Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №113004

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.1 Проблема развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Приемы педагогической техники как условие развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Исследование уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 31
2.3 Выявление динамики развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 52
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение 63

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект [30].
Память - это впечатления, которые человек получает об окружающем мире. Эти впечатления оставляют определенный след. Они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся [29].
Под общим названием памяти объединяются разные ее типы: наглядно - образная, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов; словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства; кратковременная, когда материал запоминается быстро, но ненадолго; долговременная, которая требует больших усилий, но позволяет сохранить информацию на многие годы. Также существует механическая и смысловая память. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.
В нашем исследовании мы рассматриваем развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Этой проблемой занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.С. Выготского, П.П. Блонский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, П.И. Зинченко, Л.Н. Леонтьев, В. И. Самохвалова и другие.
Изучение особенностей развития памяти у детей с задержкой психического развития тесно связана с проблемой их будущей школьной неуспеваемости. Актуальность этой проблемы в последнее время растет, так как объем знаний, предусмотренных школьной программой, постоянно увеличивается под влиянием научно-технического прогресса. Вместе с тем, трудности в. обучении детей приводят также к нарушениям в их поведении, что осложняет нормальное функционирование не только семьи и школы, но и общества в целом.
Причины школьной неуспеваемости обусловлены воздействием факторов самой различной природы: биологических, психологических, педагогических, социальных и других. Как показывают статистические исследования, среди неуспевающих большинство составляют дети, не являющиеся умственно отсталыми, но, тем не менее, не способные справляться с учебными программами в предусмотренном объеме и особенно темпе.
Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в систему развития и коррекции нарушений познавательной сферы у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), так как количество детей с данной патологией постоянно возрастает.
На основе анализа научных исследований и педагогической практики было выявлено наличие противоречия между необходимостью развивать у детей 6-7 лет с ЗНР произвольную память и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые являются основой эффективного осуществления данной работы с детьми в ДОО.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития повысится при наличии следующих психолого-педагогических условий:
• выделить и обосновать приемы педагогической техники, способствующие развитию у детей разных видов произвольной памяти;
• использовать специальные приемы педагогической техники, способствующие развитию произвольной памяти детей, в ходе специально организованных занятий и в свободной деятельности;
• разработать и систематически использовать комплекс игр, способствующих развитию у детей познавательных функций.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу, посвященную проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
2. Выявить уровень развития произвольной памяти детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня развития произвольной памяти детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику развития произвольной памяти детей 6-7 лет с задержкой психического развития до и после специально проведенной работы.
Методы исследования:
• анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по данной теме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); беседы с детьми и воспитателями; наблюдение;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
• положения о связи процесса хранения информации с образованием нервных связей (ассоциации) Э.И. Истоминой Б.В. Зейгарника, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и др.;
• положения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца об овладении ребенком знаком как средством управления функцией, что означает переход от естественных форм памяти к культурным;
• положение А.А. Смирнова о закономерном возрастании в онтогенезе роли произвольной памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребенок;
• положения о характерных для детей с задержкой психического развития особенностях высшей нервной деятельности, познавательных процессов, специфики формирования саморегуляции В.И. Лубовского, Т.В. Егоровой, Т.Р. Капустиной, Р.Д. Триггер, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой и др.
Новизна исследования: доказана возможность развития произвольной памяти детей 6-7 лет с задержкой психического развития при создании соответствующих психолого-педагогических условий.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в процессе исследования была дана характеристика психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: Структурное подразделение «Детский сад» Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 27 города Сызрани. В эксперименте участвовало 20 детей 6-7 лет с ЗПР подготовительных к школе групп компенсирующей направленности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные нами психолого-педагогические условия, способствующие развитию памяти детей 6-7 лет с ЗПР, могут использоваться педагогами- психологами и воспитателями ДОО в работе с детьми с ЗПР групп комбинированной и компенсирующей направленности на этапе подготовки их к школьному обучению.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 2 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 2 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал на сколько значима сегодня проблема развития познавательных функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, среди которых память занимает одно из центральных мест, так как от уровня ее развития напрямую зависит успешность обучения ребенка с ЗПР в школе.
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как утверждает Л.С. Выготский, «память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления» [5].
Мы считаем, что наиболее эффективным средством развития познавательных функций детей 6-7 лет с ЗПР, в частности развития произвольной памяти, являются приемы педагогической техники, которые мы определили как способы педагогических действий воспитателя, направленные на решение задач частного характера при создании определенных условий.
Достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил педагог способен, если он владеет приемами педагогической техники, которые помимо умений педагога управлять собой и управлять другими, позволяют ему ориентировать своих воспитанников на развитие тех или иных познавательных функций, в данном случае памяти.
На этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровень развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР и обнаружили, что 50% детей имеют низкий уровень. Поэтому мы реализовали обоснованные нами в п. 1.2 психолого-педагогические условия, способствующие развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР и разработали программу формирующего эксперимента, которая включает в себя:
1) разработанные нами приемы педагогической техники, которые может использовать воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог при развитии произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР;
2) серию занятий, объединенных общим героем медвежонком Тэдди, нацеленных на повышение уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР;
3) комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных функций детей 6-7 лет с ЗПР, которые можно проводить во время свободной деятельности детей, применяя разработанные нами приемы педагогической техники, способствующие развитию того или иного вида произвольной памяти.
Выделенные нами приемы педагогической техники могут быть использованы при проведении занятий и дидактических игр, нацеленных на повышение уровня развития разных видов произвольной памяти детей 6-7 лет с ЗПР.
Мы считаем, что достигли цели нашей работы. Так как в результате запланированной нами работы в показателях уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР произошли качественные изменения: показатель высокого уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР повысился на 10%, показатель среднего уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР повысился на 15%, а показатель низкого уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР снизился на 25%.
Дети 6-7 лет с ЗПР достигли качественных изменений относительно уровня развития у них произвольной памяти. Дети научились выделять отдельные детали предметов, стали больше фантазировать. У детей повысился интерес к познавательно-исследовательской деятельности, они стали более активными, инициативными, внимательными, а отсюда - повышение и общего уровня их развития. Увеличилось количество детей, проявляющих инициативу, у большинства детей снизится психологический барьер перед новым, неизвестным.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.


1. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский // В кн. избр. псих. произвед. - М. : Просвещение, 1964. - С. 34-102.
2. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2007. - С. 48-49
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 13-25
4. Выготский, Л.С. История развития высших функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1931. - С. 142.
5. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] : Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Л.С. Выготский. - М., 1979. - 342 с
6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] : Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека" / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - С. 158-171.
7. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] : Пособие для учителя / А.А. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2012. - С. 88
8. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения [Текст] / В.С. Грехнев. - М., 1987. - С. 120.
9. Дети с временными задержками развития [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971. - 168 с.
10. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984. - 242 с.
11. Егорова, Т.В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов [Текст] / Т.В. Егорова // Дефектология. - 1969. - № 2. - С. 42.
12. Егорова, Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью [Текст] / Т.В. Егорова // В кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. - С. 46-82.
13. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. - М., 1973. - 162 с.
14. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с.
15. Ермолаева, М.В. Психология развивающей работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - Москва - Воронеж, 2008. - 184 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ