Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №110341

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
2.3 Выявление динамики развития произвольной памяти у детей 6-7
лет с задержкой психического развития 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения 65

Память является необходимым условием, направленным на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, и лежащего в основе формирования других познавательных функций и качеств личности.
Сегодня следует отметить отчетливую тенденцию к увеличению количества детей, имеющих задержку психического развития, что позволяет говорить о проблеме их воспитания, обучения и социальной адаптации как об актуальной психолого-педагогической проблеме.
В федеральных государственных образовательных стандартах говорится о необходимости обеспечения коррекции нарушений в развитии у различных групп детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, как психического, так и физического, в процессе осуществления коррекционной работы и оказания им квалифицированной помощи в ходе освоения программы дошкольного образования.
Специальная психология насчитывает значительное количество исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей с задержкой психического развития. Так, в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается, что снижение произвольной памяти у учащихся, имеющих задержку психического развития, выступает в качестве одной из главных причин, вызывающих у них трудности в процессе школьного обучения. Л.М. Шипицына отмечает снижение эффективности произвольного и непроизвольного запоминания у детей, имеющих задержку психического развития по сравнению с детьми, не имеющих отклонений.
Н.Г. Поддубная установила значительную ослабленность памяти у дошкольников, имеющих задержку психического развития, выраженную в ограниченном объеме запоминания, в большей продолжительности запоминания предлагаемого материала. В исследованиях Н.Г. Лутонян установлена возможность коррекции мнестических функций у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, до показателей нормы в случае применения в обучении приемов логического запоминания.
Несмотря на наличие накопленного опыта по отдельным вопросам коррекции произвольной памяти у детей, имеющих задержку психического развития, следует отметить недостаточную изученность проблемы анализа психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского,
- исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко о высших формах запоминания;
- ряд положений ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, В.И. Лубовский);
- экспериментальные исследования по проблеме задержки психического развития у дошкольников (О.В. Защиринская, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухарева, Е.Д. Хомская).
Новизна исследования: определение психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; определение показателей и уровней развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Возможно применение материалов исследования в коррекционно-образовательной работе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 11 г.о. Сызрань, в исследовании принимали участие 22 ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 18 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической литературы показал, что произвольной памятью называется процесс, позволяющий запомнить и воспроизвести материал при сознательной постановке цели и осуществлении волевых усилий.
Недостатки в развитии произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития проявляются в том, что у них уменьшен объем и скорость запоминания; дети не способны к рациональной организации и контролю своей работы. У детей медленно нарастает продуктивность запоминания; отмечается значительная степень зависимости продуктивности запоминания от мотивации; у детей не развито умение прибегать к различным мнемотехническим приемам; дети склонны механический бездумно заучивать материал.
Слабая регуляция произвольной деятельности, ее недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля в значительной степени снижают эффективность произвольной памяти у детей с ЗПР.
Проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало, что у них преимущественно низкий уровень развития произвольной памяти . Низкий уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР выявлен у 6 человек (55%), в контрольной группе у 5 человек (45%). Средний уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР показали 5 человек (45%), в контрольной группе - 6 человек (55%). Высокий уровень развития произвольной памяти не установлен.
Нами установлено, что процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
Повторное проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало положительную динамику в уровне развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об эффективности разработанных нами психолого-педагогических условиях развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.



1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2014. - 349 с.
2. Борякова, Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 29-36.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. - 136 с.
4. Блонский, И.П. Память и мышление [Текст] / И.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2014. - 245 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие детской памяти [Текст] : Собрание сочинений в шести томах. - Т.2. / Л.С. Выготский - М. : Наука, 2012. - 317 с.
6. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет [Текст] / А.С. Галанов. - М.: АРКТИ, 2016. - 96 с.
7. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под. ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М. : Просвещение, 2014. - 256 с.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. - М. : Наука. - 2016. - 172 с.
9. Егорова, Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР [Текст] / Т.В. Егорова // Дефектология. - 2012. - №4. - С. 16-23.
10. Защиринская, О.В. Психология детей с ЗПР [Текст] :
Хрестоматия / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь. - 2017. - 432 с.
11. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] /
П.И. Зинченко. - М.: Просвещение, 2015. - 562 с.
12. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина. - М. : Просвещение, 2014. - 290 с.
13. Исматуллаева, Г.Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.Э. Исматуллаева // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 641-644.
14. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст] / В.Я. Ляудис. - М. : Издательство Московского университета, 2016. - 253 с..
15. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2017. - 248 с.
16. Лубовский, В.И. Психологические особенности детей с ЗПР [Текст] / В.И. Лубовский // Дефектология. - 2012. - №4. - С. 15-29.
17. Лутонян, Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР [Текст] / Н.Г. Лутонян // Дефектология. - 2017. - №3. - С. 23-33.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2016. - 420 с.
19. Немов, Р.С. Психология в 3-х кн. [Текст] : Кн. 1, 2. / Р.С. Немов. - СПб. : Владос, 2015. - 416 с.
20. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М. : Владос, 2013. - 231 с.
21. Подобед, Л.Л. Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР [Текст] / Л.Л. Подобед // Дефектология. - 2015. - №3. - С. 31-42.
22. Поддубная, Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР [Текст] / Н.Г. Поддубная // Дефектология. - 2015. - №6. - С. 19-23.
23. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шалимов // Дефектология. - 2016. - №5. - С. 34-37.
24. Психические особенности дошкольников с ЗПР [Текст] / Под ред. И. Ломпшера. - М. : Педагогика, 2014. - 184 с.
25. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 2014. - 386 с.
26. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой и др.— М.: Просвещение, 2014. - 119 с.
27. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Под ред. Т.Г. Неретиной. - М.: Баласс, 2015. - 240 с.
28. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. - М. : АРКТИ, 2017. - 142 с.
29. Саитгалина, Э.С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Э.С. Саитгалина. - Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 1. - ART 75021.- URL: http://e-koncept.ru/2015/75021.htm.
30. Слепович, Е.С. Умственное воспитание детей с ЗПР в процессе дидактической игры [Текст] / Е.С. Слепович. - Мн. : Дрофа, 2016. - 217 с.
31. Смирнов, А.А. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения [Текст] / А.А. Смирнов, А.Н. Шлычкова // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 42-51.
32. Ульянова, Ю.А. Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития. Методические рекомендации для педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений [Текст] / Ю.А. Ульянова. - Новокуйбышевск, 2017. - 100 с.
33. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2014. - 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ