Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная метафора в современной культуре

Работа №7551

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы161стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
984
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В ЖИЗНИ КУЛЬТУРЫ
§1. Специфика современного этапа философии культуры 14
§2. Социокультурная сущность метафоры 37
§3. Фундаментальные метафоры в истории культуры 55
ГЛАВА II. ГЕНДЕРНАЯ МЕТАФОРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ
§1. Концептуализация образов мужского и женского в процессе социокультурного смыслообразования 72
§2. Биологический пол и социальный гендер от различения к оппозиции....96
§3. Отличительные черты метафоризации гендера 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
Библиографический список использованной литературы
149



Актуальность темы исследования.
Конец XX века во многом явился качественным рубежом в развитии человеческого общества. Именно в этот период возникли новые тенденции общественного развития, полномасштабная реализация которых пройдет уже в третьем тысячелетии: информационная революция, новый этап научно¬технической революции, глобализация общественных процессов и их предельная динамизация. Каждое новое открытие, техническое или социальное нововведение, с одной стороны, приближает ученых к искомому решению, но, с другой стороны, выдвигает перед ними все новые вопросы и проблемы.
Общий вектор перемен в философии и культуре нашего столетия характеризуется антропологическим ренессансом, выразившемся в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов исследовательской парадигмы, в выработке новых путей постижения человека. В этой связи в современной философии и науке на смену механистической и биологической моделям познания приходит новая, лингвистическая модель, которая требует осмысления. В развитии куль¬туры происходит то, что можно назвать «лингвистическим поворотом»: стало осознаваться, что язык - это не только «орудие мысли», но и посредник между человеком и реальностью.
Исходя из этого, актуальным представляется рассмотрение метафор, которые носят онтологический статус, так как данные метафоры создают не фрагменты языковой картины мира, а конституируют ее пространство; онтологические метафоры охватывают все области действительности. Одной из таких онтологических метафор является гендерная метафора, актуализирующая проблему пола в культуре.
Проблема пола обретает значимость тогда, когда цивилизация сталкивается с принципиальными трудностями, неразрешимыми в рамках существующих норм, культурных установок. Именно проявление кризиса в основаниях индустриальной цивилизации, нашедшего выражение в различных областях знания, заставило общество обратиться к гендерной проблеме. Так как социальный пол является порождением культуры, требованиям которой учатся соответствовать каждое поколение мужчин и женщин, исследователи в области гендерологии пришли к выводу о важности изучения его культурных аспектов.
Исторически сложившиеся представления о мужском и женском началах представляют собой не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляют образы феминности и маскулинности в их социокультурной конкретике, выражают культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. «Пол» становится культурной метафорой, которая способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной реальности.
В настоящее время гендерная метафора все больше привлекает внимание исследователей, потому что с ее помощью объясняются недавно открытые феномены, не имеющие объяснения в рамках классической парадигмы. Особую значимость для современной философии в целом, и философии культуры, в частности, представляет выявление философско-познавательного потенциала метафоры, а также ее смыслообразующей роли в современной куль¬туре. Естественным результатом деятельности ученых становится расширение сферы привлечения процедур и методов философии, языкознания и частных наук. Феномен метафоры исследуется в разных областях знания. Символическая логика, психология, герменевтика, литературоведение, эстетика, семиотика, риторика, лингвофилософия включаются не только в анализ метафоры как атрибута художественной речи, но и активно применяются для изучения феномена метафоры в языке научного и собственно философского знания.
Данные обстоятельства позволяют заключить, что гендерные метафоры «живут» в теле культуры, присутствуют в нем как организующее, собирающее, направляющее начало. Они действительно способствуют познанию, установлению реальных связей между элементами мироздания, которым дается то или иное описание в современной философии культуры. Современное отнесение метафоры к структурам языка является следствием осознания невозможности окончательной формализации философского знания. Сейчас уже понятно, что философия не может использовать только точные понятия, семантическая емкость строгих дефиниций оказывается недостаточной для выражения философских смыслов, так как содержание последних может даваться субъекту в интуитивной форме, располагая одновременно несколькими смысловыми центрами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении необходимо отметить, что в данной работе произведен анализ новейших теоретико-познавательных и методологических способов исследования современной культуры, получивших распространение в философии культуры и философской антропологии.
XX век характеризуется кардинальными изменениями в науке, философии и культуре. Данная тенденция находит свое отражение в появлении новых методов и парадигм исследования. Одной из таких парадигм является «линвистический поворот», целью которого является анализ языка. Понятие «смысл» становится ключевым для исследования культуры, вследствие этого предметом повышенного внимания со стороны философов стал феномен метафоры. Метафора начинает рассматриваться как средство постижения социокультурной реальности.
В исследовании был осуществлен анализ социокльтурной роли метафоры с учетом новейших методологических и эпистемологических новаций. Этот анализ позволил понять и проанализировать те новые явления, которые мы наблюдаем в современной культуре. Мы пришли к выводу о том, что в современных теориях метафора начинает связываться не только с познанием реальности, но и способом существования человека в мире.
Изучение специальной литературы и обобщение накопленного материала позволило сделать заключение о том, что в философии, философской антропологии и культурологии на данный момент не существует единой точки зрения о значении метафоры, ее функциях и социокультурной сущности. Однако в диссертации подчеркивается, что социокультурная сущность метафоры велика, так как, во-первых, она является интегрирующим фактором в современной науке, во-вторых, она выполняет функции смыслообразования, самопознания и самовыражения. Метафора способствует формированию новых понятий в философии и науке, а также с помощью нее происходит попытка определить истоки различных видов человеческой деятельности, про¬следить практико-символические структуры, в которых закладывается возможность научного, теоретического, рационального отношения к миру.
Метафоры играют огромную роль в реализации основных функций самой культуры - это, прежде всего, функция трансляции, передачи опыта, обеспечения преемственности. Также, возникая, новые метафоры изменяют повседневный язык людей, одновременно меняют их восприятие и постижение мира. Из этого следует, что, меняя язык, метафоры играют определенную роль в культурной эволюции.
В диссертационном исследовании были рассмотрены также фундаментальные метафоры, сыгравшие огромную роль в истории культуры и философии. К фундаментальным метафорам относятся: зеркальная, оптическая, механистическая, органическая, осязательная, метафора театра, метафора возделывания человеческой души, компьютерная и т.д. Значение данных метафор в том, что они способствуют когнитивному процессу, с помощью которого человек расширяет свои знания, возникшие из интуитивных представлений о мире и самом себе.
Посредством анализа эволюции современной культуры была выявлена гендерная метафора, которая выделяется теоретиками феминизма и гендерных исследований. Гендерная метафора является важнейшим средством постижения социокультурной реальности. Данная метафора имеет онтологический статус, так как связывается не только с познанием реальности, но и со способом существования человека в мире.
Понятие «гендерная метафора» позволяет выявить качественно новый аспект исследования современной культуры в рамках философии культуры и философской антропологии, нежели это происходит в рамках иных областей философии и науки.
Суть данной метафоры состоит в том, что помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола, исследователи обнаружили символический, или собственно культурный его аспект, в котором мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов. Именно социальный, а не биологический пол становится культурной метафорой, которая способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной и культурной реальности. Так, понимание гендера как культурной метафоры связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно¬символическую интерпретацию. Из этого следует, что биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского и женского начал.
Отличительной чертой современного общества является разграничение биологического и социального пола, что находит свое отражение в понятии «гендерная метафора». Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую иерархию как в архаическом так и в современном обществе.



1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.
2. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам // Вопросы философии. -
1993. - №3.
3. Адо П. Плотин или простота взгляда. - М., 1991.
4. Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство и кино. - 1991. - № 6.
5. Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. - М., 1959.
6. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. - 1996. - № 2.
7. Алтухова В. А. Смена парадигмы и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. - 1993. - № 1.
8. Альчук А. Женщина и визуальные знаки. - М.: Идеал-пресс, 2000.
9. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - Минск: Дизайн ПРО, 1998.
10. Андреева Н.И. Гендерная проблема: историко-философский анализ // Вестник Ставропольского университета. - 1999. - Вып. 21. -
С. 75-80.
11. Андреева Н.И. Социально-философский анализ гендерной пробле¬мы. - Ставрополь, 2001.
12. Антонов В.Ю. Второе лицо. Опыт преодоления культуры. - М.,
1999.
13. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социоло-гические исследования. - 2000. - № 9.
14. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник / Под общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - М.: Прогресс,
1990. - С. 5 - 32.

150
15. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М.: Наука, 1976.
16. Баргугов А.П. Культура мышления и мышление о культуры: Опыт антропологического анализа // Философские науки. - 1990. - № 10.
17. Баховен И. Материнское право // Мистика. Религия. Наука. Класси¬ки мирового религиоведения. Антология. - М.: Канон +, 1998.
18. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображенной материи. - М., 1998.
19. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.
20. Белый А. Вейнингер о поле и характере // Русский Эрос, или фило¬софия любви в России. - М., 1991.
21. Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам по соц. фи-лософии // Дон. - 1991. - № 5.
22. Бердяев Н.А. Эрос и личность (философия пола и любви). - М.: Прометей, 1989.
23. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. - М., 1991.
24. Блохина М.В., Панченко Е.В. Гендерные представления студенчест¬ва // Женщины. История. Общество. - Тверь: ТвГУ, 1999. - С. 191¬193.
25. Блэк М. Метафора//Теория метафоры: Сборник / Под общ. ред.
Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.
26. Богин И. Вечная женственность. - СПб: Алетейя, 2003.
27. Бондаренко Л.Ю. Мир, в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3.
28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Рес-публика, 1994.

151
29. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Постмодер¬низм и культура: материалы «круглого стола» // Вопросы филосо¬фии. - 1993. - № 3.
30. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб: Лань,
1999.
31. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.
32. Вейнингер О. Пол и характер. - М., 1992.
33. Волков Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардари- ки, 2000.
34. Волкова Э.Н. Природные и культурные факты формирования ген¬дерных различий // Семья, гендер, культура// Материалы междуна¬родной конференции 1994-1995 гг. / Отв. ред. Гишков В.А. - М., 1997. - С. 330-336.
35. Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство и кино. - 1991. - № 6.
36. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современ¬ность. - 2000. - № 4.
37. Вотяков А.А. Теоретическая история. - М., 1999.
38. Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6.
39. Гапова Е.И., Усманова А.Р. Антология гендерной теории. - Минск: Пропилем, 2000.
40. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? - М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2002.
41. Гачев Г.Д, Национальный Эрос в культуре // Общественные науки и современность. - 1996. - № 6.

152
42. Гердер И.Г. Идеи о философии истории человечества // Избр. Соч.- М.-Л., 1959.
43. Горошко Е.И. Пол, гендер, язык // Женщина, гендер, культура. - М.: МЦГИ, 1999.
44. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб.: СпбГУ, 2000.
45. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4 .- С. 172-187.
46. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. - М., 1994.
47. Гудмен Н. Метафора - работа по совместительству // Теория мета¬форы: Сборник/ Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 194-200.
48. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: АО «Аспект-Пресс, 1994.
49. Гусев С.С. Наука и метафора. - Ленинград, 1984.
50. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1995.
51. Делокаров К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индуст-риальной цивилизации// Общественные науки и современность .¬
2000. - №4.
52. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - СПб, 2000.
53. Дьюи Д. Общество и его проблемы. - М.: Идея-Пресс, 2002.
54. Евтошкин А. Унисекс // Санкт-Петербургский университет. - 1997. - 6 июня.
55. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). - М.: Наука, 1990.
56. Женская магия: Сб. статей. - М.,1990.
57. Жеребкина И. Прочти мое желание. Постмодернизм, психоанализ, феминизм. - М.: Идея-Пресс, 2000.

153
58. Жеребкина И. А. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Уч. пособ. - СПб: Алетейя, 2001.
59. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендер¬ные исследования на Западе и в России // Общественные науки и со-временность. - 1999. - № 6.
60. Здравомыслова О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России// Общественные нау¬ки и современность. - 2000. - № 4.
61. Иванова В.С. Легко ли быть женщиной. - М., 1990.
62. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.
63. Ионин Л. Социология культуры. - М., 1996.
64. Ионин Л.Г. Культура на переломе: Механизмы и направления со-временной культуры развития в России // Социологические исследо¬вания. - 1995. - № 2.
65. Ионов И.Н. Женщина и власть в России: история и перспективы // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
66. Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской тради¬ции. - М.: Ладомир, 2001.
67. Кармин А.С. Культурология. - СПб: Лань, 2001.
68. Кирилина А.В. «Мужественность» и «женственность» с точки зре¬ния лингвиста // Женщина в российском обществе, 1998.
69. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Институт социологии РАН, 1999.
70. Кириллина А.В. Гендерные исследования в зарубежной и россий¬ской лингвистике // Общественные науки и современность. - 2000. - № 4.
71. Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. - 1999. - № 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ