Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы освоения учащимися идейно-художественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный Всадник» на уроках литературы в 10 классе

Работа №151594

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный Всадник» 7
1.1. Идейное содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» 7
1.2. Художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Медный
всадник» 22
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Методика постижения учащимися идейно художественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы 39
2.1. Анализ действующих программ и учебников с точки зрения
представления в них вопросов поэтики поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» 39
2.2. Методические подходы к освоению идейно-художественного
своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы 46
2.3. Методика освоения учащимися идейно-художественного
своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы в 10 классе 61
Выводы по второй главе 74
Заключение 77
Библиографический список 80
Приложение 84


Александр Сергеевич Пушкин - один из писателей, к произведениям которого и по сей день не ослабевает интерес. Особое место в его творческом наследии занимает поэма «Медный всадник», которая включена в курс литературы 10 класса. У старшеклассников вызывает интерес внешний план повествования, его реальная основа. Школьники испытывают палитру чувств по отношению к героям поэмы, их увлекает работа с наглядностью - рассматривание изображения памятника Петру Хскульптура Э.М. Фальконе и иллюстраций художника А.Н. Бенуа. Однако старшеклассникам с трудом открывается социально-философская проблематика произведения, его символическое пространство, взгляды А.С. Пушкина на историю, новаторство автора в раскрытии конфликта личности и власти. Кроме этого, учащиеся не всегда осмысливают своеобразие жанра «Медного всадника», а именно им не сразу даётся ответ на вопрос, почему сам Пушкин, определяя жанровую принадлежность «Медного всадника», называл его петербургской повестью.
В этой связи в процессе изучения данного произведения основную задачу учителя В.Г. Маранцман определил так: «Понимание
общефилософского, культурно-исторического и социально-
политическогоаспектов поэмы делает необходимым сформировать у учащихсяпредставление о Пушкине как о философе-мыслителе и историке» [20].
Чтобы решить эту задачу, необходимо осуществлять поиск эффективныхспособов освоения учащимися идейно-художественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы.
Всё вышесказанное позволяет говорить об актуальности нашей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс постижения учащимися идейнохудожественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы в 10 классе.
Предметом исследования выступает методика работы над освоением учащимися идейно-художественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы в 10 классе».
Цель данного исследования - теоретически обосновать и разработать методику работы над освоением учащимися идейно-художественного своеобразия поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» на уроках литературы в 10 классе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования мы пришли к следующим результатам.
1. Нами было рассмотрено идейное содержание поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». В поэме раскрываются социальные (проблема взаимоотношения человека и государства; проблема бунта и смирения) и философские проблемы (проблема ответственности за происходящее, соотношение человека и природы, проблема счастья и одиночества; проблема судьбы (рока)).
Решению поставленных проблем подчинена образная система, где Медный всадник - символическое воплощение государства, Евгений - простой, частный человек.
Трагична судьба человека в государстве. Угроза Евгения - это социальный бунт. Но бунт этот кратковременен - власть подавляет попытку «маленького человека», оказавшегося на дороге истории, отстоять свои права.
Угроза Евгения «строителю чудотворному» - это возложение ответственности на него за город, построенный в неподходящем месте. Так что император, так или иначе, оказывается ответственным за судьбу человека.
Второй бунт - восстание стихии. Укрощённая природа восстает против цивилизации, против вмешательства человека в ее законы.
Мы раскрыли противоречивые взгляды учёных на проявление авторской позиции. Наиболее убедительной нам представляется идея двух «противоположных правд» главных героев, трагической неразрешимости конфликта между государственными и частными интересами, объективности автора, который не показывает какую-либо из правд главенствующей. А.С. Пушкин не становится ни на позицию Петра, ни на позицию Евгения, изображая их противоречиво.
2. Нами были выявлены художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:
1. Жанр поэмы «петербургская повесть» - свидетельство новаторского подхода Пушкина к раскрытию поставленных в поэме проблем.
2. В композиции нет ни той целостности, ни той соразмерности частей, которые являются характерными приёмами пушкинских композиций.
3. Решение основных проблем поэмы выражено в её кольцевой композиции.
4. Стиль поэмы «Медный всадник» разнообразен и сочетает в себе как высокую торжественно-архаическую лексику при описании Петра и о его «творенья», так прозаически-разговорную при рассказе о жизни рядового петербургского чиновника.
3. Мы проанализировали некоторые действующие программы и учебники с точки зрения представления в них вопросов поэтики поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Все рассмотренные нами действующие программы (под ред. В.Я. Коровиной; под ред. Г.И. Беленького, под ред. Т.Ф. Курдюмовой, под ред. Г.С. Меркина; под ред. А.Г. Кутузова) и реализующие эти программы учебники литературы ориентируют на постижение учащимися идейнохудожественного своеобразия произведения А.С. Пушкина «Медный всадник». Методический аппарат учебников включает в себя вопросы и задания, направленные на выявление основного конфликта поэмы, на раскрытие образов героев, рассмотрение художественного своеобразия произведения, осмысление авторской позиции.
Кроме этого, на постижение учащимися художественно-творческой интерпретации произведения ориентирует учебник под редакцией В.И. Коровина; научной (критической) интерпретации - учебник под редакцией Г.И. Беленького.
Научное «сопровождение» темы во всех учебниках представлено литературно-критическими статьями, содержащими информацию, которая необходима для реализации требований программы...


1. Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»: Учебное пособие для филол. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 1990. - 95 с.
2. Беленький Г. И. Четыре монолога: к изучению поэмы А.С. Пушкина «Медный Всадник» в 9 классе. - М.: Русская словесность, 1996. - № 4. - С. 69-71.
3. Беляева Н. В. Новое в школьном стандарте: «Медный Всадник» - М.: Литература, 2007. № 1. - С. 20-22.
4. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. - М.: Сов. Писатель, 1955. С. 204.
5. Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. - М.: Худож. лит., 1978. - 477 с.
6. Борев Ю. Н. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». - М.: Сов.писатель, 1981. - 400 с.
7. В мире литературы. 10 класс. В 2 ч. Часть 1.: Учебник для общеобразоват. школ. / под ред. А.Г. Кутузова. - М.: «Дрофа», 2017.
8. Гончарук С. Ю. Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Образы поэмы. - М.: Слово учителю, 2016. - 3 с.
9. Гранин Д. А. Два лика: эссе: [книга посвящена А. С. Пушкину]. - Санкт-Петербург: Звезда, 2013. - 189 с.
10. Ерёмин М. П. «В гражданстве северной державы...» (Из наблюдений над текстом «Медного всадника») // В мире Пушкина: Сб. ст. / Сост. С. Машинский. - М.: Сов.писатель, 1974. - С. 150-207.
11. Измайлов Н. В. «Медный всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения. - Л.: Наука, 1978. - 188 с.
12. Красовский В. Е., Леденев А. В. Литература. - М.: АСТ; Слово, 2002. - 9 с.
13. Крюкова Н. С. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» как петербургский текст. 8-й класс. - М.: Русский язык и литература, 2015. - № 10. - С. 22-23.
14. Левин В. Д. О стиле «Медного Всадника». - М.: Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1974. - № 3. - С. 195-206.
15. Литература. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2 частях. Часть I / под ред. С.А. Зинина, В.И. Сахарова. - М.: Просвещение, 2016...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ