Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ БАШКИР

Работа №29233

Тип работы

Диссертация

Предмет

социология

Объем работы154
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования этнической идентичности
§ 1. Современные подходы к изучению этничности 26
§ 2. Этническая идентичность как вид социальной идентичности 49
§ 3. Этническая идентичность в структуре этнического самосознания 63
Глава II. Особенности этнической идентичности современных башкир
§ 1. Методология и методика исследования 70
§ 2. Когнитивный аспект этнической идентичности современных башкир 80
§ 3. Этническая идентичность современных башкир в структуре социальной идентичности. Эмоционально-ценностное восприятие 101 этничности и стратегии межэтнического поведения современных башкир
Заключение 132
Список использованной литературы 138
Приложение 155

Актуальность темы исследования. Конец 80-х-начало 90-х годов
XX века в России стало временем стремительного роста этнического самосознания её народов. Подавляемая в течение длительного времени этническая составляющая стала играть важную роль в политической и культурной жизни общества. В этот период активно проходят процессы суверенизации республик, политика по возрождению национальных культур, возвращение к своим истокам, языку. Для российского общества конца XX - начала XXI вв. характерны значительные изменения в смене идентичностей, и этническая идентичность, наравне с другими, выходит на первый план. Это отмечают и многие исследователи. «Ни одна из форм идентичностей,- как справедливо замечает М.Н.Губогло,- не приковывала
к себе такого внимания, как этническая. В начале XXI века вновь, как и век или полтора века тому назад, этническая идентичность заняла едва ли не центральное место в спорах между славянофилами и западниками, а в нынешней терминологии - между примордиалистами и конструктивистами».
Категория этническая идентичность, по мнению ряда исследователей, обладает значительным методологическим потенциалом для научного анализа российского общества, переживающего период социальных трансформаций и кризисов, период «кризиса и смены идентичностей». По мнению М.Н.Губогло, «если мы не поймем менталитета граждан исторически сложившегося государства с полиэтническим составом, мы рискуем не понять ни сущности двух
разновекторных мировых тенденций - глобализации и индивидуализации, ни тенденций смещения этничности из сферы материальной в сферу духовной культуры и далее - в сферу политики и права, ни, наконец, огромной значимости того или иного баланса идентичностей в самопознании, самовыражении и самоопределении отдельного человека и целых народов» .
В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.М.Дробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание» .
Постиндустриальная эпоха привела к перестройке своих основных принципов, меняются индустриальные универсалии, на смену стандартизации приходит многообразие и плюрализм, что порождает новые соотношения этнических элементов, идет процесс децентрализации структурных связей, что ведет к построению новых связей и нового поля духовных принципов. Поворот к «многомерному человеку» - новому типу человека эпохи новых культурных изменений - ведет к порождению новых форм идентичностей .
В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.
Этническая идентичность в числе других идентичностей (гражданская, конфессиональная, семейная, политическая, профессиональная, гендерная и др.) в большинстве случаев в более-менее спокойной социально-политической обстановке не является доминирующей. Как правило, этническая категория составляла в наборе всех самоопределений высокий уровень в 90-е годы (когда воспоминания о национальных движениях, конфликтах, национальном самоопределении были еще очень остры). В связи с этим представляется необходимым исследование этнической идентичности башкир, проживающих в Республике Башкортостан в современный период (в начале XXI в.), и выявить степень значимости этнической идентичности в данном субъекте Российской Федерации. Республика Башкортостан является полиэтничным и поликонфессиональным регионом РФ. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Республике Башкортостан коренное население - башкиры составляют 29,75%, другими наиболее многочисленными этническими группами, проживающими в республике, являются русские (36,32%) и татары (24,13%).
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что изучение этнической идентичности необходимо проводить в тесной связи со сложившимися теориями этничности. Теоретические подходы к исследованию феномена этничности в отечественной науке были заложены в 60-70-е гг. известными советскими этнологами как: Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И. Козлов, П.И.Кушнер, Н.Н.Чебоксаров. В современной российской науке анализ категорий этничности, этнической идентичности осуществлялся и осуществляется такими исследователями, как: С.А.Арутюнов, Ю.В.Арутюнян,
A. О.Бороноев, Ю.В.Бромлей, И.В.Власова, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева,
B. Н.Иванов, В.И.Козлов, И.С.Кон, П.И.Кушнер, М.В.Крюков,
Э.С.Маркарян, В.В.Пименов, Л.С.Рубан, З.В. Сикевич, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.А.Тишков, С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров, К.В.Чистов, О.И. Шкаратан, В.А.Ядов и др.
В советский период рассмотрение этнической идентичности (национального самосознания в терминологии тех лет) рассматривалось по двум направлениям (классификация по Л.М.Дробижевой):
1) в качестве одного из признаков этнической общности, до 1970-х гг. не всегда рассматриваемого самостоятельно;
2) в качестве феномена жестко детерминированного экономическими, политико-культурными факторами, в рамках формационного подхода;
3) как явление, изучавшееся главным образом в концепции социально-исторического примордиализма.
Достижением этнологии 1970-80-х гг. было утверждение представлений о национальном самосознании как значимом и
самостоятельном признаке этноса,1 что имело большое значение для переписи населения. Выделялось узкое (В.И.Козлов) и широкое понимание национального самосознания (Ю.В.Бромлей, М.В.Крюков, Р.Ш. Джарылгасинова). Наиболее существенный прорыв в изучении этнической идентичности был сделан этносоциологами в 1980-е гг.
Л.М.Дробижева выделяет:
1) уровни функционирования групповой и личностный;
2) рассмотрение этнической идентичности как компоненты множественной идентичности и роли социально-профессиональной идентичности как фактора2;
3) комплексное рассмотрение этнической идентичности на уровне дискурса (в том числе, с помощью контент-анализа), институциональных документов, установок и ориентаций в массовом сознании и поведении;
4) изучение в структуре этнического самосознания не только содержательных компонент, когнитивных представлений, но и эмоциональных и регулятивных.
Существенное влияние оказывали разработки социологами проблем установок и ценностных ориентаций (В.А.Ядов).
'Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель/ТКраткие сообщения института этнографии им.Миклухо-Маклая. Т.8.1949; Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопросы истории. 1967.№1. С.88-100; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса//Советская этнография. 1974, №2, С.24-38; Бромлей Ю.В. Этнос и география. М.: Наука, 1973,- 283 с.; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
2 Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981; Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984; Дробижева Л.М.Национальное самосознание: база 0 формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская
Позднее появившиеся возможности доступа и обмена с западными коллегами привели к проникновению в этносоциологию деятельностного
подхода и широкому использованию теории социальной идентичности Г.Теджфела, идей гуманистической психологии (А. Маслоу, Дж. Дэвис)?
Современные подходы к понятию этнической идентичности базировались на теоретических изысканиях родоначальников- исследователей этого феномена и с открытием границ и укреплением междисциплинарных связей внесли новое видение и новые разработки в этом направлении, проявившиеся в работах Г.У.Солдатовой (Г.У.Кцоевой) Н.М.Лебедевой3, Л.И. Науменко4, С. В. Рыжовой/ Политологический аспект этнических проявлений в постсоветский период рассматривают Р.Г.Абдулатипов, М.О.Мнацаканян, Э.А.Паин, В.А.Тишков и


1 См.: Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144, 26 января - 8 февраля 2004. гКцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1985; Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С.225-231; Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988, С.111-126; Солдатова Г.У.Психология межэтнической напряженности. М.: «Смысл», 1998.-389 с.
^Лебедева Н.М.Социальная психология этнических миграций. М.,1993; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Старый сад», 1998.-316 с.
4 Науменко Л.И. Опыт исследования этнической идентичности в системе социальных самопредставлений студентов/ХПсихологические исследования общественного самосознания. М., 1993.
5Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских (по материалам эмпирического исследования в г.Москве и Тверской области)// Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: РАН. Ин-т этнолог.и антроп.им.Миклухо- Маклая, 1994; Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) //Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М.,1995. С.267-282. 6Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. 2-е изд., доп. М.: Новое издательство. 2004.-248 с.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: ИЭА РАН, 1997. -528 с.; Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука,
2001. -240 с.
В современных подходах к изучению этнической идентичности доминирует социально-деятельностный подход (Э.Гидденс, А.Шюц, П.Штомпка, В.А.Ядов). Широкую перспективу открыло
распространение в социологии и этнологии (для России, прежде всего, благодаря работам В.А.Тишкова) конструктивистского и инструменталистского подхода. Благодаря этим подходам этническая идентичность практически становится основным аргументом этничности, а состояние этнической идентичности - одной из основных проблем сохранения мира в мультикультурном обществе1.
Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнических групп, этнической идентичности, идентификации идентичности, можно назвать таких исследователей, как Х.Айзекс, Б.Андерсон, Ф.Барт, П.Ван Ден Берге, Э.Геллнер, К.Гирц, Н.Глейзер, Дж.Де Вос, А.Коэн, Дж.Нейджел, С.Олзак, Д.Мак-Кэй, Д.Мойнихан, Дж.Окамура, Г.Теджфел, Д.Тернер, Э.Хобсбаум, Д.Хоровиц, Э.Эриксон и др.
Исследования проблем этничности в Республике Башкортостан в постсоветский период актуализируются. Исследователи рассматривают в различном ключе вопросы этничности, идентичности. Исследования проводились как исследователями Института этнологии и антропологии РАН, Института социологии РАН, Институт социально-политических исследований РАН (М.Н.Губогло, В.А.Тишков, Л.М. Дробижева,
А.Н.Татарко, А.А.Выскочил, Н.М.Лебедева, О.В.Остроухов, А.В.Кузнецова)2 по межэтническим установкам и взаимодействию трех 'См.: Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144, 26 января - 8 февраля 2004.
ведущих этносов (башкир, русских, татар), проживающих в Республике Башкортостан. Башкортостанские ученые также в большинстве своем проводили исследования на сравнительном анализе башкир, русских, татар. Среди исследователей (историков, социологов, этнологов, культурологов, этносоциологов, этнополитологов) к проблемам этничности обращались следующие ученые Республики Башкортостан: Д.Ж.Валеев, И.М.Габдрафиков, Р.Р.Галлямов, А.М. Гафуров, Р.И.Ирназаров, М.Д.Киекбаев, М.М.Кулыпарипов, Р.Г.Кузеев, И.В.Кучумов, М.Г.Муллагулов, М.В.Мурзабулатов, Т.Г.Мухтаров, Ф.Г.Сафин, Г.Б.Фаизов , Ф.С.Файзуллин, Р.З.Шакуров, Б.Х.Юлдашбаев, А.Б.Юнусова и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ ситуации с формированием новых представлений о себе, о своем месте в современном мире показал, что проблема этнической идентичности продолжает оставаться наиболее значимой в постсоветской России. Интенсивные социально-политические и экономические трансформации в стране породили новую этнополитическую и социально¬психологическую реальность. Произошли изменения этнополитических статусов этнических групп в республиках России, происходят процессы поиска новой этнической идентификации у представителей титульных этносов, рост этнических миграций, процессы формирования общегражданской идентичности, процессы изменения ценностной структуры индивидуальной и групповой этнической идентичности.
* Происходит смена идентичностей (этнической, социальной, культурной). В результате исследования этнической идентичности современных башкир мы пришли к следующим выводам:
1. Этническая идентичность, развиваясь в определенном историческом контексте, напрямую зависит от особенностей политической, экономической и культурной жизни общества. Актуализация этнической идентичности происходит в периоды «особых ситуаций» (как было в начале 90-х годов, в период принятия Декларации о суверенитете Республики Башкортостан в 1990 г., при принятии закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в 1999 г., во время Всероссийской переписи населения 2002 г., период реформ по построению вертикали власти, президентские выборы, парламентские выборы и т.д.).
• Этничность является динамичным, подверженным изменениям феноменом, которой характерна особая пластичность её компонентов.
Анализ динамики этнической идентичности башкир позволил определить наиболее подвижные её элементы. Наиболее подверженной изменениям и лабильной представилась эмоционально-оценочная компонента этничности. В первую очередь речь идёт о значимости этнического фактора в самосознании людей. Если в повседневной жизни можно наблюдать снижение роли этничности, преобладающими стали общечеловеческие ценности (семья, профессия), то в системе этнополитических категорий этническая идентичность укрепила свои позиции. Причем национальная или республиканская идентичность (гражданин Республики Башкортостан) была лидирующей, заменив собой общероссийскую гражданскую идентичность (гражданин Российской Федерации).
Доминирование в идентификационных матрицах категорий частной жизни отражает озабоченность людей проблемами повседневной жизни. Включение в доминантные позиции категории «профессия» объясняется рядом факторов. Как отмечали многие ученые, опираясь на результаты общероссийских исследований постсоветского периода, наблюдается тенденция у россиян к ориентации на семью и на адаптацию к экономическим реалиям. Этот период обозначен, по В.А.Ядову, как «период восстановления идентификационных побуждений, связанный с началом формирования нового политического и социального пространства», где «интересы большинства все больше актуализируются в сфере повседневных материальных забот».
Немаловажным фактором стал и рост миграционных потоков (как внутренних, так и внешних) в республику, следствием которого является увеличение конкуренции на рынке труда.
2. Как показало исследование, башкиры стали ближе к своему этносу, проявляют больше обеспокоенности за его судьбу. Несколько усилились этноаффилиативные тенденции, что свидетельствует о росте привлекательности своего этноса, стремление подчеркнуть свое членство в определенной этнической группе.
3. Подтвердилась гипотеза о ведущей роли духовной культуры народа в формировании и сохранении этнической идентичности. Традиционные народные праздники и семейные обрядовые праздники доминируют и выступают в качестве значимых. Ориентация на семейную идентичность, как отмечено выше, подтвердилась и в тестировании по социальной идентичности.
4. По данным исследования, межэтнические установки башкир носят толерантный характер и являются благоприятными. Выявлена позитивная этническая идентичность («норма»), которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Наряду с этим произошло увеличение и доли гиперидентичных тенденций, в основном, этноизоляционных, скорее всего вызванных большей обеспокоенностью за сохранность своего народа.
Выявленная позитивная этническая идентичность способствует формированию этнической толерантности, что подтверждается и данными изучения межэтнических установок, которые характеризуются в целом как благоприятные.
5. Зафиксировано увеличение социальной дистанции в сфере семейно-брачных отношениях. В целом, закрытость сферы семейно¬брачных отношений, представляется закономерной и подтверждает тенденцию к сохранению самобытности народа, выявленную по другим показателям.
6. Выявлено наличие ориентаций >7-образа (по Дж.Де Восу): ориентация не только на прошлое, но и на настоящее и будущее, что дает позитивную направленность будущего развития этноса.
По данным экспертных интервью были даны архетипы как исторических личностей, так и современных деятелей (представители культуры, науки, общественные и политические деятели). В числе основных архетипов современного периода всеми экспертами был назван первый и ныне действующий президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов, который воспринимается, прежде всего, как фигура символическая, несущая в себе образ башкирского народа.
7. Этнообъединяющими символами башкирского народа в современный период выступают культура, язык, земля, черты характера и историческое прошлое, что подтверждается как данными экспертных интервью с представителями элиты, так и результатами контент-анализа республиканской прессы.
Анализ материалов исследования показал значимость традиционной культуры башкир, которая выступает одной из важных этноконсолидирующей компонентой на современном этапе. Вопросы, связанные с языком, актуальные для всего постсоветского периода, остаются значимыми и для настоящего времени. Все эксперты отметили значимость принятия закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в феврале 1999 г., ставшее, наряду с другими событиями современного периода, значимым для республики и для башкирского народа (в ряде значимых событий были названы - принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана от 11 октября 1990 г., принятие Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами властей республики в составе РФ и Приложение к Федеративного договору от РБ от 31 марта 1992 г., выборы Президента Республики Башкортостан в 1993, 1998, 2003 гг.). Необходимо отметить,
что всеми экспертами были отмечены эти события в логической последовательности и значимые события современного периода предваряли события прошлых столетий, сыгравших важную роль в истории башкирского народа: присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г., национально-освободительные движения
башкирского народа - башкирские восстания XVII-XVIII вв., в том числе Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева; провозглашение Башкирской автономной республики в ноябре 1917 г. и двухлетняя борьба как с Красной армией, так и с белогвардейцами до подписания «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии»),
Присоединение Башкирии к Русскому государству в 1557 г. воспринимается экспертами неоднозначно и имеются различные трактовки этого события историками (н., Р.Порталь, А.Доннелли). Между тем 2007 г. станет годом 450-летнего юбилея добровольного присоединения Башкирии к России (о чем подписаны соответствующие документы на государственном уровне Президентом РБ М.Г.Рахимовым и соответствующее распоряжение сделал и Президент России В.В. Путин). При всех неоднозначных подходах и трактовках исторических событий, отмечается большой интерес к истории своего народа и знания о них. Все эксперты хорошо осведомлены и свободно владели фактологическим материалом, демонстрировали знания по истории башкирского народа, апеллируя к историческим датам, событиям, персоналиям, что подтверждает, выявленную по другим примененным методикам в нашем исследовании, значимость этноконсолидирующей компоненты исторического прошлого башкирского народа для его современных представителей.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные особенности этнической идентичности современных башкир, проживающих в Республике Башкортостан на базе системного анализа и расширить представление об этнической идентичности современных башкир в новых политических и социальных реалиях.



1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.:МГУ, 1983.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы.- М.: МГУ, 1990. -240 с.
3. Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выпуск 3. Ч.П.М., 1993.
4. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.,
1984.
5. Асмолов А.Г., Е.И.Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа//Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. М., Л., 1984.
6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.1-8. Уфа, 1990-1999.
7. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. - Уфа: Китап, 2001.-712 с.
8. Башкортостан: Краткая энциклопедия.//Гл. ред. Р.З.Шакуров. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.- 672с.
9. Башкортостан в политическом пространстве России: зарубежная политология о тенденциях современного развития республики/под общей редакцией к.и.н.И.В.Кучумова, Уфа, 2004.
10. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М.
1993.
И. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
12. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Этнографический очерк. Уфа, 1995.
13. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. - 248 с.
14. Бороноев А.О., Павленко В.Н.Этническая психология. СПб., 1994, - 165 с.
15. Бромлей Ю.В. Этнос и география. М., 1972.
16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
17. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения//Этническое обозрение, №4,1998.
18. Всесоюзная перепись населения 1926 г., т.4., М., 1928.
19. Второй Всемирный Курултай башкир (14-15 июня 2002). Документальные материалы. Стенографический отчет.- Уфа: Китап, 2002, -840 с.
20. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: Модель
этнологического мониторинга. М., 1998.
21. Габдрафиков И.М., Баймухаметова Г.Р. Республика Башкортостан //На пути к переписи. М., 2003.
22. Габдрафиков И.М. Перепись населения в Башкирии: материалы полевой этнографии//Этнография переписи-2002, М., 2003.
23. Галлямов Р.Р. Политическая элита. Этничность. Гражданственность. Уфа, 2004. - 138с.
24. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1992.
25. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь.
1992. №1.
26. Гревингхольт Й. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму/научный ред. ПВ.Кучумов, Уфа, 2004, пер. с нем.: Gravingholt Jom. Regionale Autonomie und postsowjetischer Autoritarismus: Die Republik Baschortostan. Koln, 1999, T. I-
II.
27. Грушкин Д.В. Башкирия в «параде суверенитетов»: эволюция представлений этнополитических элит о национальной государственности. М., 2000.
28. Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. М.. 1996.
29. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.-764 с.
30. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1997.
31. Доннелли А. С. Завоевание Башкирии Россией: 1552-1740. Страницы истории империализма/Науч.ред. Р.Г.Кузеев, И.Г.Акманов. Пер. с англ. Уфа, 1995. -288 с.
32. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981.
33. Дробижева Л.М.Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. 1985. №5.С.5-23.
34. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты. Причины и типология (конец 80-х—начало 90-х гг.) // Россия сегодня: трудные поиски свободы/Отв. ред. Л.Ф.Шевцова. М.: ИЭАРАН, 1993.
35. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
36. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость//Россия реформирующаяся, М., 2002,
С.213-244.
37. Дробижева Л.М. Этническое самосознание и межэтнические установки: сложности взаимодействий в постсоветских условиях//в кн.: Социология межэтнических отношений, М., 2003, С.42-47.
38. Дробижева Л.М. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы//Бюллетень «Население и общество», № 143-144 26 января - 8 февраля 2004.
39. Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа: Гилем, 2000.
40. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян. // Социс, 1996, №12, сс .23-33.
41. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект- Пресс, 1997.
42. Иванов В. Н. Межнациональные отношения и массовое сознание. М., 1996.
43. Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М.: Союз, 1997.
44. Иванов В.Н. Российская Федерация (национальные и региональные проблемы). М., 1997.
45. Иванов В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований). М., 1998.
46. Иванов В.Н. Россия Федеративная (кризис и пути его преодоления). М., 1999.
47. Иванов В.Н., Козина А.В. Социология межнациональных отношений в цифрах. М., 1999.
48. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский федерализм: становление и развитие. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
49. Иванов В.Н. Россия: социально-политическая ситуация. Национальный и региональный аспекты, М., 2000.
50. Иванов В.Н. Россия: варианты выбора. М., 2003.
51. Идентичность и толерантность/отв.ред.Н.М. Лебедева. М., 2002.
52. Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций//Этнический мир (Информационно-аналитический бюллетень), 1998, №2.
53. Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: История и современность (опыт историко-этнографического и этносоциологического исследования). Уфа, 1998.
54. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этносаУ/Советская этнография. 1974, №2, С.24-38.
55. Козлова Н.Н. Исследования повседневности и метод социального познания.// Научные и вненаучные формы социального познания: ответственность теоретика. М.:1992, С.40-60.
56. Козырев Ю.Н. Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал, 1995, № 2, С. 34-41.
57. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания а конце XX века// Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г., М., 1994.
58. Коротеева В.В. Экономические интересы и национализм. М.: РГГУ,
2000.
59. Крауз-Мозер Б. Этнометодология и концепция науки// Вопросы Общественных Наук. Киев, 1990, вып.83, С.81-90.
60. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
61. Кулешова Г.П. Роль этнокультуры в развитии наций и национальных отношений./ Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Саранск,1995.
62. Кульшарипов М.М. Трагическая демография. Уфа, 2002.
63. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель/ТКраткие сообщения института этнографии им.Миклухо- Маклая. Т.8.1949.
64. Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 1985.
65. Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика. М.: Наука. 1985. С.225-231.
66. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.
67. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: «Старый сад», 1998.-316 с.
68. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика, М.,1985, С.138-153.
69. Леонтьев А.А.Личность как этническая категория//Советская этнография, 1983, №3, С.35-44.
70. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах: опыт этносоциологического изучения. М.: ИЭАРАН, 1991. - 183 с.
71. Мнацаканян М.О. Нации: психология, самосознание, национализм (интегральная теория). М.: Анкил, 1999.
72. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов/ Редкол.: Дж.М.Гилязитдинов, К.Ж.Давлетова, Ю.Н.Дорожкин, С.В.Егорышев, Л.А.Ширяев. Уфа, 2001.
73. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М.,1991.
74. Мурзабулатов М.В. Города и районы Республики Башкортостан, Уфа, 1995.
75. Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. Уфа: Гилем, 2004. - 159с.
76. Население Башкирской АССР по данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. М., 1963.
77. Население Башкирии по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., Уфа, 1980.
78. Население Башкирии по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г., Уфа, 1990.
79. Науменко Л.И.Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации (по материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии): Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М.,1992.
80. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов / отв. ред. проф. Дробижева Л.М. М.: ИЭА РАН, 1994. -273 с..
81. Национальный состав населения Башкирской АССР по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г., Уфа, 1990.
82. Национальный состав населенных пунктов РБ// X. Яппарова, Р. Курбангулова, Р.Ахина, Р.Ялсина, Уфа, 2002.
83. Нации и национализм/Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. Пер.с англ, и нем. М.: Праксис, 2002.
84. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей, М., 2004.
85. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., М., 1973.
86. Павленко В.Н., Солдатова Г.У.Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства//Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994, С.76-92.
87. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные взаимоотношения. Взаимодействие и эволюция. СПб., 1996.
88. I Всемирный Курултай башкир (1-2 июня 1995 г.).
Стенографический отчет. Уфа: Китап, 1998. -464 с.
89. Порталь Р. Башкирия в XVII-XVIII вв./ЦЭИ УНЦ РАН. Institut d’etudes slaves; Пер.с франц, и нем. Сост. И.В.Кучумов. Уфа, 2000. -221с.
90. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
91. Решетов А.М. С.И.Руденко - антрополог, этнограф, археолог//
С.И.Руденко и башкиры. Уфа, 1998. С.22.
92. Россия: Центр и регионы. Выпуск 11, Глава 1. Социально- политическая ситуация в Башкортостане. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.
93. Руденко С.И. Башкиры. М.; Л., 1955.
94. Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования)//Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М.,1995, С.267-282.
95. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. -М.: Добросовет, 1998.
96. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик,
1996.
97. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы// Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. СПб., 1996, №4, С. 45-51.
98. Скворцов Н.Г. Этничность, раса, способ производства: неомарксистская перспектива.// Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Том 1. №1, С. 53-71.
99. Снежкова И.А. Опыт изучения этнических аспектов национального самосознания у подростков. - М.: МГУ, 1982.
100. Соколовский С.В. Самоопределение и проблема меньшинства.// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1995, С.115-132.
101. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. М., 1988, С. 111-126.
102. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. -389 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ