Проблемы института приемной семьи в России
|
Аннотация 4
Введение 6
Глава 1. Общая характеристика института приемной семьи в Российской Федерации 10
1.1 Особенности развития законодательства о приемной семье в РФ 10
1.2 Правовые предпосылки возникновения института приемной семьи в России 16
1.3 Понятие и особенности приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 21
Глава 2. Правовое регулирование института приемной семьи 26
2.1 Порядок образования приемной семьи 26
2.2 Правовой статус членов приемной семьи 29
2.3 Особенности заключения и содержания договора о создании приемной семьи 23
Глава 3. Проблемы правового регулирования отношений в рамках приемной семьи 40
3.1. Проблемы государственного контроля за защитой прав детей в приемной семье 40
3.2. Проблемы привлечения к юридической ответственности за правонарушения в рамках института приемной семьи 43
Заключение 49
Список используемых источников 52
Введение 6
Глава 1. Общая характеристика института приемной семьи в Российской Федерации 10
1.1 Особенности развития законодательства о приемной семье в РФ 10
1.2 Правовые предпосылки возникновения института приемной семьи в России 16
1.3 Понятие и особенности приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 21
Глава 2. Правовое регулирование института приемной семьи 26
2.1 Порядок образования приемной семьи 26
2.2 Правовой статус членов приемной семьи 29
2.3 Особенности заключения и содержания договора о создании приемной семьи 23
Глава 3. Проблемы правового регулирования отношений в рамках приемной семьи 40
3.1. Проблемы государственного контроля за защитой прав детей в приемной семье 40
3.2. Проблемы привлечения к юридической ответственности за правонарушения в рамках института приемной семьи 43
Заключение 49
Список используемых источников 52
В соответствии со «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларацией социального прогресса и развития» дети имеют право на защиту прав и обеспечение их благосостояния1. Однако во всех странах мира, несмотря на их социально-экономическое или политическое положение существует категория детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не является исключением и Российская Федерация, современная государственная политика которой, направлена на реализацию основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»2 отнесены в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В связи с этим, особую значимость в Российской Федерации приобретает дальнейшее совершенствование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это обстоятельство связано и с сокращением случаев передачи российских детей, оставшихся без родительского попечения, на усыновление за рубеж3 . На формирование благоприятной среды для обеспечения права всех детей на семейное воспитание направлен и Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»4. Таким образом, наше государство последовательно принимает меры для обеспечения ребенку право на семейное воспитание, поскольку именно семья в соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка является «наиболее благоприятной для развития ребенка социальной средой»5.
В Российской Федерации к стабильно развивающейся, а значит востребованной форме устройства детей, оставшихся без родительского попечения можно отнести приемную семью. С 2010 г. количество детей, переданных на воспитание в приемную семью, постоянно росло (2010 г. - 13625; 2011 г. - 13776; 2012 г. - 13055; 2013 г. - 17740; 2014 г. - 21264; 2015 г. - 20707). Исключение составляет лишь 2015 г., когда по всем формам устройства наблюдается понижение, в то время как количество детей переданных на усыновление (2010 г. - 11157; 2011 г. - 10816; 2012 г. - 9169; 2013 г. - 8245; 2014 г. - 7654; 2015 г. - 6649), под опеку или попечительство (2010 г. - 48595; 2011 г. - 40779; 2012 г. - 37264; 2013 г. - 34954; 2014 г. - 32892; 2015 г. - 30070) имеет стабильную тенденцию снижения6.
Вместе с тем изменения, произошедшие в ее правовом регулировании после принятия в 2008 году Федерального закона «Об опеке и попечительстве»7 , вызывают серьезную озабоченность в связи с тем, что приемная семья отнесена теперь к возмездной разновидности опеки (попечительства) и это затрудняет ее самостоятельное развитие в качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения, касающиеся правового регулирования приемной семьи , произошли и в семейном законодательстве, теперь ст. 152 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) прямо предусматривает, возможность применения «к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим кодексом, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений»8.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ развития института приемной семьи в России, а также исследования его проблем на современном этапе. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
• определить особенности развития законодательства о приемной семье в РФ;
• рассмотреть правовые предпосылки возникновения института приемной семьи в России;
• дать понятие и рассмотреть особенности приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать порядок образования приемной семьи;
• определить правовой статус членов приемной семьи;
• изучить особенности заключения и содержания договора о создании приемной семьи;
• проанализировать проблемы государственного контроля за защитой прав детей в приемной семье, а также проблемы привлечения к юридической ответственности за правонарушения в рамках института приемной семьи.
Объектом исследования в настоящей работе является институт приемной семьи. Предметом исследования - проблемы института приемной семьи.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации и зарубежных стран, а также нормативно-правовые акты ранее использовавшиеся для регулирования рассматриваемой темы, но в данный момент утратившие силу. Теоретической базой исследования явились учебные пособия по семейному праву, монографии и статьи в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых-правоведов.
В Российской Федерации к стабильно развивающейся, а значит востребованной форме устройства детей, оставшихся без родительского попечения можно отнести приемную семью. С 2010 г. количество детей, переданных на воспитание в приемную семью, постоянно росло (2010 г. - 13625; 2011 г. - 13776; 2012 г. - 13055; 2013 г. - 17740; 2014 г. - 21264; 2015 г. - 20707). Исключение составляет лишь 2015 г., когда по всем формам устройства наблюдается понижение, в то время как количество детей переданных на усыновление (2010 г. - 11157; 2011 г. - 10816; 2012 г. - 9169; 2013 г. - 8245; 2014 г. - 7654; 2015 г. - 6649), под опеку или попечительство (2010 г. - 48595; 2011 г. - 40779; 2012 г. - 37264; 2013 г. - 34954; 2014 г. - 32892; 2015 г. - 30070) имеет стабильную тенденцию снижения6.
Вместе с тем изменения, произошедшие в ее правовом регулировании после принятия в 2008 году Федерального закона «Об опеке и попечительстве»7 , вызывают серьезную озабоченность в связи с тем, что приемная семья отнесена теперь к возмездной разновидности опеки (попечительства) и это затрудняет ее самостоятельное развитие в качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Изменения, касающиеся правового регулирования приемной семьи , произошли и в семейном законодательстве, теперь ст. 152 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) прямо предусматривает, возможность применения «к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим кодексом, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений»8.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ развития института приемной семьи в России, а также исследования его проблем на современном этапе. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
• определить особенности развития законодательства о приемной семье в РФ;
• рассмотреть правовые предпосылки возникновения института приемной семьи в России;
• дать понятие и рассмотреть особенности приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать порядок образования приемной семьи;
• определить правовой статус членов приемной семьи;
• изучить особенности заключения и содержания договора о создании приемной семьи;
• проанализировать проблемы государственного контроля за защитой прав детей в приемной семье, а также проблемы привлечения к юридической ответственности за правонарушения в рамках института приемной семьи.
Объектом исследования в настоящей работе является институт приемной семьи. Предметом исследования - проблемы института приемной семьи.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации и зарубежных стран, а также нормативно-правовые акты ранее использовавшиеся для регулирования рассматриваемой темы, но в данный момент утратившие силу. Теоретической базой исследования явились учебные пособия по семейному праву, монографии и статьи в периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых-правоведов.
Несмотря на юридическое «слияние» приемной семьи с опекой (попечительством), приемная семья, продолжает сохранять свои особенности и большой потенциал автономного развития и это позволяет говорить о преждевременности ее поглощения институтом опеки и попечительства. На фоне исчезновения патронатной семьи (патронатного воспитания), приемная семья остается единственной возмездной формой семейного устройства детей, которая в условиях сложной социально - экономической обстановки в стране позволит воспитывать детей, оставшихся без родительского попечения в обстановке материальной стабильности.
Приемная семья обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами устройства детей, оставшихся без родительского попечения, что определяет ее социально - правовое значение. Это обусловлено специальной подготовкой приемных родителей, гармоничным сочетанием семейного воспитания и защиты личных и имущественных прав детей, материальным обеспечением и иными используемыми средствами социальной поддержки приемных семей.
С педагогической точки зрения, профессионально - замещающая приемная семья в полной мере способна обеспечить реализацию права ребенка, оставшегося без попечения родителей на семейное воспитание с построением внутренней связи, присущей кровным семьям, «родитель - ребенок». Для раскрытия сущности приемной семьи, определения задач, стоящих перед нею в результате создания, предлагается изменить п. 1 ст. 152 СК РФ и изложить его в следующей редакции: Приемная семья - это возмездная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая в целях реализации их права жить и воспитываться в семье, социальной адаптации, защиты прав и законных интересов, основанная на срочном договоре, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
В Российской Федерации необходимо создать новую модель приемной семьи, состоящей из следующих ее видов:
• Традиционная приемная семья - для воспитания приемных детей без особых отклонений в поведении или состоянии здоровья, в количестве до трех человек, включая родных и усыновленных. Приемными родителями здесь, могут быть лица, прошедшие общую подготовку в школе приемных родителей.
Исключение могут составлять случаи устройства в приемную семью детей, состоящих между собой в родственных отношениях.
• Специализированная приемная семья - в целях воспитания детей в возрасте до трех лет, детей с девиантным поведением, имеющих инвалидность, страдающих хроническими заболеваниями или перенесшими психологическую травму, в том числе и подростков, которые уже имеют опыт возвращения их в организации для детей - сирот из замещающей семьи. Воспитанием приемных детей здесь должны заниматься приемные родители, имеющие опыт деятельности в качестве приемных родителей в традиционных приемных семьях не менее трех лет, прошедшие специальную подготовку и получающие вознаграждение в повышенном размере. В этом случае количество несовершеннолетних детей в семье, с учетом родных и усыновленных, не должно превышать двух человек, при этом только один из них может быть приемным ребенком. Исключение может быть сделано лишь для родных братьев, сестер, когда устройство в разные замещающие семьи не соответствует их интересам.
Возможность официального распределения обязанностей между приемными родителями по воспитанию и обучению приемных детей противоречит самой сути создания приемной семьи и препятствует развитию внутренних семейных связей, аналогичных традиционным взаимоотношениям родителей и детей. В связи с этим предлагаем ч. 9 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве», изложить в следующей редакции: «При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства, за исключением договора о приемной семье. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение».
Приемная семья обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами устройства детей, оставшихся без родительского попечения, что определяет ее социально - правовое значение. Это обусловлено специальной подготовкой приемных родителей, гармоничным сочетанием семейного воспитания и защиты личных и имущественных прав детей, материальным обеспечением и иными используемыми средствами социальной поддержки приемных семей.
С педагогической точки зрения, профессионально - замещающая приемная семья в полной мере способна обеспечить реализацию права ребенка, оставшегося без попечения родителей на семейное воспитание с построением внутренней связи, присущей кровным семьям, «родитель - ребенок». Для раскрытия сущности приемной семьи, определения задач, стоящих перед нею в результате создания, предлагается изменить п. 1 ст. 152 СК РФ и изложить его в следующей редакции: Приемная семья - это возмездная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая в целях реализации их права жить и воспитываться в семье, социальной адаптации, защиты прав и законных интересов, основанная на срочном договоре, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
В Российской Федерации необходимо создать новую модель приемной семьи, состоящей из следующих ее видов:
• Традиционная приемная семья - для воспитания приемных детей без особых отклонений в поведении или состоянии здоровья, в количестве до трех человек, включая родных и усыновленных. Приемными родителями здесь, могут быть лица, прошедшие общую подготовку в школе приемных родителей.
Исключение могут составлять случаи устройства в приемную семью детей, состоящих между собой в родственных отношениях.
• Специализированная приемная семья - в целях воспитания детей в возрасте до трех лет, детей с девиантным поведением, имеющих инвалидность, страдающих хроническими заболеваниями или перенесшими психологическую травму, в том числе и подростков, которые уже имеют опыт возвращения их в организации для детей - сирот из замещающей семьи. Воспитанием приемных детей здесь должны заниматься приемные родители, имеющие опыт деятельности в качестве приемных родителей в традиционных приемных семьях не менее трех лет, прошедшие специальную подготовку и получающие вознаграждение в повышенном размере. В этом случае количество несовершеннолетних детей в семье, с учетом родных и усыновленных, не должно превышать двух человек, при этом только один из них может быть приемным ребенком. Исключение может быть сделано лишь для родных братьев, сестер, когда устройство в разные замещающие семьи не соответствует их интересам.
Возможность официального распределения обязанностей между приемными родителями по воспитанию и обучению приемных детей противоречит самой сути создания приемной семьи и препятствует развитию внутренних семейных связей, аналогичных традиционным взаимоотношениям родителей и детей. В связи с этим предлагаем ч. 9 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве», изложить в следующей редакции: «При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства, за исключением договора о приемной семье. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение».
Подобные работы
- Правовые основы устройства детей в приемную семью
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Актуальность и перспективы развития института приемной семьи РФ (Саратовская Государственная Юридическая Академия)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Приемная семья как правовая форма реализации прав ребенка
Магистерская диссертация, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Социальная помощь семьям с приемными детьми (Уральский Промышленно-Экономический Техникум)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Приемная семья как вид устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Томский финансово-юридический техникум)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практика их реализации (на материалах Пензенской области)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Приемная семья как форма жизнеустройства детей сирот
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





