Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольной памяти детей дошкольного возраста

Работа №114975

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическая проблема развития произвольной памяти детей дошкольного возраста……………………………………………………..8
1.1. Понятие произвольной памяти дошкольного возраста……………………8
1.2 Современные методы развития произвольной памяти детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
1.3 Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения развития произвольной памяти детей дошкольного возраста………………..24
Выводы по главе 1……………………………………………………………….30
Глава 2. Практика организации психолого-педагогического сопровождения развития произвольной памяти детей дошкольного возраста………………..33
2.1. Планирование, ход, результаты формирующего эксперимента…………33
2.1.1 Констатирующий этап формирующего эксперимента………………….40
2.1.2. Развивающий этап………………………………………………………...43
2.1.3. Контрольный этап формирующего эксперимента……………………...47
2.2. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения развития произвольной памяти детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...48
Выводы по главе 2……………………………………………………………….56
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложение………………………………………………………………………71


Актуальность исследования. Развитие когнитивной сферы ребенка является одной из важнейших задач дошкольного образования. Одной из составляющих познавательного развития личности является память. Развитие памяти является предпосылкой к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению информации о разных областях миропознания. Психологи отмечают, чем больше внимания уделяется развитию различных видов памяти ребенка, тем выше его интеллектуальный потенциал. Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования.
В условиях дошкольных образовательных организаций педагоги стремятся развивать произвольные виды памяти, поскольку именно они позволяют развивать процессы запоминания и воспроизведения, а также дают возможность ребенку осознавать, что именно он запоминает.
Произвольная память в психологии – это процесс сознательной характеристики, который позволяет добиться желаемой цели исходя из осознанной постановки самой проблемы и дальнейших действий для ее реализации. Такая память ставит перед собой задачу к специальному обучению, заучиванию определенной информации. Сам процесс запоминания и дальнейшего воспроизведения является специальным, ранее продуманным действием.
Актуальность темы заключается в том, что задача взрослого педагогически грамотно помочь развитию произвольной памяти дошкольника, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, чрезвычайно важны для дальнейшего полноценного развития.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
1. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Особую роль в развитии памяти имеет дошкольный возраст, так как именно на этом этапе закладывается фундамент знаний, умений и навыков, которые пополняются и развиваются в течение жизни.
Память лежит в основе познания окружающего мира, формирования умений и способностей. В продолжительности всей жизни с каждым днём человек узнаёт новую информацию и хранит её при помощи памяти. Способность запоминать для дошкольника считается важным познавательным инструментом. Без памяти не представляется возможным нормальное становление и функционирование личности ребёнка.
К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает значительные изменения, связанные с существенным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. У детей достаточно быстро увеличивается объём сохраняемых представлений, представления о предметах и явлениях, становятся достаточно осмысленными, связными и системными, увеличивается подвижность сохраняемых образов и больше подчиняются управлению. Воспроизведение информации становится логичным и последовательным, словесная память быстрыми темпами развивается в процессе активного освоения речи и в общении. Дошкольное детство – представляет собой особый период в развитии личности. У детей дошкольного возраста достаточно интенсивно развиваются все психические процессы, которые могут обеспечивать ребенку ознакомление с окружающим. Память является той психической функцией, от которой зависит построение иных функций. Память носит преимущественно непроизвольный характер.
...


1. Акинина С.И. Методическая разработка алгоритма развития произвольной памяти у старших дошкольников // Альманах мировой науки. – 2018. – №1 (21). – С. 100-101.
2. Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А., Сергеева Т.Н., Романовская Л.В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 24-43.
3. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 196 с.
4. Алябьева Е. А. Как развить память у ребенка. Учим запоминать стихи / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 177 с.
5. Балдова А.С., Ханова Т.Г. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2019. – №6 (102). – С. 12-18.
6. Батуева С.В. Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – Т. 2. – №1 (16). – С. 19-21.
7. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
8. Боднар А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 97 с.
9. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
10. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
11. Быкова О.Н. Психолого-педагогические условия развития мнемической деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. к.п.н. – Самара. 2017. – 206 с.
12. Васильева Е. Е. Связи мнемической и мыслительной деятельности в когнитивной сфере дошкольников // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник докладов и материалов Национальной научно-практической конференции. – 2017. – С. 224-228.
13. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. – 2020. – № 6. – С. 82-92.
14. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М.: Детство - пресс, 2018. – 219 с.
15. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. – М.: Форум, 2019. – 256 c.
... всего 100 источников

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ