ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………..3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ
§1. Специфика современного этапа философии культуры…………..………14
§2. Социокультурная сущность метафоры ………………………………..…37
§3. Фундаментальные метафоры в истории культуры…..…………………..55
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ:
ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ
§1. Концептуализация образов мужского и женского в процессе социокультурного смыслообразования…………………………………………………….72
§2. Биологический пол и социальный гендер от различения к оппозиции....96
§3. Отличительные черты метафоризации гендера…………………..……..117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….144
Библиографический список использованной литературы…………………..149
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ
§1. Специфика современного этапа философии культуры…………..………14
§2. Социокультурная сущность метафоры ………………………………..…37
§3. Фундаментальные метафоры в истории культуры…..…………………..55
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ:
ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ
§1. Концептуализация образов мужского и женского в процессе социокультурного смыслообразования…………………………………………………….72
§2. Биологический пол и социальный гендер от различения к оппозиции....96
§3. Отличительные черты метафоризации гендера…………………..……..117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….144
Библиографический список использованной литературы…………………..149
Актуальность темы исследования.
Конец XX века во многом явился качественным рубежом в развитии
человеческого общества. Именно в этот период возникли новые тенденции
общественного развития, полномасштабная реализация которых пройдет уже
в третьем тысячелетии: информационная революция, новый этап научнотехнической революции, глобализация общественных процессов и их предельная динамизация. Каждое новое открытие, техническое или социальное
нововведение, с одной стороны, приближает ученых к искомому решению,
но, с другой стороны, выдвигает перед ними все новые вопросы и проблемы.
Общий вектор перемен в философии и культуре нашего столетия характеризуется антропологическим ренессансом, выразившемся в обостренном
интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов исследовательской парадигмы, в выработке новых
путей постижения человека. В этой связи в современной философии и науке
на смену механистической и биологической моделям познания приходит новая, лингвистическая модель, которая требует осмысления. В развитии культуры происходит то, что можно назвать «лингвистическим поворотом»: стало
осознаваться, что язык – это не только «орудие мысли», но и посредник между человеком и реальностью.
Исходя из этого, актуальным представляется рассмотрение метафор,
которые носят онтологический статус, так как данные метафоры создают не
фрагменты языковой картины мира, а конституируют ее пространство; онтологические метафоры охватывают все области действительности. Одной из
таких онтологических метафор является гендерная метафора, актуализирующая проблему пола в культуре.
Проблема пола обретает значимость тогда, когда цивилизация сталкивается с принципиальными трудностями, неразрешимыми в рамках существующих норм, культурных установок. Именно проявление кризиса в основаниях индустриальной цивилизации, нашедшего выражение в различных областях знания, заставило общество обратиться к гендерной проблеме. Так как
социальный пол является порождением культуры, требованиям которой учатся соответствовать каждое поколение мужчин и женщин, исследователи в области гендерологии пришли к выводу о важности изучения его культурных
аспектов.
Исторически сложившиеся представления о мужском и женском началах представляют собой не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляют образы феминности и маскулинности в их социокультурной
конкретике, выражают культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. «Пол» становится культурной метафорой, которая способна выполнять функцию не только описания, но и
оформления социальной реальности.
В настоящее время гендерная метафора все больше привлекает внимание исследователей, потому что с ее помощью объясняются недавно открытые феномены, не имеющие объяснения в рамках классической парадигмы.
Особую значимость для современной философии в целом, и философии культуры, в частности, представляет выявление философско-познавательного потенциала метафоры, а также ее смыслообразующей роли в современной культуре. Естественным результатом деятельности ученых становится расширение сферы привлечения процедур и методов философии, языкознания и частных наук. Феномен метафоры исследуется в разных областях знания. Символическая логика, психология, герменевтика, литературоведение, эстетика, семиотика, риторика, лингвофилософия включаются не только в анализ метафоры как атрибута художественной речи, но и активно применяются для изучения феномена метафоры в языке научного и собственно философского знания.
Данные обстоятельства позволяют заключить, что гендерные метафоры
«живут» в теле культуры, присутствуют в нем как организующее, собирающее, направляющее начало. Они действительно способствуют познанию, установлению реальных связей между элементами мироздания, которым дается
то или иное описание в современной философии культуры. Современное отнесение метафоры к структурам языка является следствием осознания невозможности окончательной формализации философского знания. Сейчас уже
понятно, что философия не может использовать только точные понятия, семантическая емкость строгих дефиниций оказывается недостаточной для выражения философских смыслов, так как содержание последних может даваться субъекту в интуитивной форме, располагая одновременно несколькими
смысловыми центрами. Таким образом, можно говорить как о научной, так и
социокультурной актуальности настоящего исследования.
Степень научной разработанности. Феномен метафоры издавна привлекал к себе внимание исследователей. Он изучался психологами, этнологами, историками, но чаще всего рассматривался как стилистическое средство
или художественный прием. Этим был обусловлен тот факт, что применительно к языку философии феномен метафоры имел негативный смысл – метафора казалась чуждой в той области, где была важна точность в мышлении
и выражении. Тем не менее, лингвистический анализ метафоры весьма существенен и представляет собой весомую основу для изучения философского и
социокультурного аспектов метафоры. Метафора рассматривается как лингвистический феномен в работах А.К. Авеличева, Н.Д. Арутюновой,
Е.М. Вольфа, В.Г. Гака, К А. Кожевникова, С. Левина, Ю.М. Лотмана,
В.Л. Матросова, Е.О. Опариной, А.А. Потебни, В.Н. Телии, Т. Добжиньской,
Э. Кассирера, Дж. Миллера, А. Ричардса, Р. Якобсона, и др.6
Легитимация метафоры в языке философии XX века, связанная с изменением когнитивной ситуации, привела к появлению специальных работ посвященных философским проблемам метафоры. Одним из первых исследователей, прямо связавших метафору с языком философии, был американский
логик и философ М. Блэк, который и сделал метафору предметом специального изучения. Дальнейшая работа в этой области в значительной степени
обусловлена вектором его исследовательских интересов.
Целесообразно выделить несколько направлений, по которым осуществлялась разработка проблематики данного исследования.
В трудах С.С. Аверинцева, О.М. Бессоновой, С.С. Гусева,
С.С. Неретиной, Г.Л. Смирнова проводится философско-методологический
анализ теорий метафоры. Изучению концептуального аппарата философии в
аспекте метафоры с точки зрения его применимости к производству научных
знаний посвящены исследования Г.С. Баранова, В.П. Бранского, С.С. Гусева,
Л.Д. Гудкова, С.Ю. Деменского, А.И. Зеленхова, В.В. Петрова, Й. Стаховой,
и др. Проблему интерпретации метафоры и роль метафоры в понимании философских текстов исследуют М. Блэк, Е.Г. Гуренко, Д. Дэвидсон, В. Петров,
А.М. Шахнарович, К.М. Юрьева. Особый интерес представляет работа
Н.С. Автономовой «Метафорика и понимание», связанная с проблемой обоснования эффективности использования метафорических средств для понимания философских текстов. Роль метафоры непосредственно в языке философии выявляют В. Кругликов, М.К. Мамардашвили, И.В. Полозова, Х. Ортегаи-Гассет, Ф. Уилрайт, Д. Лакофф, М Джонсон, Э. МакКормак, П. Рикер,
А. Ричардс, Н. Гудмен. Современное состояние языка философии освещается
в трудах В.В. Бибихина, Г.А. Брутян, А.Ф. Грязнова, И.В. Полякова,
В.В. Петрова и др.
Конец XX века во многом явился качественным рубежом в развитии
человеческого общества. Именно в этот период возникли новые тенденции
общественного развития, полномасштабная реализация которых пройдет уже
в третьем тысячелетии: информационная революция, новый этап научнотехнической революции, глобализация общественных процессов и их предельная динамизация. Каждое новое открытие, техническое или социальное
нововведение, с одной стороны, приближает ученых к искомому решению,
но, с другой стороны, выдвигает перед ними все новые вопросы и проблемы.
Общий вектор перемен в философии и культуре нашего столетия характеризуется антропологическим ренессансом, выразившемся в обостренном
интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов исследовательской парадигмы, в выработке новых
путей постижения человека. В этой связи в современной философии и науке
на смену механистической и биологической моделям познания приходит новая, лингвистическая модель, которая требует осмысления. В развитии культуры происходит то, что можно назвать «лингвистическим поворотом»: стало
осознаваться, что язык – это не только «орудие мысли», но и посредник между человеком и реальностью.
Исходя из этого, актуальным представляется рассмотрение метафор,
которые носят онтологический статус, так как данные метафоры создают не
фрагменты языковой картины мира, а конституируют ее пространство; онтологические метафоры охватывают все области действительности. Одной из
таких онтологических метафор является гендерная метафора, актуализирующая проблему пола в культуре.
Проблема пола обретает значимость тогда, когда цивилизация сталкивается с принципиальными трудностями, неразрешимыми в рамках существующих норм, культурных установок. Именно проявление кризиса в основаниях индустриальной цивилизации, нашедшего выражение в различных областях знания, заставило общество обратиться к гендерной проблеме. Так как
социальный пол является порождением культуры, требованиям которой учатся соответствовать каждое поколение мужчин и женщин, исследователи в области гендерологии пришли к выводу о важности изучения его культурных
аспектов.
Исторически сложившиеся представления о мужском и женском началах представляют собой не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляют образы феминности и маскулинности в их социокультурной
конкретике, выражают культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. «Пол» становится культурной метафорой, которая способна выполнять функцию не только описания, но и
оформления социальной реальности.
В настоящее время гендерная метафора все больше привлекает внимание исследователей, потому что с ее помощью объясняются недавно открытые феномены, не имеющие объяснения в рамках классической парадигмы.
Особую значимость для современной философии в целом, и философии культуры, в частности, представляет выявление философско-познавательного потенциала метафоры, а также ее смыслообразующей роли в современной культуре. Естественным результатом деятельности ученых становится расширение сферы привлечения процедур и методов философии, языкознания и частных наук. Феномен метафоры исследуется в разных областях знания. Символическая логика, психология, герменевтика, литературоведение, эстетика, семиотика, риторика, лингвофилософия включаются не только в анализ метафоры как атрибута художественной речи, но и активно применяются для изучения феномена метафоры в языке научного и собственно философского знания.
Данные обстоятельства позволяют заключить, что гендерные метафоры
«живут» в теле культуры, присутствуют в нем как организующее, собирающее, направляющее начало. Они действительно способствуют познанию, установлению реальных связей между элементами мироздания, которым дается
то или иное описание в современной философии культуры. Современное отнесение метафоры к структурам языка является следствием осознания невозможности окончательной формализации философского знания. Сейчас уже
понятно, что философия не может использовать только точные понятия, семантическая емкость строгих дефиниций оказывается недостаточной для выражения философских смыслов, так как содержание последних может даваться субъекту в интуитивной форме, располагая одновременно несколькими
смысловыми центрами. Таким образом, можно говорить как о научной, так и
социокультурной актуальности настоящего исследования.
Степень научной разработанности. Феномен метафоры издавна привлекал к себе внимание исследователей. Он изучался психологами, этнологами, историками, но чаще всего рассматривался как стилистическое средство
или художественный прием. Этим был обусловлен тот факт, что применительно к языку философии феномен метафоры имел негативный смысл – метафора казалась чуждой в той области, где была важна точность в мышлении
и выражении. Тем не менее, лингвистический анализ метафоры весьма существенен и представляет собой весомую основу для изучения философского и
социокультурного аспектов метафоры. Метафора рассматривается как лингвистический феномен в работах А.К. Авеличева, Н.Д. Арутюновой,
Е.М. Вольфа, В.Г. Гака, К А. Кожевникова, С. Левина, Ю.М. Лотмана,
В.Л. Матросова, Е.О. Опариной, А.А. Потебни, В.Н. Телии, Т. Добжиньской,
Э. Кассирера, Дж. Миллера, А. Ричардса, Р. Якобсона, и др.6
Легитимация метафоры в языке философии XX века, связанная с изменением когнитивной ситуации, привела к появлению специальных работ посвященных философским проблемам метафоры. Одним из первых исследователей, прямо связавших метафору с языком философии, был американский
логик и философ М. Блэк, который и сделал метафору предметом специального изучения. Дальнейшая работа в этой области в значительной степени
обусловлена вектором его исследовательских интересов.
Целесообразно выделить несколько направлений, по которым осуществлялась разработка проблематики данного исследования.
В трудах С.С. Аверинцева, О.М. Бессоновой, С.С. Гусева,
С.С. Неретиной, Г.Л. Смирнова проводится философско-методологический
анализ теорий метафоры. Изучению концептуального аппарата философии в
аспекте метафоры с точки зрения его применимости к производству научных
знаний посвящены исследования Г.С. Баранова, В.П. Бранского, С.С. Гусева,
Л.Д. Гудкова, С.Ю. Деменского, А.И. Зеленхова, В.В. Петрова, Й. Стаховой,
и др. Проблему интерпретации метафоры и роль метафоры в понимании философских текстов исследуют М. Блэк, Е.Г. Гуренко, Д. Дэвидсон, В. Петров,
А.М. Шахнарович, К.М. Юрьева. Особый интерес представляет работа
Н.С. Автономовой «Метафорика и понимание», связанная с проблемой обоснования эффективности использования метафорических средств для понимания философских текстов. Роль метафоры непосредственно в языке философии выявляют В. Кругликов, М.К. Мамардашвили, И.В. Полозова, Х. Ортегаи-Гассет, Ф. Уилрайт, Д. Лакофф, М Джонсон, Э. МакКормак, П. Рикер,
А. Ричардс, Н. Гудмен. Современное состояние языка философии освещается
в трудах В.В. Бибихина, Г.А. Брутян, А.Ф. Грязнова, И.В. Полякова,
В.В. Петрова и др.
В заключении необходимо отметить, что в данной работе произведен
анализ новейших теоретико-познавательных и методологических способов
исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры и философской антропологии.
XX век характеризуется кардинальными изменениями в науке, философии и культуре. Данная тенденция находит свое отражение в появлении новых методов и парадигм исследования. Одной из таких парадигм является
«линвистический поворот», целью которого является анализ языка. Понятие
«смысл» становится ключевым для исследования культуры, вследствие этого
предметом повышенного внимания со стороны философов стал феномен метафоры. Метафора начинает рассматриваться как средство постижения социокультурной реальности.
В исследовании был осуществлен анализ социокльтурной роли метафоры с учетом новейших методологических и эпистемологических новаций.
Этот анализ позволил понять и проанализировать те новые явления, которые
мы наблюдаем в современной культуре. Мы пришли к выводу о том, что в современных теориях метафора начинает связываться не только с познанием
реальности, но и способом существования человека в мире.
Изучение специальной литературы и обобщение накопленного материала позволило сделать заключение о том, что в философии, философской
антропологии и культурологии на данный момент не существует единой
точки зрения о значении метафоры, ее функциях и социокультурной сущности. Однако в диссертации подчеркивается, что социокультурная сущность
метафоры велика, так как, во-первых, она является интегрирующим фактором
в современной науке, во-вторых, она выполняет функции смыслообразования,
самопознания и самовыражения. Метафора способствует формированию новых понятий в философии и науке, а также с помощью нее происходит по-145
пытка определить истоки различных видов человеческой деятельности, проследить практико-символические структуры, в которых закладывается возможность научного, теоретического, рационального отношения к миру.
Метафоры играют огромную роль в реализации основных функций самой культуры – это, прежде всего, функция трансляции, передачи опыта,
обеспечения преемственности. Также, возникая, новые метафоры изменяют
повседневный язык людей, одновременно меняют их восприятие и постижение мира. Из этого следует, что, меняя язык, метафоры играют определенную
роль в культурной эволюции.
В диссертационном исследовании были рассмотрены также фундаментальные метафоры, сыгравшие огромную роль в истории культуры и философии. К фундаментальным метафорам относятся: зеркальная, оптическая, механистическая, органическая, осязательная, метафора театра, метафора возделывания человеческой души, компьютерная и т.д. Значение данных метафор
в том, что они способствуют когнитивному процессу, с помощью которого
человек расширяет свои знания, возникшие из интуитивных представлений о
мире и самом себе.
Посредством анализа эволюции современной культуры была выявлена
гендерная метафора, которая выделяется теоретиками феминизма и гендерных исследований. Гендерная метафора является важнейшим средством постижения социокультурной реальности. Данная метафора имеет онтологический статус, так как связывается не только с познанием реальности, но и со
способом существования человека в мире.
Понятие «гендерная метафора» позволяет выявить качественно новый
аспект исследования современной культуры в рамках философии культуры и
философской антропологии, нежели это происходит в рамках иных областей
философии и науки.
Суть данной метафоры состоит в том, что помимо биологического и
социального аспектов в анализе проблемы пола, исследователи обнаружили146
символический, или собственно культурный его аспект, в котором мужское и
женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как
элементы культурно-символических рядов. Именно социальный, а не биологический пол становится культурной метафорой, которая способна выполнять
функцию не только описания, но и оформления социальной и культурной реальности. Так, понимание гендера как культурной метафоры связано с тем,
что пол человека имеет не только социальную, но и культурносимволическую интерпретацию. Из этого следует, что биологическая половая
дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику
мужского и женского начал.
Отличительной чертой современного общества является разграничение
биологического и социального пола, что находит свое отражение в понятии
«гендерная метафора». Классификация мира по признаку мужское/женское и
половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую иерархию как в архаическом так и в современном обществе.
Анализ научной и методической литературы, посвященной рассмотрению метафоры пола, позволяет говорить о том, что следует демаркировать
понятия «мифопоэтическая метафора», «биологическая метафора» и «гендерная метафора». В диссертационном исследовании предложены определения
данных понятий.
Под гендерной метафорой понимается перенос совокупности физических и духовных качеств и свойств, объединенных словами
женственность и мужественность, на предметы, не связанные с
полом.
Биологическая метафора пола – это результат перенесения биологических и духовных качеств одного пола на описание противоположного пола.
Под мифопоэтической метафорой пола понимается отождествление свойств мужского и женского начал с различными явлениями147
природы, с образами внешнего мира, посредством бинарных оппозиций.
Особый интерес для исследования представляет аспект, в котором гендер рассматривается как культурная метафора в контексте современной
культуры, то есть культуры модерна. В работе были рассмотрены и проанализированы многочисленные подходы к определению понятий «модерн» и
«постмодерн». В философии до сих пор не существует единого мнения относительно смыслового содержания данных понятий, и они остаются предметом непрекращающихся споров и разногласий. Опираясь на работу Ю. Хабермаса «Модерн – незавершенный проект», автор диссертации склонен рассматривать модерн не как отдельный исторический период, а как исторический проект и перманентный процесс. Постмодерн в данном
контексте – составляющая модерна, негативно-конструктивное движение,
своеобразный антитезис, инициирующий модерн как синтез. Поэтому понятия «модерн» и «постмодерн» в данной работе часто используются как синонимы. Однако полной корреляции не допускается.
Современная культура, характеризующаяся стремительным уходом от
всяких ценностей и стилевой определенности, пристальным вниманием к
обыденному языку, является серьезной базой для выявления гендерных метафор. В ходе анализа гендерной метафоры «Матушка Русь» были сделаны выводы о том, что Россия как культурный символ несет на себе феминные черты. Рассмотрение гендерного аспекта образа России намного расширяет круг
источников анализа стереотипов маскулинности и феминности, и поэтому позволяет открыть новые грани в исследовании национальной сферы человеческого бытия.
В диссертационном исследовании отмечена тенденция современной
культуры, характеризующаяся переходом от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к
«новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело,148
плоть. Данные изменения в культуре также использует и формируют гендерные метафоры, которые проявляются в рекламе, СМИ, сети Интернет. Эти
метафоры рассчитаны, прежде всего, на визуальное восприятие, которое на
бессознательном уровне корректирует образ жизни, меняет стереотипы, формирует мировоззрение как отдельной личности, так и общества в целом.
Современная культура определяет систему ценностей, в центре которой
находится идея свободы, личного успеха, и на этой основе рождается новый
опыт, новый образ социальной реальности и новые гендерные представления,
что дает возможность выбора человеку. Современная культура во многом
противоречива, в ней содержатся как негативные (деструктивные), так и позитивные (конструктивные) тенденции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, каждый исторический
этап формирует свои метафоры пола, которые характеризуют его с точки зрения феминности и маскулинности.
Дальнейшее исследование гендера как культурной метафоры должно
быть направлено, прежде всего: 1) на более детальное изучение современных
явлений, происходящих в обществе, таких как СМИ, реклама, Интернеткоммуникации, влияние гендерной метафоры на процессы межличностной
коммуникации, более отчетливый анализ тенденций и перспектив развития
современного общества. 2) Необходима разработка методологических основ
исследования гендера как явления культуры и гендерной метафоры как способа самовыражения культуры. 3) Не исключено дополнение методов философии культуры и философской антропологии социологическими, культурологическими и историческими теоретико-познавательными средствами и
методами.149
анализ новейших теоретико-познавательных и методологических способов
исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры и философской антропологии.
XX век характеризуется кардинальными изменениями в науке, философии и культуре. Данная тенденция находит свое отражение в появлении новых методов и парадигм исследования. Одной из таких парадигм является
«линвистический поворот», целью которого является анализ языка. Понятие
«смысл» становится ключевым для исследования культуры, вследствие этого
предметом повышенного внимания со стороны философов стал феномен метафоры. Метафора начинает рассматриваться как средство постижения социокультурной реальности.
В исследовании был осуществлен анализ социокльтурной роли метафоры с учетом новейших методологических и эпистемологических новаций.
Этот анализ позволил понять и проанализировать те новые явления, которые
мы наблюдаем в современной культуре. Мы пришли к выводу о том, что в современных теориях метафора начинает связываться не только с познанием
реальности, но и способом существования человека в мире.
Изучение специальной литературы и обобщение накопленного материала позволило сделать заключение о том, что в философии, философской
антропологии и культурологии на данный момент не существует единой
точки зрения о значении метафоры, ее функциях и социокультурной сущности. Однако в диссертации подчеркивается, что социокультурная сущность
метафоры велика, так как, во-первых, она является интегрирующим фактором
в современной науке, во-вторых, она выполняет функции смыслообразования,
самопознания и самовыражения. Метафора способствует формированию новых понятий в философии и науке, а также с помощью нее происходит по-145
пытка определить истоки различных видов человеческой деятельности, проследить практико-символические структуры, в которых закладывается возможность научного, теоретического, рационального отношения к миру.
Метафоры играют огромную роль в реализации основных функций самой культуры – это, прежде всего, функция трансляции, передачи опыта,
обеспечения преемственности. Также, возникая, новые метафоры изменяют
повседневный язык людей, одновременно меняют их восприятие и постижение мира. Из этого следует, что, меняя язык, метафоры играют определенную
роль в культурной эволюции.
В диссертационном исследовании были рассмотрены также фундаментальные метафоры, сыгравшие огромную роль в истории культуры и философии. К фундаментальным метафорам относятся: зеркальная, оптическая, механистическая, органическая, осязательная, метафора театра, метафора возделывания человеческой души, компьютерная и т.д. Значение данных метафор
в том, что они способствуют когнитивному процессу, с помощью которого
человек расширяет свои знания, возникшие из интуитивных представлений о
мире и самом себе.
Посредством анализа эволюции современной культуры была выявлена
гендерная метафора, которая выделяется теоретиками феминизма и гендерных исследований. Гендерная метафора является важнейшим средством постижения социокультурной реальности. Данная метафора имеет онтологический статус, так как связывается не только с познанием реальности, но и со
способом существования человека в мире.
Понятие «гендерная метафора» позволяет выявить качественно новый
аспект исследования современной культуры в рамках философии культуры и
философской антропологии, нежели это происходит в рамках иных областей
философии и науки.
Суть данной метафоры состоит в том, что помимо биологического и
социального аспектов в анализе проблемы пола, исследователи обнаружили146
символический, или собственно культурный его аспект, в котором мужское и
женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как
элементы культурно-символических рядов. Именно социальный, а не биологический пол становится культурной метафорой, которая способна выполнять
функцию не только описания, но и оформления социальной и культурной реальности. Так, понимание гендера как культурной метафоры связано с тем,
что пол человека имеет не только социальную, но и культурносимволическую интерпретацию. Из этого следует, что биологическая половая
дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику
мужского и женского начал.
Отличительной чертой современного общества является разграничение
биологического и социального пола, что находит свое отражение в понятии
«гендерная метафора». Классификация мира по признаку мужское/женское и
половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую иерархию как в архаическом так и в современном обществе.
Анализ научной и методической литературы, посвященной рассмотрению метафоры пола, позволяет говорить о том, что следует демаркировать
понятия «мифопоэтическая метафора», «биологическая метафора» и «гендерная метафора». В диссертационном исследовании предложены определения
данных понятий.
Под гендерной метафорой понимается перенос совокупности физических и духовных качеств и свойств, объединенных словами
женственность и мужественность, на предметы, не связанные с
полом.
Биологическая метафора пола – это результат перенесения биологических и духовных качеств одного пола на описание противоположного пола.
Под мифопоэтической метафорой пола понимается отождествление свойств мужского и женского начал с различными явлениями147
природы, с образами внешнего мира, посредством бинарных оппозиций.
Особый интерес для исследования представляет аспект, в котором гендер рассматривается как культурная метафора в контексте современной
культуры, то есть культуры модерна. В работе были рассмотрены и проанализированы многочисленные подходы к определению понятий «модерн» и
«постмодерн». В философии до сих пор не существует единого мнения относительно смыслового содержания данных понятий, и они остаются предметом непрекращающихся споров и разногласий. Опираясь на работу Ю. Хабермаса «Модерн – незавершенный проект», автор диссертации склонен рассматривать модерн не как отдельный исторический период, а как исторический проект и перманентный процесс. Постмодерн в данном
контексте – составляющая модерна, негативно-конструктивное движение,
своеобразный антитезис, инициирующий модерн как синтез. Поэтому понятия «модерн» и «постмодерн» в данной работе часто используются как синонимы. Однако полной корреляции не допускается.
Современная культура, характеризующаяся стремительным уходом от
всяких ценностей и стилевой определенности, пристальным вниманием к
обыденному языку, является серьезной базой для выявления гендерных метафор. В ходе анализа гендерной метафоры «Матушка Русь» были сделаны выводы о том, что Россия как культурный символ несет на себе феминные черты. Рассмотрение гендерного аспекта образа России намного расширяет круг
источников анализа стереотипов маскулинности и феминности, и поэтому позволяет открыть новые грани в исследовании национальной сферы человеческого бытия.
В диссертационном исследовании отмечена тенденция современной
культуры, характеризующаяся переходом от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к
«новой архаике», когда в центре ментальности и дискурса оказывается тело,148
плоть. Данные изменения в культуре также использует и формируют гендерные метафоры, которые проявляются в рекламе, СМИ, сети Интернет. Эти
метафоры рассчитаны, прежде всего, на визуальное восприятие, которое на
бессознательном уровне корректирует образ жизни, меняет стереотипы, формирует мировоззрение как отдельной личности, так и общества в целом.
Современная культура определяет систему ценностей, в центре которой
находится идея свободы, личного успеха, и на этой основе рождается новый
опыт, новый образ социальной реальности и новые гендерные представления,
что дает возможность выбора человеку. Современная культура во многом
противоречива, в ней содержатся как негативные (деструктивные), так и позитивные (конструктивные) тенденции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, каждый исторический
этап формирует свои метафоры пола, которые характеризуют его с точки зрения феминности и маскулинности.
Дальнейшее исследование гендера как культурной метафоры должно
быть направлено, прежде всего: 1) на более детальное изучение современных
явлений, происходящих в обществе, таких как СМИ, реклама, Интернеткоммуникации, влияние гендерной метафоры на процессы межличностной
коммуникации, более отчетливый анализ тенденций и перспектив развития
современного общества. 2) Необходима разработка методологических основ
исследования гендера как явления культуры и гендерной метафоры как способа самовыражения культуры. 3) Не исключено дополнение методов философии культуры и философской антропологии социологическими, культурологическими и историческими теоретико-познавательными средствами и
методами.149
Подобные работы
- ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Гендерная метафора в современной культуре
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА МУЖЧИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Гендерные метафоры: лингвопереводческий аспект (на материале сайта www.TED.com)
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РОМАННАЯ ФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Трансформация концепта "Семья" в культуре России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005



