Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №51686

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения развития слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. Проблема слухового восприятия в научных исследованиях 7
1.2. Развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста в онтогенезе 13
1.3. Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
Выводы по I главе 26
Глава II. Исследование слухового восприятия детей младшего до школьного возраста с ОНР III уровня 27
2.1. Организация и содержание эксперимента 27
2.2. Результаты исследования и их анализ 30
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 51

Актуальность исследования. Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого за-висит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система - одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов:
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным-функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией, нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей, трудности дифференциации интонационных характеристик. Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание уделяется в работах Л.В Мещеряковой, Н.А. Ухиной, М.Е. Хватцева и др.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему изучения и формирования отдельных компонентов слухового восприятия у детей с различными формами речевого недоразвития (преимущественно старшего дошкольного возраста), логопедическая наука не располагает достаточным количеством данных об особенностях рассматриваемого процесса у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования системы дошкольного воспитания детей с нарушениями речи; ограниченным количеством данных о состоянии слухового восприятия у младших дошкольников с общим недоразвитием речи; недостаточным обоснованием психолого-педагогических условий развития слухового восприятия (создание предметно-развивающей среды, организация, содержание и методические приемы работы, взаимодействие участников педагогического процесса).
Цель исследования: выявить особенности слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработать коррекционно-логопедическую программу упражнений по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования - дети младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - процесс развития слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе коррекционно-логопедической работы.
Гипотеза исследования. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная сформированность различных компонентов слухового восприятия. Создание специальных коррекционно-логопедических упражнений будет способствовать развитию слухового и фонематического восприятия, что в свою очередь может повысить эффективность работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и логопедической литературы посвященной данной проблеме;
2. Выявление особенностей слухового восприятия детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработка и апробирование коррекционно-логопедических методов развития слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
4. Экспериментально оценить эффективность применения в логопедической работе предложенного комплекса коррекционно-педагогических воз-действий, направленных на развитие слухового восприятия.
Методологическая база исследования: положения отечественной психологии о системной организации психических процессов (П.К. Анохин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев); о взаимосвязи психических процессов и речи (Л.С. Выготский, А.Р Лурия, С.Л. Рубинштейн); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); современные представления о характере и структуре речевых нарушений (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); о роли слухового восприятия в познавательном раз-витии, формировании коммуникативных процессов и речи (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, Н.А. Лукина, И.И. Никкинен, И.А. Зимняя, Л.С. Цветкова, ); об особой сензитивности дошкольного возраста для развития восприятия (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами дошкольных образовательных учреждений в коррекционно-логопедической работе по раз-витию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психологических и педагогических источников по проблеме развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, показал, что исследованиями в данной области занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.
Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что слуховое восприятие - это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Слуховое восприятие помогает дифференцировать человече-скую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки выразительно, отчетливо (звукопроизношение) произносить слова, использовать все возможности голоса, менять громкость, скорость и тембр речи.
Результаты исследования данной работы показали, что у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня низкий уровень развития слухового восприятия. Такие результаты, как показал констатирующий эксперимент, обусловлены нарушениями восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых.
Выявленные нарушения слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня определило необходимость проведения специальной работы, направленной на их развитие и коррекцию.
Основу предложенного экспериментального обучающего комплекса мероприятий по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня составила ориентация на развитие у детей слухового внимания, развитие, речевого слуха и развитие фонематического восприятия. Анализ данных контрольного эксперимента продемонстрировал эффективность предложенного экспериментального обучающего комплекса мероприятий по развитию слухового восприятия и доказал ее правомерность. Отмечалась положительная динамика в развитии слухового восприятия и результаты детей после обучения превышали результаты детей до обучения.
По результатам контрольного эксперимента, были сделаны следующие выводы и рекомендации:
1. Работа по развитию слухового восприятия проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах, в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука. Например, в игре «Солнце или дождик?» дети спокойно гуляют, когда воспитатель звенит тамбурином, и убегают в дом, когда он стучит в тамбурин, имитируя гром; в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках тамбурина или погремушки дети машут флажками, при слабых звуках - опускают флажки на колени. Широко распространены игры «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?»
2. При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку.
3. Коррекционная работа по развитию слухового восприятия детей будет успешной при объединении усилий логопеда, воспитателей и родителей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому со ставу, дифференциации слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
В процессе выполнения данной дипломной работы были выполнены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза. Проведенное исследование позволило уточнить и систематизировать имеющиеся в литературе сведения о нарушениях слухового восприятия и предложить методические рекомендации, обеспечивающие повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня


1. Адамеико Б.В. Экспериментальное исследование некоторых характеристик слухового восприятия/ Б.В. Адамеико, В.Н. Носуленко// Психофизические исследования восприятия и памяти/ Отв. ред. Ю.М. Забродин.- М.: Наука, 2011.- С.162-174.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки/ Н.Г. Алтухова.- СПб.: Акцидент, 2009.- 112 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания/ Б.Г. Ананьев М.: Просвещение, 2010.- 486 с.
4. Бабина Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- Воронеж: МОДЭК, 2011.- С. 174-192.
5. Белоус E.H. Психологические особенности восприятия фонематического состава слова детьми дошкольного возраста/ Е.Н. Белоус// Теория и практика психологии образования: XXI век: сборник научных трактатов/ Отв. Ред. И.М. Ильичева; Вып.2. Коломна, 2005.- С.83-90.
6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи/ В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 2004.- 180 с.
7. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова.- М.: Просвещение, 2013.¬131 с.
8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер.- М.: Просвещение, 2009. - 366 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З./ Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1983.- 368с.
10. Высокогорская О.А. Особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ О.А. Высокогорская, Ю.Ю. Курбангалиева // Гуманитарные исследования.- 2014.№ - 1.- С.12-19.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев.- М.: Просвещение, 2011.- 374 с.
12. Головко В.В. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня / В.В. Го¬ловко // Педагогическое обозрение.- 2007.№ - 1.- С.56-63.
13. Голубева Т.П. Особенности фонематического восприятия с ОНР III уровня [Электоронный ресурс]/ Т.П. Голубева, Н.В. Черепкова// VII Международная студенческая электронная научная конференция.- Режим доступа:https://www.scienceforum.ru/2015/852/7704 (дата об-ращения 26.04.2017).
14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки/ Н. В. Дурова.- М.: Просвещение, 2005. -215 с.
15. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи/ О.Л. Жильцова. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации/ Н.И. Жинкин.- М.: Политиздат, 2012. - 250 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец.- М.: Педагогика, 1986. -320 с.
18. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман - / М.: Просвещение, 2012.- 254 с.
19. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого общения / И.А. Зимняя.- М.: Просвещение, 2006.- 134 с.
20. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи/ С.Ф. Иванова.- М.: Просвещение, 2010. - 267 с.
21. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей / Г.А. Ильина // Вопросы психологии. - 2011. № - 1. - С. 119-132.
22. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации/ В.В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001.- 270 с.
23. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи/ Р.Е. Левина.- М.: Просвещение, 2012.- 181 с.
24. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями.// Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М.: XVIII Международный психологический конгресс, 2010.
- С.302-308.
25. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания/ А. А. Леонтьев.- М.: Просвещение, 2005.¬306 с.
26. Лобачева Е.К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР/ Е.К. Лобачева// Логопедия.- 2015.- № 4.- С.34-41.
27. Лукина Н.А. Научи меня слышать/ Н.А. Лукина, И.И. Никкинен.
- СПб.: Акцидент, 2003.- 98 с.
28. Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников / Л.В Мещерякова// Логопед.- 2012. № - 4.- С.42-47.
29. Мухина B.C. Детская психология/ B.C. Мухина.- М.:
Просвещение, 2015. - 272 с.
30. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия / В.Н. Носуленко. - М.: Наука, 2008. - 216 с.
31. Рахимова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Рахимова// Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием). - Казань, 2013.
- С.62-64.
32. Репина Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста/ Т.А. Репина// Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной.- М.: Просвещение, 2006.- С. 74-94.
33. Сергеева Г.Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи/ Г.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2013.- 231 с.
34. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи/ Л.Ф. Спирова.- М.: Просвещение, 2010.- 155 с.
35. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова.- М.: Педагогика, 2008.- 176 с.
36. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теп- лов. - М.: Просвещене, 2007. - 335 с.
37. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия/ Т.А. Ткаченко.- М.: Просвещение, 2011.- 134 с.
38. Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии/ Т.Н. Трефилова// Вопросы психологии.- 2014.№ - 5.- С.34-39.
39. Ухина Н.А. Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ Н.А. Ухина// Психолого-педагогические науки. Сборник статей.- М. : Научные труды МПГУ,
2005. - С. 514-521.
40. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей/ М.Е. Хватцев.- М.: Аквариум, 2013.- 384 с.
41. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова.- М.: Педагогическое общество России, 2000.¬128 с.
42. Чистович Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком/ Л.А. Чистович.- М.: Просвещение, 2009. - 456 с.
43. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве/ Н.Х. Швачкин// Известия АПП. ФСФСР,- Вып. 13.¬1998. - С.34-39.
44. Швецова И.В. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Швецова// Дошкольное воспитание.- 2007.№ - 5.- С.12-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ