Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОБРАЗОМ АВТОРА (РАССКАЗЧИКА) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №60939

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы77
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы работы над образом автора в литературном произведении 7
1.1 Литературоведческие основы изучения образа автора в литературном произведении 7
1.2. Понятие об авторской позиции в современном литературоведении 11
1.3. Психология восприятия образа автора младшими школьниками 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Методические основы работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе 20
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся
начальной школы 20
2.2. Методика работы над образом рассказчика (автора) на уроках
литературного чтения в начальной школе 35
2.3 Экспериментальная работа по формированию навыков работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение


Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной начальной школы является «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [52,с.31]. В процессе обучения на уроках литературного чтения учащиеся начальной школы должны овладеть приёмами «понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать» [52,с.31].
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся начальных классов учатся анализировать образ героя (персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает возможность понимать поступки литературных героев, причины их поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Противоречие между необходимостью литературного образования и развития младших школьников на уроках литературного чтения,
необходимостью формирования читательской компетентности учащихся начальных классов и отсутствием доступного учителю
систематизированного дидактического материала по работе над анализом образа автора в художественном произведении на уроках литературного чтения в современной начальной школе обусловило проблему данного исследования.
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и
теоретико-методологического анализа научной литературы определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Объект исследования: процесс работы над образом автора
рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Предмет исследования: методика работы над образом автора
(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: методика работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе будет эффективной, если будут выполнены следующие условия:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста: уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы, нравственных чувств;
- поэтапно формировать навык анализа литературного произведения, анализа образа героя-рассказчика прочитанного произведения, умение младших школьников работать с текстом;
- использовать разнообразные методические приемы и формы работы с образом героя-рассказчика прочитанного произведения;
- использовать нравственный потенциал уроков литературного чтения.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
3. Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
4. Экспериментально проверить эффективность выбранных методических приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологии, педагогики, лингвистики и методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Исследование опирается на труды В.В Виноградова,М.М. Бахтина, Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р., М.А. Рыбниковой.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
наблюдение, беседа; методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе;
- проанализирована и научно осмыслена методика работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе;
- выделены психолого-педагогические аспекты работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения;
- определены наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в определении наиболее эффективных методических приемов работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ, магистрантами, студентами
педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших задачей современной начальной школы является «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание им себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [52,с.31].На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы должны овладеть приёмами «понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать» [52,с.31].
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию младшими школьниками прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся учатся анализировать образ героя
(персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает
возможность понимать поступки литературных героев, причины их
поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки.
В процессе нашего исследования решались 4 основные задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
З.Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
^Экспериментально проверить эффективность выбранных
методических приемов работы над образом автора(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была определена степень изученности данной проблемы. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в теоретическом обосновании основ работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения. В процессе решения второй задачи мы пришли к следующим выводам: Термин «автор» употребляется литературоведами в нескольких значениях [28,с.68]. Первое - писатель, реальное лицо, творец художественного произведения. Второе значение - это образ автора, локализованный в художественном произведении, изображение писателя самого себя. Третье значение- автор -творец, присутствующий во всем произведении (в произведении как в целом), и нигде - явно, который определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает ее. Третье значение является самым широким и самым неопределенным. Тем не менее, анализ текста, имеющий целью постижение художественной идеи, обращен к исследованию автора именно в этом значении.
Исследователями неоднократно отмечалось, что представление об авторском начале в художественном произведении лишено даже относительного единства. «Авторское начало изучается при помощи множества понятий, подменяемых одно другим» [28,с.68] .Количество терминов, использующихся при разработке проблемы автор говорит само за
себя. Вот некоторые из них: автор, образ автора, авторское начало, авторское сознание, авторская позиция, авторская оценка, авторское отношение, точка зрения и другие. Содержание и границы этих понятий четко не определенны ни в исследовательской, ни в справочной литературе. Представляется, что дело не только в отсутствии единство терминологии, а в отсутствии единства в самих подходах к изучению проблемы автора.
Научные споры вокруг проблемы автора, вылились в различные подходы к проблеме, два из которых можно назвать фундаментальными, поскольку они сыграли решающую роль в дальнейшем развитии теории автора в литературоведении.
Первый подход представлен в трудах В.В Виноградова. Будучи исследователем языка художественной литературы, В.В. Виноградов считал, что изучение художественного произведения, действительность,
раскрывающаяся в художественном произведении, не может изучаться сама по себе, вне ее воплощения в речевой оболочке, а «за» речевой оболочкой стоит носитель речи.
Второй подход к изучению проблемы авторского присутствия в произведении и, соответственно, другое представление об авторе пришло в литературоведение из трудов М.М. Бахтина. Как отмечалось исследователями его работ, у М.М. Бахтина произведение предстает не как «языковое сознание», а как диалог художника с множеством социально-идеологических позиций, точек зрения, которые он находит в словаре. Его интересует слово не в системе социального общения, как определения ценностная направленность, мировоззрение «другого» [7,с.173].
Младшие школьники в силу своего возраста, воспринимают искусство наивно-реалистически, то есть как реально происходящее на их глазах, автора они не видят. Они не осознают, что события, описанные в произведении, созданы автором с какой-то целью. Наивный реализм имеет ряд достоинств:
1. Воображение детей рисует яркие картины, эти картины проносятся перед ними во время чтения произведения.
2. Дети реагируют очень эмоционально, живо.
3. Отношение детей к героям личностное, неравнодушное. Они готовы вступить в диалог.
Поэтому нельзя резко ломать наивно-реалистическое восприятие, его нужно осторожно преодолевать. Это нужно делать постепенно; следует показывать детям, что за всеми событиями и героями в литературном произведении стоит автор.
В ходе решения третьей задачи мы определили наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе: анализ текста литературного произведения; выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, анализа авторских помет, анализа имен литературных героев.
Итак, в процессе решения четвертой задачи, которая была направлена на экспериментальную апробацию наиболее эффективных приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани. Итоги эксперимента позволили прийти к следующим выводам. На констатирующем этапе эксперимента у учеников и контрольной и экспериментальной групп был практически одинаковый уровень сформированности навыков работы над образом автора (рассказчика). После проведения экспериментального этапа у экспериментального класса уровень навык работы над образом рассказчика резко повышался, тогда как у контрольного класса уровень навыка работы над образом автора (рассказчика) оставался на прежнем уровне. Экспериментальная работа была проведена успешно.
Таким образом, поставленные задачи в исследовании решены, соответственно, цель достигнута, гипотеза доказана.



1. Абрамовских Е.В. О методике преподавания теории литературы в школе //Вестник Челябинского университета. Сер. 2. Филология. - 1997. - №1.-С.169-174.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. Под редакцией Васильевой М. С., Омороковой М. И. - М., 2011.-115с.
3. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. Ростов - н/Д: "Феникс", 2013. - 320с.
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: "Академия", 2012. - 472с.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: "Феникс", 2012. - 378с.
6. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.-СПб.: «Азбука»2014.- 224с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва «Искусство» ., 2012. -179с.
8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика «Просвещение», 2013.-56с.
9. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми девяти лет. - М.: Книга, 2015.-167 с.
10. Богданова В.Ю. Принцип проблемности в моделировании современного урока в начальной школе. Педагогика и психология,2012.- 110с.
11. Васильев Н.Л. «Многоголосие» или «образ автора» //Проблема автора в художественной литературе: Тезисы докл. Ижевск: Изд-во УГУ, 2012. -135 с.
12. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе ,2000. - 191с.
13. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - Москва « Искусство»., 2012.- 45с.
14. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М., 2014.¬89с.
15. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 2013.-215с.
16. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М., 2000.-78с.
17. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 143с
18. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.,
2014. - 57с.
19. Джежелей О.В. Курс "Чтение и литература" и его программное обеспечение // Начальная школа. - 2012. - № 10.
20. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Методическое пособие. - М.: "Вентана - Граф", 2015. - 272с.
21. Ефросинина Л.А, Оморокова М.И. учебник по литературному чтению,УМК - Начальная школа 21века.
22.Звягинцева Г.К. Изучение основ науки о литературе в школе: Учеб.пособие к спецкурсу. Л.: Б.и., 2013. - 86 с.
23.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп., испр., перераб. М.: Логос, 2012. - 383 с.
24. Ионин Г.Н. Некоторые проблемы преподавания литературы в школе // Вопр. психологии. 1988. - №1. - С. 64-67.
25. Кожевникова В.М., П. А. Николаева. Литературный энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 751 с.
26. Климанова Л.Ф., Горецкая В.Г., Голованова М.В. учебник по литературному чтению, УМК - «Школа России», Издательство «Просвещение», 2015.-272 с.
27. Кудина Г. Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников /Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.— М.: Знание, 2011. -79 с.
28. Лимерова В.А. Авторская позиция в эпическом произведении: Учебное пособие по спецкурсу. - Сыктывкар: СГУ, 2014.-195 с.
29. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГНИ им. А.И. Герцена, 2012. - 175 с.
30. В.М. Маркович и Вольф Шмид. 28Автор и текст: Петербургский сборник. Выпуск 2. //.: Изд-во СПб. Ун-та, 2015- 470 с.
31. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4классы).М-:ВАКО,2015.-240с.
32. Мешкова Л.А. Проблема авторской позиции в литературно-критических дискуссиях- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова,2011-23с.
33. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классе. - М: Просвещение, 2015.-158 с.
34. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 2014. - 224 с.
35. Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении: Учебное пособие к спецкурсу. М.:МГПИ, 2012. - 115 с.
36. Педагогический энциклопедический словарь //Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2015. - 560 с.
37. Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе: Межвуз. сб. науч. тр. / Вологод. гос. пед. ин-т. Вологда, 2013. - 116 с.
38. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. - 4-е изд., перераб. - М.:Просвещение,2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения).
39. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 290 с.
40. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
41. Рожина Л.Н. О. И. Никифорова, Психология восприятия литературного героя школьниками -М.:Педагогика,2013.-175с.
42. Романовская З.И. Чтение 2 класс. Методические рекомендации. М.: Инфолайн,2015.—120с.
43. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения . - 3-е изд. - М. :Учпедгиз, 1963. - 313 с.
44. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 159 с.
45. Свирина Н. М. Культурный контекст на уроке литературы. - СПб: Фирма«Г лагол»,2010. - 152с.
46. Сергеева Л. В. Художественное слово на уроках чтения//Начальная школа. - 2006. - №2. - С.59-61.
47. Синицына Т. Г. Об анализе лирического произведения//Начальная школа. - 2006. - №1. - С.32-34.
48. Строганова Л. В. Литературоведческая пропедевтика//Начальная школа. - 2009. - №3. - С.. 15-17.
49. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. Т.1, М.: Педагогика, 1979. - 175 с.
50. Тимофеев Л.И. и С.В.Тураев. Ред.-состав, Словарь литературоведческих М.:Просвещение,1974.-445с.
51. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2010.-490с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
53. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для студентов вузов. 2-е изд.- М.:Высшаяшкола,2015.-398с.
54. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 2014.- 45с.
55. Целикова Е.И. Типы анализа литературного произведения в школе и их влияние на литературное развитие учащихся. - Улан-Удэ, 2014. - 75 с.
56. Шелестова З.А. Особенности чтения художественной прозы //Лит.вшк. —2000.№3.-С.71-78.
57.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Сост. Б.Д. Эльконин. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 2012.¬555 с.
58. Энциклопедический словарь юного литературоведа /Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. 2-е изд, доп. и перераб. - М.: Педагогика-Пресс,
2015. -424 с.
59. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 2011.-86с.
60. http://n-shkola.ru/
61. http://1сентября.рф/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ