Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №96061

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Теоретико - методологическое обоснование исследования психологической культуры родителей как фактора психологической безопасности детско - родительских отношений 7
1.1. Общая характеристика исследование детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Феноменология психологической безопасности детско - родительских
отношений 13
1.3. Роль психологической культуры родителей в безопасности детско -
родительских отношений 22
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической культуры родителей как фактора психологической безопасности детско- родительских отношений 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2 Описание первичных результатов эмпирического исследования влияния психологической культуры на психологическую безопасность детско-родительских отношений 42
2.3. Программа развития психологической культуры родителей как условия достижения психологической безопасности детско-родительских отношений
2.4. Проверка эффективности программы влияния психологической культуры
на психологическую безопасность детско-родительских отношений 54
2.5. Математико-статистический анализ изменений с помощью
корреляционного анализа Пирсона 60
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение №1 75
Приложение № 2 77
Приложение № 3 94


В современной ситуации развития нашего общества семья является самым важным фактором, который помогает ребенку социализироваться, саморазвиваться и стать субъектом воспитания. Именно в семье ребенок начинает получать опыт социального взаимодействия, человеческих отношений и становится субъектом самовоспитания.
Исходя из позиции общества семья, как институт претерпевает ряд отрицательных изменений: большое количество пар расторгают свои браки, по разным причинам; многие родители мало интересуются жизнью детей, т.к. проводят много времени на работе и др. Мы предполагаем, что подобные причины вызывают проблемы не только в супружеских отношениях, но и детско-родительских, т.к. при условии положительного климата в семье и психологической культуры родителей, психологическая безопасность ребенка и детско - родительских отношений будет на высоком или нормальном уровне.
В настоящее время существует множество подходов к исследованию «психологической культуры» и «психологической безопасности». На сегодняшний день в науке данные понятия разработаны недостаточно, нет исследований, посвященных изучению особенностей этой проблемы.
Анализируя различные подходы к исследованию феномена психологической культуры, можно сделать вывод, что многие ученые (А.А. Бодалев, Р.В. Габдреев, А.В. Гумницкая, И.В. Дубровина, Р.Р. Кашапов, Л.С. Колмогорова, А.С. Никольская, В.В. Семикин и др.) считают психологическую культуру родителей как психологическую характеристику личности, позволяющую ему обеспечивать оптимальные отношения со своим ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Развитая психологическая культура позволяет человеку понимать других людей, слушать и слышать их, принимать и уважать наличие у партнеров по общению иных взглядов и мнений. Психологическая культура ребенка начинает формироваться с самого детства во взаимодействии с семьей. От уровня психологической культуры родителей напрямую зависит развитие психологической культуры ребенка и успешность его дальнейшей социализации. Таким образом, мы приходим к выводу, что психологическая культура проявляется в различных видах семейных отношений (супружеских, детско-родительских, родственных) и изучать ее необходимо в контексте различных параметров семейной сферы.
Понятием «психологическая безопасность детско - родительских отношений» занимаются не только зарубежные, но и отечественные специалисты (И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, А. Г. Макеева, С. К. Рощин и В. А. Соснин, Т. И. Колесникова)
Мы считаем, что «психологическую безопасность» стоит рассматривать как один из ключевых показателей детско - родительских отношений. Именно от этого зависит как ребенок чувствует себя в семье, в окружении его родных и близких. Однако анализ существующих на сегодняшний день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что проблема психологической культуры родителей как фактора психологической безопасности детско - родительских отношений изучена недостаточно, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания. Исходя из актуальности нашего исследования были поставлены следующая цель и задачи.
Цель: Исследовать влияние психологической культуры родителей на психологическую безопасность детско-родительских отношений.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
1. Осуществить теоретический анализ исследований детско- родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии
2. Теоретически раскрыть понятие психологической безопасности как психологического феномена.
3. Выявить особенности психологической культуры как фактора психологической безопасности детско-родительских отношений.
4. Разработать и апробировать программу по формированию психологической культуры супругов как фактора психологической безопасности детско-родительских отношений.
Объект исследования - детско - родительские отношения
Предмет исследования - влияние психологической культуры и психологической безопасности на детско - родительские отношения.
Гипотеза исследования заключается в том, что психологическая культура супругов является фактором, влияющим на психологическую безопасность детско-родительских отношений
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: исследования являются системный подход к изучению семьи (Н.Н. Васягина, О.А. Карабанова, Э.Г. Эйдемиллер); системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков); активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ломов, А.Н. Леонтьев); фундаментальные положения о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская); психического детерминизма ( В.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк); принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт).
Теоретическую основу исследования составили: концепции психологической безопасности среды и личности (И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова, Л.А. Регуш), фундаментальные труды, раскрывающие сущность различных аспектов безопасности человека (Б.А. Еремеев, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, Т.М. Краснянская, В.В. Рубцов, Н.Л. Шлыкова и др.
Изучением психологической безопасности семьи и детско - родительских отношений занимались такие ученные как: И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова, В. М. Львов, А. Г. Макеева.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки данной гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: обзорно- аналитические и теоретические, психологические (психолого - педагогические, психодиагностические), а также математико - статистические (критерий оценки нормальности распределения, факторный анализ, проверка достоверности сдвига показателей с использованием пакета прикладных программа Statistica for Windows, Ver.6.0.), графические методы представления данных, которые получились.
1. Анкета «Представление о психологически безопасной семье».
2. Методика «Психологическая культура личности» О.И. Мотков
3. Опросник «Психологический климат семьи» автор В.В. Бойко.
4. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин;
5. Проективная методика «Рисунок семьи»
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении феномена психологическая безопасность детско-родительских отношений и факторов влияющих на ее уровень.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для индивидуальной и групповой работы, направленной на гармонизацию детско - родительских отношений; для профилактики детско - родительских конфликтов в индивидуальном и семейном консультировании, а также могут стать основой для составления рекомендаций, направленных на повышение уровня психологической культуры и психологической безопасности в целом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического и эмперического исследования, мы достигли следующей цели - изучили влияние психологической культуры на психологическую безопасность детско - родительских отношения. Нами были реализованы следующие задачи: осуществление теоретического анализа исследований детско - родительских отношений; раскрыть понятие психологической безопасности как психологического феномена; выявить особенности психологической культуры и разработать, и апробировать программу по повышению психологической культуры родителей как фактора психологической безопасности детско - родительских отношений.
При осуществлении теоретического анализа детско - родительских отношений и психологической культуры родителей мы будем придерживаться следующих определений и их составляющих:
Детско-родительскими отношениями понимаются нами, как сочетание различных вариантов взаимодействия родителей с детьми, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Так же в нашей работе мы рассмотрели основные стили родительского отношения по «Опроснику родительского отношения» Вагри и Столина: авторитетный, авторитарный и попустительский.
Также были рассмотрены исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме психологической культуры родителей. Исходя из анализа под психологической культурой родителя, мы будем понимать психологическую характеристику личности, позволяющую ему обеспечивать оптимальные отношения со своим ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
В структуре психологической культуры родителей мы выделяем следующие компоненты:
• когнитивный (система знаний об особенностях развития детей,
способах построения детско-родительских отношений и т.д.);
• рефлексивно-перцептивный (умение адекватно воспринимать своего ребенка и отношения внутри семьи и т.д.);
• аффективный (эмпатия, умение безоценочно принимать своих детей такими, какие они есть, доброжелательность и т.д.);
• коммуникативный (умение общаться со своими детьми, учитывая их потребности и возрастные особенности и т.д.);
• регулятивный (умение управлять своими психическими состояниями, социальный самоконтроль, способствующий гармонизации отношений в семье и т.д.);
• подсистема опыта социального взаимодействия (развитые умения и навыки взаимодействия в семье и т.д.);
• ценностно-смысловой (социальные нормы и ценности, способствующие гармонизации детско-родительских отношений и т.д.).
В нашем исследовании мы определили «психологическую безопасность семьи и детско - родительских отношений» как состояние психологической защищенности членов семьи, их психологического благополучия, способности семьи отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Мы установили, что психологический климат семьи и психологическое благополучие членов семьи являются характеристиками психологической безопасности.
Эмпирическим путем изучили психологическую безопасность детско - родительских отношений и психологическую культуру родителей, определи влияние психологической культуры родителей на детско-родительские отношения. Также установили, что на детско-родительские отношения влияют следующие параметры: «конструктивное общение, «психологическая культура в целом», «саморегуляция», «творчество», «психологический климат семьи».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что психологически безопасная семья - это семья, со стабильным, благоприятным психологическим климатом, успешно справляющаяся с возложенными на нее функциями; хорошо адаптированная к имеющимся условиям. Психологическая безопасность в семье определяет сплоченность, устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие членов семье. Поставленная гипотеза в нашем исследовании о том, что психологическая культура родителей как фактор психологической безопасности детско - родительских отношений нашла свое подтверждение.



1. Агузумцян Р.В., Е.Б. Мурадян Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. - январь— март 2014. - №1(18).
2. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник ОГУ. - июль 2014. - №7(168)
3. Аристова, В.А. Развитие психологической культуры будущего учителя начальной школы как основы его профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 13.00.07 / В.А. Аристова. - Нижний Новгород: Нижегороский гос. пед. ун-т, 2012. - 26 с.
4. Ахмадеева Е. В. Психологическая безопасность семьи в представлении студентов с разными ценностными ориентациями // Доклады Башкирского университета. - 2016. - Том 1. №3.
5. Ахмадеева Е.В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник БГУ «Педагогика и психология», 2014. Т. 19 № 1 - С. 242- 247
6. Белых Т.В. Влияние выраженности компонентов психологической культуры на эффективность деловой коммуникации / Т.В. Белых, А.С. Шершнева // Наука. Инновации. Технологии - 2012. - №2. - С. 136-140
7. Березина, Т. Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - №. 2. - С. 36-40
8. Богомягкова О.Н Системный семейный подход в обеспечении
психологического здоровья ребенка // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1.
9. Бойченко, Я.С. Мотивация в структуре психологической культуры и ее влияние на развитие молодежи [Текст] / Я.С. Бойченко // Физическое воспитание студентов - 2012. - №2. - С. 8-13.
10. Борисова, С.В. Формирование психологической культуры младших подростков [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 13.00.07 / С.В. Борисова. - Казань: Казанский гос. тех. ун-т. им. А.Н. Туполева, 2007. - 22 с.
11. Вайсов С.Б. Психообразовательный подход в реабилитации родителей подростков с героиновой наркоманией// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2003, 19с.
12. Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. №2.
13. Васягина, Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 7-14. 20.
14. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности //ВестникЧувашского университета. Психология. - 2013. - №4. - 197 с.
15. Винокурова А.В. Нетрадиционные формы семьи : фактические сожительства и неполные семьи // Социологические исследования. - 2011. - №11. - С. 98-100.
16. Волобуева Н.М. Психологическая культура как условие развития жизнестойкости студентов [Текст]: автореф. дис. . канд. психол. наук: 13.00.13 / Н.М. Волобуева. - Белгород: Белгородский гос. нац. иссл. ун-т, 2012. - 22 с.
17. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В Понимание семейных ценностей и психологической безопасности семьи молодыми пользователями Рунета // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 4 (72).
18. Гаранина, Ж.Г. Коммуникативный компонент в структуре психологической культуры специалистов [Текст] / Ж.Г. Гаранина // Сборники конференций НИЦ Социосфера - 2012. - №43. - С. 52-55.
19. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 2010. - 125 с.
20. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности как феномен [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник Мининского ун-та - 2013. - №1(1). - С. 3-15.
21. Елисеева, О. А. Субъективное благополучие подростков в
образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности : дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 286 с.
22. Ефимова Н. С., Субботина Л. Ю. Психология безопасности человека. М. : РХТУ им. Д.И. Менде- леева, 2013. 191 с.
23. Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю. Основы безопасности личности и общества: Монография / Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова. М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. - 2010. - С. 166
24.Зотова О.Ю. Основы безопасности личности и общества/ Ю.П.Зинченко, О.Ю.Зотова. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2010. 290 с.
25.Зотова, Л. Э. Пути оптимизации социально-психологической
безопасности // Вестник МГОУ «Психологические науки». - 2013. - № 2. - С. 50-58.
26. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru.- 2013. - № 3
27. Кабаченко Т. С. Психологическая безопасность как одно из измерений безопасности общества. - 2011. - 226 с.
28. Козаченко В.Н. Семейные факторы депривации чувства безопасности у ребенка // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 122-127
29. Колмагорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2009, 359с.
30. Костина Л. М. Стратегические направления формирования
психологической безопасности личности дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №155 С.66-71.
31. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1.
32. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь. - 2015.
33. Куфтяк Е.В. Семейная устойчивость как психологический феномен // Сибирский психологический журнал. - 2014. - № 38.
34. Леженина, А.А. Психологическая культура как условие успешной профессиональной деятельности учителя [Текст] / А.А. Леженина, Е.А. Левкова, Н.М. Опарина // Вестник Бурятского гос. ун-та - 2014. - №5. - С. 51-54.
35. Логинова А.А. Психологическое насилие над детьми в семье // Психология и педагогика на современном этапе. Центр научного знания "Логос". - 2014. - Т.5. - С.38-43.
36. Лукашенко Д.В. Восприятие ценности безопасности // Живая психология. Издательский дом «Библио -Глобус». - 2014. - №1. - С.99-113.
37. Лызь Н. А. Модельные представления о безопасной личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - Т. 51. - №. 7.
38. Лызь Н.А Непомнящий А.В. Безопасность как характеристика личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2012. С.169.
39. Макеева А. Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения: дисс. ... канд. псих. н. СПб. - 2009. - 199 с.
40. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство "Речь", 2010, 150с.
41. Нестерова А.В. Семейные ресурсы как условие жизнеспособности семьи в кризисных ситуациях // Развитие личности- 2016. - №1 - с.165
42. Обухова Л.Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности еемьи // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 24-34
43. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Первый Международный Форум, Санкт-Петербург, 5-7 июня 2012 г. : сб. науч. статей / под общ. ред. И. А. Баевой и др. - СПб. : Книжный Дом, 2012. - 302 с
44. Психологическое благополучие личности в современном
образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. - с.36-43
45. Радостева А.Г. Влияние семейных отношений на родительские установки // Журнал Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 5) - С. 1238-1242.
46. Разумова Г.В. Нарушение психологической безопасности детей: причины и последствия // Вестник ОГУ. - 2013. - №6
47. Рассказова И.Н., Сонина О.А. Типы отношения к младшим школьникам у родителей из полных и неполных семей // Актуальные вопросы в наук и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции : В 4 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р.. 2018
48. Садовникова Д.С. Влияние родительского воспитания на формирование ценностей безопасности у детей младшего школьного возраста // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 25-1. - С. 168-173.
49. Секач М.Ф. Шевченко В.Г. Психология безопасности в экстремальных и кризисных ситуациях. Учебное пособие. М. ООО «ПКЦ Альтекс». 2006. 2-е изд. 244 с.
50. Семикин В.В. Концептуальные основания для моделирования
психологической культуры в педагогическом взаимодействии// Интегративный подход в психологии: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, С. 14-22.
51. Середа Е. И. Целостность и защищенность как основные критерии психологической безопасности личности //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. Психология. - 2014.
52. Синякова М.Г., Кошкаров В.С. Теоретические аспекты изучения проблемы психологической безопасности личности // Техносферная безопасность. - 2015. - № 3 (8).
53. Ситникова В.В., Кузнецова Е.К. Социальная работа с неполными отцовскими семьями // Психологическая наука и образование. - 2013. - №4. - C. 84- 91.
54. Степашина Н.А., Валеева Р.К. Психологическое здоровье ребенка и семья // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - № 5
55. Торохтий В.С. Как сохранить психологическое здоровье семьи
[электронный источник] http://4books.ru/370244/
56. Устинова, Н. А. Проблема эмоционального благополучия личности // Личность в современном мире. - Екатеринбург, 2016. - С. 50-58.
57. Харламенкова Н. Е. Представление о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты // Современная личность: Психологические исследования / отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 141-160.
58. Шнейдер Л.Б. Семейное воспитание в разных поколениях:
ретроспективный анализ // Психологические проблемы современной семьи, сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Под редакцией: Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М.,
Васягина Н.Н.. 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ