Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения решению комбинаторных задач в курсе математики общеобразовательной школы

Работа №119974

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения решению комбинаторных задач в курсе математики общеобразовательной школы 10
1.1 Анализ особенностей обучения решению комбинаторных задач по
различным учебным пособиям 10
1.2 Характеристика основных методов и приемов, используемых при
обучении теме «Комбинаторика» 22
1.3 Особенности профильной дифференциации при обучении
решению комбинаторных задач 30
Глава 2 Практическая реализация методики обучения решению комбинаторных задач 42
2.1 Обучение основным элементам комбинаторики и решению
типовых комбинаторных задач 42
2.2 Реализация методики обучения решению задач комбинаторики
применительно к некоторым видам вероятностных задач 52
2.3 Элективный курс «Комбинаторные задачи повышенной трудности» для учащихся старших классов 57
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 70
Заключение 73
Список используемой литературы 77

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Обучение решению комбинаторных задач посвящены практически все ступени образовательного процесса в курсе математики средней школы, начиная с бесформульных примеров в начальной школе и заканчивая элементами теории вероятности и математической статистики в выпускных классах общеобразовательных учебных заведений. Поэтому, эта тема позволяет привить учащимся математическую культуру и способность к логическому мышлению начиная с самой начальной школы, развивает научный стиль мышления, развивает способности к их анализу.
Однако, существуют известные сложности, которые испытывают учащиеся при решении комбинаторных задач, связанные с необходимостью самостоятельно выделять и классифицировать различные элементы и множества в целом, и совершать операции с ними по правилам комбинаторики. Это указывает на необходимость улучшения методологических подходов к процессу изучения элементов комбинаторики в курсе математики, что является обязательным для успешного окончания общеобразовательной школы.
Личностно-ориентированный и деятельностные подходы, которых в настоящее время придерживается вся система образования, невозможен без персональной учебно-познавательной деятельности школьников.
Комбинаторика, как раздел математики, изучаемый практически на протяжении всего школьного курса, является инструментом, который помогает формировать у учащихся вероятностное мышление, и вызывает у них интерес к другим естественнонаучным предметам. Ведь подавляющее большинство современных наук, физико-математических, химико-биологических, социально-экономических, основано на положениях стохастики.
Анализ базовой и дополнительной учебной литературы в целом показывает, что изучению комбинаторики стоит отвести больше времени, учитывая значимость данной темы. При этом, объем представлений о методах решения комбинаторных задач ограничивается достаточно узким спектром практических проблем и вопросов.
Именно этим, в первую очередь, обусловлена особая актуальность и научная значимость рассматриваемой в работе темы.
На текущий момент можно выделить несколько групп научных работ, посвященных проблеме методики обучения решению задач по рассматриваемой теме:
- изучение комбинаторики в средней школе как одного из методов решения широкого круга практических задач в математике и смежных дисциплинах;
- исследование способностей к усваиванию материала в условиях профильной дифференциации;
- обучение решению задач в старших классах школы с использованием различных компьютерных программ;
- обучение старшеклассников вероятностно-логическому мышлению посредством решения задач.
Вопросы изучения темы «Комбинаторика» в школе активно затрагивались в различных диссертационных работах. Отметим исследования авторов Л.М. Кабеховой [34], А.П. Шиховой [81], Е.Е. Белокуровой [6], Л.В. Евдокимовой [29], посвященные методикам построения единого курса комбинаторики и элементов теории вероятности, приложениям комбинаторики, особенностям комбинаторных рассуждений и формированию комбинаторного мышления.
Несмотря на достаточно подробное изучение вопросов методики преподавания комбинаторики и решения комбинаторных задач в общеобразовательной школе, поиск эффективных, универсальных способов обучения сохраняет свою актуальность.
Проблема исследования представляется в определении методических особенностей обучения решению комбинаторных задач в курсе алгебры общеобразовательной школы.
В качестве объекта исследования по теме данной работы выбран процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является методика обучения решению комбинаторных задач в курсе математики общеобразовательной школы.
Целью данной работы является исследование и систематизация методических подходов к обучению учащихся общеобразовательных школ решению различных типов комбинаторных задач.
Для этого необходимо следующее:
- провести анализ научно-практических работ по проблематике данной работы,
- изучить нормативную базу, регулирующую методику преподавания комбинаторики и теории вероятностей в старших классах средней школы и в других довузовских учебных заведениях;
- проанализировать типичные ошибки учащихся и основные затруднения в процессе восприятия элементов комбинаторики, а также при решении комбинаторных задач и задач, использующих комбинаторику в качестве инструмента,
- проанализировать с профессиональной педагогической точки зрения комплекс задач, используемых в преподавании комбинаторики в качестве раздела математики как базового, так и профильного и элективного предмета в общеобразовательных школах разного уровня,
- сравнить учебно-методическую литературу, используемую для преподавания в средней школе и экзаменационных материалов за прошедшие годы по тематике данной работы,
- показать практическую значимость приведенных в работе результатов и выводов.
Гипотеза исследования основана на том, что детальное и акцентированное изложение материала комбинаторики, с помощью анализа учебных пособий, научно-педагогических работ по проблематике данной работы, а также, посредством анализа типичных затруднений у учащихся, позволяет обеспечить положительный результат в улучшении знаний, умений и навыков при решении заданий, как по рассматриваемой теме, так и по вероятностным задачам и элементам статистики.
Для достижения целей, поставленных в данной работе, должны быть решены следующие задачи:
1. Сравнить учебно-методические пособия и проверочные материалы результатов обучения, используемые в образовательном процессе;
2. Изучить специализированные научно-исследовательские работы, посвященные теме работы;
3. Изучить конкретный практический опыт преподавания комбинаторики в старших классах школ разного уровня с учетом уровневой дифференциации учащихся;
4. Обобщить и провести анализ типовых сложностей и ошибок, с которыми сталкиваются учащиеся при решении комбинаторных и вероятностных задач;
5. Классифицировать комбинаторные задачи школьного курса математики с точки зрения формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
6. Сделать анализ состояния методических рекомендаций, лежащих в основе процесса преподавания старшеклассникам элементов комбинаторики и разработать методические рекомендации по обучению решению комбинаторных задач;
7. Разработать элективный курс "Комбинаторные задачи повышенной трудности" для учащихся старших классов.
8. Представить результаты педагогического эксперимента.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют работы С.М. Никольского, А.В. Шевкина[58], Н.Я. Виленкина, А.Н. Виленкина [18], Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, М.В Ткачевой, Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина [4], А.Г. Мордковича [50].
Базовыми для настоящей работы являются основные требования к знаниям, умениям учащихся, ФГОС и анализ содержания теоретического и задачного материала по комбинаторике и ее приложениям в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы [73], [74].
Методы исследования, использованные для решения поставленных задач: изучение и систематизация научно-исследовательской и учебно-педагогической литературы; наблюдение, анализ и педагогический эксперимент; статистическая обработка данных.
Основные этапы исследования:
1 этап (2018/19 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы педагогов по данной теме;
2 этап (2019/20 уч.г.): определение теоретических основ исследования по теме диссертации;
3 этап (2019/20 уч.г.): определение методических основ исследования, разработка элективного курса для обучающихся старших классов;
4этап (2020/21 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района». В эксперименте принимали участие учащиеся старших классов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем определены и обоснованы методические особенности обучения решению комбинаторных задач в курсе математики старших классов общеобразовательных учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем сформулированы теоретические основы обучения комбинаторике, проанализированы соответствующие требования к подготовке учащихся; проанализирована методика обучения решению комбинаторных и вероятностных задач.
Практическая значимость исследования определяется тем, что проведен анализ задачного материала по комбинаторике, элементам теории вероятностей и математической статистики, включая задания ЕГЭ; предложен соответствующий элективный курс.
Для результатов исследования достоверность и обоснованность обусловлена: применением теоретических и практических способов исследования; анализом учебно-педагогической практики; практической апробацией экспериментальной программы элективного курса.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на:
- V Международной научной конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе» (Волгоград, НИЦ «Абсолют», 30 октября 2020 г.);
- III Республиканской научно-практической конференции «Образование в Казахстане: традиции, опыт, инновации» (Нур-Султан, 22.04.2020 г.).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и преддипломной практики на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период работы учителем математики на базе ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» (Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Тогузак).
Теоретические выводы и практические результаты исследования представлены в двух публикациях [43], [44].
Результаты исследования обсуждались на заседаниях методических объединений учителей математики ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района» (Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Тогузак), были представлены на педагогическом совете в рамках обмена опытом среди учителей школы.
На защиту выносятся:
1. Классификация комбинаторных задач с точки зрения формирования универсальных учебных действий у обучающихся
2. Методические рекомендации по обучению решению комбинаторных задач.
3. Элективный курс по теме «Комбинаторные задачи повышенной трудности» для учащихся старших классов.
Структура магистерской диссертации. Представляемая работа состоит из введения, 2-х глав и заключения, содержит 6 рисунков и 8 таблиц. Основной текст работы изложен на 82 страницах. Список используемой литературы включает 88 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование в рамках данной работы позволяет представить следующие результаты:
1. Представлена характеристика основных методов и приемов, используемых при обучении теме «Комбинаторика» в курсе математики общеобразовательной школы.
2. Проведен анализ особенностей обучения решению комбинаторных задач по различным учебникам, а также, учебным пособиям и научно-педагогическим работам, посвященным рассматриваемой теме.
3. Изучены особенности профильной дифференциации при обучении комбинаторике.
Представлены требования к знаниям учащихся по элементам теории вероятности и математической статистики на базовом и профильном уровнях.
Изложены различные подходы к технологии дифференциации обучения в педагогической практике.
4. Для практической реализации методики обучения решению самых важных комбинаторных задач рассмотрена их классификация и предложена технология обучения математике, основанная на ключевых задачах.
Рассмотрен принцип отбора ключевых задач и предложены такие задачи по основной теме соединений в комбинаторике.
5. Рассмотрены принципы проектирования элективных курсов и требования к системам задач, предлагаемых для обучения.
Сформулированы цели и задачи элективного курса, а также, формы организации и проведения занятий.
В качестве примера приведен конспект занятия по одной из тем комбинаторики.
6. Предложен элективный курс для проведения в первой половине 11-го года обучения, который предполагает изучение всех основных типов комбинаторных задач, включая задания прикладного характера, основанные на применении знаний комбинаторики к широкому круга проблем теории вероятностей.
7. Представлен анализ педагогического эксперимента по апробации предлагаемой экспериментальной программы «Комбинаторные задачи повышенной трудности» в рамках элективного курса.
Программа элективного курса включает задачи, концепцию по решению задач и описание способов его реализации (технологию).
Проект обладает свойством воспроизводимости.
По результатам проведённого педагогического эксперимента можно сказать следующее:
- изучение вероятностных задач необходимо предварять пропедевтической работой;
- изучение собственно материала по теме комбинаторных задач необходимо продолжать и вне пройденной темы, то есть доводить умения до навыка использования полученных знаний для практического решения задач, в том числе, по теории вероятности и элементам математической статистики.
В целом, реализация разработанного проекта показала его эффективность.
Практическая значимость исследования определяется тем, что проведен анализ задачного материала по комбинаторике, элементам теории вероятностей и математической статистики, включая задания ЕГЭ; предложен соответствующий элективный курс, который может быть использован в практической работе учителями математики.
В работе рассмотрены различные методы и способы развития творческой активности и учебно-познавательной деятельности старшеклассников на занятиях математики.
Все поставленные задачи разрешены, и цель данной работы достигнута.



1. Александров П.С., Колмогоров А.Н. Алгебра: Пособие для учащихся средней школы.— М.: Наука, 1992.
2. Алимов Ш.А. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / Ш.А. Алимов [и др.]. - М.: Просвещение, 2012. -
С. 249-272.
3. Алимов Ш.А. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров. - М.: Просвещение, 2011. - С. 123-138. Pdf файл учебника приложен в дополнительных материалах.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: базовый и углубленный уровни /-М. : Просвещение, 2016 г.
5. Баландина И. Стохастическая линия в средней школе: Начнем с анализа. / Издательский дом «Первое сентября». Учебно-методический журнал "Математика. - №14 (676). 16-31.07.2009.
6. Белокурова Е.Е. Методика обучения младших школьников проведению комбинаторных рассуждений при решении задач: автореф. дис. канд. пед. наук.- Спб, 1993. - 17 с.
7. Бендукидзе А. Треугольник Паскаля / Бендукидзе А. // Квант. - 1982. - №10 - С. 42-47.
8. Блох А.Я. , Гусев В.А. и др.; сост. В.И. Мишин. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
9. Блягоз З. У. Задачник по теории вероятностей и математической статистике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ З.У. Блягоз. - СПб.: Лань, 2018. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103060.
10. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе.— М.: Учпедгиз, 1984.
11. Бунимовича Е.А., Булычева В.А. Вероятность и статистика в школьном курсе математики. - ИУМК. Москва-Калуга, 2008.
12. Васильев Н., Гутенмахер В., Комбинаторика - многочлены - вероятность / Васильев Н., Гутенмахер В. // Квант. - 1986. - №1 - С. 19-23.
13. Вергелес Г.И. Возможности межпредметных связей в формировании учебной деятельности современного школьника. [Текст]: Г. И. Вергелес / межвузовский сборник научных трудов. - Л: Ленинградский пед. Университет имени А. И. Герцена. - 1987. - С. 51-58.
14. Виленкин Н. Я. Алгебра: учебник для учащихся 9 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин [и др.] / под ред. Н. Я. Виленкина. - М.: Просвещение, 2006. - С. 295-307.
15. Виленкин Н. Я. и др. Современные основы школьного курса матема-тики.— М.: Просвещение, 1995.
16. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. - М.: Наука, 1969. - с. 328.
17. Виленкин Н.Я. Комбинаторика / Н. Я. Виленкин // Квант. - 1986. - №1.
- С. 20-23.
18. Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Виленкин П.А. Комбинаторика - М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. — 400 с.
19. Виленкин Н.Я., Ивашов-Мусатов О.С. и. Шварцбурд С.И. Программы для школ (классов) с углублённым изучением математики. 10-11 класс.
- М: Дрофа, 2002.
20. Виноградова Е. П. Опыт включения комбинаторных задач в школьный курс математики. [Электронный ресурс] // Учебные материалы по психологии и педагогике: https://superinf.ru/view_helpstud.php7idM987
21. Волошинова А. Интернет-ресурсы для учителя математики // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008.-№ 15.-С. 17-18.
22. Глейзер Г.И. История математики в школе: IX—X классы: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1983.
23. Груденов Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем.— М.: Просве-щение, 1991.
24. Гузик Н.П. "Педагогика Н. Гузика" // Первое сентября. - 2000. - № 55.
25. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Изд-во «Вербум- М», «Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
26. Денищева Л.О., Краснянская К.А. Профильный экзамен по математике // Оценка качества образования. - 2007. - №1 - с. 41-47.
27. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2018.
28. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Алгебра, учебники для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
29. Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 19 с.
30. Захарова А. Е. Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики в основной школе: учебно-методическое пособие / Захарова А. Е., Высочанская Ю. М. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2011.
31. Иванов Ю. Сколько вариантов? / Иванов Ю. // Квант. - 1980. - № 11. - С. 34-37.
32. Иванов Ю. Сколько вариантов? / Иванов Ю. // Квант. - 1980. - № 12. - С. 37-39.
33. Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А. Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе. / Коллектив авторов - Самара: изд-во ООО «Порто-принт», 2014 - 330с.
34. Кабехова Л.М. Методика построения единого курса "Начала теории вероятностей с элементами комбинаторики" для 9 класса средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук. - Л., 1971. - 21 с.
35. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 9 и 10 классов средней школы / под ред. А.Н. Колмогорова./ -М.: Просве-щение. 2005.
36. Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра.
Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ - М.:
Просвещение, 2012.
37. Колягин Ю.М., Ткачева М.В. , Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: базовый и профильный уровни / под ред. А.Б. Жижченко. - М.: Просвещение, 2010
38. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике.— М.: Просвещение, 1997.— Ч. I.
39. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике.— М.: Просвещение, 1997.— Ч. II.
40. Колягин Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика.— М.: Просвещение, 1995.
41. Колягин Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частные методики.— М.: Просвещение, 1997.
42. Кордемский Б. А. Математика изучает случайности. Пособие для учащихся./ -М.: Просвещение, 1975.
43. Кропотова Л.А. О практической апробации экспериментальной программы «Комбинаторные задачи повышенной трудности»: Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе.- Волгоград: НИЦ «Абсолют», 2020. - С. 27-35.
44. Кропотова Л.А. Технология обучения М.Б. Воловича, Р.Г. Хазанкина, А.А. Окунева: «Образование в Казахстане: традиции, опыт, инновации»/ под ред. С.В. Баезова, Нур-Султан: ИП SEVIBA, 2020. - С. 20-27.
45. Курындина К.Н. Формирование статистических представлений у учащихся в условиях взаимодействия школьных предметов / автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Курындина Ксения Николаевна. - М, 1980. -24 с.
46. Левин А. Что такое комбинаторика //Журнал «Квант», 1999, №5.
47. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
48. Мешойрер Р. Комбинаторные доказательства формулы Ньютона / Р. Мешойрер // Квант. - 1978. - № 9. - С. 45-46.
49. Мордкович А. Г., Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - М. : Мнемозина, 2010. - С. 173-216.
50. Мордкович А.Г. События. Вероятности. Статистическая обработка данных Текст.: дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов. М.: Мнемозина, 2003. - 112 с.
51. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2-ч частях. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ - М.: Мнемозина, 2013.
52. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2-ч частях. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ - М.: Мнемозина, 2009.
53. Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений / под ред.А.Г. Мордковича. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2014. - 432 с.
54. Мордкович А.Г., Смышляев В.К. Алгебра и начала анализа: Пробный учебник для 9-10 классов средней школы.— М.: Просвещение, 2001.
55. Никифорова М.А. Новые компьютерные технологии // Математика / Учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 2004 - № 2931.
56. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии // Математика в школе. — 2005. — № 7. — С. 72-80
57. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2014 г.
58. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
59. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра: Пособие для самообразования. - М.: Наука, 1994.
60. Педагогическая энциклопедия: В 2 томах / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. - М.: Советская энциклопедия.
61. Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения./ - М.:
Просвещение. 1997.
62. Саакян С.М., Дудницин Ю.П. Примерное планирование учебного материала по математике в 10-11 классах // Математика в школе. - 2004.- №7 - с.2-9.
63. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
64. Селютин В.Д. Методика формирования готовности учителя к обучению школьников стохастике / В.Д. Селютин. Орёл: ОГУ, 2001.-164 с.
65. Селютин В. Д. О подготовке учителей к обучению школьников стохастике // Математика в школе. - №4. - 2003.
66. Сергиенко Ю. Е. Изучение комбинаторики в старшей школе // Молодой ученый. — 2018. — №43. — С. 87-89.
67. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. Сканави М.И., 6-е изд. - М.: 2013. - 608 с.
68. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Базовый уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?obno=19814.
69. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Профильный уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp7obn0=19812.
70. Столяр А. А. Методы обучения математике. - Минск: Вышейшая школа, 1996.
71. Унт Э.И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
72. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
73. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование. М-во образования Рос. Федерации.- М., 2012.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru.
75. Фирсов В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплины: дис. канд. пед. наук. - 1974.
76. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. /- М., 1994
77. Халамайзер, А.Я. Из опыта работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4 - С. 16-21.
78. Хохлова Т.Н. Прикладная направленность обучения математике: Т.Н. Хохлова // 1 сентября: Математика. - 2004. - № 3. - C 25-29.
79. Шварц Д.А. Задачник по комбинаторике - М.: Высшая Школа
Экономики, 2010. — 73 с.
80. Ширшов А., Об одной комбинаторной задаче / А. Ширшов // Квант. - 1979. - № 9. - С. 19-32.
81. Шихова А.П. Обучение комбинаторике и ее приложениям в средней школе: автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1978.-20 с.
82. Элективные курсы в профильном обучении : Образовательная область Математика/ Министерство образования РФ; Национальный фонд подготовки кадров. - М.; Вита-Пресс, 2004. - 96 с.
83. https://infourok.ru/kombinatorikaeto-interesnonauchniy-proekt-sekciya- matematika-816469.html.
84. K.A. Stroud, Dexter J. Booth. Foundation Mathematics / Palgrave Macmillan, London - 2009 - p. 320.
85. Joanne Lockwood, Richard Aufmann. Introductory and Intermediate Algebra: An Applied Approach / Brooks Cole - 2013 - p. 293.
86. Matt Parker. The Maths Book: Big Ideas Simply Explained / DK - 2019 - p. 307.
87. Cognitive levels and approaches taken by students failing written ex-aminations in mathematics. - Teaching Mathematics and Its Applications, 2013.
88. Maggie Pickering. (2009). Cooperative Grouping Working on Mathematics [Electronic version]. Action Research Projects. Paper 46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ