Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №114574

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Характеристика понятия мотивационная готовность к
обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по организации коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Выявление уровня сформированности мотивационной
готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 29
2.3 Выявление динамики уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 41
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 55
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 56
Приложение В Информационный буклет для родителей 57
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 59


Приоритетной задачей дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного детства осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальной в этой связи является проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Успешность последующего развития и обучения детей в школе зависит от определения сущности и показателей психологической готовности, путей ее формирования.
Психологическая готовность к обучению в школе является многомерной концепцией. Она обеспечивает детям не отдельные знания и навыки, а определенную систему базовых элементов готовности: интеллектуальную, коммуникативную и мотивационную.
Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и других авторов), является формирование у детей 6-7 лет мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности вызывает огромное количество трудностей, с которыми столкнется ребенок при последующем обучении в школе.
Многие родители и учителя считают, что если ребенок умеет читать и считать, то он готов учиться. Но этого недостаточно, важно, чтобы у будущего первоклассника были предпосылки для учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
С одной стороны, Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцева, А.К. Маркова подчеркивают, что мотивация является основой для успешного обучения в школе, с другой стороны, диагностика готовности детей 6-7 лет к обучению в школе свидетельствует о недостаточном уровне сформированности мотивационной готовности детей.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе и недостаточной методической разработанностью коррекционно-педагогической работы.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности коррекционно-педагогической работы для формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития».»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе посредством коррекционно-педагогической деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет возможным, если коррекционно-педагогическая работа будет включать в себя следующее:
- организацию совместной деятельности педагога и детей по рисованию и конструированию на тему «Школа» с предварительной работой;
- «погружение» детей в игровой форме в роль ученика школы на основе игровых обучающих ситуаций мотивационной направленности;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы игровыми материалами и атрибутами школьной тематики для организации самостоятельной игровой деятельности детей и совместной игровой деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- организацию сопровождения родителей по вопросам формирования у детей мотивационной готовности к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе посредством коррекционно-педагогической работы.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
3. Разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения в области мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста Л.И. Божович, Н.В. Нижегородцевой, А.К. Марковой;
- теоретические положения о содержании коррекционно-педагогической работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития Т.Г. Богдановой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных».
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 54 «Алёнка» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 10 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в определении содержания и особенностей организации коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании содержания поэтапной коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание поэтапной коррекционно-педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 наименований), 4 приложений. В тексте представлены 12 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 54 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема организации коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно актуальна в последние годы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, от детского сада требуется осуществление преемственности в системе детский сад - школа. Многими родителями, а также педагогами на практике данная задача трактуется как обязательная подготовка к чтению, письму, счёту и при этом не уделяется достойного внимания проблеме мотивационной готовности ребёнка 6-7 лет с задержкой психического развития. Всё это приводит к тому, что дети с нормальным психическим развитием, приходя в школу продолжают вести себя как дошкольники, трудно проходят адаптационный период, в связи с чем упускаются возможности для развития личности. Что касается детей 6-7 лет с задержкой психического развития, то проблема формирования и коррекции мотивационной готовности стоит более остро. Дело в том, что дети с данными нарушениями отстают от нормы и к моменту поступления в школу испытывают трудности в принятии новых форм поведения ученика, авторитета учителя, осознании истинных мотивов, мотивов учения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены показатели сформированности мотивационной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития к обучению в школе. В соответствии с данными показателями были подобраны диагностические задания, а именно: «Лесенка побуждений» Л.И. Божович, И.К. Марковой, «Оценка сформированности школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, «Внутренней позиции школьника» Н.И. Гуткиной, «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» Т.А. Нежновой.
В результате проведенного констатирующего эксперимента, исходя из полученных данных, мотивационная готовность к обучению в школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития сформирована на высоком уровне у 10% детей, на среднем - у 60% и на низком - у 40%. Были выявлены у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в частности, недостатки, выражающиеся в низком уровне осознанности и принятия новой позиции ученика, преобладанием внешних, социальных мотивов.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе.
Рабочая гипотеза строилась на предположении о том, что процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет возможным, если коррекционно-педагогическая работа будет включать в себя следующее:
- организацию совместной деятельности педагога и детей по рисованию и конструированию на тему «Школа» с предварительной работой;
- «погружение» детей в игровой форме в роль ученика школы на основе игровых обучающих ситуаций мотивационной направленности;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы игровыми материалами и атрибутами школьной тематики для организации самостоятельной игровой деятельности детей и совместной игровой деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- организацию сопровождения родителей по вопросам формирования у детей мотивационной готовности к обучению в школе.
Формирующий этап исследования строился на основании данных, полученных на констатирующем этапе, проводилась поэтапно.
На первом, подготовительном этапе реализовывалась совместная деятельность педагога и детей по рисованию и конструированию на тему «Школа», которая сопровождалась предварительно этическими беседами и просмотром мультфильмов на тему школы.
На втором этапе формирующего эксперимента проводилась коррекционно-педагогическая работа по погружению детей в игровой форме в роль ученика школы. Для этого применялись игровые обучающие ситуации мотивационной направленности.
На третьем этапе формирующего эксперимента мы создавали условия для самостоятельных сюжетно-ролевых игр детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Помимо атрибутов для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в предметном пространстве дошкольника, нами были отобраны и предложены в процессе совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах дидактические и подвижные игры
Для сопровождения коррекционно-педагогической работы по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мотивационной готовности к обучению в школе, на четвертом этапе формирующего эксперимента, было организовано сопровождение родителей дошкольников в виде консультирования и педагогического просвещения.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с задержкой психического развития:
- количество детей с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению уменьшилось на 30%
- количество детей со средним уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению увеличилось на 30%
К сожалению, количество детей 6-7 лет с задержкой психического развития с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению не изменилось.
Таким образом, дети 6-7 лет с задержкой психического развития хотят ходить в школу, при этом руководствуются ни только социальными, внешними мотивами, а и осознанным отношением к школьной форме поведения. Мотивы учения, познавательный интерес в ходе эксперимента так же повысился.
Положительная динамика показателей уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития свидетельствует о том, что предложенное в рамках исследования содержание коррекционно-педагогической работы оказалось достаточно действенным.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.



1. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Новгород, 2003. 238 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : 2009. 398 с.
3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды // Психология формирования личности. М. : Педагогика, 2004. 533 с.
4. Бучкова А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к обучению в школе // Дошкольное воспитание. 2017. № 4. С. 58-65.
5. Васильева Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе // Школьный логопед. 2014. № 4. С. 73-77.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Смысл; Эксмо, 2003. 347 с.
7. Головко Е. А. Изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к обучению в школе // Наука, техника и образование. - 2015. № 12 (18). С. 175-178.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к обучению в школе. 3-е изд. М. : Академический Проект, 2000. 184 с.
9. Давыдов В. В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов: межвузовский сб. науч. тр. М. : Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской, 1980. 128 с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред.
Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
11. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребенка и его готовность к обучению в школе. М. : Просвещение, 2016. 239 с.
12. Загвоздкин В. Готовность к обучению в школе : Методическое пособие для родителей. М. : Деметра, 2016. 851 c.
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2010. 448 с.
14. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : сборник / Под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2009. 422 с.
15. Маркова А. К. [и др.]. Формирование мотивации учения : Книга для учителя. М., 1983. 209 с.
16. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе. М. : Владос, 2001. 256 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие. СПб. : Питер, 2007. 713 с. (Мастера психологии).
18. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к обучению в школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 28-30.
19. Эльконин Д. Б. Букварь; Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. М. : Просвещение/Бином. 2020. 112 с.
20. Эльконин Д. Б. Букварь; Букварь. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. М. : Просвещение/Бином. 2020. 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ