Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №115193

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 11
1.1 Особенности и трудности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в современном мире 11
1.2 Конструктивно-модельная деятельность как средство развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 31
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 42
2.3 Выявление динамики в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни 59
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Характеристика выборки исследования 76
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 78
Приложение В Перспективный план по реализации комплексной непрерывной образовательной деятельности с применением конструктивно-модельной деятельности (образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие») 80
Приложение Г Карта-алгоритм, применяемая в процессе развития связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности 86
Приложение Д Конспекты комплексной непрерывной образовательной деятельности (с применением конструктивно-модельной деятельности) по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» 87
Приложение Ж Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 98

Актуальность исследования. Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач. В овладение родным языком входит умение правильно строить предложения, описывать предмет, рассказать о каком-либо событии или явлении из жизни. Согласно нормативному развитию у детей шестого года жизни связная монологическая речь должна достигнуть достаточно высокого уровня, но в последнее время у многих дошкольников данного возраста наблюдаются трудности: их словарь беден и не точен, детям сложно подобрать нужное слово и они часто заменяют его другим, что меняет смысл сказанного. Нарушен грамматический строй. Их связная монологическая речь характеризуется неточностью, неразвёрнутостью, непоследовательностью и нечеткостью высказывания.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что педагогами уделяется недостаточно внимания работе по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности. В наше время увеличилось количество детей, у которых недостаточно сформированы навыки связной монологической речи. Связная монологическая речь, построенная правильно, развивает у ребенка уверенность в своих силах, а также возможность общения. Общение со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка, что в дальнейшем повлияет на успешность обучения в школе.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что проблема развития связной монологической речи у детей шестого года в конструктивно-модельной деятельности малоизучена, так как в основном конструирование применяется для развития общей и мелкой моторики, воображения, мышления, зрительного восприятия.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению конструктивно-модельной деятельности с целью развития связной монологической речи у детей шестого года.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни как одной из важнейших задач данного возраста и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни в связи с ростом в последнее время числа детей с низким уровнем ее развития и недостаточным использованием возможностей конструктивно-модельной деятельности в решении этой проблемы;
• между возрастными возможностями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и недостаточной разработанностью практического материала использования этого средства.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность конструктивно-модельной деятельности в развитии у детей шестого года жизни связной монологической речи.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Предмет исследования: развитие связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработано и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Теоретической основой исследования послужили:
• психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко);
• психолого-педагогические исследования особенностей развития связной монологической речи у детей шестого года жизни (В.П. Глухов, В.К. Воробьева);
• психолого-педагогические условия использования конструктивно-модельной деятельности (М.С. Ишмакова, Е.В. Фешина, Т.С. Лусс).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по развитию связной монологической речи у детей;
• эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностические задания для исследования связной монологической речи у детей шестого года жизни;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 81 «Медвежонок» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 40 детей шестого года жизни.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2018 по 2020 гг.
На первом этапе (сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы, подготовлены публикации материалов исследования.
На втором этапе (февраль 2019 г. - февраль 2020 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалось и апробировалось содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, направленной на развитие связной монологической речи детей шестого года жизни. Осуществлялась публикация материалов исследования.
На третьем этапе (февраль 2020 г. - май 2020 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались количественные и качественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; подготовка публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, разработанная карта-алгоритм и содержание образовательной деятельности, практические материалы и рекомендации для родителей по игровому взаимодействию с детьми могут быть использованы для построения психолого-педагогической работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; разработке и апробации содержания работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Связная монологическая речь - это смысловое, развернутое высказывание, которое помогает обеспечить развитие, общение и понимание людей.
2. Связная монологическая речь детей шестого года жизни характеризуется неточностью, фрагментарностью, непоследовательностью, однообразием, незаконченностью, отсутствием логичности, нарушением грамматического строя, бедностью языковых средств.
3. Задача развития связной монологической речи у детей шестого года жизни решается посредством реализации содержания работы с применением конструктивно-модельной деятельности, включающего в себя: разработанную карту-алгоритм, используемую на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей; комплексную непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»; вовлечение родителей в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Критериями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни являются: 1) содержательность речи; 2) логическая последовательность речи; 3) грамматическая правильность речи; 4) точность речи; 5) разнообразие языковых средств.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 1 рисунком.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследований педагогов-психологов, которые изучали развитие связной монологической речи, а именно: Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин, говорят о необходимости и актуальности данной темы.
На основании данных исследований нами был сделан вывод, что успешность ребенка в настоящем и будущем зависит от развития связной монологической речи. Нет нужды спорить с тем, что школьное обучение подразумевает достаточно высокий уровень ее развития в получении знаний и их применения. Через общение ребенок познает мир, учится чему-то новому. Стоит отметить, что полноценное общение не только дает возможность учиться, но и выражать свои мысли, делиться своим мнением, повышает самооценку ребенка в обществе. Связь развития речи и мышления объяснял Л.С. Выготский. Он говорил, что они взаимосвязаны и зависят друг от друга. Если развитие речи ребенка стоит на месте, значит, мышление тоже плохо развивается и наоборот.
Используя подобранные диагностические задания, мы выявили детей с низким уровнем развития связной монологической речи в контрольной группе - 55% , а в экспериментальной группе - 60%. Это позволило нам размышлять о том, что необходима целенаправленная работа в данном направлении.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработана и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
Учитывая интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей шестого года жизни, мы использовали эту возможность с ними для работы по развитию связной монологической речи. Проведенная формирующая работа подтвердила возможность конструктивно-модельной деятельности как средства в решении такой важной задачи. В последствие, мы выявили значительную динамику развития связной монологической речи у детей шестого года жизни, с которыми проводился формирующий эксперимент по сравнению с контрольной группой.
После проведения формирующего этапа в экспериментальной группе мы выявили следующие изменения. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 40%. Они составили описательный рассказ без особых затруднений. По предложенным картинкам составили предложение с использованием всех картинок. Сказку пересказали с достаточной точностью. Рассказ из личного опыта содержал достаточное количество выразительных языковых средств. Количество детей со средним уровнем на 20%. Они смогли составить описательный рассказ, но с небольшой помощью. Построение фраз было с некоторыми недостатки, но адекватная по смыслу. Отмечались некоторые паузы. Пересказ составляли сами, но наблюдалось выпадение одного фрагмента. В рассказе иногда встречались выразительные языковые средства. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 60%. Они нуждались в постоянной помощи в виде наводящих, побуждающих вопросов. Таким образом, наша главная цель по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности достигнута, поставленные перед нами задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Александрова Е. В. Роль конструктивно-модельной деятельности в развитии связной речи у детей шестого года жизни // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 1-12 апреля 2019 г. Выпуск ХП. Тольятти. 2019. С. 6-11
2. Александрова Е. В. Развитие связной речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX. Тольятти: НаукоПолис, 2020. С. 38-43.
3. Алексеева А. М. Теория и методика развития речи. М. : Академия, 2014. 488 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
5. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2014. 93 с.
6. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : МПСУ, 2016. 183 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2012. 156 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
9. Гуськова А. А. Речевое развитие детей 5-7 лет на основе пересказа. М.: ТЦ Сфера, 2016. 89 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2014. 168 с.
11. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. 1994. 34 с.
12. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи. М. 1998. 154 с.
13. Жохова О. В. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010. 156 с.
14. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М. : Логос, 2013. 164 с.
15. Корнеева И. В. Логопедические игры для детей. М. : Феникс, 2016. 123 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ