Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №80453

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 6
1.1. Исследование феномена внимания и его развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Характеристика психического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР 14
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения развития
произвольного внимания младших школьников с ЗПР 20
Глава 2. Организация исследования развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 28
2.1. Этапы, методы и методики исследования 28
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 33
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.1. Программа психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР 39
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
3.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР 49
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение


Внимание имеет огромное значение в жизни человека, оно является необходимым условием выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Помимо этого оно характеризует личность и социальную направленность человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Ученик должен четко представлять себе, для чего надо уметь концентрировать внимание.
Чтобы управлять вниманием детей, надо хорошо знать его природу, его основы, его физиологию. Тогда взрослому станет понятно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них полной сосредоточенности в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к процессу обучения, формирование учебной мотивации, выработка стремления к лучшему выполнению своей работы, развитие устойчивой сосредоточенности.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что внимание включено во все психические процессы. При отсутствии сформированного внимания очень затруднена познавательная деятельность ребенка. Поэтому внимание это избирательная направленность сознания на выполнение какой-либо определенной работы.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) это особенно актуально. Состояние внимания влияет на деятельность ребенка, в особенности и на учебную деятельность, которая не так давно начала формироваться после игровой деятельности. Из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, либо из-за недостатка внимания ребенок испытывает трудности в обучении.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По- прежнему продолжаются споры о природе внимания.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР возможно изменится, если разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы нами были определены следующие задачи:
1. Изучить феномен внимания и его развитие в психолого-педагогической литературе.
2. Составить характеристику развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Разработать и реализовать модель психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
4. Определить этапы, отобрать методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Составить и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Сформировать психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по развитию произвольного внимания младших школьников с ЗПР.
Методы и методики исследования:
1) Теоретические : анализ литературы, систематизация, обобщение
моделирование, целеполагание, констатирующий эксперимент,
формирующий эксперимент, беседа;
2) Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Корректурная проба Тулуз- Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический : Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса в количестве 12 человек.
Структура квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы провели подробный анализ психолого - педагогической литературы по проблеме произвольного внимания и задержки психологического развития, ознакомились с историей изучения этих феноменов, их классификацией, а также выявили особенности развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, что позволяет нам сделать следующие выводы: произвольное внимание - это внимание когда направленность и сосредоточенность связаны с сознательно поставленной человеком целью; задержка психологического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( внимание, память, мышление, эмоционально -волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. .
Исследование проводилось в 3 этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. В качестве базы исследования мы выбрали муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска", ученики 2-го коррекционного класса, в котором учится 12 человек.
Нами была разработана модель психолого-педагогического
сопровождения развития произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, включающая в себя целевой, диагностический, блок сопровождения, аналитический, результативный; построено «дерево целей» психолого-педагогического сопровождения развития произвольного внимания. Также была составлена программа сопровождения.
В ходе исследования мы использовали следующие методы и методики:
1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический: эксперимент (констатирующий, формирующий), тестирование по методикам: «Корректурная проба «Тулуз-Пьерона», «Корректурная проба тест Бурдона», «Видоизмененная методика Р.С. Немова».
3) Математико-статистический: Т- критерий Вилкоксона
После реализации серии развивающих занятий мы установили, что в классе возросло число детей у которых изменились показатели развития произвольного внимания. Проведенный впоследствии математический анализ результатов исследовательской работы с использованием Т-критерия Вилкоксона показал, что нам удалось подтвердить гипотезу, сформулированную на начальном этапе нашего исследования: уровень развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР будет успешным при специально подобранной и реализованной программе.. Также нами были составлены рекомендации педагогам и родителям по развитию произвольного внимания для младших школьников с ЗПР.
Таким образом, нам удалось достигнуть целей данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. М.: Юрайт,2014. 816 с.
2. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. Электрон.
текстовые данные. М.: Логос, 2011. 304 c. [Электронный ресурс] URL:
http:ZZwww.iprbookshop.ru/9057. ЭБС «IPRbooks», (дата обращения
12.11.2017).
3. Барышникова Е. В., Хафизова Л. Р. Модель психолого- педагогической коррекции тревожности младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.
С. 136-140. [Электронный ресурс] URL: http:ZZe-koncept.ruZ2016Z56105.htm,(дата обращения 03.12.2017).
4. Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебное пособие. М.: Евразийский
открытый институт, 2011. 207c. [Электронный ресурс] URL:
http:ZZwww.iprbookshop.ruZ10807. ЭБС «IPRbooks», (дата обращения 14.01.2018).
5. Белова Ю.А. Психология. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения: учебное пособие. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. 129 с.
6. Белопольская Н.Л., Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет. М.: Когито-Центр, 2013. 135 с.
7. Белоус С.А. Психология и педагогика. Методические указания. Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012. 50 с.
8. Бен Парр. Ловушка для внимания: как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту. М.: Альпина Паблишер, 2016. 276 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений [пер. с англ. А. Грузберга]. Москва : Издательство «Э», 2017. 256 с.
10. Берн Э. Люди, которые играют в игры [пер. с англ. А. Грузберга]. Москва: Издательство «Э», 2016. 608 с.
11. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. 162 с.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2011. 624 с.
13. Говорин Н.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция экологически обусловленных задержек психического развития: методические рекомендации. Саратов: Вузовское образование, 2015. 48 с.
14. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам. Саратов: Вузовское образование, 2013. 288 с.
15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 2010. 160 с.
16. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 608 с.
17. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии. Саратов: Научная книга, 2012. 128 с.
18. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные
психолого-педагогические технологии в дошкольном
образовании/монография. М.: Издательство Перо, 2015. 192 с.
19. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. М.: Издательство Перо, 2015. 200 с.
20. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 5 (25). С. 99 - 102.
21. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 111- 115. [Электронный ресурс] URL: https://e-koncept.ru/2015/95529.htm (дата обращения 15.05.18).
22. Долгова В.И., Попова Е.В Инновационные психологопедагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. М.: Издательство Перо,
2015. 208 с.
23. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. М.: Издательство Перо, 2015. 180 с.
24. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2011. 318 с.
25. Духновский С. В. Психология отношений личности: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.
26. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. КАРО, 2013. 336 с.
27. Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 -й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. ВЛАДОС, 2014. 128 с.
28. Нарушения поведения и развития у детей : книга для хороших родителей
и специалистов/ О.В. Защиринская [и др.].Электрон. текстовые данные. СПб.: КАРО, 2011. 176 c. [Электронный ресурс] URL:
http://www.iprbookshop.ru/19451 ЭБС «IPRbooks», (дата обращения 10.05.2018).
29. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону: Феникс, 2011. 444 с.
30. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционноразвивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. М.: Национальный книжный центр: Генезис, 2015. 110 с.
31. Крыжановская Н.В. Формирование познавательно- профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. № 2 (февраль), С. 136-140.[Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/15052.htm(дата обращения 24.05.2018).
32. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе: монография. Саратов: Вузовское образование, 2013. 161с.
33. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников: учебное пособи . Саратов: Вузовское образование, 2013. 166 с.
34. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Высшая школа, 2013. 109 с.
35. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. М.: Прометей, 2011. 140 с.
36. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) СПб.: Питер, 2010. 987 с.
37. Краткий психологический словарь под ред. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 317 с.
38. Крушная Н. А. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития: методические рекомендации. Челябинск: Издательство Чел. гос. пед. ун-та, 2014. 23 с.
39. Кулагин И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2013. 432 с.
40. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика: монография. Саратов: Вузовское образование, 2013. 258 с.
41. ЛеонтьеваА.Н. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011. 256 с.
42. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 464 с.
43. Лучинин А.С. Учебное пособие по психодиагностике Саратов.: Научная книга, 2012. 159 с.
44. Макарова К.В. Психология человека: учебное пособие. М.: Прометей, 2011. 160 с.
45. Мардахаев Л. В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. 447с.
46. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. С.: Бахрах, 2011. 244 с.
47. Невзорова Н.И. "Запоминай-ка". Коррекционно-развивающие занятия для детей 5 - 7 лет. Национальный книжный центр, 2015. 80 с. 46. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Россия, 2011, 414 с.
48. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 2 / Электрон. текстовые данные. М.: Когито Центр, 2013. 728 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/15272 ЭБС «IPRbooks, (дата обращения 12.05.18).
49. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 4 Электрон. текстовые данные. М.: Когито- Центр, 2013. 640 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/15280. ЭБС «IPRbooks», (дата обращения 12.05.18).
50. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2012. 480 с.
51. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы. Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. 144 с.
52 Практикум по возрастной психологии // под ред. Д.И. Фельдштейн . СПб.: Речь, 2011. 682 с.
53. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы по итогам научно- исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012 -2013 учебный год / составитель Л. Б. Осипова. Челябинск: Цицеро, 2013. 270 с.
54. Райгородский Д. Я. Психологическое консультирование. Практическое руководство. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2016. 824 с.
55. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 109 с.
56. Резникова Е.В. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы: методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2013. 107 с.
57. Речицкая Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах. М.: Прометей, 2011. 164 с.
58. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа с психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 507 с.
59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 412 с.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с.
61. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2016. 400 с.
62. Словарь практического психолога/ Головин С.Ю Минск: Харвест ; Москва : АСТ, 2015. 800 с.
63. Соколова Ю. Память, логика, внимание. М.: РИПОЛ классик, 2011. 32с.
64. Спатаева М.Х. Специальная психология. Часть 1. Психология
познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза : учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Омск: Омский государственный университет, 2013. 188 c. [Электронный ресурс] URL:
http://www.iprbookshop.ru/24941 ЭБС «IPRbooks (дата обращения
24.05.2018).
65. Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли. М.: Человек, 2015. 324с.
66. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: Проспект, 2014. 462 с.
67. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей
ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии пособие для педагога- дефектолога и родителей. М.: ПАРАДИГМА, 2014. 72 с. [Электронный
ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/21253. ЭБС «IPRbooks», (дата
обращения: 04.02.2018).
68. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся СПУЗ. М.: «Академия», 2013. 336 с.
69. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. М.: Парадигма, 2014. 193 с.
70. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: Парадигма, 2012. 88 с. Человек, 2014. 323 с.
71. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных
образовательных системах монография. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2011. 232 с. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.iprbookshop.ru/9145. ЭБС «IPRbooks», (дата обращения
03.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ