Введение………………………………………………………...............................3
Глава I. Теоретические основы методики обучения младших школьников решению комбинаторных задач
1.1 Комбинаторные задачи и процесс их решения……………………………...5
1.2 Место и роль комбинаторных задач в школьном курсе математики……...7
1.3 Основные методы решения комбинаторных задач детьми на уроках математики………………………………………………………………………..9
Глава II. Экспериментальное изучение методики обучения решению комбинаторных задач
2.1 Констатирующий этап исследования………………………………………19
2.2 Формирующий этап исследования…………………………………………23
2.3 Контролирующий этап исследования……....…………...............................24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы….…………………………………..........29
Об актуальности данной темы исследования можно говорить очень много, но мы обозначим основное направление. Наши дети в начальных классах осваивают необходимые знания для дальнейшего обучения. На первоначальном этапе в школе их обучают и развивают у них логическое и математическое мышление, учат понятию «пространственное воображение», обучают математическому языку. Большое значение здесь нужно отдать комбинаторным задачам. Для исследования мы взяли школьников 8-9 лет, чтобы на их примере определить уровень логического и алгоритмического мышления.
Комбинаторные задачи помогают учащимся не только развить мышление, но также и подготовить детей к дальнейшей повседневной жизни, решению постоянно возникающих проблем. Учат принимать правильные решения, находить подходящий вариант развития событий.
Почему выбрана такая тема?! Потому что она интересна, в школьной программе 2 класса таких задач практически нет, но их решение можно обрисовать в виде игры, которая заинтересует детей.
Целью работы можно обозначить - исследование методики обучения младших школьников правильному решению комбинаторных задач.
Объектом исследования можно выделить – непосредственный процесс обучения младших школьников решению такого вида задач.
К предмету исследования относится - методика обучения младших школьников решению комбинаторных задач.
Исходя из цели работы выделено несколько задач: найти и установить теоретическую литературу на тему: комбинаторные задачи и процесс их решения; тщательно изучить основные программы и учебники и определить место и роль комбинаторных задач в школьном курсе математики; опираясь на опыт учителей выявить основные методы решения задач на уроках математики; подготовить и повести урок по развитию умения решать комбинаторные задачи; ну и, конечно, проверить уровень развития логического и алгоритмического мышления.
Опытно - экспериментальная база исследования: МБОУ г. Иркутск СОШ № 29, 2-й А класс в количестве 22 человека.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Итогом данной курсовой работы стало то, что мы провели анализ учебных программ и материалов.
К сожалению, в школьных программах значению комбинаторных задач уделяется слишком мало внимания и времени. Но, что хорошо, на внеклассных занятиях практически каждый учитель старается объяснить ученикам возможные методы решения таких задач.
Чтобы обучить ребенка решению данного вида задач, надо делать все постепенно. Каждый метод, объясняя и закрепляя, а потом плавно переходить к следующему. Объем информации очень большой и детям бывает трудно его усвоить.
При проведении исследования, были задействованы учащиеся второго класса, нами замечено, что их уровень мышления достаточно высокий. Они хорошо усваивают материал по решению задач. Их интерес складывается на основе игровых моментов, все задачи объясняются доступным для них языком и часто визуально.
Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы все поставленные задачи были решены в полном объеме согласно плану.