Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №117405

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы психологического сопровождения родителей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
1.1 Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
1.2 Психологическое сопровождение родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психологического сопровождения родителей детей 6-7 лет с задержкой психического развития 47
2.1 Выявление уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития 47
2.2 Содержание и формы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей 6-7 лет с задержкой психического развития 60
2.3 Определение влияния психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития 70
Выводы по второй главы 82
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложения 90

Сегодня в российском обществе уделяется пристальное внимание к такой ячейке общества как семья со стороны всех социальных институтов. Это обусловлено объективными процессами, хотя и сложно, но развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, пониманием значимости семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Поэтому нужно все усилия направлять на сохранение и, если это необходимо, восстановление семейных отношений, стимулирование взаимопонимания и взаимоподдержки в семьях, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, совершенствование воспитательных возможностей семьи.
Семья - это необычный мир, внутри которого разворачиваются личные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность детей. Для ребенка, имеющего недостатки психического или соматического развития, семья является первичным наиболее эмоционально-значимым пространством жизнедеятельности. Она должна выполнять свое базовое предназначение - стать для ребёнка своего рода коррекционно-развивающей средой, которая обеспечит компенсацию дефекта. Когда ребёнок с ограниченными возможностями здоровья включается в такую среду, он учится преодолевать свои природные недостатки и приобретает возможность справиться с ними другими путями. Но жизнь многих семей, в которых рождается такой ребенок с нарушениями развития, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (отчаяние, вина, разочарование, страх, одиночество, душевная боль, тревога). Родители нередко сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, которые способствуют адаптации и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Можно сказать, что семья перестает быть институтом социализации ребенка с ОВЗ. Поэтому непосредственно особая деятельность по психологическому сопровождению таких семей является востребованной, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Данная проблема для отечественной науки новой не является. Ещё в XIX веке клиницисты и педагоги (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Кащенко, И.В. Маляревский) определяли пользу родительского влияния на состояние больного ребёнка, как дополняющий фактор его дальнейшего развития. Семья была в то время хорошим помощником врачу и педагогу в правильном выборе метода и создавала нужные условия для его использования. Но к середине XX столетия проявления гуманистического стиля воспитания утратили свою значимость и были утеряны. Система дифференцированного преподавания, активно развивающаяся в СССР в 60­80-е годы прошлого века, подчёркивала, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы занимаются только специалисты, и семьи были практически отстранены от воспитательного процесса. Однако, многие учёные продолжали создавать рекомендации для родителей, справедливо думая, что их влияние на развитие проблемного ребёнка должно быть определяющим (С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова).
В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ.
О необходимости активного изучения всего ряда проблем семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, говорят и многочисленные работы, появившиеся в разных областях дефектологии в последние десятилетия. Можно отметить работы И.С. Багдасарьян (2000), Н.В. Мазуровой (1997), Г.А. Мишиной (2001), М.М. Семаго (1992), В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004).
Заинтересованность узких специалистов не останавливается на достигнутых успехах учёных и не ориентируется только на методические вопросы формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Внимание коррекционного воздействия переносится на семью ребенка с нарушениями в развитии. Различные формы обучения, как в государственных, так и в негосударственных образовательных организациях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические нарушения здоровья, включают семью такой категории в поле коррекционного воздействия в качестве главного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Это определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Трудности, которые возникают на пути родителей детей с ОВЗ, и становятся тем барьером, который мешает воспринимать ребёнка таким, каков он есть, и позитивно мыслить о его допустимых возможностях развития. Это порождает негативное отношение к своему ребёнку. Проблемами исследования родительского отношения и его влияния на ребенка в нашей стране занимались многие специалисты и исследователи, психологи, социологи, психиатры и психотерапевты (В.И. Гарбузов, А.Л. Захаров, Д.Л. Исаев, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.С. Спиваковская, И.М. Марковская). Все их работы, посвященные данной проблеме, подтверждают умозаключения о прямой зависимости отношения родителей к детям от особенностей личности самих родителей, их состояния, жизненного опыта и, в меньшей степени, от особенностей детей.
Однако, существует противоречие между необходимостью непрерывного психологического сопровождения семьи в коррекционно-развивающем процессе и отсутствием разработанного содержания, форм и методов психологической помощи семьям, воспитывающим детей с задержкой психического развития, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Одной из главных линий эмоциональной поддержки категории родителей детей с задержкой психического развития, является психологическое сопровождение. Идеологию и технологии психологического сопровождения развивали И.А. Баева, М.Р. Битянова, Г.Р. Бардиер, А.В. Волосников, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, B.C. Мухина, Ю.В. Слюсарев и др. В науке еще не сложился общий методологический подход к определению и содержанию сути психологического сопровождения. Оно определяется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р.М. Битянова); единый метод работы психолога (Н.С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р.В. Овчарова).
Говоря об определенных достижениях отечественной психологической науки в исследовании задач психологической поддержки участников образовательного процесса, нужно отметить, что в практике работы с семьями, воспитывающими детей с задержкой психического развития, в современных условиях проблему нельзя считать решенной.
Анализ современных источников и исследовательских работ по изучаемой проблеме убеждает нас в том, что трудности, связанные с воспитанием ребенка с задержкой психического развития несут за собой дисгармоничное развитие эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что приводит к неправильному родительскому отношению к детям. Данная проблема может быть решаемой и быть нивелированной только совместной работой психологов и родителей, и основной формой такого взаимодействия среди современных форм работы с родительским сообществом является психологическое сопровождение. Анализ научных работ показал, что влияние психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития не являлось предметом специального исследования.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Влияние психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы психологического сопровождения родителей и определить его влияние на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: интеллектуальное развитие 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: зависимость интеллектуального развития 6-7 лет с задержкой психического развития от психологического сопровождения родителей.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
• психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей 6-7 лет с задержкой психического развития - вид психологической помощи в период дошкольного детства, направленный на создание условий, способствующих позитивному развитию детско-родительских отношений, а также психологическому и психическому развитию ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
• психологическое сопровождение родителей будет влиять на изменение уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
• психологическое сопровождение предполагает специально разработанные содержание, формы и методы работы, направленные на изменение психоэмоционального состояния и повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребёнка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований и методической литературы раскрыть и охарактеризовать влияние психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; охарактеризовать состояние разработанности проблемы.
2. Проанализировать содержание работы в ДОО по психологическому сопровождению родителей и выявить уровень интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание, формы и методы психологического сопровождения родителей детей 6-7 лет с задержкой психического развития и определить зависимость динамики интеллектуального развития детей от психолого-педагогической компетентности родителей.
Теоретическую основу исследования составляют:
• результаты исследования о выраженной потребности детей и родителей в психологической поддержке (Н.В. Мазурова);
• концепция возраста, согласно которой степень сформированности умственных действий (или предпосылок) является важнейшим показателем интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста (Л.С. Выготский);
• положения о семье, как реабилитационной структуре, обладающей потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка (С.Д. Забрамная, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, В.В. Ткачёва);
• концепция Р.В. Овчаровой, которая рассматривает «родительство» в качестве социально-психологического феномена, а также научные работы, освещающие особенности применения психологических технологий для развитии личности (А.Г. Лидерс, Н.В. Самоукина Л.Б. Шнейдер, П.Г. Щедровицкий,) и в процессе работы с семьей (А.Я. Варга, В. Сатир, К. Рудестам, Э.Г. Эйдемиллер);
• положения о роли близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребёнка с задержкой психического развития (Г.А. Мишина, Т.В. Гордеева).
Для решения поставленных задач в работе использовались такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (опросники, тесты, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической статистики).
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017 гг.). На данном этапе определяется проблема исследования, уточняется объект, предмет, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2017-2018 гг.). Этот этап включает в себя разработку и апробацию содержания и формы психологического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации, и определение его влияния на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018 г.). Включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента, а также уточнение основных выводов, обобщение, систематизацию и оформление материалов магистерской диссертации.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53«Чайка», г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовало 40 детей 6-7 лет и 20 родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Научная новизна исследования обоснована значимость психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития» и теоретически обоснованы формы и методы работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в деятельности дошкольных образовательных организаций может быть использовано содержание, формы и методы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования рассматривались на научно-методических семинарах, отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в каждом семестре, были представлены в выступлениях на секциях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции «Студенчески дни науки ТГУ» (03 - 15 апреля 2017 г. с 02 - 13 апреля 2018 г.) а также на научно-практических конференциях различного уровня (Всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в пяти публикациях.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей 6-7 лет с задержкой психического развития, направлено на создание условий, которые способствуют позитивному развитию детско-родительских отношений, и представляет собой систему форм и методов работы с родителями детей с задержкой психического развития.
2. Зависимость динамики интеллектуального развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития от психолого-педагогической компетентности родителей.
3. Содержание, формы и методы психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей 6-7 лет с задержкой психического развития, ориентированные на проблемы психоэмоциональной деформации родителей и повышение их психолого-педагогической компетентности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении диссертации сформулированы основные выводы относительно теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что проблемы, связанные с воспитанием ребенка с ЗПР несут за собой нарушения эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что приводит к неправильному родительскому отношению к детям. Данная проблема решается совместной работой психологов и родителей, основной формой такого взаимодействия является система психологического сопровождения. Анализ научных работ показывает, что влияние психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие детей с ЗПР является залогом дальнейшего полноценного развития их личности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне интеллектуального развития детей 6-7 лет с ЗПР. Это связано с тем, что ребёнку очень сложно самостоятельно строить различные умозаключения и находить правильные решения, связанные с работой мыслительных процессов. У таких детей сильно выражена потребность в психологической поддержке со стороны родителей.
Исследование доказало эффективность влияния психологического сопровождения родителей на интеллектуальное развитие ребёнка 6-7 лет с ЗПР: повысился уровень познавательной мотивации и любознательности, дети с желанием и интересом играют в игры требующие работу мыслительных операций; возросло количество вопросов по изучаемой теме и по окружающему нас миру; понятийный аппарат ребёнка и уровень словарного запаса достаточно расширились.
Контрольный эксперимент показал наличие положительной динамики интеллектуального развития детей 6-7 лет с задержкой психического развития, их мотивацию на задания, требующих умственной нагрузки и умения оперировать процессами мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Произошли изменения в позиции взрослых, педагоги и родители стремились объединить свои воспитательные воздействия для обеспечения интеллектуального развития детей с ЗПР (в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи).
Результаты контрольного среза подтвердили нашу гипотезу, о том что:
• психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста - вид психологической помощи в период дошкольного детства, направленный на создание условий, способствующих позитивному развитию детско- родительских отношений, а так же психологическому и психическому развитию ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
• психологическое сопровождение родителей влияет на изменение уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет с ЗПР;
• психологическое сопровождение предполагает специально разработанные содержание, формы и методы работы, направленные на изменение психоэмоционального состояния и повышение психолого- педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребёнка с ЗПР.
Данное исследование не является исчерпывающим в решении рассматриваемой проблемы. Интерес представляет изучение психологического сопровождения семьи на ранних этапах выявленного интеллектуального нарушения в развитии у детей раннего возраста в профилактических целях.


1. Александрова, Н. Сопровождение семьи ребёнка младенческого и раннего возраста с комплексными нарушениями [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3. - С. 29 - 37.
2. Бардиер, Г.Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г.Л. Бардиер. - 2-е изд.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. - 91с.
3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298с.
5. Галкина, Е.В. Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012) - Уфа: Лето, 2012.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. :ЧеРо, 2004. - 240 с.
7. Гордеева, Т. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребёнка с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2005. - №1. - С.47 - 51.
8. Гризик, Т. Участники адаптационного периода [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С. 57 - 61.
9. Екжанова, Е. Задержка психического развития у детей и пути её психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №1. - С. 8-16.
10. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. — М.: Рус. яз., 1996.
11. Кондратьева, С.Ю. Если у ребёнка задержка психического развития... [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 64 с.
12. Кобык, И. В семье «особый» ребёнок: особенности развития и воспитания[Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - №7. - С. 83-87.
13. Кулганов, В.А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов: Учебное пособие [Текст] / В.А. Кулганов, Н.В. Сорокина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.
14. Лебедева, О. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития [Текст]// Дефектология. - 2016. - №1. - С. 21 - 26.
15. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: методическое пособие [Текст] / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ