Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №120620

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет 10
1.2 Особенности развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи 19
1.3 Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 35
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 35
2.2. Реализация психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 51
2.3 Определение динамики развития произвольной памяти у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи 59
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложения 82


Все психологические явления и процессы издавна изучались людьми. Каждый человек способен воспринимать, познавать окружающий мир, основываясь на собственном опыте. Человек не только познает мир, но и проявляет свое отношение к нему, действует в окружающем мире, принимает решения, стремится к цели, все это связано с развитием психических процессов, таких как: память, воображение, ощущения, восприятие, мышление.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в сознании человека, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Данные процессы и называются памятью.
Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение, и узнавание следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Многие ученые посвятили свои исследования изучению памяти. К примеру, такие ученые, как Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.С. Леонтьев, исследовали произвольную память. Они выявили особенности произвольной памяти, научно обосновали их.
В последнее время вырос интерес исследователей в сфере психологии, специальной педагогики, медицины к проблемам раннего исследования, диагностики и предупреждения нарушений развития у дошкольников. Этот интерес связан с тенденцией к повышению популяции детей с поздним началом речевой деятельности, осложненным речевым недоразвитием.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи (таких ученых, как Л.И. Белякова, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, и др.) показал, что исследовались различные виды и типы памяти. При исследовании преднамеренного запоминания, у детей с нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты по сравнению с нормой, ниже. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют.
Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью, имел богатый словарный запас. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с нарушениями речи сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, при относительно сохранной смысловой, логической памяти. Кром этого последние исследования подтверждают, что у детей снижена произвольная память, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение в школе детей с речевыми нарушениями.
Одним из способов педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, по мнению И.А. Федяковой, являются психолого-педагогические условия. Они влияют на становление индивидуальных свойств личности, но при этом необходим учёт личностных особенностей в определённых ситуациях. Особенно нуждаются в создании таких условий дети с общим недоразвитием речи.
На основании вышеизложенного, нами были выявлены противоречия между:
- необходимостью развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточностью разработки комплекса методик коррекции данного процесса;
- между необходимостью развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми;
- между наличием программ по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с нормой и отсутствием этих программ для детей с общим недоразвитием речи.
На основании выделенных нами противоречий, была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
- организована поэтапная работа по развитию показателей произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- включен в образовательный процесс комплекс дидактических игр для коррекции произвольной памяти у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи;
- организована работа с родителями по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, определить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая основа исследования:
- исследования в области нарушения развития памяти детей 6-7 лет (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, О.П. Короткова, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохина, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, В.И. Яшина)
- положения о системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Л.С. Рубинштейн);
- исследования в области коррекции общего недоразвития речи дошкольников (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.М. Жаренкова, Н.С. Жукова, Н.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
В исследовании использовались следующие методы:
- методы теоретического исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- методы эмпирического исследования: анализ продуктов
деятельности, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2017 - 2019 гг. и состояло их трех этапов.
На первом этапе (2017 г.) - теоретико-поисковом: осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования; разрабатывался теорико-методологический аппарат и программа работы; подбирались и адаптировались авторские методики, позволяющее изучить развитие речи и произвольной памяти у детей 6-7 лет.
На втором этапе (2017 - 2018 г.г.) - опытно-поисковом: проводился констатирующий этап эксперимента и анализ полученных результатов; разрабатывались, и реализовывались в ходе формирующего этапа эксперимента психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
На третьем этапе (2019 г.) - итогово-обобщающем: проводился контрольный этап эксперимента, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, определялась эффективность внедрённых психолого-педагогических условий, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в создании психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; разработке комплекса диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи уровня развития произвольной памяти.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, охарактеризованы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в том, что педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи могут использовать разработанный комплекс диагностических методик для выявления уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, а также комплекс дидактических игр для развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с учетом выделенных психолого-педагогических условий.
База исследования. Исследование проводилось на МБУ детский сад № 128 «Гвоздичка» г.о. Тольятти. В исследовании приняло участие 24 ребенка 6-7 лет, 24 родителя.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается проведением исследований с опорой на теоретические положения психологии и педагогики; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования; количественным и качественным анализом; экспериментальной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ» (10 апреля 2019г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются следующими особенностями произвольной памяти: зрительная память соответствует возрастной норме, исключая запоминание геометрических фигур; снижена функция слуховой памяти; низкий уровень произвольности памяти, характеризующийся воспроизведением и продуктивностью запоминания, относительной сохранностью смыслового, логического запоминания.
2. Развитие у детей с общим недоразвитием речи произвольной памяти обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: организацией поэтапной работы по развитию произвольной памяти у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи; включением в образовательный процесс комплекса дидактических игр для коррекции произвольной памяти у детей 6- 7лет с общим недоразвитием речи; организацией работы с родителями по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Показателями развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи являются: уровень развития слуховой памяти; уровень развития произвольной образной памяти; уровень развития запоминания в различных видах деятельности; уровень опосредованного запоминания; уровень развития зрительной памяти; уровень развития скорости запоминания; уровень развития самоконтроля в процессе воспроизведения.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), 7 приложений. Текст иллюстрирован 1 рисунком, 17 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал, что уровень развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи имеет свою специфику и значительно отличается от развития произвольной памяти с нормальным речевым развитием.
У детей 6-7 лет с ОНР наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в формировании лексики, которое проявляется, главным образом, в значительной ограниченности словарного запаса, а также расхождении объемов активного и пассивного словарей, а также неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов.
Теоретически и экспериментально установлено, что особенности развития речевой сферы у детей определяют и специфику формирования когнитивной сферы, а память является когнитивным процессом, который выполняет такие функции как запоминание, забывание, сохранение и воспроизведение материала (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова, В.В. Юргайкин и др.).
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что у 4 дошкольников экспериментальной группы (34%) выявлен низкий уровень развития произвольной памяти. Этим детям постоянно нужна была помощь взрослого, так как задания вызывали у них затруднение, и они с неохотой выполняли задания, допуская ошибки.
У 7 детей был выявлен стабильный средний уровень (58%) развития произвольной памяти. Дети выполнили задания, показали большой объём произвольной памяти, но при этом допускали ошибки.
Высокий уровень развития произвольной памяти был отмечен у одного ребёнка (8%). Ребёнок с удовольствием выполнил задание, имел достаточный объём произвольной и зрительной памяти.
Также было выявлено, что у большинства детей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе не совсем развиты такие показатели как уровень развития слуховой памяти, зрительной памяти, уровень развития произвольной образной памяти, запоминания в различных видах деятельности, развитие скорости памяти.
С учетом результатов анализа научно-методической литературы нами было определено содержание коррекционной работы по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Проведенное исследование показывает важную роль дидактической игры, применения таких игр помогают педагогу расширить практический опыт детей, закрепить их знания об окружающем мире.
В формирующей части опытно-экспериментального исследования был использован комплекс дидактических игр направленных на развитие процессов произвольной памяти у детей 6-7 лет с ОНР, в процессе, которого дети проявляли заинтересованность, активность и проявили большой интерес. Работа с детьми была разбита на три этапа с постепенным усложнением дидактических игр и включением взаимодействия детей, способствуя развитию у них памяти. На подготовительном этапе формирующего эксперимента, организовывалась совместная деятельность воспитателя и родителей, родителей и детей. На организационном этапе работы было ознакомление родителей с формами и особенностями дидактических игр по развитию произвольной памяти детей, а также подключение к процессу развития способностей и навыков детей. На содержательном этапе подключили родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Анализируя данные исследования, которые были получены после окончания коррекционной работы, можно отметить рост всех показателей. Согласно полученным данным высокий уровень развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи увеличился на 34%, средний уровень повысился на 8%, низкий уровень уменьшился на 26%.
По результатам диагностики, можно увидеть положительную динамику уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Следовательно, гипотеза исследования, состоящая из предположения о том, что развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий: организована поэтапная работа по развитию показателей произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; включен в образовательный процесс комплекс дидактических игр для коррекции произвольной памяти у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи; организована работа с родителями по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.



1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru(дата обращения: 16.02.2019).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
(утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http:www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_158525. (дата обращения: 12.11.2018).
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
4. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - Изд. 2. - М. : Норма, 2007. - 208 с.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды. [Текст] / П.П. Блонский.- СПб. : Питер, 2007. - 341 с.
6. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. М. : Смысл, 2010. - 685 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С. 24-30.
8. Волик, О.Н. Состав и структура методического обеспечения
информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования [Электронный ресурс] / О.Н. Волик, Е.А. Сулейманова // Режим доступа: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v15_i4/pdf/2.pdf. (дата
обращения: 03.04.2019).
9. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 680 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. 2005. - 961 с.
11. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
12. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 45-50.
13. Дыбина, О.В. Социокультурная среда дошкольника [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов и воспитателей / О.В. Дыбина, И.В. Руденко, О.А. Сергеева. - Тольятти, 2001. - 63 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург, АРД ЛТД, 2016. - 320 с.
15. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко - М. : Норма, 1991. - 183 с.
16. Истомина, З.М Развитие памяти [Текст] : учебно-методическое пособие / З.М. Истомина - М. : Союз издат, 2016. - 345 с.
17. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А. Калягин,
Т.С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320с.
18. Ланге, Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст] / Н.Н. Ланге. - Одесса : Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 2010. - 197 с.
19. Лебедева, С.О. О возможностях развития образной памяти [Текст] / С.О. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 52-54.
20. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М. : Логос, 2013.- С. 67-85.
21. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС,
2012. - 680 с.
Т1. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. - М. : Просвещение, 2013. - 143 с.
23. Ожегов, С.И. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополнение. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.
24. Петухова, Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Г.В. Петухова. - М. : Логос, 2011. - 32 с.
25. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 2013. - 526 с.
26. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 2013. - 272 с.
27. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. - М. : В. Секачев, НИИ Школьных технологий,
2013. - 256 с.
28. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. - М. : И. Гум исслед. 2012. - 256 с.
29. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М. : Пресс, 2009. - 440 с.
30. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /
В.И. Селиверстов. - М.: Академия, 2014. - 112 с.
31. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] / Ф.П. Сергеев. - Волгоград: Учитель, 2012. - 96 с.
32. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Владос, 2013. - 290 с.
33. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для педагогических вузов / Е.О. Смирнова. - М. : Педагогика, 2009. - 384 с.
34. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М. : Классикс-стиль, 2012. - 160 с.
35. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи [Текст] / Н.А. Стародубова. - М. : «Академия», 2013. - 224 с.
36. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст ] / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 2012. - 226 с.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : «Академия», 2006. - 336 с.
38. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.
- М.: Издательство института психотерапии, 2013. - 240 с.
39. Шматко, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Д. Шматко. - М. : Деловая книга, 2012. - 309 с.
40. Филичева, Т.Б., Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М. : Союзиздат, 2012. - 339 с.
41. Филичева, Т.Б., Соболева, А.Р. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 2014. - 80 с.
42. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Академия, 2014. - 124 с.
43. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] / Г.В. Чиркина. - М. : Просвещение, 2014. - 206 с.
44. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. - М. : Аркти, 2015. - 240 с.
45. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М. : Владос, 1988. - 420 с.
46. Bates, Е. From First Words to Grammar: individual differences and dissociable mechanisms [Text] / E. Bates, I. Bretherton. - Cambridge, 2016. - 187 р.
47. Conger, J.A. Inspiring others: The language of leadership [Text] / J.A. Conger, //Academy of Management Executive, 2016. - № 5. - P. 31-45.
48. Dingwell, W.O. Government and Concord: a Study in Developmental Psycholingvistics ZIssues in Lingvistics [Text] / W.O. Dingwell, G. Tuniks. - Ithaca, 2015. - 226 p.
49. Nelson, К. Individual differences in language development: Implication for development and language [Text] / K. Nelson //Developmental Psychology. - 2016. - № 17. - P. 46-63.
50. Travis, L.E. Handbook of Speech Pathology [Text] / L.E. Travis. - New York : American Foundation for the Blind, 2015. - 136 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ