Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №68688

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с ОНР средствами графического моделирования
1.1. Понятие графического моделирования и его потенциальных возможностей
в развитии речи младших школьников 6
1.2. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ основных подходов к организации и содержанию логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи с использованием графических
моделей 18
Глава II. Практика коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования
2.1. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Развитие связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи средствами графического моделирования 37
2.3 . Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у
первоклассников с общим недоразвитием речи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Правильное формирование речи является одним из важнейших условий всестороннего развития детей. Уровень развития речи характеризует психическое развитие ребёнка, обуславливает характер его отношений с взрослыми и сверстниками, а также определяет возможности в познании окружающей действительности. Один из показателей уровня речевого развития ребёнка - сформированность лексико-грамматической стороны речи. У младших школьников с нарушениями речи отмечаются сложности в усвоении лексико-грамматических средств языка, что приводит к недоразвитию связной речи, в том числе и монологической.
На современном этапе развития педагогической теории и практики большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, с целью повышения эффективности коррекционного воздействия (Г.В. Чиркина, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).
Работая с детьми с различными речевыми патологиями и сталкиваясь с трудностями в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, направляющие, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств выступает графическое моделирование.
Метод графического моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (слово, предложение, текст), а также научиться работать с ними. Это имеет особую важность для первоклассников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше вербального (А.Н. Леонтьев; Т.В. Егорова).
Вышеизложенное обусловило проблему исследования: каков характер влияния коррекционно-педагогической работы средствами графического моделирования на развитие связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить возможности графического моделирования в развитии связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: графическое моделирование как средство
развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: формирование связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
1) выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
2) в системе коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи применять метод графического моделирования.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме применения графического моделирования как средства развития связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и обосновать программу развития связной
монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
5. Разработать методические рекомендации по развитию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Для решения вышеизложенных задач были использованы следующие методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого¬педагогической, психолингвистической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (анализ пересказов, ответов, представленных в виде диктофонных записей, и т. п.); констатирующий эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), речевая деятельность и механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя), а также общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская и др.), исследования в области графических средств формирования и развития связной монологической речи учащихся (Н.Г. Андреева, Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Бардышева, Н.Е. Ильякова и др.).
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа № 7» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 11 детей с общим недоразвитием речи, III уровень развития речи, в возрасте 7¬7,5 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретическую и методическую литературу и проведя опытно- экспериментальную работу по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования, мы ещё раз убедились в актуальности данной проблемы.
В ходе изучения теоретического материала по теме мы выяснили, что связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, представляющую единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и разделяется на связанные между собой части.
Самостоятельная связная монологическая речь детей с общим
недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме. Несформированность связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Анализ логопедической литературы позволил сделать вывод, что одним из эффективных способов развития связной монологической речи является графическое моделирование. Использование графических моделей вызывает интерес ребёнка, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Кроме того применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мы также рассмотрели ряд подходов различных авторов к организации логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
С целью исследования феномена связного монолога у первоклассников с общим недоразвитием речи, нами была выбрана методика В.К. Воробьевой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили, что большинство испытуемых с общим недоразвитием речи (63%) демонстрируют средний уровень развития связной монологической речи, 37% - уровень ниже
среднего. Высокий и низкий уровни выявлены не были.
Также можно сделать вывод, что состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи отличается рядом специфических особенностей:
- дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
- прослеживается несформированность умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; чередование коммуникативно-сильных и коммуникативно-слабых предложений в рассказе.
В соответствии с полученными результатами нами была организована и проведена логопедическая работа по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования, которая принесла положительные результаты. 55%
первоклассников улучшили свои результаты, полученные на диагностическом этапе эксперимента. Большинство испытуемых (63%) продемонстрировало средний уровень развития связной монологической речи, 27% - высокий уровень, и только у 10% был выявлен уровень ниже среднего.
По результатам проведённого эксперимента можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы о том, что эффективному формированию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет способствовать логопедическая работа коррекционно-педагогического воздействия с применением метода графического моделирования. Это подтверждается результатами контрольного эксперимента.
Поставленная проблема в нашей работе, безусловно, не исчерпывается данным исследованием. Вместе с тем задачи нашего исследования решены, а гипотеза нашла своё подтверждение.



1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 109 [2] с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
3. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева // под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 182 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
5. Антонова, О.А. Особенности состояния монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / О.А. Антонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 1-5.
6. Бардышева, Т.Ю. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов (комплект из 30 наглядных пособий) / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2012. - 30 с.
7. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большева. - СПб: Детство-Пресс, 2005. - 96 с.
8. Будаева, Л. Н. Использование приемов моделирования текстовых задач в начальном курсе математики / Л.Н. Будаева // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 119-121.
9. Бунеев, Р.Н. По дороге к Азбуке. Часть 3 (5-6лет). Пособие для дошкольников 4-6 лет. - Издание 2-е, переработанное / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. - М.: Баласс, 2008. - 64 с.
10. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. - С. 4.
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - 415 с.
12. Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.
13. Винокур, М.С. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках географии: Пособие для уч./ М. С. Винокур, О. Я. Скуратович. - Киев: Рад. шк., 1990. - 48 с.
14. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 160 с. - (Высшая школа).
16. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
17. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 89-97.
18. Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 168 с.
19. Глушкова, Е.В. Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с ОНР / Е.В. Глушкова. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/02/23/sovremennoe- sostoyanie-problemy-izucheniya.
20. Деркач, А. А. Акмеология: Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
21. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.: ил.
22. Желтухина, С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С. З. Желтухина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 69-72.
23. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. - М.: Педагогика, 1978. - 87 с.
24. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
25. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От прилагательных - к рассказам-описаниям / Н.Е. Ильякова. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 8 с.; (32) л. ил. - (Слова - в словосочетания, словосочетания - в предложения).
26. Карнаухова, Я.Б. Организация и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР методом изографического моделирования / Я.Б. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-5. - С. 207-216.
27. Каше, Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико¬
фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Министерство Просвещения СССР научно¬
исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 93 с.
28. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы»: Азбука экологии / Н.Н. Кондратьева. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 60 с.
29. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
30. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
31. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. - 544 с.
32. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
33. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -
СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера
психологии»).
35. Сергеева, Е.Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР / Е. Е. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 29. - С. 157-161.
36. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 7-12.
37. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 1997. - 112 с.
38. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 103 с.
39. Шилова, О.В. Статья «Использование метода наглядного
моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников» / О.В. Шилова. http: //nsportal. ru/detskiy-
sad/raznoe/2014/09/29/ispolzovanie-metoda-naglyadno go-modelirovaniya-v- korrektsii-obshchego.
40. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших
школьников / Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Издательство Академия
педагогических наук РСФСР, 1962. - 288 с.
41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.: ил.
42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: книга для учителя-логопеда. - 2-е изд., доп. / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ