исследуя сотрудничество как тип взаимодействия людей (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Е.В. Субботский и др.), раскрывают его гуманистический характер, значение навыков сотрудничества в формировании социальной готовности к обучению в школе.
Исследователи дошкольного детства, определяя возможность формирования навыков сотрудничества у детей, изучали различные аспекты формирования данных навыков в разных видах деятельности: в трудовой (М.В. Крулехт и др.), в игровой (Д.В. Меджерицкая и др.), в изобразительной (И.А. Рудовская, Л.И. Таджибаева). В ряде исследований представлено понятие «опыт сотрудничества» и представлены отдельные аспекты процесса его формирования у детей (Е.С. Лутошлива, Л.С. Римашевская, Е.В. Субботский. Г.А. Цукерман. В.В. Щетинина и другие).
Определение специфики процесса формирования навыков сотрудничества у детей с общим недоразвитие речи требует обращения внимания к исследованиям особенностей работы с данными детьми.
Актуальность на научно-методическом уровне представлена необходимостью изучения средств образовательной работы с детьми по формированию у старших детей с общим недоразвитие речи навыков сотрудничества. Таким средством, по мнению ряда исследователей (В.В. Коржевина, Т.О. Лебедева и другие), является совместная деятельность со сверстниками. Особое значение придается поискам методов работы с детьми с общим недоразвитием речи (А.В. Петровский).
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующие противоречия:
• между необходимостью формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества и недостаточным исследованием специфики этого процесса у детей с общим недоразвитием речи;
• между возможностью формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества и недостаточной разработкой содержательно-методических аспектов использования такого средства как совместная деятельность со сверстниками.
Из этого вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками?
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе взаимодействия со сверстниками.
Цель исследования: определить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками обеспечивают следующие педагогические условия:
• реализация этапов образовательной работы с детьми, содержание и педагогический инструментарий которых определены с учетом логики освоения детьми навыков сотрудничества, возрастных особенностей и особенностей проявления диагноза детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработка комплекса заданий для детей с общим недоразвитием речи III уровня, обеспечивающих освоение всех групп навыков сотрудничества и предусматривающих их включение в ситуации делового сотрудничества в продуктивных видах детской деятельности;
• осуществление индивидуального подхода в работе с детьми с учетом проблем, выявленных при анализе результатов диагностики навыков сотрудничества;
• преемственность в работе воспитателя, учителя-логопеда и психолога по формированию у детей навыков сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях и педагогической практике, уточнить особенности процесса формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Определить критериально-диагностический аппарат исследования и выявить уровень сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать педагогические условия образовательной работы с детьми по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе совместной деятельности со сверстниками.
4. Выявить динамику в уровне сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи после проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• субъектно-деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие).
• теоретическое обоснование недоразвития речи детей и форм речевой патологии (Р.Е. Левина, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова и другие);
• идеи о коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНР (Е.А. Алябьева, В.Г. Арапова, Н.Н. Востокова, Т.Н. Волковская, А.А. Дмитриев и другие);
• положения о возможностях совместной деятельности детей и развитии опыта сотрудничества (Е.С. Лутошлива, Л.С. Римашевская, Е.В. Субботский. Г.А. Цукерман. В.В. Щетинина и другие);
• положения о сущности сотрудничества, его значении как средства социализации (Н.Ф. Голованова, Я.Л. Коломинский и другие);
• исследования особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста (Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой и другие);
• психолого-педагогические исследования в области сотрудничества дошкольников (Blaine J. Fowers, Christoph Antweiler, David W. Johnson, Demetria Loryn Ennis-Cole, Jennifer R., Melinda L. Combs, Morton Deutsch, Terje Ogden).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 120 «Сказочный» муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2018 г. - март 2019 г.). Определение проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, с целью изучения состояния проблемы в науке и практике. Определение диагностического материала по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Второй этап - экспериментальный (октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.). Реализация диагностических методик. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапа. Обсуждение плана формирующего эксперимента и его реализация.
Третий этап - заключительно-обобщающий (февраль 2020 г. - июнь 2020 г.). Проведение обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента. Оформление материала магистерской диссертации, подведение итогов и формулировка выводов.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено состояние данной проблемы в современных исследованиях, уточнены особенности процесса формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, доказана возможность формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении перечня групп умений сотрудничества и их конкретизации, характеристике уровней сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; теоретическом обосновании и характеристике педагогических условий, обеспечивающих эффективность образовательной работы по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать практическим работникам диагностические материалы по выявлению уровня сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; разработано содержание образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии, педагогики, дефектологии; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; объективность способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата, а также в разработке содержания образовательной работы по формированию навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ (2019 г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Навыки сотрудничества у детей определяются как специфические (автоматизированные) компоненты умений, обеспечивающих успешное достижение поставленной общей цели совместной деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Конкретизация перечня навыков сотрудничества определяется этапами совместной деятельности детей, ее интегрированным характером и особенностями детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Наиболее благоприятной определена совместная продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Реализуемое сотрудничество определяется как деловое.
Навыки сотрудничества могут быть сгруппированы в зависимости от результата совместных действий на каждом этапе делового сотрудничества: умения по установлению эмоционального единства с партнером; умения, связанные с выделением особенностей партнера и объединению усилий в процессе совместной деятельности; умения, связанные с выбором партнеров и планированием совместной деятельности; умения регулировать и корректировать совместные действия по реализации плана.
2. Эффективное решение задач формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня связано с логикой освоения детьми комплекса взаимосвязанных умений: от освоения детьми отдельных действий и их автоматизации в навык, к умению применять эти действия в новых, изменяющихся условиях при осуществлении целенаправленной совместной продуктивной деятельность детей.
Образовательная работа с детьми осуществляется поэтапно: «Учимся понимать друг друга», «Учимся договариваться», «Мы партнеры».
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (54 источника), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 7 таблиц, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 75 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе теоретического исследования было установлено, что проблема формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с ОНР III уровня в процессе совместной деятельности со сверстниками в педагогической теории и практике дошкольного образования является малоизученной и актуальной.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить специфику сотрудничества как типа взаимодействия, делового сотрудничества, которое осуществляют партнеры, выполняя общее дело. Установлено, что навыки сотрудничества определяются как специфические (автоматизированные) компоненты умений, обеспечивающих успешное достижение поставленной общей цели совместной деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Конкретизация перечня навыков сотрудничества была определена с учетом этапов совместной деятельности детей, выделением ее интегрированного характера и особенностей детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
3. Результатом теоретического анализа стало выделение групп умений: умения по установлению эмоционального единства с партнером (проявлять расположенность, выражать симпатию партнеру, готовность к сотрудничеству; осуществлять эмоциональную поддержку партнеру в ситуациях затруднения); умения, связанные с выделением особенностей партнера и объединению усилий в процессе совместной деятельности (договариваться в процессе организации и осуществления сотрудничества; выделять и учитывать свои особенности и особенности другого ребенка как делового партнера в предложенной ситуации взаимодействия); умения, связанные с выбором партнеров и планированием совместной деятельности (проявить свою инициативу и поддержать инициативу других детей при решении общей задачи; вместе определять содержание и цель совместной деятельности, выбирать партнеров; вместе определять алгоритм совместной деятельности и распределять действия каждого партнера); умения регулировать и корректировать совместные действия по реализации плана (осуществлять промежуточный взаимоконтроль с учетом предложенных критериев и реализуемой модели сотрудничества; согласовывать персональные действия при реализации разработанного алгоритма действий, осуществлять взаимоконтроль).
4. Диагностическое исследование детей, проведенное с использованием разработанного критериально-диагностического аппарата, показало необходимость проведения более эффективной работы с детьми 6-7 лет с ОНР III уровня по формированию навыков сотрудничества.
5. В процессе формирующего эксперимента нами была осуществлена образовательная работа, содержание и педагогический инструментарий которой определены с учетом логики освоения детьми навыков сотрудничества, возрастных особенностей и особенностей проявления диагноза детей 6-7 лет с ОНР III уровня. Формирующий эксперимент предполагал поэтапную реализацию микротем: 1) «Учимся понимать друг друга» («Эмоции и чувства», «Я тебя понимаю», «Сочувствие и поддержка»); 2) «Учимся договариваться» («Слова-помощники», «Мы слышим друг друга», «Давай договоримся»); 3) «Мы партнеры» («Совместное дело»). Нами был разработан комплекс заданий на каждый этап работы, к каждой микро-теме, совместные дела, поделки, игры и другие.
6. Повторная диагностика детей выявила положительную динамику в уровне и явные качественные изменения в сформированных навыках сотрудничества у детей 6-7 лет с ОНР после проведения формирующего эксперимента. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи полностью решены, а гипотеза подтверждена.


1. Алексеева О. В. Содержания работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи по формированию навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности со сверстниками // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск. С. 20-27.
2. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М. : Творческий центр «Сфера», 2002. 98 с.
3. Арапова В. Г. Формирование навыков коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами риторики // Логопед в детском саду. 2009. № 8. С. 81-83.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозаика. Синтез, 1999. 222 с.
5. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб : Детство-Пресс, 2004. 237 с.
6. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. 91-99.
7. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 96 с.
8. Венгер Л. А. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Старший дошкольный возраст. М. : Гном-Пресс, 1999. С. 80-84.
9. Виноградова Н. Методическая работа образовательном. М. : Инфра, 2016. 219 с.
10. Востокова Н. Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с ОНР // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2013. № 1. С. 62-68.
11. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте. М. : Просвещение, 2003. 239 с.
12. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М. : Книголюб, 2004. 104 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка, М. : Смысл; Эксмо, 2003. 300 с.
14. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи. М.: Просвещение, 2009. 270 с.
15. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. СПб. : Речь, 2004. 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ