Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 10
1.2 Квест-игра как средство формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 25
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр 36
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 36
2.2 Содержание и организация процесса формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 49
2.3 Выявление динамики сформированности навыков сотрудничества посредством квест-игр у детей 6-7 лет 53
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложения 74
В современном мире социализации уделяется особое внимание. ФГОС ДО определяет один из принципов дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. В требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования отмечается ее направленность на создание таких условий развития ребенка, которые открывают возможности для его вхождения в мир социального взаимодействия, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
В настоящее время реальность такова, что одним из ключевых компонентов успешной социализации и адаптации является способность продуктивно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты находишься в одной ситуации. Однозначно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будут на прямую зависеть от того, как он построит взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в коллективе и кем себя ощущать.
В образовательном процессе сотрудничество рассматривалось в трудах известных отечественных педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) и в практической деятельности А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике многократно акцентировалось, что для полноценного гармоничного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться со сверстниками (З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Я. Корчак, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, H.L.Bee, S.K.Mitchell, C.S.Schuster, S.S.Ashburn).
Вопрос развития навыков сотрудничества дошкольников получил определенное изучение и освещение в множестве исследований. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт), в игре (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая), в изобразительной деятельности (Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Таджибаева).
Потенциальными возможностями обладают квест-игры. Они позволяют сформировать у детей умение работать в команде, нести индивидуальную и общую ответственность за результаты деятельности, развить навык конструктивного взаимодействия со сверстниками, научить ребенка находить компромисс, прислушиваться и уважать точку зрения другого человека, не определяя ее как заведомо неверную, а просто иную.
Большим и неисчерпаемым потенциалом обладают квест-игры, востребованные и актуальные на современном этапе. Об эффективности применения квест-игр в процессе сотрудничества свидетельствуют исследования М.А. Бовтенко, Я.С. Быховского, B. Dodge, Т. March, И.Н. Сокол, Б.Т. Сысоев.
Однако, формирование навыков сотрудничества посредством квест-игр в теории и практике представлено не в полной мере.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации способного к сотрудничеству со сверстниками.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр.
Акцентуируя внимание на актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в условиях квест-игр, по причине отсутствия методических рекомендаций по организации квест- игр.
На основании актуальности исследования можно выделить следующие противоречия:
• между социальным заказом общества на развитие творческого человека, умеющего контактировать с людьми и работать с ними согласованно в команде и недостаточной реализацией задач формирования навыков сотрудничества в дошкольных образовательных организациях;
• между необходимостью формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников и отсутствием апробированных эффективных средств для осуществления этого процесса, одним из которых являются квест-игры.
Поэтому, основываясь на выделенном противоречии, нами сформулирована проблема: каковы возможности использования квест-игр в процессе формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, нами выбрана тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования квест-игр для формирования навыков сотрудничества.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Предмет исследования: квест-игры как средство формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• при формировании у детей навыков сотрудничества важно соблюдать принцип поэтапности, который соотнесен с типами сотрудничества детей в квест-играх;
• формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества будет проходить успешно и эффективно, если обогащена предметно-пространственная среда соответствующими атрибутами для использования их в разнообразных сюжетах квест-игр, разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию квест-игр в образовательной деятельности, разработана картотека квест-игр для старшей группы;
• навыки сотрудничества у детей 6-7 лет формируются в процессе приобретения практического опыта совместной деятельности в квест-играх.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс «сотрудничество у детей 6-7 лет посредством квест-игр», степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить критерии и показатели сформированности навыков сотрудничества, разработать комплекс диагностических заданий и выявить уровень сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы организации квест-игр с целью формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Теоретической основой исследования послужили следующие положения:
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• положение о деятельностном подходе (Л.С. Выготский, П.Я. Г альперин, А.П. Леонтьев);
• психолого-педагогические исследования по проблеме социализации личности (Н.Ф. Голованова, B.C. Мухина, Т.А. Репина, М.В. Крулехт), психолого-педагогические исследования о коллективно-распределительной форме организации обучения и учебном сотрудничестве (Г.И.Вергелес, В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Т.К. Цветкова, Г.А. Цукерман), исследования структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности (А.И. Донцов, В.Я. Ляудис, Л.И. Уманский);
• учение о педагогических технологиях (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.А. Морев, В.А. Сластенин, Г.К.Селевко, A.M. Столяренко, Г.С. Сухобская и др.);
• психолого-педагогические исследования в области квест-технологии (B. Dodge, Т. March);
• психолого-педагогические исследования в области сотрудничества дошкольников (Christoph Antweiler, Diana Arezzo Slaby, Emmy A. Pepitone, Jennifer R. Frey, Melinda L. Combs, Morton Deutsch и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа; методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования: МБУ детский сад № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 26 детей 6-7 лет.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались философская, психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования по исследуемой проблеме осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2017-2018 гг.). Реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
• обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр;
• определено содержание процесса формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с учетом возрастных особенностей дошкольников и квест-игры.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством квест-игр»;
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества;
• теоретически обосновано содержание квест-игр для формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно предоставляет возможность в дошкольной образовательной организации построить процесс формирования у детей подготовительной группы навыков сотрудничества. В практику работы ДОО может быть внедрена квест- технология, а разработанная картотека квест-игр использована для подготовительной группы дошкольной образовательной организации.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных статей в сборнике «Материалы студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (2-13 апреля 2018 г. Тольятти), «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти 2017 г.), в сборнике «Материалы студенческой научно-практической конференции «Дошкольник на современном этапе» (3 - 15 апреля 2017, Тольятти, 2017), в сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (7 - 28 ноября 2016, Тольятти, 2016).
На защиту выносятся следующие положения:
• формирование навыков сотрудничества у дошкольников 6-7 лет проходит поэтапно: от стадии формирования основного ориентира для приобретения дошкольниками опыта сотрудничества при обучающей позиции взрослого; до стадии уверенного применения детьми моделей сотрудничества со сверстниками в процессе квест-игр при поддерживающей и стимулирующей позиции педагога;
• формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества осуществляется эффективно, если обогащена предметно-пространственная среда соответствующими атрибутами, разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию квест-игр в образовательной деятельности, разработана картотека квест-игр для старшей группы;
• навыки сотрудничества формируются в процессе приобретения опыта практической игровой деятельности при организации квест-игр детей 6-7 лет.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 48 источников, из них 26 отечественных и 22 источника на иностранном языке, 12 таблиц, 14 рисунков и 6 приложений.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций является актуальной, и требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст является важным этапом в формировании навыков сотрудничества.
Проведенное нами исследование позволило уточнить понятие «навыки сотрудничества» и рассмотреть его как согласованную деятельность с партнером или партнерами по взаимодействию, активную помощь друг другу, способствующую достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Процесс формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет характеризуется нами как ряд преобразований в следующих компонентах: потребностно-мотивационном (наличие желания осуществлять деятельность совместно), эмоционально-чувственном (спектр эмоций и чувств, которые испытывает ребенок по поводу сотрудничества в реализуемом общем деле), когнитивном начальная социальная информированность ребенка относительно принятых норм и правил поведения партнеров) и поведенческом (совокупность действий, определяющих успешность коммуникации партнеров и их субъектность в реализуемом совместном деле).
Поскольку в квест-играх сотрудничество является основополагающей составляющей, которая вынуждает детей действовать сообща, мы разработали и подобрали такую картотеку квест-игр, где бы воспитанники смогли проявить себя, проявить себя в паре или команде с кем-то, при этом получая общий результат.
В нашей работе представлена диагностическая база для выявления уровня сформированности навыков сотрудничества у детей 6-7 лет. Выделено 6 показателей:
• умение оценивать и анализировать взаимодействие в создании продукта (результата) совместной деятельности;
• умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию в процессе совместной деятельности;
• умение учитывать эмоциональное состояние партнера в процессе взаимодействия;
• умение действовать в соответствии с намеченным планом, согласовывая свои действия с действиями партнера по взаимодействию;
• умение характеризовать особенности совместной деятельности;
• умение осуществлять совместное планирование на основе принятия цели как единой.
Определены уровни (низкий, средний, высокий) сформированности навыков сотрудничества.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что навыки сотрудничества у дошкольников формируются в процессе постоянного взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми. Однако, вследствие стремительно развивающихся информационных технологий и поощрения использования их детьми, отмечается снижение контактов между воспитанников и предпочтение «общению» с современным гаджетом. У дошкольников нет желания, стремления общаться со сверстниками и находить с ними общий язык, что подтверждают результаты констатирующего эксперимента.
В ходе исследования выявлено и доказано, что квест-игры, разработанные с учетом уровня имеющихся знаний и практического опыта, направленные на их повышение, закрепление и усвоение новых, обеспечивают эффективное формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у детей 6-7 навыков сотрудничества. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
1. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды [Текст] / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. - 224 с.
2. Бабич, Е.В.Развивающая среда как условие делового сотрудничества детей в самостоятельной деятельности[Текст] / Бабич Е.В., Щетинина В.В. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 80-летию со дня основания Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2012. - С. 396-400.
3. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты. Конгресс конференций. Сайт «Информационные технологии в образовании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
4. Елизарьева, Л.В. Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении [Текст] / Л.В. Елизарьева // Научный альманах. - 2015. - № 11-2(13). - С. 133.
5. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 80 с.
6. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник [Текст] / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с.
7. Кузнецова, Т.А. Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда // ИТО-Иваново-2011 / Секция 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II-0-12.html
8. Немов, Р.С. Психология. Учеб.для студентов высших. учебных заведений. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2004. - 360 с.
9. Полат Е.С. Метод проектов в интернет-образовании [Электронный ресурс] / Полат Е.С., ИосоРао. - 2012. - Режим доступа к ресурсу: http: //www.gmcit. murmansk.ru/text/information_science/workshop/semin ars/training_ personality/method_project.htm
10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений[Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
11. Римашевская, Л.С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения [Текст] / Л.С. Римашевская // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 2.
12. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.С. Римашевская. - М. : Центр педагогического образования, 2007. - С. 112.
13. Римашевская, Л.С. Диагностика сотрудничества старших дошкольников на занятии [Электронный ресурс] / Л.С. Римашевская. - 2014. - Режим доступа к ресурсу: http: //detsadmickeymouse.ru/publ/obrazovatelnye_programmy/kak_rabotat_po_pr ogramme_quot_detstvo_quot/diagnostika_sotrudnichestva_starshikh_doshkolniko v_so_sverstnikami_na_zanj atij akh/87-1 -0-3154
14. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - С. 288.
15. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст] / И.Н. Сокол // Молодийвчений. - 2014. - №6(09). - С.139.
...