Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №115563

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.... 8
1.1 Особенности развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 17
Глава 2 Экспериментальное работа по изучению психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Организация и методы выявления уровня развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Содержание работы по реализации условий развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с ОНР 39
2.3 Динамика развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения

В процессе совершенствования и развития системы логопедической помощи необходимо уделять внимание глубокому и всестороннему изучению общего недоразвития речи у детей, которое отличается несформированностью всех средств языка и является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста.
Одну из задач, решить которую призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет собой «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе, ограниченных возможностей здоровья».
Проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. К необходимому условию умственного развития человека следует отнести процесс постоянного накопления и обогащения его чувственного опыта , формировать который позволяют процессы по восприятию и переработке внешней информации о реальной действительности. Осуществление сложных преобразований поступающей информацией непосредственно связано с фиксацией и актуализацией в системе памяти.
Исследования таких авторов, как И.Т. Власенко, Б.М. Гриншпун, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова свидетельствуют о тесном взаимодействии в своем развитии мнемической, интеллектуальной и речевой деятельности. В случае нарушения развития одного из компонентов возникает недостаточная сформированность и остальных процессов у этого единства. К тому же памяти детей с общим недоразвитием речи посвящено наименьшее количество исследований с позиций системного подхода.
Значительное количество исследования в психолого-педагогической литературе, например, О.Г. Воробьевой, Л.М. Житниковой, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, раскрывают механизмы и особенности памяти у детей, имеющих нормальное речевое развитие, а также методы, направленные на совершенствование памяти. Тех немногочисленных специальных исследований, например, Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, в которых анализируются особенности памяти и условия ее развития у детей, имеющих недоразвитие речи, недостаточно для удовлетворения всех потребностей коррекционного процесса.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее развития.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработана методика по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- использовано художественное слово при обучении детей 5-6 лет приемам запоминания;
- включены дидактические игры, направленные на развитие ассоциативных, произвольных свойств памяти.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
2) выявить уровень развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- исследования развития памятии, ее процессов П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова;
- положения ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой;
- экспериментальные исследования Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой по проблеме развития памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: разработаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике учителями-логопедами, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; в разработанных методических рекомендациях по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе структурного подразделения «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ с. Шигоны, в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (37 источника), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 3 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Память является психическим познавательным процессом, направленным на то, чтобы запечатлеть, сохранить, воспроизвести и забыть ту или иную информацию. В основе формирования произвольной памяти лежит умственное развитие ребенка. Развитие произвольной памяти начинается в среднем дошкольном возрасте с существенным совершенствованием в старшем дошкольном возрасте. Развитие памяти зависит от речевой недостаточности. Несмотря на относительную сохранность смысловой и логической памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, следует говорить о снижении вербальной, слуховой памяти и продуктивности запоминания, если сравнивать их с нормально говорящими детьми.
Проведение экспериментального изучения произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР позволило сделать вывод о недостаточном уровне развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР, так как у детей преобладал преимущественно низкий и средний уровень ее развития.
При проведении психолого-педагогической работы по развитию произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР, мы осуществляли коррекционно-развивающее воздействие на основе принципов развития и коррекции высших психических функций, используя разнообразные дидактические игры, пальчиковую гимнастику, заинтересовывали детей предлагаемой мнемической деятельностью благодаря игровой мотивации. Применение художественного слова (стихотворений, потешек, загадок, скороговорок, рассказов), заданий на пересказ и заучивания наизусть, способствовало развитию произвольной памяти, связной речи, пополняло лексический словарь детей. Благодаря развитию произвольной памяти в различных видах деятельности: в образовательной деятельности на логопедических занятиях в рамках лексических тем, в процессе игровой деятельности и в режимные моменты, мы осуществляли индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
На индивидуальных занятиях, в досуговой деятельности детей и в режимных моментах мы использовали пальчиковую гимнастику, дидактические игры, чтение и разучивание загадок, скороговорок, стихотворений, что повлияло на развитие произвольной памяти.
Таким образом, реализация разработанных психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР способствовала повышению продуктивности запоминания, повышению показателей уровня развития образной произвольной памяти, расширению объема произвольной памяти, формированию элементарных приемов запоминания, повышению показателей уровня развития смысловой и механической памяти.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а разработанные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М., Педагогика, 2013. - 288 с.
2. Белякова, Л.И. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / Л.И. Белякова, под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., АСТ, 2014. - 215 с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - М., ЛКИ, 2014. - 280 с.
4. Большева, Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т. Большева. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 127 с.
5. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Умственное развитие в процессе обучения. - М.,
2014. - 174 с.
6. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А.Галанина // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5. - С. 32-37.
7. Гриншпун Б.М. О классификации речевых расстройств. //Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.С.Ляпидевский. - М.. Просвещение, 2014. - 186 с.
8. Дубровина, Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. И. Дубровина, И.Ю.Левченко // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 45-52
9. Истомина О.А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 30-33.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с общ. недоразвитием речи): пособие для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М., Просвещение, 2014. - 112 с.
11. Житникова, Л. Учите детей запоминать [Текст] / Л. Житникова. - М., Просвещение, 2015. - 188 с.
12. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени [Текст] / П. Жане // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2015. С. 85-92.
13. Жинкин, Н. И. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Жинкин Н. И - М., 2012. - 55 с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С.Жукова - М., Академия, 2014. - 320 с.
15. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб., Речь, 2013. - 240 с.
16. Кондрашева, Ю. В. Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 94-96.
17. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения.
[Текст] / А.Н. Леонтьев. М., 2013. Т. I. - 267 с.
18. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды [Текст] / К. Левин / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. - М., Смысл,
2015. 576 с.
19. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е.Левина. - М., АСТ, 2014. - 165 с.
20. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти [Текст] / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина. - М., Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
21. Левченко, И. Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. - 2013. - № 2 (март-апр.). - С. 5-12
22. Лурия, А.Р. Внимание и память [Текст] / А.Р. Лурия. - М., 2015. - 137 с.
23. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития [Текст] / В.Я. Ляудис. - М., 2016. - 188 с.
24. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст]/ Е.М. Мастюкова. - М., Просвещение, 2012. — 95 с.
25. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Полянская Т.Б. - М., 2014. - 184 с.
26. Пескишева, Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Пескишева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 86-91.
27. Рудей, Ю. С. Состояние слухоречевой, зрительной памяти и интеллектуальной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Рудей Ю. С. // Коррекционная педагогика. - 2016. - № 2 (26). - С. 75-77.
28. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А.Смирнов - М., 2016. - 249 с.
29. Смирнов, А.А. Развитие логической памяти у детей [Текст] / А.А.Смирнов. - М., Педагогика, 2016. - 256 с.
30. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции общ. недоразвития речи у детей 6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М., Гном и Д(Казаков), 2015. - 140 с.
31. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят [Текст] / Н.Н. Трауготт. - СПб., Речь, 2014.
32. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М., ТЦ Сфера, 2015. — 256 с.
33. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - М., Айрис - пресс, 2014. - 224 с.
34. Хмелькова, Е.В. Развитие активного словарного запаса
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы [Текст] / Е.В. Хмелькова, Т.А. Леушина, К.Д. Феофилатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С.104-108. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56129.htm.(дата обращения 14.03.2018)
35. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей: учеб. пособие для студ. ВУЗов [Текст] / Л.В. Черемошкина. - М., Академия, 2015. - 96 с.
36. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] /
Г.Р.Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М., Издательский центр
Академия, 2013. - 240 с.
37. Юртаева, С.В. Детская художественная литература в развитии и коррекции речи дошкольников [Текст] / Юртаева С.В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 3. - С. 55-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ