Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и роль антикризисного регулирования в антикризисном управлении организациями 7
1.2. Принципы и содержательная характеристика основных направлений антикризисного регулирования 9
1.3. Субъекты антикризисного регулирования 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Хоум-Мастер» 22
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Хоум-Мастер» 22
2.2. Финансовая оценка деятельности организации ООО "Хоум-Мастер" 24
2.3. Оценка эффективности функционального разделения и кооперации труда на ООО "Хоум-Мастер" 36
ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «ХОУМ-МАСТЕР» 40
3.1. Разработка антикризисной программы 40
3.2. Оценка экономической эффективности реализации антикризисной программы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В современных условиях российской экономики при наличии санкций и падения цен на энергоносители существенно увеличиваются риски хозяйственной деятельности российских предприятий. В этих условиях предприятия должны существенно перестраивать свои стратегии, акцентируя основное внимание на антикризисные меры по защите от нестабильности, как во внешней, так и во внутренней среде предприятия. Таким образом, возрастает роль антикризисного регулирования в антикризисной политике предприятия, которое направлено на защиту предприятий от кризисных ситуаций и выявления ранних симптомов кризиса в организации.
Кризисную ситуацию на предприятии можно рассматривать как результат воздействия целого ряда факторов риска как внешних, так и внутренних. Группу внешних факторов риска, помимо политических, общеэкономических и других, составляют действия покупателей, поставщиков, конкурентов.
Внутренние факторы риска характеризуют непосредственно деятельность предприятия, к которым можно отнести: производственные, управленческие, финансовые факторы, а также построение работы с персоналом. Риски способны снизить эффективность всей деятельности предприятия (экономическую, финансовую, производственную, инвестиционную и т.п.). Непринятие мер в кризисной ситуации, или принятие неправильных, ошибочных мер приведет к дальнейшему развитию кризиса и конечному распаду предприятия.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в важности организации антикризисного регулирования, учитывая непростые условиях хозяйствования и изменения факторов внешней и внутренней среды. Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию антикризисного регулирования предприятием ООО «Хоум -Мастер».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и роль антикризисного регулирования в антикризисном управлении организациями;
• провести комплексный анализ финансового состояния предприятия и идентифицировать признаки наличия кризиса в управлении финансовыми ресурсами;
• разработать направления по совершенствованию антикризисного регулирования и мероприятия по выходу предприятия из финансового кризиса.
Объектом практического исследования является предприятие «Хоум - Мастер», которое осуществляет полный спектр работ по механическому сносу и ручному разбору зданий.
Предмет исследования - система организационно-экономических отношений в процессе формирования системы антикризисного регулирования в антикризисном управлении предприятия.
При написании выпускной квалификационной работы были использованные методы научного обобщения и систематизации информации, методы сравнительного анализа, абсолютных и относительных показателей, табличный и графический методы представления информации и др.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили фактические материалы предприятия, выбранного в качестве объекта исследования, а также труды преимущественно отечественных специалистов в области финансового менеджмента и антикризисного регулирования.
Поставленная цель и задачи предопределили структуру выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Объектом исследования является предприятие ООО «Хоум-Мастер», а предметом его финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.
Финансовое положение предприятия оценивается как устойчивое, однако есть признаки симптомов «кризиса» снижение оборачиваемости и деловой активности, снижение прибыльности.
Проведенный анализ выявил ряд проблем в ООО «Хоум-Мастер»:
• за анализируемый период произошло снижение прибыльности деятельности, что обусловлено увеличением объемов продаж и расходов предприятия, при этом темпы увеличения расходов больше темпов увеличения выручки;
• за исследуемый период времени произошло снижение практически всех коэффициентов, что свидетельствует о том, что предприятие не эффективно использует свои средства.
• снижается общая рентабельность и рентабельность продаж, что говорит об ухудшении деятельности предприятия, снижении ее прибыльности.
В третьей главе был предложен комплекс антикризисных мероприятий.
• оптимизация организационной структуры;
• сокращения затрат;
• увеличение чистой прибыли.
В рамках оптимизации организационной структуры было предложено проведение аттестации с целью формирования эффективного кадрового состава.
Для проведения аттестации будет создана проектная рабочая группа из числа работников предприятия (руководители высшего и частично среднего звена, также в процессе работы могут быть привлечены некоторые ключевые работники предприятия, не относящиеся к руководителям) и в качестве независимых оценщиков-арбитров будут приглашены консультанты.
Объекты аттестации в ООО «Хоум -Мастер»:
• оценка деятельности,
• оценка квалификации,
• оценка личности.
Издержки мероприятия: разработка оценочных листов - 5 тыс. руб.; дополнительная оплата труда отделу кадров - 20 тыс. руб.; привлечение консультантов - 30 тыс. руб. Итого - 55 тыс. руб.
Эффект от мероприятия увеличение производительности на 1%, что повлияет на увеличение выручки на 218,3 тыс. руб. (21831 *1%).
В рамках сокращения затрат планируется оптимизация численности персонала рабочих групп, данное мероприятие дает экономию затрат на оплату труда рабочих групп на 17% в сумме 120,6 тыс. руб.
Увеличение чистой прибыли планируется осуществить за счет увеличения выручки и снижения переменных затрат.
Для увеличения выручки будет проведена рекламная компания. Затраты -72 тыс. руб. - расходы на рекламу (6 тыс. руб.*12мес.) (основание - реклама в интернете - яндекс-директ). Эффект от мероприятия увеличение выручки на 2% или на 460,2 тыс. руб.
Снижение переменных затрат планируется за счет создания службы управленческого учета, совершенствование системы управления оборотными средствами и разработки кредитной политики.
При этом при внедрении этого мероприятия возникнут затраты: 45 тыс. руб. - оборудование рабочих мест внедряемого отдела управленческого учета, 240 тыс. руб. - расходы на содержание отдела управленческого учета (20 тыс. руб.*12мес) - заработная плата внедряемого отдела управленческого учета, создание системы управления кредиторской задолженностью - 50 тыс. руб.
По результатам расчетов предложенный комплекс мероприятий антикризисной политики является высокоэффективным, так как не только позволяет получить дополнительную прибыль в сумме 407,52 тыс. руб., но и приводит к росту конкурентоспособности и повышению устойчивости предприятия в целом.
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209- ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08. 2000 г. №117 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/35cc6698564ad c4507baa31c9cfdbb4f2516d068/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/eb9d22387f8af d9966c011e2b0f501 f68cf2ade8/
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ (действующая редакция 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
5. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово - хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142116/
6. Антикризисное управление как основа формирования механизма устойчивого развития бизнеса: Монография. - М.: Инфра-М, 2016. - 169с.
7. Бексултанова, А.И. Превентивное антикризисное управление / А.И. Бексултанова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 2(6). - С. 22-23.
8. Дикий, М.А. Антикризисное управление организациями / М.А. Дикий // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 1. - С. 8.
9. Князева, И.Ю. Типология и особенности антикризисных стратегий // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. - 2012. - № 2. - С. 49-52.
10. Куницына, Н.Н. Реализация стратегического подхода в антикризисном управлении предприятиями / Н.Н. Куницына, Д.В. Глухова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43). - С. 15-20.
11. Л. В. Згонник, Антикризисное управление. Учебник: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2015 -208
12. Лапенкова, Т.И. Анализ ошибок стратегии как инструмент антикризисного менеджмента / Т.И. Лапенкова // Стратегии бизнеса. - 2015. - № 4. - С. 24-28.
13. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2014. - 768с.
14. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - М.: Юрайт, 2015. - 467с.
15. Ряховская, А.Н. Антикризисное бизнес-регулирование: Монография / А.Н. Ряховская, В.М. Распопов, Е.В. Арсенова. - М.: Магистр, 2015. - 240с.
...