Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №18826

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников 8
1.1 Основные направления в работе по развитию речи младших
школьников 8
1.2 Сочинение по картине как вид речевого упражнения 14
2 Методическая работа над сочинениями по картине в начальной
школе 21
2.1 Анализ современных образовательных программ 21
2.2 Методика работы над сочинением по картине в начальной
школе 25
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию речи младших школьников посредством написания сочинения по
картине 30
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение


Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи учащихся, что повышает их речевую культуру. В целом именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. На этом этапе учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью высказываний. Сочинение может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, в результате у детей будет формироваться художественный вкус, расширяться кругозор, происходить становление жизненных приоритетов и позиций.
В соответствии с ФГОС НОО в ходе работы над сочинением
осуществляется: «формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе...» [29]. Необходимость освоения предметных результатов нацеливает учителя на формирование у младших школьников умений создавать разнообразные тексты. Этому может способствовать использование на уроках русского языка написание сочинений по картине.
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников.
Предмет исследования: сочинение по картине как вид упражнения, направленного на развития речи младших школьников.
Цель исследования: изучить и апробировать методику написания сочинений по картине как вид упражнения по развитию речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить основные направления работы по развитию речи учащихся;
2) определить особенности сочинения по картине как вида речевого упражнения;
3) выявить место сочинений по картине как средство развития речи школьников в разных образовательных программах;
4) изучить методику работы над сочинением по картине как вида речевого упражнения в начальной школе и разработать методические рекомендации по написанию сочинений по картине;
5) провести опытно-экспериментальную работу для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка в работе по написанию сочинений по картине будут использованы задания, направленные на развитие умения определять границы предложений, умения использовать выразительные языковые средства, развитие морфологических и словообразовательных умений, на формирование грамматико-орфографических умений, улучшение умений анализировать картину, видеть основную идею автора, то речь учащихся значительно улучшится.
Методологическая основой являются работы М.Р. Львова, В.И. Воробьевой, С.К. Тивиковой.
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и научной литературы, сравнение, обобщение, эксперимент.
Практическая значимость состоит в том, что материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов в работе по развитию речи учащихся в процессе написания сочинений по картине, а также студентами- практикантами при проведении уроков развития речи.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2 г. Лесосибирска» в 4 В классе. Выборка исследования составила 19 учащихся.
Апробация работы. Материалы дипломной работы были представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (2017 г.), а также опубликована статья «Написание сочинения по картине как средство развития речи младших школьников» в сборнике Международной научно¬практической конференции «Информация как двигатель научного прогресса» (г. Екатеринбург, 2017 г. - дистанционная форма участия).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, пяти приложений.
Во введении изложены актуальность работы, обозначены цель, предмет и объект, сформулированы задачи, гипотеза, представлена методологическая основа, методы, опытно-экспериментальная база, практическая значимость, апробация и структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи младших школьников» раскрывается понятие «речь» и основные направления в работе по развитию речи в начальной школе, рассматривается особенности сочинения как вида речевого упражнения.
Во второй главе «Методическая работа над сочинениями по картине в начальной школе» описана методика написания сочинений по картине в начальной школе, представлен анализ проделанной опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщен теоретический материал и представлен вывод относительно успешности проделанной работы.
Список литературы включает 41 источник.
Материалы исследования представлены в 6 рисунках, 5 приложениях, в которых представлен наглядный, дидактический материал и работы учащихся констатирующего и контрольного срезов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На уроках по развитию речи младших школьников можно выделить несколько основных видов упражнений, которые практикуются в начальной школе. К ним относятся творческие упражнения на воображение, написание различных сочинений, изложений с элементами сочинения, а также словарная работа и использование дидактических игр (так как это естественная деятельность, требующая речевых действий). Работа по развитию речи будет способствовать дальнейшему обогащению словарного запаса, развитию связной устной и письменной речи, обучению культуре общения.
Сочинение по картине выступает значимым видом речевых упражнений, являясь многофункциональным, во-первых, позволяет повысить уровень эстетического восприятия учащимися картин, во-вторых, обеспечивает прирост речевых умений младших школьников. По этой причине сочинение по картине занимает значительное место среди речевых упражнений. Знакомство детей с полотнами известных художников, способствует обогащению знаний об окружающей действительности.
В рассмотренных образовательных программах («Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа ХХІвека», система Л.С. Занкова) полноценная работа над сочинениями по картине начинается уже со второго класса, а в третьем и четвертом классе происходит уже более глубокий и осознанный анализ художественных произведений и написание сочинений с использованием различных языковых средств.
Написание сочинения по картине практикуется на протяжении всего курса «Русский язык» в начальной школе. При всей важности этот вид работы является наиболее сложным, так как требует значительной подготовки. В каждом классе есть свои особенности написания сочинения по картине, но всегда значительную роль играет беседа учителя с учащимися. В первом классе написание сочинений отсутствует, но имеется устное описание картинок, то есть беседа, а затем используется составление устных рассказов. Во втором классе вводится написание сочинения по сюжетным картинкам или серии картинок, а в третьем и четвертом классах происходит более глубокий и осознанный анализ картин, знакомство с авторами полотен. Можно выделить основные этапы при написании сочинения по картине: рассматривание картины, беседа по картине, словарная работа, составление плана и подбор опорных слов, написание сочинения, анализ работ учащихся. Определение места сочинения по картине в разделе развития речи устанавливается образовательной программой.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа. После проведения констатирующего среза была проведена работа по формированию умений и навыков написания сочинений по картине. В итоге были получены следующие результаты: у учащихся значительно улучшилось умение анализировать картину, видеть основную идею автора; количество отлично выполненных работ увеличилось на 33,5%. Отметим, что 5,5% учащихся по-прежнему испытывают трудности. Увеличилось количество учащихся, использующих языковые выразительные средства, их возросло на 27,9%. Кроме того, младшие школьники более глубоко овладели грамматико-орфографическими умениями, процент учеников, не допускающих ошибки, увеличился вдвое. Таким образом, проделанная нами работа и использование предложенных заданий будут эффективны в работе по развитию речи посредством написания сочинений по картине.



1. Айвазян, О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов / О.О. Айвазян // Народное образование. - 2010. - №3. - С. 35-40.
2. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
3. Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 37- 42.
4. Бакулина, Г.А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников / Г.А. Бакулина // Концепт.
- 2014.- № 32.- С. 45-47.
5. Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
6. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. - Москва : ООО «Издательство «Родничок», 2004. -
220 с.
7. Вырыпаева, Л.С. Сочинение сказки - один из приемов формирования у младших школьников навыка продуцирования на уроке развития речи / Л.С. Вырыпаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №11. - С. 146-154.
8. Гергиева, Я.М. Развитие связной письменной речи:начальная школа / Я.М. Гергиева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010.
- №2. - С. 54-59.
9. Гришина, О.Б. Методика обучения по картине в начальной школе / О.Б. Гришина // XIV Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (19-23 апреля 2010 г.) ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». - Томск : Издательство ТГПУ, 2010. - С. 16-18.
10. Жукович, М.М. Сочинение по картине как речевое упражнение комплексного характера / М.М. Жукович, О.О. Харченко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 5. - С. 121-127.
11. Зорина, М.Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход / М.Е. Зорина, А.В. Соколова // Филологический класс. - 2014. - № 1. - С. 105-111.
12. Зорина, Т.А. Основные направления развития речи младших школьников в процессе работы над именем существительным и именем прилагательным / Т.А. Зорина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №7.- С. 22-27.
13. Измайлова, Н.А. Сочинение как основа развития речи младших школьнков / Н.А. Измайлова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1. - С. 164-166.
14. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - 5 - е изд. / О.М. Казарцева. - Москва : Флинта: наука. 2003. - 4496 с.
15. Касаткин, Л.Л. Русский язык: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 768 с.
16. Клокова, О.С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы / О.С. Клокова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. -
2012. - №4 - С. 179-183.
17. Кобялковская, О. А. Подготовительная работа при написании сочинения-описания по личным наблюдениям / О.А. Кобялковская // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 2011. - №2. - С. 1-4.
18. Колесова, С. П. Эффективность использования наглядных средств в работе над сочинением в начальных классах / С.П. Колесова // ООО «Аэтерна», Личность как объект психологического и педагогического воздействия сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 193-195.
19. Кострикова, Ю.В. Написание сочинения по картине как средство развития речи младших школьников / Ю.В. Кострикова // Информация как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно - практической конференции - Уфа : АЭТЕРНА, 2017. - С. 130-132.
20. Кочетова, Е.В. Использование дифференцированного метода при обучении написанию сочинений детей младшего школьного возраста / Е.В. Кочетова, К.В. Березина // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.rU/issues/2015/12/5
21. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / Т.А. Ладыжеская. - Москва : Просвещение. - 1991. - 240 с.
22. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Ладыженской Т.А. - Москва : Просвещение. - 1980. - 224с.
23. Лекция. Методика обучения сочинению [Электронный ресурс] - 2015 - Режим доступа:http://www.studfiles.ru
24. Лозовская, В.П. Работа над сочинением по картине в начальной школа / В.П. Лозовская // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. - №9. -С. 1-8.
25. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
26. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся / М.Р. Львов // Русский язык в школе. - 1985. - №4. - С. 42-47.
27. Милютина, М.А. Связная речь / М.А. Милютина // Начальная школа. - 2013. - №11. - С. 34-39.
28. Мишина, И.Н. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников / И.Н. Мишина, Е.Ю. Коростелева // Вестник науки: Педагогика и психология. - 2012.- №4. - С. 196¬198.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
30. Налимова, Т.А. Новый взгляд на традиционное сочинение по картине / Т.А. Налимова // Начальная школа. - 2013.- №10. - С. 25-32.
31. Патонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников / Е.М.Патонова // Пачатковая школа. - 2004. - №6. - с.20.
32. Подборский, Ю.Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности / Ю.Г. Подборский // Концепт. - 2015 - №7. -С. 1-6.
33. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н.И. Полякова. - Москва : Просвещение, 1984. - 191 с.
34. Русинова, Ю.А. Пересказ, изложение, сочинение как средство развития связной речи младших школьников / Ю.А. Русинова // Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования и здравоохранения: теоретические вопросы и практика. Сборник статей по материалам III международной научно¬практической конференции по педагогике. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА». - 2015. - С. 69-80.
35. Соловейчик, М.С. Русский язык: Программы 1-4 классы. Поурочно¬тематическое планирование: 1-4 классы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2013. - 372 с.
36. Ткаченко, Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте / Л.В. Ткаченко // Концепт. - 2015. - № 7. - С. 1-5.
37. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М: Кюрины. - 2000.
38. Трягина, Е.А. Особенности проявления лингвокогнитивного уровня языковой личности К.Д. Ушинского как автора работ «о первоначальном преподавании русского языка» И «Родное слово» 1 / Е.А. Трягина // Научный
журнал КубГАУ. - 2013. - № 91. - С. 1-7.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. URL: Бйр://минобрнауки.рф/документы/922
40. Щеголева, Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Г.С. Щеголева. - Москва, 2014. - 269 с.
41. Юсупова, З.М. Роль словарной работы в развитии речи учащихся начальных классов / З.М. Трягина // Вестник государственного университета права и политики. - 2013. - №2. - С. 281-286.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ