МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОБРАЗОМ АВТОРА (РАССКАЗЧИКА) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы работы над образом автора в литературном произведении 7
1.1 Литературоведческие основы изучения образа автора в литературном произведении 7
1.2. Понятие об авторской позиции в современном литературоведении 11
1.3. Психология восприятия образа автора младшими школьниками 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Методические основы работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе 20
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся
начальной школы 20
2.2. Методика работы над образом рассказчика (автора) на уроках
литературного чтения в начальной школе 35
2.3 Экспериментальная работа по формированию навыков работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение
Глава 1. Научно-теоретические основы работы над образом автора в литературном произведении 7
1.1 Литературоведческие основы изучения образа автора в литературном произведении 7
1.2. Понятие об авторской позиции в современном литературоведении 11
1.3. Психология восприятия образа автора младшими школьниками 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Методические основы работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе 20
2.1. Анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся
начальной школы 20
2.2. Методика работы над образом рассказчика (автора) на уроках
литературного чтения в начальной школе 35
2.3 Экспериментальная работа по формированию навыков работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной начальной школы является «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [52,с.31]. В процессе обучения на уроках литературного чтения учащиеся начальной школы должны овладеть приёмами «понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать» [52,с.31].
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся начальных классов учатся анализировать образ героя (персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает возможность понимать поступки литературных героев, причины их поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Противоречие между необходимостью литературного образования и развития младших школьников на уроках литературного чтения,
необходимостью формирования читательской компетентности учащихся начальных классов и отсутствием доступного учителю
систематизированного дидактического материала по работе над анализом образа автора в художественном произведении на уроках литературного чтения в современной начальной школе обусловило проблему данного исследования.
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и
теоретико-методологического анализа научной литературы определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Объект исследования: процесс работы над образом автора
рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Предмет исследования: методика работы над образом автора
(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: методика работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе будет эффективной, если будут выполнены следующие условия:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста: уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы, нравственных чувств;
- поэтапно формировать навык анализа литературного произведения, анализа образа героя-рассказчика прочитанного произведения, умение младших школьников работать с текстом;
- использовать разнообразные методические приемы и формы работы с образом героя-рассказчика прочитанного произведения;
- использовать нравственный потенциал уроков литературного чтения.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
3. Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
4. Экспериментально проверить эффективность выбранных методических приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологии, педагогики, лингвистики и методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Исследование опирается на труды В.В Виноградова,М.М. Бахтина, Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р., М.А. Рыбниковой.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
наблюдение, беседа; методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе;
- проанализирована и научно осмыслена методика работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе;
- выделены психолого-педагогические аспекты работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения;
- определены наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в определении наиболее эффективных методических приемов работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ, магистрантами, студентами
педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся начальных классов учатся анализировать образ героя (персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает возможность понимать поступки литературных героев, причины их поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Противоречие между необходимостью литературного образования и развития младших школьников на уроках литературного чтения,
необходимостью формирования читательской компетентности учащихся начальных классов и отсутствием доступного учителю
систематизированного дидактического материала по работе над анализом образа автора в художественном произведении на уроках литературного чтения в современной начальной школе обусловило проблему данного исследования.
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и
теоретико-методологического анализа научной литературы определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Объект исследования: процесс работы над образом автора
рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Предмет исследования: методика работы над образом автора
(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования: методика работы над образом автора на уроках литературного чтения в современной начальной школе будет эффективной, если будут выполнены следующие условия:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста: уровень развития интеллекта, речи, памяти, эмоциональной сферы, нравственных чувств;
- поэтапно формировать навык анализа литературного произведения, анализа образа героя-рассказчика прочитанного произведения, умение младших школьников работать с текстом;
- использовать разнообразные методические приемы и формы работы с образом героя-рассказчика прочитанного произведения;
- использовать нравственный потенциал уроков литературного чтения.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
3. Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
4. Экспериментально проверить эффективность выбранных методических приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологии, педагогики, лингвистики и методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Исследование опирается на труды В.В Виноградова,М.М. Бахтина, Рамзаевой Т.Г., Львова М.Р., М.А. Рыбниковой.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
наблюдение, беседа; методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе;
- проанализирована и научно осмыслена методика работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе;
- выделены психолого-педагогические аспекты работы над образом автора (рассказчика) на уроках литературного чтения;
- определены наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
Практическая значимость исследования заключается в определении наиболее эффективных методических приемов работы над образом героя- рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ, магистрантами, студентами
педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.
Одной из важнейших задачей современной начальной школы является «формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание им себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [52,с.31].На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы должны овладеть приёмами «понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать» [52,с.31].
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию младшими школьниками прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся учатся анализировать образ героя
(персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает
возможность понимать поступки литературных героев, причины их
поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки.
В процессе нашего исследования решались 4 основные задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
З.Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
^Экспериментально проверить эффективность выбранных
методических приемов работы над образом автора(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была определена степень изученности данной проблемы. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в теоретическом обосновании основ работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения. В процессе решения второй задачи мы пришли к следующим выводам: Термин «автор» употребляется литературоведами в нескольких значениях [28,с.68]. Первое - писатель, реальное лицо, творец художественного произведения. Второе значение - это образ автора, локализованный в художественном произведении, изображение писателя самого себя. Третье значение- автор -творец, присутствующий во всем произведении (в произведении как в целом), и нигде - явно, который определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает ее. Третье значение является самым широким и самым неопределенным. Тем не менее, анализ текста, имеющий целью постижение художественной идеи, обращен к исследованию автора именно в этом значении.
Исследователями неоднократно отмечалось, что представление об авторском начале в художественном произведении лишено даже относительного единства. «Авторское начало изучается при помощи множества понятий, подменяемых одно другим» [28,с.68] .Количество терминов, использующихся при разработке проблемы автор говорит само за
себя. Вот некоторые из них: автор, образ автора, авторское начало, авторское сознание, авторская позиция, авторская оценка, авторское отношение, точка зрения и другие. Содержание и границы этих понятий четко не определенны ни в исследовательской, ни в справочной литературе. Представляется, что дело не только в отсутствии единство терминологии, а в отсутствии единства в самих подходах к изучению проблемы автора.
Научные споры вокруг проблемы автора, вылились в различные подходы к проблеме, два из которых можно назвать фундаментальными, поскольку они сыграли решающую роль в дальнейшем развитии теории автора в литературоведении.
Первый подход представлен в трудах В.В Виноградова. Будучи исследователем языка художественной литературы, В.В. Виноградов считал, что изучение художественного произведения, действительность,
раскрывающаяся в художественном произведении, не может изучаться сама по себе, вне ее воплощения в речевой оболочке, а «за» речевой оболочкой стоит носитель речи.
Второй подход к изучению проблемы авторского присутствия в произведении и, соответственно, другое представление об авторе пришло в литературоведение из трудов М.М. Бахтина. Как отмечалось исследователями его работ, у М.М. Бахтина произведение предстает не как «языковое сознание», а как диалог художника с множеством социально-идеологических позиций, точек зрения, которые он находит в словаре. Его интересует слово не в системе социального общения, как определения ценностная направленность, мировоззрение «другого» [7,с.173].
Младшие школьники в силу своего возраста, воспринимают искусство наивно-реалистически, то есть как реально происходящее на их глазах, автора они не видят. Они не осознают, что события, описанные в произведении, созданы автором с какой-то целью. Наивный реализм имеет ряд достоинств:
1. Воображение детей рисует яркие картины, эти картины проносятся перед ними во время чтения произведения.
2. Дети реагируют очень эмоционально, живо.
3. Отношение детей к героям личностное, неравнодушное. Они готовы вступить в диалог.
Поэтому нельзя резко ломать наивно-реалистическое восприятие, его нужно осторожно преодолевать. Это нужно делать постепенно; следует показывать детям, что за всеми событиями и героями в литературном произведении стоит автор.
В ходе решения третьей задачи мы определили наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе: анализ текста литературного произведения; выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, анализа авторских помет, анализа имен литературных героев.
Итак, в процессе решения четвертой задачи, которая была направлена на экспериментальную апробацию наиболее эффективных приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани. Итоги эксперимента позволили прийти к следующим выводам. На констатирующем этапе эксперимента у учеников и контрольной и экспериментальной групп был практически одинаковый уровень сформированности навыков работы над образом автора (рассказчика). После проведения экспериментального этапа у экспериментального класса уровень навык работы над образом рассказчика резко повышался, тогда как у контрольного класса уровень навыка работы над образом автора (рассказчика) оставался на прежнем уровне. Экспериментальная работа была проведена успешно.
Таким образом, поставленные задачи в исследовании решены, соответственно, цель достигнута, гипотеза доказана.
Для освоения общекультурных навыков чтения и понимания текста младшими школьниками необходимо сформировать осмысленный
читательский навык. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Правильному пониманию младшими школьниками прочитанного произведения способствует анализ художественного произведения. На уроке литературного чтения учащиеся учатся анализировать образ героя
(персонажа) произведения детской литературы, получают навык анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий [52,с.31]. Такая аналитическая работа с текстом художественного произведения дает
возможность понимать поступки литературных героев, причины их
поведения, способствуют «воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни» [52,с.31]. Таким образом, анализируя образ героя (персонажа), рассказчика литературного произведения, младшие школьники овладевают навыком анализа, учатся понимать поступки литературных героев и собственные поступки.
В процессе нашего исследования решались 4 основные задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы изучить степень изученности данной темы.
2. Теоретически обосновать основы работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
З.Определить наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе.
^Экспериментально проверить эффективность выбранных
методических приемов работы над образом автора(рассказчика) на уроках литературного чтения в начальной школе.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была определена степень изученности данной проблемы. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в теоретическом обосновании основ работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения. В процессе решения второй задачи мы пришли к следующим выводам: Термин «автор» употребляется литературоведами в нескольких значениях [28,с.68]. Первое - писатель, реальное лицо, творец художественного произведения. Второе значение - это образ автора, локализованный в художественном произведении, изображение писателя самого себя. Третье значение- автор -творец, присутствующий во всем произведении (в произведении как в целом), и нигде - явно, который определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает ее. Третье значение является самым широким и самым неопределенным. Тем не менее, анализ текста, имеющий целью постижение художественной идеи, обращен к исследованию автора именно в этом значении.
Исследователями неоднократно отмечалось, что представление об авторском начале в художественном произведении лишено даже относительного единства. «Авторское начало изучается при помощи множества понятий, подменяемых одно другим» [28,с.68] .Количество терминов, использующихся при разработке проблемы автор говорит само за
себя. Вот некоторые из них: автор, образ автора, авторское начало, авторское сознание, авторская позиция, авторская оценка, авторское отношение, точка зрения и другие. Содержание и границы этих понятий четко не определенны ни в исследовательской, ни в справочной литературе. Представляется, что дело не только в отсутствии единство терминологии, а в отсутствии единства в самих подходах к изучению проблемы автора.
Научные споры вокруг проблемы автора, вылились в различные подходы к проблеме, два из которых можно назвать фундаментальными, поскольку они сыграли решающую роль в дальнейшем развитии теории автора в литературоведении.
Первый подход представлен в трудах В.В Виноградова. Будучи исследователем языка художественной литературы, В.В. Виноградов считал, что изучение художественного произведения, действительность,
раскрывающаяся в художественном произведении, не может изучаться сама по себе, вне ее воплощения в речевой оболочке, а «за» речевой оболочкой стоит носитель речи.
Второй подход к изучению проблемы авторского присутствия в произведении и, соответственно, другое представление об авторе пришло в литературоведение из трудов М.М. Бахтина. Как отмечалось исследователями его работ, у М.М. Бахтина произведение предстает не как «языковое сознание», а как диалог художника с множеством социально-идеологических позиций, точек зрения, которые он находит в словаре. Его интересует слово не в системе социального общения, как определения ценностная направленность, мировоззрение «другого» [7,с.173].
Младшие школьники в силу своего возраста, воспринимают искусство наивно-реалистически, то есть как реально происходящее на их глазах, автора они не видят. Они не осознают, что события, описанные в произведении, созданы автором с какой-то целью. Наивный реализм имеет ряд достоинств:
1. Воображение детей рисует яркие картины, эти картины проносятся перед ними во время чтения произведения.
2. Дети реагируют очень эмоционально, живо.
3. Отношение детей к героям личностное, неравнодушное. Они готовы вступить в диалог.
Поэтому нельзя резко ломать наивно-реалистическое восприятие, его нужно осторожно преодолевать. Это нужно делать постепенно; следует показывать детям, что за всеми событиями и героями в литературном произведении стоит автор.
В ходе решения третьей задачи мы определили наиболее эффективные методические приемы работы над образом героя-рассказчика на уроках литературного чтения в современной начальной школе: анализ текста литературного произведения; выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, анализа авторских помет, анализа имен литературных героев.
Итак, в процессе решения четвертой задачи, которая была направлена на экспериментальную апробацию наиболее эффективных приемов работы над образом рассказчика на уроках литературного чтения в начальной школе нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явилось МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани. Итоги эксперимента позволили прийти к следующим выводам. На констатирующем этапе эксперимента у учеников и контрольной и экспериментальной групп был практически одинаковый уровень сформированности навыков работы над образом автора (рассказчика). После проведения экспериментального этапа у экспериментального класса уровень навык работы над образом рассказчика резко повышался, тогда как у контрольного класса уровень навыка работы над образом автора (рассказчика) оставался на прежнем уровне. Экспериментальная работа была проведена успешно.
Таким образом, поставленные задачи в исследовании решены, соответственно, цель достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ПОЭТИКА СКАЗОВ П.П. БАЖОВА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023



