Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)

Работа №4167

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

религиоведение

Объем работы155 стр.
Год сдачи2005
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основания исследования информационного общества
и информационной культуры 16
1.1.Основные концепции информационного общества 16
2.1. Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества 33
3.1. Телевидение как средство выражения особенностей культуры информационного общества 50
ГЛАВА II. Роль телевидения в формировании культуры информационного общества 76
1.2. Коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения ..76
2.2. Современные телекоммуникационные технологии и формирование информационной культуры в России 97
3.2. Место регионального телевидения в современной культуре 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..137



Актуальность темы исследования. Вторая половина ХХ века и начало XXI века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. В данном случае речь идет о конструктивном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, прежде всего телевизионных средств массовой коммуникации и о формировании информационного общества, главной целью которого является обеспечение граждан, находящихся в любом месте и в любое время, информацией, необходимой им для решения насущных проблем. Формирование информационной цивилизации обусловливает возникновение и развитие информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека к восприятию и обработке информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Именно необходимость культурфилософского осмысления этих знаковых для современной эпохи тенденций и определяет актуальность настоящего исследования. Культурфилософский интерес к телевизионной коммуникации определен интенсивным развитием масс-медиа, общим изменением места и роли коммуникаций и коммуникативных технологий в различных общественных сферах.
Телевидение, являясь самым доступным и распространенным средством массовой информации в условиях современной России, обеспечивает большинство людей сведениями из всех областей человеческой деятельности, тем самым влияя на информационную и культурную ситуацию в современном обществе. Однако в современной научной литературе практически не представлены исследования телекоммуникационных технологий, в первую очередь телевидения, как средства формирования информационной культуры, являющейся фактором становления информационного общества и его культуры. Эти обстоятельства позволяют говорить об актуальности научного

4
анализа места современного телевидения в культуре информационного общества.
Не раскрытую в полной мере проблему современной науки представляет собой функционирование телевидения как фактора, влияющего на культурные процессы в информационном обществе. Телевидение заполняет досуг человека, информирует его о состоянии мира, развлекает, иногда обучает его, а также достаточно сильно воздействует на духовные ценности, на весь строй мышления людей, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. Современная же культура складывается не только из совокупности освоенных и вновь созданных ценностей, но также формируется средствами массовой коммуникации, в том числе телевидением, которое выступает механизмом распространения этих ценностей. Следовательно, актуальность диссертационной проблематики проявляется также в необходимости выявления роли современного телевидения в формировании культуры информационного общества, в том числе российского, в изучении влияния местных каналов телевизионного вещания на культурную, информационную и общеполитическую ситуацию в регионе.
В силу перечисленных причин место и роль телевидения в формировании культуры информационного общества представляют большой интерес для современной науки, что и послужило причиной обращения к исследованию заявленной проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования использовались работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, искусствоведения, культурологи, социологии, социальной философии, журналистики.
В истории философии и науки прослеживается постоянный интерес к новым ступеням развития цивилизации. Одним из первых о становлении «коммуникационного общества», то есть общества, основанного на коммуникации, в своих трудах писал Н. Винер (конец 1940-х гг.). Теория информационного общества приобрела популярность в 1960-е гг. как на Западе,

5
так и на Востоке. В развитие представлений о данном этапе развития общества свой вклад внесли такие исследователи, как Д. Белл, У. Дайзард, П. Дракер, М. Кастельс, К. Кояма, Ф. Маклупа, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Ю. Хаяши, Т. Умясао и др1.
Проблема формирования и развития информационного общества находит свое решение, в том числе культурфилософское, в трудах современных отечественных исследователей: А. Бузгалина, Е. Вартановой, Г. Вороненковой, В. Иноземцева, А. Короткова, И. Мелюхина, А. Ракитова, Л. Рейман, Э. Соловьева, М. Сеферовой, Н. Ткачевой, Н. Уриной .
Для анализа особенностей формирования и развития информационной культуры как социокультурного конструкта общества и определяющего фактора социализации в информационном обществе большое значение имеют работы таких ученых, как Т. Айгнина, А. Атаян, Ю. Брановский, И. Васильева,
1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.,1999; Дракер П. Посткапиталистическое общество. - СПб., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000; Макклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра. М., 1987. - С. 7-18; Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. - М., 1991; Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999; Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Гуревича. - М., 1986; Чернов
A. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Сб. материалов круглого стола «Информация. Дипломатия. Психология». - М., 2002; Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред.
B. Л.Иноземцева. - М., 1999; Современная западная философия. Словарь. - М., 1991.
2 См.: Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5; Вартанова Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. - С. 14-28; Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. - М.: МГУ, 1999; Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - М., 1999; Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 3-12; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.,1999; Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество.-
1998. - вып. 6; Национальные модели информационного общества. - М., 2004; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991; Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 1989; Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3 - С. 3-10.

6
В. Виноградов, Н. Водопьянова, Л. Землянова, К. Зиновьева, К. Колин, П. Козловски, Н. Макарова, В. Минкина, С. Оленев, Л. Скворцов1.
Особую значимость приобретают исследования, посвященные изучению проблем телевидения в современном обществе (Р. Борецкий, А. Вессберг,
А. Грабельников, Я. Засурский, М. Маклюэн, У. Эко) . Большое внимание в
1 См.: Айгнина Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников. - Бишкек, 1993; Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества // Бюллетень Владикавказского института управления. - Вып. № 1(7). - 2001; Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. - Ставрополь: СГПИ, 1990; Брановский Ю.С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета. - 2001. - вып. 27. - С. 117-127; Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы // Теория и практика обществ.-научн. информатики.
- 1991. - № 2 - С. 5-29; Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. Дис. на соискание уч. степени канд. филос. наук., спец. 09.00.13. - Ставрополь, 2001; Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М., 1999; Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2002. - № 5.
- С. 83-97; Землянова Л.М. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2003. - № 5. - С. 44-57; Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 2. - С. 58-69; Зиновьева К. Информационная культура личности. - Краснодар, 1997; Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1997; Колин К.К. Социальная информатика.
- М., 2003; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. - М., 2000; Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. - М., 1995, № 10. - С. 5-14; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. - М.: Республика, 1997; Макарова Н.В. Информатика. - М., 1999; Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. - 1995. - № 4. - 14-26; Оленев С.М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар - Новороссийск, 1996;.
2См.: Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. - М., 1999; Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М., 2002; Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. - Серия 10. - Журналистика. - 2003. - № 3. - С. 9-19; Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М., 1998; Вессберг А. Общественное телерадиовещание. Режим доступа: [http://www.polpred.eom/free/unesco/5.htm 20.09.2005]; Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001; Засурский Я. Н. Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество. - 1999. - № 6. - С. 5-20; Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. - М.,1999, № 3 (17). - С. 11-26; Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество.
- 1999. - № 1. - С. 17-30; Засурский Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. - 2001. - №3. - С. 57-58; Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. - 2001. - №2. - С. 24-27;

7
работах И. Кирии, М. Лукиной, М. Макеенко, М. Назарова, О. Смирновой, Г. Смоляна, Д. Черешкина1 уделено исследованию влияния современных средств массовой коммуникации на развитие информационного общества в России.
Средства массовой информации, в том числе телевидение, в произведениях М. Кастельса, Р. Копыловой, А. Моля, Н. Постмена представлены как культуроформирующие элементы общества. Названные ученые обосновывали положение о том, что средства массовой коммуникации создают содержание нашей культуры. В исследованиях В. Вильчека, В. Воронцова, Д. Дондурея, Н. Зоркой, К. Колина, К. Хоруженко телевидение выступает как универсальное средство создания и распространения произведений культуры. Определенный вклад в развитие представлений о телевидении как канале, формирующем «сноподобную культуру»,
Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 32 (4). - С. 5-14; Система средств массовой информации России. - М., 2003.
1См.: Кирия И.В. Французские философы об информационном обществе // Вестник Московского университета. - Серия 10. - Журналистика.-№ 4. - 2002. - июль - август. - С. 87-102; Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарное знание. - 1999. - № 5 С. - 11-22; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Герасимов Б.М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. - 1997. - вып. 3 (100). - С. 16-30; Черешкин Д.С. О стратегии перехода России к информационному обществу // Проблемы информатизации. -
1999. -№ 3. - С. 3-10; Черешкин Д.С. Создание электронной торговли в России // Информационные ресурсы в России - 2003.-№ 4. - С. 19-20; Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 1997.- № 4. - С. 15-18.; Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество. - 2000. - №1. - С. 23-25.; Национальные модели информационного общества. - М., 2004.
2См.: Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000; Копылова Р. Д. Тенденции и перспективы развития аутовизуальной коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. - Л., 1979; Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.
См.: Вильчек В., Воронцов В. Телевидение и художественная культура. - М, 1977; Дондурей Д.Б. О виртуальной реальности телевидения. Режим доступа: [http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressdond/ 7.02.2005]; Зоркая Н М. Многотиражность произведения искусства как свойство художественной культуры XX в. // Массовые виды искусства и современная художественная культура. - М., 1986; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. - М., 2000; Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов - на - Дону, 1997; Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. - М., 1983.

8
репродуцирующем иллюзии и распространяющем эталоны чувств внесли такие авторы, как Т. Адорно, Г. Андерс, Р. Бауэр, П. Гуревич, М. Хоркхаймер1.
Культуроформирующие функции журналистики рассматриваются в работах В. Перевалова, Е. Прохорова . Свой вклад в развитие представлений о телевидении внесли Ю. Борев, А. Вартанов, Б. Галеев, В. Кондрашов, Дж. Фиск, Е. Чичина, Н. Шеляпин . Эти ученые исследовали телевидение как вид искусства и выделяли эстетические особенности обозначенного средства массовой информации.
Компонентами теоретической основы данного исследования выступают также философские представления о телевидении как составной части художественной культуры и искусства, например, работы В. Михалковича «О сущности телевидения» (М., 1999), Б. Сапунова «Телевидение и культура» (М., 1988).
Сущность и особенности коммуникативно-информационных свойств телевидения изучаются Т. Адамьянц, Е. Волковой, В. Егоровым, Ю. Лотманом,
В. Цвиком, А. Юровским4.
1 См.: Бауэр А., Эйнгорн В.Философия и прогностика. - М.,1971; Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 2001; Adorno T., Horkheimer M. The Culture Industry: Enlightenment as Mass De-eeption / Dialectic of Enlightenment. Режим доступа: [http://www.marxists.org/referenee/subjeet/philosophy/works/ge/adorno.htm 15.10.2005].
2 См.: Перевалов В.В. Культуроформирующие функции: состав, структура и место в системе функций журналистики // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 5. - С. 3-21; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 1995; Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. - Барнаул. - 2003.
См.: Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1988; Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. (Проблема синестезии в искусстве). - Казань, 1987; Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону, 1998; Шеляпин Н.В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб, 2004. - C. 241-252; Fiske J. Television culture. - London and New York, 1991.
4 См.: Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды.: Автореф. дис. ... доктора социол. наук. М., 1998; Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М., 1976; Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М., 1977; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999; Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин, 1973; Цвик В.Л. Телевидение: системные характеристики. - М., 1999; Цвик В.Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1998. - № 3. - С. 23-36; Цвик В.Л. Телевизионная

9
В исследованиях Э. Багирова, Н. Зверевой, О. Коноваловой, М. Корнеевой, Е. Корнилова, И. Кацева, Р. Овсепяна1 рассматриваются специфические особенности регионального телевидения, уделяется внимание изучению его места в современной культуре.
Вместе с тем в отмеченных выше работах в недостаточной степени представлен философский анализ места и роли телевидения в культуре формирующегося информационного общества. До настоящего времени не были освещены многие проблемы, связанные с выявлением культуроформирующих свойств телевидения. Недостаточно исследована роль телевизионных программ региональных каналов вещания в формировании современной культуры, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших научных исследований по избранной проблеме.
Объектом исследования является культура современного информационного общества.
Предметом диссертационного исследования выступают место и роль телевидения в культуре информационного общества.
Целью диссертации является выявление особенностей телевидения как культуроформирующего элемента информационного общества.
Обозначенная цель диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
• уточнить содержание понятия «информационное общество» на основе анализа различных концепций информационного общества;
журналистика: История, теория, практика. - М., 2004; Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М., 2002.
1 См.: Багиров Э.Г. Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды. - М.:, 1987; Багиров, Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978; Багиров Э., Кацев И. Телевидение, XX век. - М, 1968; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. - М., 2004; Коновалова О. В. Тенденции развития региональной системы коммуникаций (на материалах телевидения Юга России). - Ростов-на-Дону, 2003; Корнеева М.Д. О роли местных СМИ в информационном пространстве края // Ставропольская журналистика: история и современность: Материалы конференции. - Ставрополь, 2004; «Ставрополь-ТР». Эффективность деятельности. Перспективы развития. (Итоги комплексного социологического исследования под руководством Е.А. Корнилова). - Ростов- на-Дону, 1993; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М., 1999.

10
• определить сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества;
• выявить основные культуроформирующие функции телевидения;
• проанализировать коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения;
• исследовать особенности современных телекоммуникационных технологий, влияющих на формирование информационной культуры в России;
• раскрыть специфику функционирования регионального телевидения в современной культуре.
В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования его теоретико-методологическую основу составили системный, семиотический, социокультурный и структурно-функциональный подходы, через призму которых рассматриваются место и роль телевидения в культуре информационного общества. Системный подход способствовал осуществлению многоаспектного анализа изучаемого явления, позволил представить предмет исследования во всей полноте. Применение семиотического подхода дало возможность наиболее полно раскрыть культурную специфику телевидения, рассмотреть «телевизионный текст» как символическую структуру, как открытое семиотическое пространство, наполненное множеством смыслов, которые реализуются при их «прочтении» зрителем. На основе социокультурного подхода было сформировано представление о телевидении как одном из значимых элементов культуры информационного общества. Структурно-функциональный метод позволил проанализировать смыслообразующие механизмы «телевизионного текста», культурные коды, инскрибированные в текстах масс-медиа.
В исследовании были использованы общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование. Междисциплинарный характер проблематики диссертационного исследования обусловил также необходимость использования методов социологии (опрос экспертов), журналистики (анализ телевизионных передач) и др.

11
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
• на основе анализа и сравнения различных концепций информационного общества уточнено содержание понятия «информационное общество»;
• выявлена сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества и показана ее роль в формировании данного типа общества;
• определены культуроформирующие функции телевидения: информативная, культурно-просветительская, познавательно-рекреативная, смыслообразующая;
• рассмотрены коммуникативно-информационные и эстетические свойства телевидения и выявлены их особенности в культуре современного информационного общества;
• обосновано, что современные телекоммуникационные технологии являются средством формирования информационной культуры и информационного общества в России;
• на основе анализа программ Ставропольской краевой студии телевидения выявлено влияние региональных каналов телевизионного вещания на культурную и информационную ситуацию в регионе и показана тенденция вещательной политики на утверждение культурных, национальных, исторических традиций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Информационное общество понимается как новый этап эволюции цивилизации, формирующийся в результате развития и конвергенции инфокоммуникационных технологий; как общество знания, в котором главным фактором развития становится производство различного рода информации и обеспечение ею граждан. Информационному обществу присущи, с одной стороны, взаимопроникновение культур, с другой - предоставление каждому сообществу и человеку новых возможностей для самоидентификации.

12
2. Сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве. В информационном обществе для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в современном обществе.
3. Телевидение является специфической полифункциональной системой, распространяющей и создающей культурные ценности, что находит свое выражение в следующих культуроформирующих функциях: 1) информативной, связанной с распространением по телевизионным каналам культурной информации; 2) культурно-просветительской, заключающейся в том, что телевидение проявляет себя как средство производства новых ценностей культуры; 3) познавательно-рекреативной, состоящей в возможности повышения посредством телевизионных передач уровня культуры отдельного человека; 4) смыслообразующей, основывающейся на конструктивном принципе, который предполагает, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте. Осуществление культуроформирующих функций проявляется в репродуктивной и продуктивной (художественно-творческой, рецепционно- эстетической, духовно-культурной) деятельности телевидения.
4. Традиционно телевидение рассматривалось как способ передачи информации, которому присущи лишь информационные свойства: распространение знаний из различных областей социокультурной жизни и способствование их усвоению зрителем. В последнее время все большее развитие получают коммуникативные свойства телевидения, заключающиеся в

13
том, что при просмотре телевизионных передач осуществляется акт опосредованного общения. В культуре современного информационного общества телевидение не только передает информацию, но, осваивая эстетические свойства, раскрывается как художественный феномен, как вид искусства.
5. Современные телекоммуникационные технологии, прежде всего телевидение, являются средством формирования информационной культуры, которая выступает фактором становления информационного общества. В России телевидение - основной источник информации, поскольку в нашей стране еще не в полной мере развиты современные информационно¬коммуникационные технологии, например, Интернет, мультимедийные системы, компьютеровидение. Телевидение является самым доступным средством массовой информации практически для всех категорий российских граждан, и именно благодаря телевидению создаются условия для реализации права каждого человека на получение различного рода информации, что в свою очередь является одной из основополагающих характеристик формирующейся информационной цивилизации.
6. Передачи Ставропольской краевой студии телевидения оказывают влияние на развитие и обогащение духовного мира и культурного кругозора, нравственное воспитание телезрителей разных поколений и разных наций. В культурно-просветительских и художественных программах краевого телевизионного канала освещается культурная жизнь Ставропольского края и близлежащих территорий: создаются программы, знакомящие зрителей с особенностями национальных культур Северного Кавказа, развивается краеведческое направление, выходят в эфир передачи о жизни, традициях и обычаях жителей края, об истории городов и сел. Передачи регионального телевидения более целенаправленно воздействуют на аудиторию, способствуют повышению уровня культуры в современном обществе.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения и выводы диссертационного исследования расширяют предметное поле

14
философии культуры и представляют интерес для философов, социологов, культурологов, журналистов. Результаты диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности по проблемам, касающимся изучения роли и места телевидения в культуре информационного общества; для дальнейшего изучения эстетических свойств телевидения.
Материалы и выводы исследования можно применять для разработки дисциплин по выбору по философии культуры, социальной философии, культурологии, журналистике и т. п. Результаты диссертационного исследования могут заинтересовать руководителей телекомпаний и журналистов, непосредственно участвующих в процессе создания телепередач, а это, в свою очередь, может способствовать оптимизации телепроизводства и повышению, посредством телевизионных программ, уровня культуры в современном обществе.
Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях (3,2 п. л.) и докладах на научно-методических и научно-практических конференциях и семинарах:
• 48-ой, 49-ой, 50-ой научно-методических конференциях «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2003, 2004, 2005 гг.);
• Всероссийской межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (г. Воронеж, 2003 г.);
• Краевой научно-практической конференции «Ставропольская журналистика: история, современное состояние, перспективы развития» (г. Ставрополь, 2004 г.);
• Научно-практической конференции «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (г. Москва, 2005 г.);
• XII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2005» (г. Москва, 2005 г.);

15
• Межвузовской научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (г. Санкт-Петербург, 2005 г.).
• Международном научно-практическом семинаре в рамках программы «Климат доверия», II фаза: Лос-Анджелес - Ставрополь (г. Рязань, 2005 г.).
• Международной научно-практической конференции «Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития» (г. Волгоград, 2005 г.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 237 наименований, из них 6 на иностранном языке. Общий объем диссертации - 149 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении работы необходимо отметить, что в данном диссертационном исследовании проведен анализ теоретико-познавательных и методологических способов исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры, философской антропологии, современной журналистике. В процессе анализа, проведенного в ходе диссертационной работы, исследованы культуроформирующие, коммуникативно-информационные и эстетические свойства современного телевидения, включая российское и региональное.
В ходе исследования проанализированы основные теоретические подходы к трактовке понятия «информационное общество», выявлено его культурфилософское содержание и определены основополагающие характеристики. Так, было отмечено, что до настоящего времени, говоря о новом обществе, новых технологиях, ученые во всем мире используют различные дефиниции. Размышляя о новом веке, одни исследователи говорят об «информациональном обществе» (М. Кастельс), другие - о «постиндустриальном обществе» (Д. Белл) и т.д. В современной американской концепции понятие «информационное общество» практически не используется, а применяется в основном термин «информационная супермагистраль», «информационное общество» здесь основывается исключительно на технологиях и экономике. В Европе же понятие «информационное общество» используется в документах Совета Европы и затрагивает более широкие сферы. Однако, как бы ни называли ученые новое общество, все они подчеркивают, что речь идет о новой ступени цивилизационного развития, где информационные технологии изменят жизнь общества.
Вышесказанное позволяет выявить общие признаки и обозначить основные положения существующих концепций развития глобального информационного общества. Итак, в настоящее время под «информационным обществом» понимается, во-первых, общество нового типа, формирующееся в

131
результате глобальной социальной революции, основой которой является бурное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; во-вторых, общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу и человеку новые возможности для самоидентификации; в-третьих, общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать. Из всего вышесказанного следует, что научное знание и информация, являясь важнейшим фактором формирования информационного общества, способствуют повышению экономической и статусной ценности образования, созданию высокого уровня благосостояния в обществе, тем самым, позволяя гражданам широко применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной жизни.
Анализ различных подходов к раскрытию понятия «информационная культура», позволяет уточнить содержание данного явления. Во-первых, информационная культура не является специализированной формой культуры, а рассматривается как один из аспектов культуры; во-вторых, информационная культура - термин, употребляемый для обозначения достигнутого уровня организации информационных процессов, степени удовлетворения людей в информационном общении, уровне эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, прогнозирование принимаемых решений; в-третьих, информационная культура способствует совершенствованию культуры личности в целом, что связано с получением человеком соответствующих знаний, умений и навыков при работе с информацией; информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира субъекта в ходе освоения всего объема социально-значимой информации; в- четвертых, информационная культура тесно связана с умением человека

132
целенаправленно работать с информацией, обоснованно использовать технические средства, коммуникативные и информационно¬телекоммуникационные технологии для ее получения, хранения, обработки и передачи; при анализе уровня развития информационной культуры человека, в первую очередь исследуются знания, которыми он обладает.
Проведенное исследование позволяет заключить, что сущность информационной культуры как социокультурного конструкта информационного общества заключается в том, что она представляет собой своеобразный аспект социокультурной жизни, включающий в себя понимание современным человеком сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационно-культурном пространстве. В информационном обществе для наиболее эффективного использования преимуществ новых информационных технологий необходимо обладать соответствующим уровнем знаний о функционировании информации в современном обществе.
Особую значимость для современной философии в целом и философии культуры в частности представляет выявление культуроформирующих свойств телевидения в культуре информационного общества. Проведенное исследование показало, что в системе культуры телевидение выполняет следующие функции: во-первых, информативную, связанную с распространением по телевизионным каналам культурной информации; во- вторых, культурно-просветительскую, заключающуюся в том, что телевидение все в большей степени проявляет себя как новое средство производства оригинальных ценностей культуры; в-третьих, познавательно-рекреативную, состоящую в том, что просмотр телевизионных программ может привести к повышению уровня культуры отдельной личности; в-четвертых, смыслообразующую, основывающуюся на конструктивном принципе, а именно, на том, что образ, возникающий ассоциативно под влиянием изображения, музыки и значения слов в закадровом тексте, потенциально способен порождать новые смыслы в общем телевизионном контексте.

133
В исследовании отмечается, что телевидение является популярной массовой энциклопедией культурной жизни, необычайно расширяющей интерес к художественно-эстетическим знаниям, но, тем не менее, влияние телевидения на формирование культуры нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, телевидение, работая одновременно для многомиллионной аудитории, стремится быть интересным всем, каждому человеку и поэтому нередко ориентируется на трансляцию несложных, легких форм, а в ряде случаев на произведения дурного вкуса, что наносит вред культуре. С другой стороны, большое значение для роста и демократизации культуры имеет то обстоятельство, что жители различных, даже самых отдаленных районов имеют возможность встретиться на экране с политическими деятелями, выдающимися учеными, художниками, побывать на спектаклях прославленных театральных коллективов, во всемирно известных музеях и т.д. Таким образом, мы можем заключить, что телевидение не только формирует культуру, но и приспосабливается к запросам общества, эксплицирует те нормы, стереотипы, которые формирует современная культура. Другими словами, телевидение является своеобразным индикатором уровня культуры, доминирующего в том или ином обществе.
Проведенное исследование позволило выявить особенности коммуникативно-информационных и эстетических свойств телевидения в культуре современного информационного общества. Посредством анализа коммуникативно-информационных и эстетических свойств телевидения, были подтверждены существующие тезисы о двойственной природе телевидения: оно и средство массовой коммуникации, и вид искусства. Коммуникативно¬информационные свойства телевидения определяются тем, что данное средство массовой информации обеспечивает регулярный процесс передачи и обмена сведениями из социальной, культурной, экономической и политической сферы на расстоянии между различными субъектами. Основные эстетические особенности телевидения заключаются в том, что зрелище (движущееся изображение, сопровождаемое звуком) может разворачиваться на экране

134
непосредственно в момент совершения действия, следствием чего является возникновение эффекта сиюминутности, эффекта присутствия у аудитории. Художественное воздействие телевизионных передач может вызвать у зрителя нравственно-эстетическое переживание и философско-мировоззренческие раздумья, которые порождают активность, направленную на жизненные ситуации.
В диссертации исследованы особенности формирования информационной культуры и информационного общества в России, обоснована роль телекоммуникационных технологий, в первую очередь телевидения, в данном процессе. Изучение специальной литературы и обобщение накопленного материала позволило сделать вывод о том, что для России возможны два варианта перехода к информационному обществу. Первый представляет собой повторение пути, который пройден или проходится другими странами, в основном, европейскими. Этот вариант требует значительных капиталовложений и существенного изменения российского менталитета. Второй вариант заключается в поиске пути, ориентированного на российский менталитет, социально-культурные особенности и социально-экономическую ситуацию в стране. В диссертации разделяется взгляд на то, что для России наиболее приемлемым является второй путь, ориентированный на российские критерии и характеристики качества жизни, на минимальные возможности капиталовложений со стороны государства.
В работе отмечается, что формирование информационной культуры тесно связано с функционированием средств массовой информации, к которым относятся периодическая печать, радиовещание, телевидение, Интернет. Далее утверждается, что для современной России, где еще не в полной мере развиты информационно-коммуникационные технологии, именно телевидение является главным источником информации. Телевидение является самым доступным средством массовой информации практически для всех категорий российских граждан и именно благодаря телевидению реализуется право каждого человека на получение актуальной информации. Обеспеченность всего населения

135
доступом к телевидению, которое в исследовании рассматривается как первый этап процесса интернетизации, является одним из основных факторов, влияющих на формирование информационного общества.
В диссертационном исследовании, на примере передач Ставропольской краевой студии телевидения, показаны особенности регионального телевидения в современной культуре. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на характерную для сегодняшнего телевидения слабую представленность проблем, касающихся мировой и даже отечественной культуры, смещение акцентов в сторону развлекательности и зрелищности в ущерб культурно-просветительским и познавательным возможностям телевизионного вещания, на краевом телевидении имеют место художественные и культурно-просветительские программы, глубоко и интересно освещающие культурную жизнь своего региона, страны и мира. Особое внимание в программах краевого телевидения уделяется темам сохранения и укрепления мира и согласия на Северном Кавказе, гармонизации межнациональных отношений, возрождения духовности, нравственности. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что региональное телевидение более целенаправленно воздействуют на аудиторию, учитывает особенности конкретной социокультурной, национальной, конфессиональной, политической, демографической ситуации в крае, особенности образования молодежи, способствуют повышению уровня культуры в современном обществе и т. п.
Подводя итог, следует отметить, что проблема исследования телевидения в культуре формирующегося информационного общества до настоящего времени недостаточно разработана и представленные в диссертации положения, касающиеся формирования информационного общества, прежде всего в России; рассмотрения телевидения как способа выражения особенностей культуры информационного общества; выявления культуроформирующих функций телевизионных СМИ; изучения места регионального телевидения в современной культуре не отражают всех

136
особенностей и закономерностей, так как в рамках одной работы сложно всесторонне проанализировать исследуемое явление.
Таким образом, можно выделить перспективные, по мнению диссертанта, направления для дальнейших исследований в области телевидения и культуры информационного общества, такие как: дальнейшая разработка и выявление культурфилософского потенциала телевизионных средств массовой коммуникации в целом и культуроформирующих функций телевидения в частности; изучение эстетических особенностей телевидения и способов формирования эстетических установок у аудитории посредством телевидения; исследование телевизионных способов выражения особенностей культуры информационного общества; выявление культуроформирующей роли регионального телевидения.




1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. - 336 с.
2. Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды.: Автореф. дис. ... доктора социол. наук. М., 1998.
- 40 с.
3. Айгнина Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников. - Бишкек, 1993. - 68 с.
4. Алексеева, И.Ю. Россия информационная на рубеже веков: о книге «Развитие информационного общества в России» // Информационное общество. - 2002. - №2. - С. 66-68.
5. Андреев А.А. Культурология. Личность и культура. - Минск: Дизайн ПРО, 1998. - 389 с.
6. Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. - Л.: ЛФЭИ, 1985. - 84 с.
7. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. - 1998. - № 3. - С. 58-71.
8. Андреева И.А. Плюсы и минусы трансформации информационной среды для развития российского общества // Информационные ресурсы России.
- 2003. - № 1. - С. 7-14.
9. Андроникова М.И. Слово или изображение // Вестник Московского университета. - Серия 11. Журналистика. - 1969. - № 3 - С. 62-70.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1988. - 253 с.
11. Анисимов С.Ф. Проблемы информатизации в субъектах Российской Федерации // Проблемы информатизации. - 1999.-№ 4. - С. 20-26.

138
12. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. - 1994. - № 11. - С. 82¬
88.
13. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение // Проблемы информационной культуры. - М., 1996. - Вып. 3. - С. 25-32.
14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
15. Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. - Бюллетень Владикавказского института управления. - Вып. № 1(7). - 2001. Режим доступа: [http://www.viu- online.ru/science/publ/bulletin7/page9.html 3.02.2005].
16. Багиров Э., Кацев И. Телевидение, XX век.-М, 1968. - 148 с.
17. Багиров, Э.Г. Место телевидения в средствах массовой информации и пропаганды. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 224 с.
18. Багиров, Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978. - 152 с.
19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.
20. Бауэр А., Эйнгорн В.Философия и прогностика. - М.,1971. - 167 с.
21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: ACADEMIA, 1999. - 452 с.
22. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996. - 258 с.
23. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки. - М., 1964. - 267 с.
24. Березин В.П. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М., 2002.
- 207 с.
25. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 168 с.
26. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика 3-го тысячелетия). - М.: МПСИ, 2002. - 352 с.

139
27. Бир Ст. Кибернетика и управление производством / Пер. с англ. В.Я. Алтаева. Под ред. А.Б. Челюсткина. - М.: Физматгиз, 1963. - 275 с.
28. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис / АН СССР. - Л.: Наука. Ленинградское отд-ие, 1989. - 188 с.
29. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А.Н. Азрилиян, С.И. Дегтярев и др.; Общ. ред. А.Н. Азрилияна - М.: Фонд правовой культуры,
1994. - 525 с.
30. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991. - Т.2. - 768 с.
31. Бондаренко В.М. Информационное общество для всех - информационное общество для каждого человека в отдельности // Информационное общество. - 2001.-№ 1. С. 34 - 36.
32. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
33. Борецкий Р.А. В бермудском треугольнике ТВ. - М.: Икар, 1999. - 202 с.
34. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М.: Икар, 2002. - 260с.
35. Борецкий Р.А. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник МУ. - Серия 10. - Журналистика. - 2003. - № 3. - С. 9-19.
36. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М.: ПИАНО. Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. - 186 с.
37. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе. - Ставрополь: СГПИ, 1990. - 128 с.
38. Брановский Ю.С. Университет в формировании информационного пространства // Вестник Ставропольского университета. - 2001. - вып. 27.
- С. 117-127.
39. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 26 - 43.
40. Вартанова Е. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. - С. 14-28.

140
41. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. - М.: МГУ, 1999. - 164 с.
42. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой коммуникации - их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989. - 670 с.
43. Ващекин Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. - 1998.-№ 7. - С. 13-22.
44. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации CONNECT. - М., 1996. - сентябрь, октябрь.
45. Вершинская О.Н. Позитивный процесс в условиях кризиса // Информационное общество. - 2000. - № 10. - С. 18-29.
46. Вессберг А. Общественное телерадиовещание. Режим доступа: [http://www.polpred.eom/free/uneseo/5.htm 20.09.2005].
47. Вильчек В., Воронцов В. Телевидение и художественная культура. - М, 1977. - 128 с.
48. Вильямс Р. Телевидение: технологии и культура. - Лондон, 1976. - 152 с.
49. Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29.
50. Водопьянова Н. А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2001. - 143 с.
51. Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МУ, 1976. - 288 с.
52. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и

141
эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - М.: Языки русской культуры, 1999. - 640 с.
53. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы.
- М., 1995. - 111 с.
54. Выступления на Всероссийской конференции «Будущее России - создание информационного общества XXI века» // Информационное общество. - 2001.-№ 2. - 26-47.
55. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. (Проблема синестезии в искусстве). - Казань, 1987. - 234 с.
56. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме).
- СПб.: Алетейя, 2000. - 320 с.
57. Горбачевский Б.С. Оружие мысли (Очерки о развитии средств информации). - М.: Советская Россия, 1971. - 192 с.
58. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2001.- 330 с.
59. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. - М.: Изд. дом. NOTA BENE, 2001. - 352 с.
60. Делягин М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 1. - С. 47-53.
61. Домбругов Р.М. О видеосвязи. - Киев: Техника, 1990. - 141 с.
62. Дондурей Д.Б. О виртуальной реальности телевидения. Режим доступа: [http://www.konkurs.palmira.ru/page.php/rus/pressdond/ 7.02.2005].
63. Дракер П. Посткапиталистическое общество. - СПб., 1999. - 306 с.
64. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М., 1982. - 146 с.
65. Егоров В.В. Телевидение и зритель. - М.: Мысль, 1977. - 196 с.
66. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье,
1999. - 416 с.

142
67. Егоров В.В. Телевидение: Теория и практика. - М., 1992. - 190 с.
68. Ершова Т.В. Информационное общество и развитие России // Информационное общество. - 2001.-№ 2. - С. 42-44.
69. Ершова Т.В. Экономический рост без перспективы // Независимая газета.
- 2002. - 27 сент.
70. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация: искусство на пути к компьютерной цивилизации. - М., 1986. - 208 с.
71. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 296 с.
72. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. - 2003. - 466 с.
73. Засурский Я. Н. Средства массовой информации в информационном обществе // Информационное общество. - 1999. - № 6. - С. 5-20.
74. Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ // Вестник РФФИ. - М.,1999, № 3 (17). - С. 11-26.
75. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. - 1999. - № 1. - С. 17-30.
76. Засурский Я.Н. Информационное общество сегодня и завтра // Информационное общество. - 2001. - №3. - С. 57-58.
77. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые СМИ // Информационное общество. - 2001. - №2. - С. 24-27.
78. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004 - 320 с.
79. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: МГУ, 1999. - 300 с.

143
80. Землянова Л.М. Медиатизация культуры и компаративизм в современной коммуникативистике // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2002. - № 5. - С. 83-97.
81. Землянова Л.М. Новые медиа в полемической оценке коммуникативистов накануне Всемирного саммита по информационному обществу // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 2003. - № 5. - С. 44-57.
82. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 2. - С. 58-69.
83. Зиновьева К. Информационная культура личности. - Краснодар, 1997. - 136 с.
84. Ильин Р. Изобразительные ресурсы экрана. - М.: Искусство, 1973. - 316 с.
85. Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. - 2002. - № 5.
- С. 3-12.
86. Интернет в России: стратегические данные и социальный состав пользователей/ Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ. Режим доступа: [http://www.e- government.ru/pub/stat/985431649.html 12.09.2004].
87. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научной конференции. Краснодар - Новороссийск (11-16 сентября) - 1996. - 186 с.
88. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. - М.: Аспект Пресс, 2002. - Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации - 335с.
89. Информационные ресурсы России. - М.: Росинформресурс, 1996. - 84 с.
90. Искусство в контексте информационной культуры. - М.: Смысл, 1997. - 98 с.

144
91. Казачков М. Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор семинара) // Полис. - 1994.-№ 6. - С. 155-178.
92. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. - 832 с.
93. Карпович В. Философия и СМИ: размышления после 19 Всемирного философского конгресса. [М., август 1993] // Диалог. - 1993. - № 10 - 12.
- С. 52-54.
94. Карцев П.П. Телевидение в нашей жизни. - М., 1998. - 184 с.
95. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.- М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
96. Кирия И.В. Французские философы об информационном обществе // Вестник Московского университета. - Серия 10. - Журналистика.-№ 4. - 2002. - июль - август. - С. 87-102.
97. Кисунько В. Телевидение и (или) культура // Искусство кино. - 1998. - № 8. - С. 96-103.
98. Кобина Ю.Е. Антропологизация духовных ценностей в современной культуре. Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. - 156 с.
99. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. - М.: Республика, 1997.
- 240 с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).
100. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. - М.,
1995, № 10. - С. 5-14.
101. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; М.: Фонд «Мир», 2003. - 432 с.
102. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов - М.; Екатеринбург: Акад. проект Деловая книга, 2000. - 349 с.
103. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. - 512 с.

145
104. Коновалова О.В. Тенденции развития региональной системы коммуникаций (на материалах телевидения Юга России). - Ростов-на- Дону, 2003. - 240 с.
105. Концепция формирования информационного общества в России. Режим доступа: [http://www.provider.net.ru/law.other.01.php 10.01.2005].
106. Копылова Р. Д. Тенденции и перспективы развития аутовизуальной коммуникации // Массовая коммуникация в социалистическом обществе: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т соц.-экон. проблем и др./ Под ред. А.В. Дмитриева. - Л.: Наука. Ленинградское отд-ие, 1979. - 243 с.
107. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
108. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.
109. Кривошеев М.И. Интерактивное телевидение. - М.: Радио и связь, 2000 - 341.
110. Кристальный Б.В. Законодательное обеспечение формирования информационного общества в России // Информационное общество. -
2000. -№ 1. - С. 25 - 27.
111. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. - М., 1990.
112. Культурология. XX век: Энциклопедия. - М., 2003 - Т. 1., А-Л. - 526 с.
113. Курносов И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. - М., 1997. - 96 с.
114. Лихоман В.П. Антропологическое измерение информационного общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь: СевКавГТУ,
2001. - 27 с.
115. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. - 2-е изд. испр., доп.- М.: Знание. - 1979. - 191 с.
116. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992. - 456 с.

146
117. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин: ЭЭСТИ РААМАТ, 1973. - 534 с.
118. Маевский Е. Интерактивное кино?: Опыт эстетической прогностики // Иностранная литература. - 1995. - № 4. - С. 230 - 239.
119. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. - М., 2000.
- 132 с.
120. Макарова Н.В. Информатика: Учебник. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 768 с.
121. Макклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // ТВ вчера, сегодня, завтра. М., 1987. - С. 7-18.
122. Маркузе Г. Одномерный человек, исследование идеологии развитого индустриального общества. - М.: REFL - BOOK, 1994. - 368 с.
123. Массовые виды искусства и современная художественная культура / Богомолов Ю.А., Бореев В.Ю., Вартанов А.С. и др. Отв. ред. А. С. Вартанов / ВНИИ искуссвтознания - М.: Искусство, 1986. - 271 с.
124. Мезенцев Д.Ф. Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества // Информационное общество. - 2002. - №5 - 6. - С. 17-20.
125. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ,1999. - 208 с. - (21 век: информация и общество).
126. Мелюхин И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис // Информационное общество, 1998. - вып. 6. - С. 20-22.
127. Методические проблемы изучения телевидения и радиовещания. - М., 1981. - 291с.
128. Мигунов А. Понятие эстетического в современной науке об искусстве // Искусство. - 1990. - № 4. - С. 32-35.
129. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России.-1995.-№ 4. - С. 14-26.

147
130. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации / Отв. Ред. А.С. Вартанов, АН СССР; ВНИИ искусствознания Мин-ва культуры СССР. - М.: Наука, 1986. - 222 с.
131. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1999. - 64 с.
132. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. - № 1. - С. 76-82.
133. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр., вступ. ст., ред. и примеч. Б.В. Бирюкова. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
134. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. - М.: Изд-во МГУ.
2001. - 176с.
135. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 159 с.
136. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарное знание. - 1999. - № 5. - С. 11-22.
137. Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. Е.Л. Вартанова, науч. ред. Н.В. Ткачева. - М.: ИКАР, 2004. - 412 с.
138. Нечипоренко В.П. Информационная инфраструктура научно¬технического развития России: проблемы и решения // Информационное общество. - 2000.-№ 1. - С. 18-22.
139. Новаковский С.В., Котельников А.В. Новые системы телевидения: цифровые методы обработки видеосигналов. - М.: Радио и связь, 1992. - 88 с.
140. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 640 с.
141. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С.Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - 452 с.
142. Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Ин-т философии РАН, Национальный общенаучный фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С.

148
Степин, зам. предс. А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов.
- М.: Мысль, 2001. - Т.2. - 634 [2] с.
143. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. - 2001. - 1280с. - (Мир энциклопедий).
144. Новикова О.С. Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда // Сопоставительное изучение языков и культур: лингводидактические аспекты межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь, 2001. - С. 110-114.
145. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февр. 1917 - 90-е гг): Уч. пос. / Под ред. Я.Н. Засурского. - 2-е изд. доп. - М.: МГУ, 1999. - 302 с.
146. Оганов А.А. Эстетическое в системе духовных ценностей // Вестник МУ.
- Серия 7. Философия. - 2002. - № 6. - С. 23-34.
147. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М., 2000. - 300 с.
148. Панкратов, В.А. История зарубежной журналистики (Курс лекций). - Ставрополь, 2003. - 512 с.
149. Парадигмы XXI века: Информационное общество. Информационное мировоззрение. Информационная культура. Материалы международной научной конференции. - Краснодар 16 - 18 сентября 2002. - Краснодар,
2002. - 478 с.
150. Перевалов В.В. Культуроформирующие функции: состав, структура и место в системе функций журналистики // Вестник МУ. - Серия 10. Журналистика. - 1999. - № 5. - С. 3-21.
151. Петровская Е. От абстрактного к запретному: Тернистый путь киносемиотики в России: [По материалам книги Ю.М. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» и В.В. Иванова «Эстетика

149
Эйзенштейна»] // Независимая газета. - 1999. - 17 июня. - С. 11. - (Ex libris «НГ», № 23).
152. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - Москва - Киев: Рефлбук, 2000. - 128 с.
153. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. - М., 2000. - 121 с.
154. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - Вып. 3: Информационное мировоззрение и информационная культура / Науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Московский государственный университет культуры, 1996. - 199 с.
155. Проблемы информационной культуры: Сб. статей / Под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М.: Московский государственный университет культуры, 1994. - 218 с.
156. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 294 с.
157. Развитие информационного общества в России: Сб. ст., док. и материалов: В 2-х т. / Под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. - Т.1, 240 с.; Т.2 - 228 с.
158. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. - 2002. - № 8. - С. 23-41.
159. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 286 с.
160. Рейман Л. Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3. - С. 3-10.
161. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. - М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. - 366 с.
162. Рудь И. Д., Цуккерман И.И. Художественное изображение в телевидении.
- М., 1987 - 127 с.

150
163. Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы / Предисловие Л.П. Кравченко; Послесловие Н.М. Зоркой. - 3-е издание. - М.: Искусство, 1988. - 167 с.
164. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. - М.: Знание, 1988. - 48 с.
165. Светана С.В. Телевизионная речь: Функции и структура. - М.: Изд-во МУ, 1976. - 218 с.
166. Семенов И. Интернет и российское общество. - М.: Gendalf, 2002. - 214 с.
167. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сб. переводов. - М.: Мир, 1972. - 224 с.
168. Семиотика / Сост., вступительная статья, общая редакция Ю.С. Степанова. - М.: Радуга, 1983. - 560 с.
169. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003.- 259 с.
170. Скиден У. Глобальный вызов Бангеманна: о международной программе Европейской комиссии по интеграции городов в информационное общество // Информационное общество, 1999.- № 4.- С. 11-12.
171. Смелзер Н. Социология / Перевод с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
172. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. - М.: Знание, 1982.
- 64 с.
173. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., Вершинская О.Н., Костюк В.Н., Герасимов Б.М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. - 1997. - вып. 3 (100). - С. 16-30.
174. Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с.
175. Современные СМИ: истоки, концепция, поэтика: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Воронеж, 1994. - 234 с.

151
176. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 128 с.
177. Современный человек: цели, ценности, идеалы. - М., 1998. - 96 с.
178. Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео. - М.: 625, 2001. - 512 с.
179. Сорок мнений о телевидении: Зарубежные деятели культуры о телевидении / Сост. Н.А. Голядкин. - М., 1978. - 165 с.
180. Сорокина В.Н. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб., 2003. - 206 с.
181. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Политиздат, 1988. - 591 с.
182. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура: Ч.1: Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины ХХ века ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Н.М. Зоркая (отв. редактор). - М.: Искусство, 1983. - 311 с.
183. «Ставрополь-ТР». Эффективность деятельности. Перспективы развития. (Итоги комплексного социологического исследования под руководством Е.А. Корнилова). - Ростов-на-Дону, 1993. - 126 с.
184. Ставропольская журналистика: история и современность: Материалы конференции / Под ред. А.а. Серебрякова, О.И. Лепилкиной, Е.Н. Ежовой. - Ставрополь: ГУП СК, Ставропольская краевая типография, 2004. - 176с.
185. Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь,1992. - 111 с.
186. Тарковский А. О кинообразе // Искусство кино. - 1979. - № 3. - С. 6-12.
187. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 304 с.
188. Телекоммуникации и информатизация общества. - М.: ИНИОН, 1990. - 159 с.

152
189. Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. - М.: Изд-во АН СССР, 1991. - 432 с.
190. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Фирма», Издательство АСТ», 1999.
- 784 с.
191. Урсул А. Д. Информатизация общества. - М.:1990. - 284 с.
192. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. - М.: Школа. Языки русской культуры, 1995. - 360 с.
193. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. - М., 1998. - 236 с.
194. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - 2-е изд-е, испр. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 205 с.
195. Ученова В.В. У истоков публицистики. - М., 1989. - 225 с.
196. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 399 с.
197. Филимонов С.Л. Символ и его роль в коммуникации // Философия и общество. - 2000. - № 4. - С. 154-158.
198. Философия: Учебник / Под. Ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.
199. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
200. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА, 1997. - 576 с.
201. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. - Л., 1977.
- 285 с.
202. Хангельдиева И.Г. Синтез искусств как средство выразительности // Философские науки. - 1991. - № 7. - С. 45-55.
203. Хорошильцева Н.А. Гендерная метафора в современной культуре. Дис...канд. филос. наук. Ставрополь, 2003. - 161 с.
204. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов - на - Дону: Издательство «Феникс», 1997. - 640 с.

153
205. Царрек И.Ф. Духовные ценности современной цивилизации // Актуальные проблемы современной цивилизации. - Хабаровск, 1996. - С. 142-155.
206. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
207. Цвик В. Телевидение: системные характеристики. - М., 1999. - 286 с.
208. Цвик В.Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка // Вестник МУ. - Серия
10. Журналистика. - 1998. - № 3. - С. 23-36.
209. Черешкин Д.С. Создание электронной торговли в России // Информационные ресурсы в России - 2003.-№ 4. - С. 19-20.
210. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество, 2000, №1. - С. 23-25.
211. Черешкин Д.С. О стратегии перехода России к информационному обществу // Проблемы информатизации. - 1999.-№ 3. - С. 3-10.
212. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 1997.- № 4.-С. 15-18.
213. Чернов А.А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Сборник материалов круглого стола и лекций кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации «Информация. Дипломатия. Психология». - М.: Известия, 2002. - 616с.
214. Черняков Б.И. Язык изобразительной публицистики: вербально¬визуальные тропы и стилистические фигуры // Изучение истории и практики печати России в условиях демократизации общества: Тезисы научно-практической конференции. - Воронеж, 1992. - С. 146-148.
215. Шапинская Е.Н. Телевидение в контексте современной культуры. Вопросы теории: Философско-эстетический анализ масс-медиа // Философские науки. - 2000. - № 3. - С. 54-83.

154
216. Шаповал Ю.Г. Изобразительная журналистика. - Львов: Изд-во при Львовском госуниверситете, 1988. - 228 с.
217. Шаповалов В. А. Социокультурные аспекты информатизации образования. - Ставрополь, 1996. - 117 с.
218. Шеляпин Н.В. Основные тенденции формирования эстетических установок современного телевидения // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 241-252.
219. Шерковин Ю.А. Природа и функции массовых коммуникаций // Вестник МУ. - Серия 11. Журналистика. - 1967. - № 6. - С. 59-70.
220. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). - М., 2000. - 204 с.
221. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995. - 152 с.
222. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти томах. - М.: Искусство, 1964. - Т.3. - 478 с.
223. Эйзенштейн С.М. Монтаж. - М., 2000. - 558 с.
224. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. -
1998. - № 32 (4). - С. 5-14.
225. Эстетика: Словарь / Абрамов А.И. и др. Под общей ред. А.А. Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 445 с.
226. Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века. - М., 1986. - 118 с.
227. Юровский А.Я. Об искусстве телевидения. - М., 1965. - 158 с.
228. Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М.: Искусство, 1983.
- 215 с.
229. Юровский А.Я. Человек и море // Телевидение и радиовещание. - 1971. - № 4. - С. 20-26.
230. Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1966. - 314 с.

155
231. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие для вузов. - М.: Гардарика,
1999. - 463 с.
232. Adorno T., Horkheimer M. The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception / Dialectic of Enlightenment. Режим доступа: [http: //www.marxists. org/reference/subject/philosophy/works/ge/adorno.htm 15.10.2005].
233. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Malden (Ma.) - Oxford: Blackwell Publ., 1996. - 598 p.
234. Fiske J. Television culture. - London and New York, 1991. - 427 p.
235. Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe. 1997. - 167 p.
236. Rantanen T. The Global and the National Media and Communications in Post-Communist Russia. - Lanham: Rowman & Littlefield, 2002. - 258 p.
237. Wellington J. Education for Employment. The Place in Information Technology. - London, 1989. - 298 p.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ