Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Работа №117162

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Развитие навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Особенности развития речи детей 5-6 с задержкой психического развития 19
1.3 Психолого-педагогические условия развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 39
2.1 Выявление уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 39
2.2 Содержание и организация работы по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 52
2.3 Изучение динамики уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 63
Заключение 71
Список используемой литературы 73
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 78
Приложение Б Наглядный материал для проведения методики 1 79
Приложение В Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента 80
Приложение Г Анкета для родителей 81
Приложение Д Скриншоты группы социальной сети «ВКонтакте» 82
Приложение Е Количественные результаты контрольного этапа эксперимента 83

Основой для понимания смысла речи, овладения ребенком речью, а позднее и письмом является своевременное формирование уже в дошкольном возрасте навыков восприятия и дифференциации звуков речи. Получая способность анализировать и синтезировать звуки, у ребенка формируется умение писать и читать.
Грамотная речь ребенка является залогом полноценного и всестороннего развития ребенка. Богатая и правильная речь ребенка позволяет ему проще высказывать свои мысли, пред ним открываются возможности познания окружающей действительности, полноценного общения со взрослыми и сверстниками влияющее на его психическое развитие.
Поэтому можно отметить важность своевременного формирования чистой и правильной речи ребенка, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с нарушениями развития, в том числе и речевыми, что определяет особую остроту проблемы социальной адаптации таких детей в общество. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Особую категорию детей, имеющую тенденцию устойчивого роста, составляют дошкольники с задержкой психического развития.
Разностороннее изучение задержки психического развития (в частности, психолого-педагогическое) как специфической аномалии детского развития позволило в последнее время получить ценные научные данные. Было выявлено, что задержка психического развития у детей является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности (А.А. Катаева, Е.А Стребелева, Г.А. Мишина).
Исследованиями в области развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития занимались Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко и др. В своих работах С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова доказывают, что у детей с задержкой психического развития имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с задержкой психического развития именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова).
Современные исследователи Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына, У.В. Ульенкова отводят большую роль формированию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития, то есть способности воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи (фонемы). Они считают, что при нарушении артикуляции, без достаточной сформированности фонематического слуха и восприятия, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Опираясь на эти выводы, они предлагают построения системы коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями фонематической стороны речи. Исходя из важности и актуальности проблемы развития фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития, определен научный аппарат исследования.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между необходимостью развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным изучением психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития результативно при следующих психолого-педагогических условиях:
• реализация этапов коррекционной работы с детьми, содержание и педагогический инструментарий которых определены с учетом логики освоения детьми заявленных навыков, возрастных особенностей и особенностей проявления диагноза детей с задержкой психического развития;
• осуществление индивидуального подхода в работе с детьми с задержкой психического развития с учетом проблем, выявленных при анализе результатов диагностики навыков восприятия и дифференциации звуков речи;
• организация преемственности в работе воспитателя, учителя- дефектолога и родителей по развитию у детей с задержкой психического развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы в современных исследованиях и педагогической практике, уточнить особенности процесса развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Определить диагностический аппарат исследования и выявить уровень развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия образовательной работы с детьми по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
4. Выявить динамику в уровне развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
• идеи В.И. Бельтюкова, А.И. Гвоздева, В.А. Ковшикова Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Х. Швачкина, С.Г. Шевченко, Д.Б. Эльконина о развитии навыков восприятия и дифференциации звуков речи у старших дошкольников;
• идеи Т.В. Волосовец, И.Д. Коненкова, С.Н. Костроминой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Нагаевой, Е.А. Стребелевой, о работе с детьми с задержкой психического развития.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: анализ результатов диагностики, направленной на выявление уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: детский сад №198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада». В исследовании принимали участие 12 детей с задержкой психического развития
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2020 г. - сентябрь 2021 г.) осуществлялся анализ современного состояния рассматриваемой проблемы; изучалась философская, психолого-педагогическая литература; разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и план работы. Осуществлялся подбор методик, позволяющих изучить уровень развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
На втором экспериментальном этапе (октябрь 2021 г. - март 2022 г.) проводилась экспериментальная работа по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Осуществлялась разработка, проектирование и реализация психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2022 г. - май 2022 г.) проводился контрольный этап исследования, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, завершалось литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено состояние данной проблемы в современных исследованиях, уточнены особенности процесса развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, доказана возможность развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития комплексом психолого-педагогических условий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе уточнены и описаны показатели и уровни развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, расширены психолого-педагогические условия данного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать практическим работникам диагностические материалы по выявлению уровня развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработано содержание коррекционной работы по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития с учетом индивидуального образовательного маршрута.
Достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии, педагогики, выбором методов исследования, адекватным целям и задачам. Комплексной методикой исследования и достоверностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации диагностического аппарата, а также в разработке содержания образовательной работы по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» в ТГУ (2021 г., 2022 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Навыки восприятия и дифференциации звуков речи у детей определяются как специфические (автоматизированные) компоненты умений, обеспечивающих способность к фонематическому восприятию речевых звуков.
2. Развитие навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития обеспечиваются следующими психолого-педагогическими условиями: образовательная работа с детьми, содержание и педагогический инструментарий определены с учетом логики освоения детьми заявленных навыков, возрастных особенностей и особенностей проявления диагноза детей, осуществление индивидуального подхода, организация преемственности в работе воспитателя, учителя- дефектолога, психолога и родителей.
3. Показатели и уровни развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются степенью овладения анализом звуков, определением позиции звука в слове, установлением наличия и отсутствия звука в слове, произнесением звуков речи.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 6 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 77 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблему развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития изучали такие известные исследователи как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
В результате теоретического анализа уточнено понятие восприятия и дифференциации звуков которое определяется степенью овладения анализом звуков, умением определять позиции звука в слове, умением устанавливать наличие и отсутствие звука в слове, умением произносить звуки речи.
Для выявления уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития проведено практико-ориентированное исследование.
Констатирующий этап предполагал выявление уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На данном этапе проведены диагностические методики по выделенным показателям. Результаты свидетельствуют о том, что в основном дети имеют низкий и средний уровни развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи.
В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента проведена работа на формирующем этапе, которая осуществлялась в два этапа. На первом этапе был апробирован план занятий с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием игр и упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На втором этапе проведена работа с родителями посредством создания группы в мессенджере «ВКонтакте». Интерес представляет различная информация для совместных занятий родителей с детьми: картотека игр и игровых упражнений, задания и упражнения с опорой на иллюстрации, консультация для родителей «Как развивать навыки восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с ЗПР», памятка для родителей по развитию навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с ЗПР, буклет «Развитие навыков восприятия звуков речи у детей с ЗПР».
Формирующий эксперимент доказал результативность следующих психолого-педагогических условий:
• реализация этапов образовательной работы с детьми, содержание и педагогический инструментарий которых определены с учетом логики освоения детьми заявленных навыков, возрастных особенностей и особенностей проявления диагноза детей с задержкой психического развития;
• осуществление индивидуального подхода в работе с детьми с задержкой психического развития с учетом проблем, выявленных при анализе результатов диагностики навыков восприятия и дифференциации звуков речи;
• организация преемственности в работе воспитателя, учителя- дефектолога и родителей по развитию у детей с задержкой психического развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи доказана.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое исследование уровня развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В результате выявлена положительная динамика в уровне развития навыков восприятия и дифференциации звуков речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Детей с высоким уровнем стало больше на 16% за счет перехода двоих детей Андрея О. и Ильи Р. со среднего уровня на высокий. Детей со средним уровнем стало больше на 8% из-за перехода троих детей Ирины Т., Пети О., Златы Ф. с низкого уровня на средний уровень. Соответственно детей с низким уровнем стало меньше на 24%.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.


1. Александрова Н. А., Кузнецова М. С., Саломатина И. В. Психолого-педагогическая характеристика детей с комплексными нарушениями // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. 2015. С. 48-102.
2. Блиннова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: НЦЭНАС, 2002 134 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 255 с.
4. Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. Режим доступа: http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html (дата обращения: 17.02.2020).
5. Булгакова Д. Р. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 12. С. 1687­1691. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kliniko-psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-5-7-let-s-zaderzhkoy-psihich (дата обращения 20.04.2021)
6. Буслаева Е. Н. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта // Современные инновации. 2015. №1 (1). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-intellekta (дата обращения: 13.10.2020).
7. Вальтер И. В. Развитие речи детей с ЗПР // Наука и образование сегодня. 2019. № 1 (36). С. 81-82. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrazvitie-rechi-detey-s-zpr-cherez- teatralizovannuyu-igru.
8. Вольская О. В., Руснак А. А. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 139-144. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-yazykovoy-sposobnosti-u-doshkolnikov- s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения 15.03.2021)
9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Просвещение, 1961. 769 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство Пресс, 2007 139 с.
11. Грибукова О. Г. Коррекционно-логопедическая работа по формированию связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Современные направления психолого­педагогического сопровождения детства: материалы науч. Конф. / под ред. Г.С. Чесноковой, И. А. Федорченко. Новосибирск: НГПУ, 2015. С. 187-190.
12. Двуреченская О. Н. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи // Проблемы Науки. 2016. №39 (81). Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/k-voprosu-o-fonematicheskom-nedorazvitii-rechi (дата обращения: 13.10.2020).
13. Доля И. Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха // Концепт. 2019. №V3. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZtehnologiya-korrektsionnoy-raboty-po- formirovaniyu-u-doshkolnikov-s-patologiey-rechi-fonematicheskogo-sluha (дата обращения: 13.10.2020).
14. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. М. : Сфера, 2010. 64 с.
15. Жуленёва Е. Я., Докутович В.В. Коррекционно-педагогическое воздействие при ЗПР у детей дошкольного возраста. Волгоград, 1991. С.31.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ