ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ .. 6
1.1. Этапы развития межпредметных связей и их организация в
образовательной учреждении 6
1.2. Понятия и квалификация межпредметных связей 14
1.3. Роль межпредметных связей в изучении ОБЖ 24
1.4. Анализ учебных тем по оказанию первой помощи в программах ОБЖ... 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ
ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 34
2.1. Методика проведения теоретических занятий по оказанию первой помощи 34
2.2 Методика проведения интегрированного урока на основе межпредметных связей 35
2.3 Методические рекомендации при проведении интегрированного урока по первой помощи на основе межпредментых связей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
С введением нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, возможно, нет необходимости доказывать важность межпредметных коммуникаций в учебном процессе. Технология использования межпредметных коммуникаций заключается в том, что в материал урока включен эпизод урока других предметов, но в то же время каждый предмет остается независимым от своих целей, задач и программы. В целом структура урока сохраняется. На уроках ОБЖ межпредметная связь прослеживается с физикой, математикой, информатикой, географией, биологией, экологией, историей, химией, литературой, изобразительным искусством.
С помощью многосторонних междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учеников, но и закладывается основа для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальности.
Уровень подготовки после проведения урока ОБЖ с использованием межсубъектных коммуникаций (история, география, анатомия) и тщательно отобранные методы обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и характеристиками возраста учащихся, становится выше.
Взаимосвязь содержания и методов обучения может стать важным дидактическим условием дальнейшего повышения эффективности познавательной деятельности учащихся, если она осуществляется в таких областях, как:
более глубокое и разнообразное раскрытие содержания всех академических предметов в отношениях и взаимозависимости, что, в свою очередь, способствует более последовательному и системному усвоению образовательной информации об истории жизни;
развитие познавательной активности учащихся в процессе освоения новых знаний на уроках и самостоятельной работы путем привлечения знаний не только по предмету безопасности жизнедеятельности, но и по другим учебным предметам; формирование у учеников способности быстрее использовать полученные знания различных дисциплин в усвоении новых знаний и в практической деятельности, что приводит к успешному развитию таких умственных качеств, как логика, гибкость, критичность, а также умение сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, опровергать.
Реализация межпредметных связей как методический прием дает положительный результат только в тесном единстве с другими активными методами обучения и воспитания.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны, взаимозависимы и составят единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мира и войны, выполняя сложные жизненные задачи.
Объект: учебно-воспитательный процесс в образовательной организации.
Предмет: организация межпредметных связей ОБЖ с другими предметами по теме «Оказание первой помощи»
Цель: Разработка методических рекомендаций для проведения занятий по первой помощи на основе межпредметных связей
Задачи:
1) Изучить теоретические основы организации межпредметных связей в образовательном процессе
2) Изучить межпредметные связи темы «Оказание первой помощи» по предмету ОБЖ
3) Разработать методические рекомендации для проведения занятий по теме «Оказание первой помощи» на примере интегрированного урока
Методологическую основу исследования составили следующие методы исследования:
• сбор и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
• синтез;
-сравнение;
• обобщение;
• проектирование;
• педагогический эксперимент;
Данная работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.
Реализация межпредметных связей в обучении дает возможность экономить время на определение структуры учебного плана, что способствует более рациональному ведению учебного процесса в целом. Так же установление межпредметных связей помогает привести в гармонию отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира, представление о целостной, «неразорванной» картине мира. Необходимо, чтобы учащиеся могли в полной мере применять знания всех предметов в комплексе, не разделяя их. Межпредметные связи способствуют доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний. Так же использование межпредметных связей сформирует у учащихся навык применения фундаментальных законов в разных областях знаний, что в свою очередь развивает у детей мобильность, самостоятельность и другие качества, необходимые в современном обществе.
Затронутые в работе межпредметные связи основ безопасности жизнедеятельности и предмета Биология действительно есть и их необходимо использовать.
В данной выпускной квалификационной работе были выполнены следующие задачи: изучены литературные источники по использованию межпредметных связей предмета основы безопасности жизнедеятельности с предметом ОБЖ, разработана структура организации межпредметных связей предмета основы безопасности жизнедеятельности с другими дисциплинами, предложены методические рекомендации по использованию меж-предметных связей предмета основы безопасности жизнедеятельности с другими дисциплинами.
Исходя из проделанной работы, считаем, что наша цель достигнута.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: [Текст], учебник / Н.П. Abaskalova. - Новосибирск: Изд-во Сибирского университета, 2008. - 136 с. - (Университетская серия).
2. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных коммуникаций как одно из направлений повышения качества образования [Электронный ресурс] // Общие образовательные технологии. URL: http: // open- openlesson.rf / Articles / 527712 / (доступ: 27/01/2019).
3. Блинов Ю.Б. Междисциплинарное общение в обучении безопасности жизнедеятельности [Текст] / Ю.А. Б. Блины // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 11 (3). - с. 161-165.
4. Блинова, Т. Л. Подход к определению понятия «Междисциплинарная коммуникация в учебном процессе» с позиции ФГОС СОО [Текст] / Блинова, А.С. Кирилова // Педагогическое мастерство: материалы III ста- жировки.научный конф. - М .: Буки-Веди, 2013 .-- С. 65-67.
5. Вергелес, Г. И. Дидактика (вспомогательные рефераты): учебное пособие [Текст] / Верджес Г., Конева В. С., Семенова О. Н. - СПб .: ТЕССА, 2009 (СПб .: Полиграф экспресс). - 152 с.
6. Функция обучения [Электронный ресурс] URL: https://vikidalka.ru/2-138072.html (доступ: 27.01.2009).
7. Гурьев А.И., Междисциплинарные коммуникации - теория и практика // Наука и образование. - 2014 - № 2. - 204 с
8. Гурьев А.И., Междисциплинарное общение в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Всероссийские материалы. Научно-практический. Конференция - Горно-Алтайск, 2013 - 160 с.
9. Гурьев, А.И. Состояние межпредметных связей в системе современного образования // Наука и школа. - 2012. - № 2. - с. 41-45
10. Дмитриев С.Д. Межпредметные коммуникации в образовательном процессе. - Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. Пед Институт, 2014.- С. 80.
11. Елагина В. Педагог в пространстве межпредметных коммуникаций // Высшее образование в России. - 2013 г. - «2. - с. 91-93.
12. Зуев А. Роль межпредметных коммуникаций в образовательном процессе // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2013. - № 4. - С. 37-39.
13. Каиров И.А. Педагогический словарь: в 2 тт. [Текст] / И.А. Каиры.
• М .: АПН РСФСР, 1961 .-- 776 с.
14. Карпов А. О. Интегрированные знания в современной школе // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 19-28.
15. Кулагин П.Г. Междисциплинарное общение в обучении. - М .: Образование, 2012...