Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ

Работа №116285

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии 11
1.1 Проблема формирования мотивационной готовности к обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях 11
1.2 Особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 18
1.3 Игротерапия как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии 34
2.1 Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 34
2.2 Организация и содержание работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии 52
2.3 Определение динамики сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 73
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Приложение А Списки воспитанников экспериментальной и контрольной групп 95
Приложение Б Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Р.С. Немова 96
Приложение В Стимульный материал к методике исследования мотивации учения М.Р. Гинзбурга 97
Приложение Г Методика «Детские вопросы» К.М. Рамоновой 99
Приложение Д Сводная таблица результатов констатирующего этапа эксперимента 100
Приложение Е Этапы формирующего эксперимента 101
Приложение Ж Перечень игротерапевтических ситуаций по формированию мотивационной готовности к школе 103
Приложение И Перспективный план работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 104
Приложение К Сводная таблица результатов контрольного этапа эксперимента 107

Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста - это одна из центральных проблем современной действительности. Актуальность данной проблемы определяется обновлением содержания образования, определением задач формирования у детей дошкольного возраста приемов приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
На современном этапе развития общества образование в Российской Федерации постоянно находит поддержку со стороны государства: создаются и внедряются специальные программы, законы поддержки образования. Ставятся иные ориентиры в воспитании подрастающего поколения - современное образование становится все более ориентированным на гармоничное всестороннее развитие личности, ее индивидуальных способностей и творческих задатков, творческого мышления. Однако начиная уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к обучению в школе, поскольку это является важным условием успешности их обучения.
По мнению многих ученых, готовностью к школьному обучению является сформированность всех психических процессов ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности на соответствующем уровне, который необходим для успешности школьного обучения при получении начального образования.
Вопросы готовности детей дошкольного возраста к получению начального образования в школе рассматривалась в отечественной и зарубежной педагогической и психологической науке с различных сторон. Многие отечественные и зарубежные ученые исследовали проблему психологической, в том числе и мотивационной готовности к обучению в школе (Л.И. Божович, М.М. Безруких, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова).
В структуре мотивов, которые определяют отношение будущих первоклассников к школьному обучению, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют следующие группы мотивов: социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние по отношению к школе и учению мотивы, игровой мотив.
Таким образом, анализ научных исследований позволяет определить готовность к обучению в школе как сложное понятие, включающее в себя такие компоненты как личностная, интеллектуальная, коммуникативная и мотивационная готовность. Наличие у ребенка дошкольного возраста мотива к познанию и достижению позволяет определить степень мотивационной готовности и отношение будущих первоклассников к учению.
По отношению к детям с общим недоразвитием речи проблема мотивационной готовности к школьному обучению является наиболее значимой. Общее недоразвитие речи существенно влияет на формирование всех видов активности дошкольника, социальных ролей, его личностной сферы, что также оказывает влияние на уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Одним из эффективных методов коррекции мотивационной сферы детей является игротерапия. Игротерапия - это вид психотерапии, в которой специально обученный педагог (психолог) использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В вопросах развития мотивационной готовности к школе данный метод является наиболее эффективным, поскольку в основе этого метода лежит игра, которая является основным видом деятельности дошкольников.
Первым в своей работе данный метод использовал Зигмунд Фрейд в 1913 году, который ставил своей задачей выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры».
Целями игротерапии при работе с детьми являются: формирование мотивационной сферы личности; развитие определенных навыков, раскрытие личностного потенциала; коррекция имеющихся у воспитанников поведенческих барьеров; устранение тревожности, страхов.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие: между необходимостью формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием потенциала игротерапии в данном процессе.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности игротерапии как средства формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: игротерапия как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии будет возможно, если:
• определены особенности мотивационной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи;
• реализованы этапы и содержание игротерапии, направленное на активизацию положительного, заинтересованного отношения детей с общим недоразвитием речи к обучению школе;
• организовано психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей детей с общим недоразвитием речи, по проблеме формирования мотивационной готовности к школе в игре.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии.
2. Выявить уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать содержание и этапы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии.
4. Определить динамику сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования о речевом и коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе (М.М. Алексеева, E.E. Кравцова, Т.А. Кривченко, Е.О. Смирнова, Е.В. Степанова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина);
• исследования мотивационной готовности к обучению в школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, A. Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева, А.Б. Орлов, B. Д. Шадриков);
• исследования игротерапии как метода коррекционного воздействия (Х. Джинотт, А. Фрейд).
В исследовании использовались следующие методы:
• методы теоретического исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы эмпирического исследования: беседы с детьми, анализ ситуаций, наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад №104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 16 детей 6-7 лет с диагнозом общее недоразвитие речи.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2019-2020 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; выявление степени научной разработанности проблемы исследования посредством изучения литературных источников; определение показателей и уровней сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Второй этап - экспериментальный (2020-2021 гг.). Разработка и апробация содержания работы по формированию мотивационной готовности к обучению школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2021 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена степень исследования проблемы, обоснованы возможности игротерапии в формировании мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны особенности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; охарактеризованы уровни сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями-логопедами, педагогами и педагогами- психологами апробированных материалов (игротерапевтические приемы, ситуации, занятия) по игротерапии, направленных на формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и коррекционной педагогики, логопедии, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования и обработкой полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие автора в организации и проведении всех этапов экспериментального исследовании состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы исследования, подборе диагностического инструментария, а также в разработке содержания работы по развитию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Апробация и внедрение результатов работы происходили на всех этапах исследования. Результаты экспериментального исследования систематически докладывались на научно-практических конференциях: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики», ноябрь 2019, г. Тольятти; «Студенческие дни науки в ТГУ», апрель 2021, г. Тольятти.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются следующими особенностями мотивационной готовности к обучению в школе: недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности; внутренней позиции школьника; отсутствием интереса к учебной деятельности.
2. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи осуществляется посредством поэтапно реализованной игротерапии при организованном психолого-педагогическом сопровождении педагогов и родителей.
3. Показатели и уровни сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи характеризуются степенью овладения внутренней позицией школьника; сформированностью адекватной самооценки и опыта учебной деятельности; наличием желания учиться и осознанного отношения к школе.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 наименований), 9 приложений. Для иллюстрации текста используется 21 таблица и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 94 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного экспериментального исследования были достигнуты поставленные задачи: были изучены современные подходы к проблеме формирования мотивационной готовности к обучению в школе и проблеме использования игротерапии в процессе формирования мотивационной готовности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Готовность к обучению в школе - это сложное понятие, включающее в себя такие компоненты как личностная, интеллектуальная, коммуникативная и мотивационная готовность. Наличие у ребенка дошкольного возраста мотива к познанию и достижению позволяет определить степень мотивационной готовности и отношение будущих первоклассников к учению.
Процесс становления мотивационной готовности началу школьного обучения у детей дошкольного возраста является постепенным. На начальном этапе, который протекает от двух до трех месяцев, у воспитанников проявляется «интерес к внешней стороне процесса школьного обучения: непосредственному походу в школу, к школьным атрибутам, к правилам поведения в школе. Затем на базе внешнего интереса появляется интерес к содержанию школьных уроков, к освоению новых знаний - то есть, начинает зарождаться познавательная мотивация. Для детей, имеющих отклонения в развитии речи, этот процесс длится значительно дольше и требует помощи со стороны взрослых.
Однако общее недоразвитие речи существенно влияет на формирование всех видов деятельности ребенка дошкольного возраста, социальных ролей, его личностной сферы, что также оказывает влияние на уровень мотивационной готовности к школьному обучению.
Метод игротерапии, как один из коррекционных методов в логопедической работе, признается эффективным в решении задач по исправлению недостатков речи и способствует формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Использование игры в качестве терапевтического метода впервые отметили в своих работах М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг-Гельмут, Д. Леви.
Правильное использование игротерапии, как метода коррекционного воздействия, дает очень хорошие результаты. Благодаря непринужденному, игровому общению с детьми, педагог добивается прогресса в работе по коррекции общего недоразвития речи, снижению поведенческой агрессии и уровня тревожности, повышению самооценки.
Констатирующий этап исследования был направлен на выявление уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Полученные результатам позволили выявить низкий уровень сформированности мотивационной готовности к школе у 75 % испытуемых (6 детей экспериментальной групп, 6 детей контрольной группы). У этих воспитанников отсутствуют полные и корректные представления о школе и учении, не сформирована учебная мотивация. Большинство испытуемых не готовы к поступлению в школу и дальнейшей учебной деятельности, не проявляют углубленный интерес к предметам, потребность узнавать о неизвестном не сформирована. Средний уровень сформированности мотивационной готовности к школе был выявлен у 25 % испытуемых (2 ребенка экспериментальной группы, 2 ребенка контрольной группы). Высокий уровень сформированности мотивационной готовности к школе не был выявлен ни у одного воспитанника 6-7 лет с общим недоразвитием речи в ходе опытно-экспериментального исследования.
В ходе формирующего этапа было разработано и апробировано содержание и этапы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством игротерапии. В рамках этого этапа деятельности мы проводили индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, организовали работу с родителями по обучению техникам игротерапии, обогатили предметно-пространственную среду специальным игроматериалом для формирования у воспитанников с ОНР мотивационной готовности.
Контрольный этап исследования был направлен на выявление динамики сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Полученные результаты позволили выявить позитивные изменения у воспитанников экспериментальной группы, полученных после проведения коррекционно-развивающей работы формирующего этапа. У 3 воспитанников уровень сформированности мотивационной готовности к школе повысился с низкого до среднего. Соответственно, низкий уровень понизился на 37,5 % и составил 37,5 % (3 человека), средний уровень повысился на 37,5 % и составил 62,5 % от числа всех испытуемых (5 человек), а высокий уровень не был выявлен ни у одного ребенка. В контрольной группе результаты низкого уровня сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи не изменилось и составило 75 % от числа всех обследуемых (6 человек), средний уровень был выявлен у 2 воспитанников, что составляет 25 %.
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования. Таким образом, поставленная цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, положения, выдвинутые на защиту обоснованы.


1. Алексеева М. М.. Теория и методика развития речи. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с. URL: http://disus.ru/metodichki/409540-1-alekseeva-yashina-metodika-razvitiya-rechi- obucheniya-rodnomu-yaziku-doshkolnikov-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-sred- ped-uch.php (дата обращения 01.06.2021).
2. Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. Москва : Айрис-пресс, 2005. 144 с. URL: https://www.studmed.ru/babkina-nv-ocenka-psihologicheskoy-gotovnosti-detey-k- shkole_a7a192c23ad.html (дата обращения 30.05.2021).
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2010. 240 с.
4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. С. 7-44. URL: http://www.persev.ru/book/li-bozhovich-problema-razvitiya- motivacionnoy-sfery-rebenka (дата обращения 25.05.2021).
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб : Питер, 2008. 398 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/ (дата обращения 30.04.2021).
6. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М. : Просвещение, 2009. 174 с.
7. Бородина Н. В. Игротерапия как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти : НаукоПолис, 2020. С. 80-85.
8. Бородина Н. В. Особенности сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 16 / отв. ред. О. В. Дыбиной; под ред. С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. Тольятти : НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск. С. 302-308.
9. Вильсон Д. К. Нарушения речи у детей. М. : Медицина, 2009. 448 с.
10. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 2011. 192 с.
11. Волкова М. В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. 2016. С. 334-337.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Просвещение, 2011. 174 с.
14. Гонина О. О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №3. С. 81-84.
15. Гордиец А. В. Готовность ребёнка к школе: учеб, пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 243 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ