Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ КЛИЕНТА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Работа №28911

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы285
Год сдачи1999
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ 9
ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
1.1. Концептуальные основы исследования. 9
1.2. Понимание как предмет психологического исследования 20
1.2.1. Общепсихологический подход к исследованию феноменов понимания 20
1.2.2. Социально-психологические исследования понимания человека 36
человеком
1.3. Практико-ориентированные исследования понимания человека человеком. 50 Выводы: основные направления исследования в рамках интегративной модели 57 понимания.
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГОМ КЛИЕНТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 62 ЗАДАЧА
2.1. Роль понимания психологом клиента в практике оказания психологической 62 помощи
2.2. Понимание психологом клиента в различных психотерапевтических системах 75
2.2.1. Понимание психологом клиента в негуманистических 75
психотерапевтических системах.
2.2.2. Понимание психологом клиента в гуманистической традиции. 83
2.3. Проблема стратегий понимания психологом клиента. 91
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОНИМАНИЯ КЛИЕНТА 102
3.1. Постановка проблемы, основные гипотезы, общий план эмпирической 102
работы. Результаты пилотажного исследования
3.2. Процедуры и результаты основного исследования 127
3.2.1. Контент - анализ консультативных бесед и текстов-комментариев 127
проблемных психологических ситуаций.
3.2.2. Сравнительное изучение консультативных бесед, текстов,
комментариев и интервью с экспертами.
ВЫВОДЫ 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
ЛИТЕРАТУРА 182
ПРИЛОЖЕНИЯ 201

В нашей стране практика оказания психологической помощи переживает в настоящее время весьма интересный и неоднозначный период. Пройден этап неконтролируемого быстрого роста, накоплен определенный опыт. Осознана необходимость серьезной профессиональной и личностной подготовки профессионала к осуществляемой им деятельности. Одной из наиболее актуальных проблем была и остается проблема разработки эффективных моделей образовательной среды, которые бы позволили сделать процесс личностного и профессионального роста специалиста не хаотичным и парциальным, но организованным и системным. Главный вопрос, который встает перед разработчиком таких моделей: “С чего начать, к какому уровню, аспекту профессиональной деятельности и личности будущего консультанта должно быть обращена новая образовательная программа?” Для психолога-консультанта, одной из главных профессиональных задач которого является понимание клиента, возможный ответ кроется в необходимости организации обучения, направленного на исследование и самоисследование индивидуально-специфичных и связанных с той или иной психотерапевтической системой, психотерапевтическим мифом и той или иной системой ценностно-смысловых предпосылок способов понимания другого человека, клиента. Понимание человека человеком (далее упоминаемое просто как “понимание"), является и когнитивным, и интерактивным, и духовным феноменом человеческой жизнедеятельности. В нем проявляются, осуществляются и профессиональное, и личностное развитие субъекта. Поэтому исследование индивидуально-специфичных стратегий понимания психологом клиента может, на наш взгляд, привести к осмыслению важных закономерностей профессионального становления консультанта и позволит сформулировать систему рекомендаций и требований в значительной степени оптимизирующих процессы профессиональной подготовки и самоподготовки специалиста.
Актуальность нашей работы обусловлена также тем, что, с одной стороны, в психологии накоплен определенный объем теоретических и эмпирических знаний о феномене понимания вообще и понимания клиента в частности. С другой стороны, отсутствует интегративная модель понимания, позволяющая более или менее всесторонне оценить особенности реализуемой конкретным субъектом, практическим психологом, стратегии понимания клиента, а также организовать целенаправленное обучение отдельным его компонентам, опирающееся на заложенные в этой модели представления о природе понимания. Интерес к проблеме стратегий понимания в настоящее время актуализируется в контексте разных теоретических и эмпирических подходов и рассматривается, прежде всего, в связи с проблематикой его сущности. Понимание человека человеком предстает как совокупность феноменов различной природы, имеющих различные названия. Развиваемая нами модель, интегрирующая различные подходы к теоретическому и эмпирическому изучению понимания, дает возможность обозначить наиболее перспективные направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования понимания как одной из ключевых проблем психологического знания.
Значимость работы обусловлена недостаточностью собственно социально-психологических исследований, предметом рассмотрения которых являлись бы характеристики и особенности различных стратегий понимания, используемых практическими психологами в ситуации индивидуального психологического консультирования, а также запросами развития самой практики консультирования, где повышение точности понимания клиента и адекватность выбранных способов общения тесно связаны с успешностью консультативного взаимодействия.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей работе нами рассматривались основные подходы и перспективные направления исследований (стратегий) понимания. Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что в настоящее время существует выраженная потребность в создании такой интегративной модели понимания, которая могла бы объединить данные и результаты многочисленных и часто разрозненных исследований этого феномена в области психологии социального познания, общения и др. Одним из наиболее продуктивных подходов в этой области можно считать обращение к исследованию стратегий понимания как феномена, интегрирующего в себе содержательные и процессуальные особенности понимания в конкретной ситуации взаимодействия. Стратегия является также феноменом, отчетливо связанным с двумя другими аспектами жизнедеятельности субъекта. Во-первых, выбор конкретной стратегии связан с индивидуальной ценностно-смысловой позицией человека. Во- вторых, с характером реализуемой им деятельности. Профессиональная деятельность выступает как один из основных видов деятельности развитой личности. Ее эффективность, в свою очередь, во многом зависит от совпадения предметно-деятельностного и ценностно-смыслового аспектов. В основе ценностно¬смыслового аспекта профессиональной деятельности лежат личностные смыслы индивида, которые определяются субъективной системой ценностей. Предметно-деятельностный аспект определяется системой ценностей, заложенных в структуру самих профессиональных знаний, систему целей и задач профессиональной деятельности.
Проблема ценностных ориентаций становится особо . актуальной когда речь идет о профессиях типа "человек-человек", к которому относится и профессия практического психолога. Поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает личность, то это требует от специалиста не только высокой профессиональной подготовки, но и специфического "профессионального видения мира", которое предполагает наличие определенной системы ценностных ориентаций. В деятельности психолога-консультанта важнейшим узлом пересечения двух выделенных аспектов выступает понимание психологом клиента. Оно является основной задачей его профессиональной деятельности и сферой наиболее явного проявления ценностного потенциала консультанта.
Основные выводы:
1. Существует три основных направления исследований понимания, изучающих понимание как объяснение, интерпретацию или диалогическое понимание, - характеризуется специфичностью представлений о значимости разных компонентов-способов понимания. В рамках первого направления понимание рассматривается как объяснение: внимание исследователей сосредоточено преимущественно на содержательных компонентах понимания как результата выявления заложенного в той или иной ситуации или поведении другого человека значения. Второе направление рассматривает понимание как процесс творческого осмысления поведения, высказываний, представлений и переживаний другого человека. В рамках третьего направления понимание выступает как интерсубъектный феномен, процесс и результат совместного с другим человеком осмысления его поступков и переживаний. Этот подход исходит из представления о множественности стратегий понимания.
2. Разные группы феноменов понимания, выделенные в теоретико-эмпирических исследованиях, можно рассматривать как различные стратегии, обладающие как общими, так и

особенными возможностями и ограничениями. Отдельные характеристики понимания можно рассматривать как способы - компоненты реализуемой психологом стратегии понимания.
3. Стратегии понимания клиента - достаточно устойчивые средства работы со смысловой информацией. Стратегии понимания презентируют ценностные установки и личностные смыслы жизнедеятельности субъекта, позволяя отразить взаимосвязь содержательных, процессуальных и ценностно-смысловых компонентов понимания. Различные стратегии обладают различными возможностями по отношению к реализуемой профессиональной деятельности.
4. Ориентировочно можно выделить три основных пути развития способности консультанта к пониманию клиента: 1) постепенное изменение ценностно-смысловой позиции консультанта в ходе профессиональной деятельности, включенное в процесс личностного и профессионального развития, 2) резкое изменение ценностно-смысловой позиции личности, связанное преимущественно с процессами личностных изменений и событий. 3) Направленное обучение осознанию и реализации различных компонентов той или иной стратегии понимания клиента, рефлексия индивидуальных особенностей понимания другого человека и самопонимания служат эффективными способами развития понимания клиента.
5. Половая принадлежность психолога-консультанта не связана прямо с выбором той или иной стратегии понимания. Ее влияние связано, прежде всего, с особенностями его ценностно¬смысловой позиции. Можно выделить наиболее характерные для женщин и мужчин стратегии. Наибольшим разнообразием вариантов развития и проявления стратегий понимания отличаются женщины-консультанты, обнаруживающие склонность к использованию диалогической стратегии понимания. У мужчин более отчетливо выражена тенденция к реализации интерпретирующих стратегий.
6. Влияние возрастных факторов на выбор стратегии понимания связано с характером профессионального опыта специалиста. Наиболее интенсивно процесс развития способности к пониманию протекает в возрастном периоде, характеризующемся высокой интегрированностью познавательной и ценностной систем субъекта (после 45 лет). Развитие понимания проявляется тем более отчетливо и единообразно, чем более выраженными являются изменения в ценностно¬смысловой сфере.
Научная новизна и вклад нашего исследования в изучение феноменов понимания определяется рядом моментов :
1) общей малочисленностью отечественных работ по психологии понимания, исследований практики оказания психологической помощи и, в частности, исследований понимания,
2) предложен новый интегративный подход к исследованию феноменов понимания и консультирования, объединяющий в себе ряд наиболее современных подходов к организации исследований общения и познания человека человеком,
3) разработана и апробирована интегративная модель понимания, выступающая как средство исследования и прогнозирования возможных результатов, отбора наиболее продуктивных направлений исследования, предложен конкретный вариант использования ивдегративной модели и научного подхода в построении и реализации исследования практики консультативного взаимодействия психолога с клиентом,
4) выявлены основные классические и современные тенденции исследований понимания, показаны взаимосвязи и взаимоотношения ранее существовавших (интегративных) моделей понимания,
5) разработана единая схема контент-анализа теоретико-эмпирических исследований и 
конкретного эмпирического материала, вербальных, текстовых и невербальных показателей реализуемых субъектом (исследователем или психологом) стратегий или подходов к изучению понимания человека человеком, показано существование взаимосвязи научно-исследовательских подходов к описанию феноменов понимания и его стратегий в реальной жизнедеятельности субъекта,
6) осуществлен столь' - редко встречающийся в отечественной психологии вид исследований как контент-анализ теоретико-эмпирических работ в области понимания человеком текста (задачи) и человека человеком (себя самого, ситуации взаимодействия с ним), мира в целом,
7) осуществлен контент-анализ данных эмпирического исследования, разработан новый подход к анализу и исследованию бесед и комментариев, сделан вклад в развитие психолого-семиотического подхода к исследованию консультативного взаимодействия,
8) предложена и осуществлена оригинальная программа исследования,
9) разработаны методические пособия, рекомендации по повышению качества подготовки психологов-консультантов, организации и проведению занятий по психологии понимания человека человеком и индивидуальному психологическому консультированию, программы спецкурсов и тренингов, лекционных занятий, подготовлен ряд публикаций по психологии понимания и консультированию, предложено несколько исследовательско-диагностических методик понимания человека человеком.
10) Эмпирически выделены и описаны ряд стратегий понимания психологом клиента, различия возможностей и функций каждой из реализуемых субъектом стратегии понимания, их относительная эквифункциональность (параморфизм).
Исследованы ошибки и особенности каждой из выделенных стратегий понимания психологом клиента, педагогических и обыденных стратегий понимания, наличие половозрастной и профессиональной специфики процессов понимания.
11) Показаны возможности разных методов, эмпирических процедур исследования понимания,
12) Изучены соотношение половозрастных, профессиональных и ценностных “детерминант” выбора той или иной стратегии понимания, взаимосвязь динамических и содержательных характеристик- компонентов понимания, его ценностно-смысловой позиции и характерных подходов к организации общения с клиентом (интерактивных моделей).
13) На основе эмпирических данных намечен ряд наиболее перспективных направлений
исследований понимания человека человеком и психологом клиента и т.д.
Лзультаты проведенного нами исследования позволяют наметить целый ряд наиболее актуальных и перспективных направлений исследований. Отметим некоторые из них.
1. Перспективы теоретического исследования феноменов понимания мы связываем, прежде всего, с анализом проблемного поля исследуемой области с целью выявления и исследования наименее изученных вопросов и взаимосвязей. Представленная нами интегративная модель понимания также дает возможность разработки обоснованных прогнозов о возможных результатах этих исследований. Третья возможность связана с разработкой нового языка описания феноменов понимания, основой которого может выступить интерсубъектная парадигма и экзистенциальная модель понимания.
2. Перспективы эмпирического исследования понимания мы связываем с несколькими основными направлениями. Например, в нашем исследовании продемонстрирована- роль двух уровней ценностного потенциала субъекта: 1) самой по себе ценности понимания для консультанта, 2) ценностных установок личности, описывающих те или иные принципы понимания. Изучение третьего уровня - индивидуальной системы ценностей субъекта в целом, в связи с двумя другими, может стать центральной темой еще одной или двух других диссертаций. Одной из наиболее очевидных является задача разработки таких методических средств, которые бы позволили более отчетливо зафиксировать различия каждой из выделенных подстратегий понимания клиента. Поскольку наиболее заметные различия между ними лежат в области интерактивных характеристик, то именно здесь, на наш взгляд, и следует искать наиболее явные референты их использования. 
Отдельной проблемой исследований могла бы стать и проблема выделения характерных для каждой из стратегий понимания ошибок: ошибок обыденного и профессионального: педагогического и психологического понимания. Близкое направление исследований предполагает сравнительный анализ объяснительных схем и процесса их функционирования (стратегий понимания) у представителей разных (типов) профессиональных групп. В нашей работе показана специфика стратегий понимания, используемых психологами и педагогами, связанная с различиями их ценностно-смысловой позиции, выбором конкретной модели общения. В нашем исследовании мы в основном отмечаем лишь сам по себе факт специфичности тематического анализа проблемных ситуаций у представителей разных профессиональных групп. Дальнейшее изучение этого вопроса связано с возможностью сценарного анализа личностного и профессионального развития самого психолога-консультанта, а также анализом внутренних механизмов и содержания развития способности к пониманию другого человека как одной из сущностных характеристик бытия (жизнедеятельности) конкретного человека. Эти данные могут также использоваться в процессе обучающих консультаций с будущими профессионалами. Один из наиболее многообещающих аспектов дальнейшего исследования в этом случае предполагает сопоставительный анализ индивидуальной системы ценностей и тематических особенностей стратегий понимания клиента.
Несомненный исследовательский интерес представляет собой сопоставительное изучение реализуемой консультантом стратегии как результирующей двух наиболее очевидных оснований их выделения: ценностный потенциал психолога-консультанта и его принадлежность к той или иной психотерапевтической школе. Предварительные результаты показывают, что у специалиста существует относительная свобода выбора той или иной стратегии в зависимости от его ценностного потенциала. А каждая из психотерапевтических систем предлагает консультанту той или специфический набор способов понимания клиента, стратегий понимания.
Отдельной проблемой является также изучение субъективной самоидентификации себя специалистом как принадлежащим к той или иной психотерапевтических школ, с одной стороны, и обладающего тем или иным ценностным потенциалом, с другой: наличие и переживание субъектом существующего рассогласования между собственно личностной (предпочитаемой и доступной) и профессиональной (предписываемой школой) стратегии понимания клиента. Интерес представляет и направленное исследование возможностей и ограничений каждой из стратегий, разработка типологии критериев объективных и субъективных показателей их (не)эффективности.
Перспективным направлением исследований можно считать изучение особенностей, специфических возможностей и ограничений описания стратегий понимания клиента на уровне невербального поведения. В нашем исследовании показано, что невербальное поведение дает более целостное представление о стратегии понимания психологом клиента, а также позволяет повысить уверенность и скорость распознавания и отнесения индивидуальной стратегии понимания к тому или иному выделенному в наше работе “прототипу”. В изучении особенностей дискурсивных стратегий взаимодействия психолога с клиентом мы видим одно из наиболее перспективных направлений дальнейших исследований стратегий понимания.
Важной осью анализа проблемы понимания психологом клиента, является взаимосвязь предпочитаемой субъектом стратегии понимания с характером когнитивных и личностных изменений клиента. Одним из интегративных понятий в этом плане является понятие “дискурса” , отражающего взаимосвязь всех четырех основных концептов нашей работы (содержание и процесс понимания, ценностно-смысловая позиция и модель общения с клиентом) с практикой собственно языковой коммуникации. Особенности дискурсивного взаимодействия психолога с клиентом дают возможность составить целостное представление о когнитивных и личностных особенностях клиента и терапевта: говорящего и того, к кому эта речь обращена.
Другим направлением исследований, позволяющим выйти к изучению наиболее глубинных форм понимающего контакта, может стать изучение понимания консультантом способов и стратегий осмысления происходящего, своей проблемной ситуации, клиентом. В нашей работе этот аспект рассматривается в качестве одного из существенных компонентов процесса понимания. Показано, что внимание к способу осмысления клиентом самого себя и проблемы выступает как значимый показатель диалогической компетентности личности.
В процессе понимания психологом клиента большую роль играет также характер и глубина самопонимания консультанта. Самопонимание консультанта можно рассматривать и как отдельный, самостоятельный феномен консультативного взаимодействия, и как один из компонентов понимания. Исследованию и того и другого ракурса может быть посвящено еще несколько работ.
Самооценка стратегий понимания является значимой информацией о зонах возможного развития консультанта, а данные о них возможно использовать в качестве средства изучения мешающих пониманию факторов и особенностей. В нашем исследовании показаны различные типы соотношений самооценочной и реальной стратегий понимания, прогностическая ценность их сопоставления.
Несомненно, что в качестве самостоятельных тем диссертационных исследований могут выступить анализ роли возрастных особенностей и половой принадлежности психологов-консультантов, а также их взаимодействия между собой и рядом других значимых факторов выбора той или иной стратегий понимания: ценностного потенциала понимающего субъекта, особенностей и богатства его профессионального опыта и т.д.
Другой, напрашивающийся сам собой, очевидно продуктивный подход к исследованию стратегий понимания и развития понимательной способности в целом - организация не срезовых, но лонгитюдных исследований развития и взаимоотнесенности ценностно-смысловой и когнитивной сферы профессионала, особенностей его общения с клиентом. Исследование динамики развития понимательной способности консультанта как перехода от одной ценностно-смысловой позиции, соответствующей ей стратегии
понимания клиента, к другой, позволит составить представление о некоторых важных механизмах этого развития.
Важными самостоятельными проблемами изучения феноменов понимания могут стать исследование уровней развития и степени осознанности реализуемых консультантом стратегии понимания, их соотношения. Помимо сопоставления данных, полученных из разных источников, с помощью различных исследовательских процедур, можно использовать сравнительный анализ результатов повторных ознакомлений с одними и теми же проблемными ситуациями. В нашей работе показано, что в ситуации первичного ознакомления с проблемной ситуацией не всегда проявляется наиболее типичная и характерная для личности стратегия понимания, большую роль могут играть факторы, которые мы можем назвать ситуативными. При повторном столкновении с проблемной ситуацией возможно качественное изменение стратегий понимания.
3. Перспективы прикладного плана. Помимо частично рассмотренных в разделе , посвященном перспективам эмпирического исследования, важным направлением дальнейшего изучения заявленной нами проблемы должна стать разработка и апробация системы методических и психологических рекомендаций, конкретных обучающих пособий и программ для подготовки психологических кадров. В нашей работе предложен и апробирован ряд рекомендаций по ее организации и совершенствованию, а также несколько исследовательско-диагностических методик изучения особенностей и трудностей понимания, рекомендаций по их использованию в процессе обучение и переподготовке, в повседневной практике самопознания и самосовершенствования профессионала.





1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания.-М.:Знание,1990.-64с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: МПА, 1994. - 237 с.
3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. - С.-П6.: Эконом, шк., 1993. - 352с.
4. Алешина Ю.Е., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста. - М.: Знание, 1989. - 210 с.
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.-174с.
6. Американская социологическая мысль. Тексты./ Под ред. В.И. Добрёнькова,- М.:МГУ,1994.- 496с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 340 с.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 237с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.:МГУ, 1988. - 432 с.
10. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.
- М.: МГУ, 1978. - 272с.
11. Андрианов М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности (факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия). - Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - Москва, ИРЛ РАО, 1996. - 24с.
12. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий. // Вопр. психол.
- 1986. - №3.- С.127-133.
13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984.- 317 с.
14. Ахметова С.А. Познание социального: отражение реальности или ее конструирование.// Социальное знание: формации и интерпретации./ Материалы международной научной конференции. 4.1. Казань: Форт-Диалог, 1996. - С. 51-57.
15. Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. - 1997. - №3. - С.45-56.
16. Барт Р. S/Z .- М.: РИК "Культура",1994.- 303с.
17. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека, как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Политиздат, 1969. - С.73-144.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
19. Бел окры лова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов.- Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук.- М.:МГУ, 1997.- 26с.
20. Белорусов С.А. Об основах психологического консультирования. Выдержки из лекции курса “Психология с христианской точки зрения”. - М.: ИЦСиД, 1995. - 11с.
21. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: МГУ, 1988.- 150с.
22. Бендлер Р. Используйте ваш мозг для изменения. - М.: Прагма. 1991. - 184с.
23. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 168с.
24. Бермант О.В. Чтение в письменной культуре. // Психологический вестник РГУ. - В 2 т. Т.2. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997.- С.110-123.
25. Бинсвангер Л., Мей Р., Роджерс К.-Г. Три примера анализа случая Эллен Вест.// Моск, психотерапевт журн. - 1993. - №3. - С. 85-120.
26. Бобырева А.П. Формирование способов осмысления текстов при обучении чтению. Дисс. ...канд. психол. наук. - М: МГУ, 1987. - 186с.
27. Бовина И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1998. - 24с.
28. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1992. - 60с.
29. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: МПА, 1995. - 328 с.
30. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход).- Киев: КГУ,1991.- 160с.
31. Борисова А.А.Проницательность как проблема психологии общения.// Вопр. психол. - 1990. - №4. - С. 117-125.
32. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психол. - 1992. - № 3-4. - С. 24-33.
33. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-центрированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я- психологией.// Иностранная психология. - 1993. - Т.1. - №2. - С. 23-30.
34. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии.// Вопр. психол. -1990.- №6. - С. 9-16.
35. Братусь Б.С.Христианская и светская психотерапия.// Моск, психотерапевт, журн. - 1997. - №5. -
С.10-19.
36. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1987. - 16с.
37. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. - М.: НФ "Класс", 1998. - 224с.
Зв.Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема //Вопросы философии. - 1975. - № 10. - С.73-85.
ЗЭ.Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. - 336с.
40. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 412с.
41. Брутман В.И., Варга А.Я., Родионова М.С., Исупова О.Г. Девиантное материнское поведение. - // Моск, психотерапевт, журн.. - 1996. - 4. - С.81-98.
42. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464с.
43.5урлакова Н.С. Внутренний диалог в стуктуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии. Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ,1996. -234с.
44. Бутенко Н.А. Социология и мир повседневности.- М.: Наука, 1987.-320C.
45. Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига: Авотс, 1985. - 318 с.
46. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО “Модек”, 1993. - 270с.
47. Ванденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о “Чужом”. // Логос. - 1994.- №
6. - С.77-97.
48. Ванштейн Э.Дж. Применение парадокса в медицинской практике.// Моск, психотерапевт, журн. - 1997. -№2. - С.63-77.
49. Варга А.Я. Аутопсихотерапевтическое сочинение на религиозную тему // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 1. - С. 164-170.
50. Васильев С.А.Синтез смысла при создании и понимании текста. - К.: Вища школа, 1998. - 237с.
51. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии. // Моск. психотерапевт.журн.-1997.- №2.- С.5-24.
52. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания. .// Моск, психотерапевт, журн.. - 1996. - №4. - С.48-68.
53. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С.27-37.
54. Васко А., Гарсия-Маркес Л., Драйден У. "Психотерапевт, познай самого себя": диссонанс между метатеоретическими и личностными ценностями психотерапевтов различных теоретичеких ориентаций. // Моск, психотерапевт, журн.. - 1996. - №3. - С.164-199.
55. Васьковская С.В. , Горностай П.П. Теория и практика психологического консультирования.- Киев: Вища школа, 1996.-192с.
56. Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.-М.:Наука, 1996. -255с.
57. Веккер Л.М. Психологические процессы. - Л.: ЛГУ, 1974. - Т1. - 332с.
58. Величковский Г.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 1982. - 336с.
59. Вердильоне А. Мое ремесло.Свидетельство психоаналитика.-С.-Пб.:Новый Геликон, 1993.- 239с.
60. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогрес, 1987. - 320с.
61. Верч Дж. Голос разума. - М.: Тривола, 1996. - 176с.
62. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - Киев: КГУ, 1990. - 20с.
63. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. - М.: НФ “Класс”, 1997. - 172с.
64. Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сб. научн. трудов. / Под ред.
С.Г.Кукосяна. - Краснодар.: КГУ, 1985. - 192 с.
65. Вопросы психологии понимания./ Под ред. А.А.Смирнова. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 240с.
66. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопр. психол. - 1975. - №2. - С.147-
158.
67. Гаврилова Т.П.,Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К.Роджерса и Р.Сэнфорд. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.-1989.-№2.- С.45-56.
68. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики,- М.: Прогресс, 1988. - 699с. бЭ.Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии. - .// Моск, психотерапевт, журн.,
1996. - №3. - С. 29-48.
70. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. Т.2. - М.Мир, 1992. - 376с.
71. Голунова Е.Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования. - Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - М.: ПИ РАО, 1998. - 158с.
72. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. // Вопр. психол.-1994. - №5. - С. 78-85.
73. Горбачева Е.И. Диагностика трудностей понимания учебного материала.// Учебная практика: психологические задания. Учебное пособ. - Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 1993. - С. 35-46.
74. Гордон Д. Терапевтические метафоры.- М.: Прагма, 1991. - 210с.
75. Горелов И.Н. Авербальные “следы” в тексте. // Виды и функции речевой деятельности. / Под ред. Е.Ф.Тарасова и др. - М.: ИЯ АН СССР, 1977. - С. 166-205.
76. Городецкая Е.М. Анализ терапевтической беседы (на основе методики Дж. Лаффаля (J.Laffal)). - Дипл. раб. - М.: МГУ, 1992. - 90с.
77. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: МГУ, 1982. - 464с.
78. Григорьев Л.Г. "Социология повседневности" Альфреда Шюца. // Социологические
исследования. - 1988. - № 2. - С. 123-137.
79. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политлит, 1991. - 321с.
80. Гринвуд Дж.Д. Объяснение и эксперимент в социально-психологической науке.// РЖ “Социология”, сер. 11. - 1992. - №1. - С. 81-89.
81. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии.// Вопр. психол.-1988.-№4.-С.97-112.
82. Гуманистический подход к охране здоровья./ Отв. ред. Н. Берковитц. -М.: Аспект-Пресс, 1998. - 254с.
83. Гуревич К.М. Психодиагностика и законы психологической науки. // Психол. журн. - 1991.-№2. -
С.84-94.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ