Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Я-КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ ЧИТАТЕЛЯ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПЕРСОНАЖАМ

Работа №29289

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы162
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. Я–КОНЦЕПЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 14
1.1. Я–концепция и метаиндивидуальный мир 14
1.1.1. Я–концепция: унитарность и многоаспектность 14
1.1.2. Метаиндивидуальный мир: множественность и
многомерность
19
1.1.3. Я–концепция как полимодальное Я: ментальные
репрезентации метаиндивидуального мира
22
1.2. Эмпатия и психологическая близость 28
1.2.1. Понятие эмпатии: история и современное состояние 28
1.2.2. Понятие психологической близости 42
1.2.3. Слияние – обособление как фактор эмпатии и близости 46
1.3. Сказочные персонажи в метаиндивидуальном мире читателей 57
1.3.1. Метаиндивидуальная психология искусства и
литературы
57
1.3.2. Сферы метаиндивидуального мира литературы 59
1.3.3. Читатель и сказочные персонажи как сфера
метаиндивидуального мира литературы
60
1.4. Проблема, задачи и предпосылки исследования 67
1.4.1. Проблема 67
1.4.2. Объект, предмет и задачи исследования 70
1.4.3. Предпосылки и исследовательские гипотезы 70
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 75
2.1 Общая схема исследования 753
2.2. Участницы 76
2.3. Отбор сказочных персонажей 77
2.4. Квазиэксперимент 77
2.4.1. Основные признаки квазиэксперимента 77
2.4.2. Психологическая близость 79
2.4.3. Эмпатия 79
2.5. Измерения 80
2.5.1. Пространственные параметры слияния – обособления 80
2.5.2. Полимодальное Я 82
2.6. Процедура, исследовательский дизайн и статистический
анализ данных
83
2.6.1. Процедура 83
2.6.2. Исследовательский дизайн 84
2.6.3. Статистический анализ данных 86
ГЛАВА III. ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ И СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ:
ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
89
3.1. Пространственные переменные слияния – обособления
читательниц и сказочных персонажей
90
3.1.1. Корреляционный анализ 90
3.1.2. Попарный регрессионный анализ 90
3.1.3. Множественный регрессионный анализ 93
3.2. Эмпатия читательниц и близость персонажей в терминах
пространства отношений
97
3.2.1. Включение Другого в Я 97
3.2.2. Расстояние 100
3.2.3. Читательница 103
3.2.4. Персонаж 1034
ГЛАВА IV. Я–КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ ЧИТАТЕЛЬНИЦ
И БЛИЗОСТЬ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ 107
4.1. Эффекты полимодального Я на пространственные переменные
слияния – обособления читательниц и персонажей
108
4.1.1. Раздельные эффекты факторов «Слияние в
полимодальном Я» и «Обособление в полимодальном
Я»
108
4.1.2. Раздельные эффекты субмодальностей Я 112
4.1.3. Основные выводы по эффектам 114
4.2. Взаимодействия полимодального Я, эмпатии и близости по
пространственным переменным слияния – обособления
читательниц и персонажей
114
4.2.1. Взаимодействия факторов «Слияние в полимодальном
Я» и «Обособление в полимодальном Я» с эмпатией и
близостью
114
4.2.2. Взаимодействия субмодальностей Я с эмпатией и
близостью
122
4.2.3. Основные выводы по взаимодействиям 127
V. ОБСУЖДЕНИЕ 129
5.1 Пространственные параметры читательниц и сказочных
персонажей
129
5.2. Эмпатия и психологическая близость 131
5.3. Полимодальное Я 135
5.4. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость 137
5.5. Контуры общей концептуальной модели 138
ВЫВОДЫ 140
ЛИТЕРАТУРА 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 161

Диалогическая природа самосознания – фундаментальное условие и предпосылка функционирования человеческого «Я». Исследования взаимоотношений «Я» и «Другого» в самосознании представляют собой влиятельную
традицию в современных работах по Я–концепции (Л. Я. Дорфман, 2002б; Д.
И. Дубровский, 1983; А. Ш. Тхостов, 1994а, 1994б). Дальнейшее изучение Я–
концепции под этим углом зрения является фундаментальной проблемой общей психологии, психологии личности и сознания. Исследования в этом русле направлены на решение также ряда прикладных задач, придавая им при
этом фундаментальный характер. Одной из пока слабо разработанных проблем, несмотря на острые запросы социально-культурной практики в области
образования, художественного воспитания и личностного развития, является
изучение вкладов Я–концепции читателей в их взаимоотношения с литературными персонажами.
Актуальность проблемы. За последние примерно 30 лет в психологической науке сложилась определенная традиция исследований взаимоотношений «Я» и «Другого» – как в межличностных отношениях, так и в Я–
концепции. Большое внимание уделялось условиям, при которых «Я» и
«Другой» сближаются (сливаются) или напротив, отдаляются (обособляются). Важнейшими условиями слияния – обособления являются эмпатия и
психологическая близость. Они являются фундаментальными понятиями общей и социальной психологии и характеризуют социальную сущность бытия
человека. Вопросы эмпатии и психологической близости, а также лежащих в
их основе слияния – обособления играют важную роль для понимания как
диалогической природы сознания и межличностных отношений, так и взаимодействий человека с вещами, идеями, образами, в том числе в ситуациях
коммуникации с литературными персонажами.6
В рамках социально-психологического подхода и в терминах слияния –
обособления эмпатию исследовали C. Batson (1997), J. Dovidio, J. Allen, and
D. Schroeder (1990), M. Hoffman (1984), D. Houston (1990), S. Levy, A. Freitas,
and P. Salovey (2002). Психологическую близость изучали J. Holmes (2000),
C. Sedikides, W. Campbell, G. Reeder, and A. Elliot (2002), E. Smith, S. Coats,
and D. Walling (1999). Вместе с тем представления об эмпатии и психологической близости разрабатывались до сих пор безотносительно к Я–
концепции. В рамках метаиндивидуального подхода (Л. Я. Дорфман, 2002а,
2004а; Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева, 2000; М. В. Рябикова, Л. Я. Дорфман,
2002), напротив, изучались слияние и обособление применительно к Я–
концепции, но безотносительно к вкладам в эти процессы эмпатии и близости.
Объединение этих двух традиций – до сих пор нерешенная проблема. Ее
актуальность обусловлена необходимостью дальнейших поисков условий,
при которых происходят сближение или отдаление «Я» и «Другого» как в Я–
концепции, так и в межличностных отношениях. Данная проблема является
актуальной для дальнейшего развития концепции метаиндивидуального мира
(Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). В русле этой концепции не соотносились социально-психологические условия слияния – обособления «Я» и «Другого» и
их ментальные репрезентации в Я–концепции.
Актуальность проблемы обусловлена также тем, что литературные данные
о взаимосвязях слияния – обособления с эмпатией и близостью являются
противоречивыми (C. Batson, K. Sager, E. Garst, M. Kang, K. Rubchinsky, & K.
Dawson, 1997; R. Cialdini, S. Brown, B. Lewis, C. Luce, & S. Neuberg, 1997; M.
Davis, L. Conklin, A. Smith, & C. Luce, 1996).
Слияние – обособление, эмпатия и близость имеют место не только в межличностных отношениях, но и в том, как люди относятся к вещам, предметам, образам. Последние являются неотъемлемым атрибутом метаиндивидуального мира человека (Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). Люди испытывают бли-7
зость к вещам, предметам, животным (С. Д. Дерябо, 1995, 1997), выражают
эмпатию к произведениям искусства и художественным образам (T. Lipps,
1900; H. Höge, 1991). Литературные образы – это область культуры (искусства, литературы, фольклора), но также часть метаиндивидуального мира человека. Однако исследования эффектов эмпатии и близости на слияние – обособление слушателей, зрителей, читателей с художественными и литературными образами (в том числе с персонажами) до сих пор не проводились.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается
в том, что в нем в значительной степени разрешается проблема разобщенности исследований слияния и обособления применительно к Я–концепции и
межличностным отношениям. Причем область исследований расширяется и
затрагивает сферу отношений людей к литературным персонажам.
Целью исследования является изучение вкладов Я–концепции в отношения человека с литературными образами.
Объектом исследования являются взаимоотношения «Я» и «Другого» в
Я–концепции в условиях взаимодействия человека с литературными (фольклорными) персонажами.
Предметом исследования являются взаимосвязи полимодального Я, эмпатии и психологической близости с пространственными параметрами слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Методологической и теоретической основой исследования являются
концепции метаиндивидуального мира, полимодального Я и метаиндивидуальной психологии искусства (Л. Я. Дорфман, 1993, 2002а, 2004а).
Теоретическое значение диссертационного исследования выражается в том,
что в нем представлена концептуальная модель пространственных параметров
слияния – обособления человека со сказочными персонажами. Полимодальное
Я, эмпатия и близость придают психологическому пространству слияния – обособления динамичность (изменчивость) и многомерность (разнокачествен-8
ность). Обозначены основные стратегии взаимодействий читателя со сказочными персонажами: контактная и предметная. Показана роль эмпатии, близости и
полимодального Я как условий слияния – обособления читателя со сказочными персонажами. Эмпатия и психологическая близость – родственные (они восходят к процессам слияния – обособления), но не тождественные (их пространственные параметры не сводятся друг к другу) теоретические конструкты.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые теоретически и
эмпирически разработана пространственная модель слияния – обособления читателя и сказочных персонажей. Впервые получены данные о том, что психологическая близость может служить условием слияния читателя со сказочными
персонажами. Эмпатия также может служить условием слияния, но косвенно –
через психологическую близость. Обнаружены взаимодействия полимодального Я, эмпатии и психологической близости по пространственным параметрам
слияния – обособления.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Выяснить, можно ли по изменениям пространственных параметров судить о слиянии – обособлении читателя и сказочных персонажей.
2. Выяснить, могут ли эмпатия и психологическая близость приводить к
изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя
и сказочных персонажей.
3. Выяснить, может ли полимодальное Я приводить к изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Выяснить, могут ли полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействовать по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Исследовательские гипотезы формулировались в терминах регрессионного (предсказаний) или дисперсионного (эффектов и взаимодействий) ана-9
лизов. Эмпатия и психологическая близость, субмодальности и диспозиции
(слияние и обособление) полимодального Я рассматривались как независимые факторы, пространственные параметры слияния – обособления – как зависимые переменные.
На основании анализа литературы и в терминах регрессионного или дисперсионного анализа были выдвинуты 12 исследовательских гипотез. Основными были следующие исследовательские гипотезы.
1. Изменения психологического пространства читателя и сказочных персонажей свидетельствуют об их слиянии – обособлении.
2. Эмпатия и психологическая близость приводят к изменениям психологического пространства читателя и сказочных персонажей
3. Эмпатия и психологическая близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Полимодальное Я вызывает изменения психологического пространства
читателя и сказочных персонажей.
5. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействуют
по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных
персонажей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные
выводы.
1. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей служит
общим основанием для эмпатии, психологической близости и полимодального Я.
2. Эмпирическими референтами слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей могут быть пространственные параметры. Они позволяют
дифференцировать тенденции слияния и обособления по пространственным
характеристикам самовосприятия читательниц, восприятия сказочных персонажей, отношений между ними.
3. Следующие пространственные характеристики выражают слияние –
обособление читательниц и сказочных персонажей: (а) дистанция между читательницами и сказочными персонажами, (б) пространство читательниц, (в)
пространство сказочных персонажей. Слияние читательниц и сказочных персонажей выражается в сокращении дистанции, увеличении пространств читательниц и сказочных персонажей. Обособление читательниц и сказочных персонажей, напротив, выражается в увеличении дистанции, сокращении пространств читательниц и сказочных персонажей.
4. Психологическая близость приводит к слиянию читательниц и персонажей. Пространственными референтами близости являются сокращение дистанции и увеличение пространства персонажа.
5. Эмпатия опосредует изменения пространственных параметров слияния –
обособления, вызванных психологической близостью. При эмпатии читательницы проявляют тенденцию к обособлению от близких персонажей и к
слиянию с далекими персонажами.141
6. В изменениях пространственных параметров слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей проявляется роль полимодального Я читательниц, в том числе слияния – обособления в полимодальном Я и его отдельных субмодальностей. Слияние в полимодальном Я приводит к сокращению дистанции с персонажем. Обособление в полимодальном Я приводит
к уменьшению пространства персонажа.
7. Полимодальное Я, эмпатия и близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления.
8. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей является
результатом двух стратегий. «Контактная» стратегия выражается в изменении расстояния между читательницами и сказочными персонажами (сближение – отдаление). «Предметная» стратегия выражается в изменении пространств собственно читательниц и сказочных персонажей (расширение – сужение)


Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об
отношении к ней значимых других // Психологический журнал, 2001. – Т. 22,
№ 5. – С. 38–47.
Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1998. – 376 с.
Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. – М.: Художественная литература, 1984. – 200 с.
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 150 с.
Ахундов М. Д. Пространство и время в физическом познании. – М.:
Мысль, 1982. – 251 с.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 121–290.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Next, 1994. –
179 с.
Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. – М.: Просвещение, 1964. – 478 с.
Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.:
ПЕР СЭ, 2001. – 319 с.
Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 423
с.
Бессонова С. Ю. Характеристика индивидуального стиля внутреннего диалога при чтении художественной литературы и его формирование у студентов гуманитарного вуза: Автореф. дис. ...канд. психолог. наук. – Ставрополь,
1998. – 21 с.
Большакова А. Ю. Образ читателя как литературоведческая категория //
Известия АН. Серия литературы и языка. – 2003. – Т. 62, № 2. – С. 17–26.
Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. – 464 c.143
Валединская О. Р. Материнские возрастные кризисы: кризис «двухлетней
мамы» // Сборник трудов студентов и аспирантов МОСУ. – М.: МОСУ, 2001.
– С. 20–25.
Валединская О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека и
возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. – 2002.– №
2. – С. 60–77.
Веккер Л. М. Психические процессы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. – Т. 3. – 326
с.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 455
с.
Выбойщик И. В. Оценочный стиль и его психологическое содержание: Автореф. канд. дисс. – Екатеринбург: Уральский государственный университет,
2003. – 23 с.
Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и
среднего школьного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 5. – С. 107–
114.
Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы
психологии, 1975. – № 2. – С. 147–158.
Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. –
176 с.
Гасимова В. А. Факторные структуры креативного мышления, интеллекта,
личности и темперамента // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я:
креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е.
М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и
культуры, 2004. – С. 30–39.
Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М.:
Мысль, 1977. – 471 с.
Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной
эмпатии // Вопросы психологии, 1993. – № 4. – С. 61–67.
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – Киев:
Наукова Думка, 1984. – 207 с.
Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука-Ювента, 1998. –
315 с.
Дерябо С. Д. Антропоморфизация природных объектов // Психологический журнал, 1995. – Т. 16., № 3. – С. 61–69.
Дерябо С. Д. Природный объект как отражаемый субъект // Психология с
человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 223–230.144
Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. – СПб.: Академический проект, 2000. – 256 с.
Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. – М.: Смысл, 1993. – 456 с.
Дорфман Л. Я. Эмоциональные стили (на материале художественнотворческой деятельности): Дис. ... д-ра психолог. наук. – М., 1994. – 354 с.
Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. – М.: Смысл, 1997а. – 424 с.
Дорфман Л. Я. От неклассической к метаиндивидуальной психологии искусства // Проблемы информационной культуры. Вып. 5. Эстетика: информационный подход / Науч. ред. Ю. С. Зубов, В. М. Петров. – М.: Смысл, 1997б.
– С. 158–189.
Дорфман Л. Я. Экзистенциальное Я: теоретико-эмпирическая модель для
решения экзистенциальных проблем // Психологическое обозрение, 1998. –
№ 2. – С. 2–14.
Дорфман Л. Метаиндивидуальная психология искусства: методологический аспект // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л.
Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 142–168.
Дорфман Л. Я. Личное начало в поэзии 1970-х // Художественная жизнь
России 1970-х годов как системное целое / Отв. ред. Н. М. Зоркая. – СПб:
Алетейя, 2001. – С. 328–338.
Дорфман Л. Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман,
В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт
искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002а. – С. 141–
184.
Дорфман Л. Современные исследования многоаспектности Я // Личность,
креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002б. – С. 122–140.
Дорфман Л. Я. Полимодальное Я: эмпирическая верификация концептуальной модели // Интегральная индивидуальность, Я–концепция, личность /
Под ред. Л. Я. Дорфмана. – М.: Смысл, 2004а (в печати).
Дорфман Л. Я. Я–концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я–концепция, личность / Под ред. Л. Я. Дорфмана. –
М.: Смысл, 2004б (в печати).145
Дорфман Л. Я., Зворыгина А. И., Калинина Н. В. Эффекты полимодального Я на типы межличностных отношений // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман,
С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. – С. 146–149.
Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Многомерная модель Я и многофакторная
модель личности // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Ред.
колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К.
Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и
культуры, 2000. – С. 141–143.
Дорфман Л. Я., Ляхова Н. А. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 9–18.
Дорфман Л. Я., Малянов Е. А., Березина Е. М. Заключение // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред.
Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 111–116.
Дорфман Л. Я., Огородникова А. В. Области метаиндивидуального мира и
креативная личность // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М.
Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 19–29.
Дорфман Л. Я., Рябикова М. В., Гольдберг И. М., Быков А. Н., Ведров А.
А. Новая версия Пермского вопросника Я // Творчество в образовании, культуре, искусстве / Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина, Л. Я. Дорфман,
С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. – С. 179–183.
Дорфман Л. Я., Щебетенко С. А. Трехфакторная модель эмпатии читателя
к сказочным персонажам // Образование в культуре и культура образования. /
Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2003. – Ч. 1 – С. 368–369.
Дорфман Л. Я., Щебетенко С. А., Князев Н. А. Геометрический тест отношений // Учебный процесс в вузе искусства и культуры / Отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры,
2004 (в печати).
Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983. – 228 с.146
Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психологический журнал, 2002. – Т. 23, № 5. –
С. 42–48.
Журавлев И. В., Тхостов А. Ш. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели // Психологический журнал, 2003. – Т. 24, № 3. –
С. 5–12.
Кант И. Критика чистого разума. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.
Карамуратова Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. ...канд. психолог. наук. – Алма-Ата, 1984. – 21 с.
Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат,
1984. – 333 с.
Корнилова Т. В. Квазиэкспериментальные схемы исследования // Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. –
М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – С. 10–26.
Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Компьютеризированный психологический эксперимент // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент:
Учебное пособие для вузов. / Под ред. Т. В. Корниловой. – М.: ФОРУМ –
ИНФРА-М, 1998. – С. 254–275.
Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы. – М.:
Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
Кун М., Макпартлэнд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 2000. – С. 460–468.
Курбаткина Ю. В. Процесс сепарации и индивидуации с точки зрения традиции объектных отношений и Я–психологии // Психология и жизнь. – М.:
МОСУ, 2001. – Вып. 2. – С. 75–82.
Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. – 368 с.
Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. – СПб.: Высшая
религиозно-философская школа, 1999. – 180 с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики – СПб.: Евразия, 1997.
– 430 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ