УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
|
Введение 1-4
Глава 1. Понятие, содержание права на свободу совести и вероисповеданий, отграничение от смежных понятий 5
1.1. Понятие, содержание права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству РФ 5-23
1.2. Отграничение от смежных уголовно-правовых и иных понятий 24-37
Глава 2. Объективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий в статье 148 УК РФ 38
2.1. Объект состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 38-43
2.2. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 43-55
Глава 3. Субъективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий в статье 148 УК РФ 56
3.1. Субъект состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ 56-64
3.2. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 64-69
Заключение 70-73
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Понятие, содержание права на свободу совести и вероисповеданий, отграничение от смежных понятий 5
1.1. Понятие, содержание права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству РФ 5-23
1.2. Отграничение от смежных уголовно-правовых и иных понятий 24-37
Глава 2. Объективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий в статье 148 УК РФ 38
2.1. Объект состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 38-43
2.2. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 43-55
Глава 3. Субъективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий в статье 148 УК РФ 56
3.1. Субъект состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ 56-64
3.2. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.148 УК РФ 64-69
Заключение 70-73
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы определяется потребностью в развернутом теоретико-прикладном анализе комплекса вопросов, связанных с установлением и реализацией уголовной ответственности за деяния, которые нарушают гарантированное Конституцией России право на самоопределение и свободу граждан в сфере религиозных отношений.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В настоящее время действующим законодательством юридически не определено понятие «религия», а также понятия «верующие», «религиозные чувства», «свобода совести», «свобода вероисповедания». Данные понятия раскрываются исследователями. В российском законодательстве отсутствует четкий категориально-понятийный аппарат, регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением свободы совести и вероисповедания. В связи с этим существуют некоторые затруднения в применении на практике ст. 148 Уголовного кодекса РФ. Данный факт может привести к злоупотреблению правом на защиту нарушенной свободы совести и вероисповеданий.
Диспозиция ст. 148 Уголовного кодекса РФ является фактически неприменимой поскольку состоит из не разъясненных ни законодателем, ни Верховным Судом оценочных категорий, содержит дискриминирующие положения, не дает четких, прописанных рамок, отделяющих оскорбительное действие от правомерного.
Существуют сложности в привлечении к уголовной ответственности за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», поскольку не ясно, что есть «религиозные чувства», как их можно оскорбить и кто такие «верующие».
Российская Федерация является одной из самых многонациональных стран мира. Специфика религиозных предпочтений каждого, проживающего на ее территории народа, не однообразна, поэтому по причинам конфессиональных различий среди народов могут возникать конфликты.
В свете последних религиозных скандалов, произошедших в России, особое внимание стало уделяться проблемам защиты религиозных чувств верующих, в связи с чем, юристами стали оживленно обсуждаться вопросы урегулирования общественных отношений в данной области.
В связи с этим, Федеральным законом от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» в ст. 148 УК РФ были внесены изменения, которые вызвали множество вопросов в юридической науке.
Изменения уголовного законодательства, касающиеся установления уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, явились проблемой современности и вызвали трудности в правоприменительной деятельности и дискуссии в научной среде, в частности связанные с отграничением указанного состава преступления от смежных составов преступлений и административных правонарушений. Большинство экспертов отмечают существенное сходство отдельных признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ с составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, предусматривающего уголовную ответственность за хулиганство.
Исследуемая тема является актуальной, поскольку в теории уголовного права и в правоприменительной практике имеются трудности, связанные, в частности, с правильной юридической оценкой преступлений, касающихся нарушения права на свободу совести и вероисповедания.
Цель данной работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании данного состава преступления.
При изучении данной темы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать имеющиеся в науке мнения ученых по содержанию понятий используемых в ст. 148 УК РФ;
- провести сравнительно-правовой анализ данной нормы с другими составами преступлений, административных правонарушений;
- определить объективные признаки состава преступления исследуемой статьи;
- определить субъективные признаки состава преступления исследуемой статьи;
- составить предложения по внесению изменений в исследуемую статью.
Объектом исследования являются правовые отношения, которые возникают в связи с установлением и реализацией уголовно-правовых норм, создающих в своей совокупности гарантии права человека на свободу совести и вероисповедания.
Предмет исследования являются соответствующие нормы уголовного законодательства, а также материалы судебной практики.
Степень научной разработанности темы. Данная тема представляет несомненное значение для развития науки и правоприменительной практики, отечественная уголовно-правовая доктрина не проявляет к ним должного внимания. В литературе, по преимуществу, исследованы лишь общие подходы к основам уголовно-правового регулирования ответственности за преступления, связанные с нарушением права на свободу совести.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция) и частно-научные методы познания (сравнительно-правовой, формально-логический).
Правовую основу исследования составили такие нормативно- правовые акты как Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов: Агаповой А.Б., Бимбинова А.А., Бунина К. А., Волколупова В.Г., Воронина В.Н., Гончаренко А.И., Ивановой Т.Е., Ищенко Ю.Ю., Казаковой А.В., Капитоновой Е.А., Ковалева С.В., Кокорева В.Г., Коняхина В.П., Криштопова С.В., Лебединец И.Н., Новикова В.А., Хановой Э.Ш., Шилина Д.В. и других.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии современного учения об уголовной ответственности за преступления против конституционных прав человека и гражданина за счет результатов сравнительно-правового, а также за счет разработки новых положений об основаниях и пределах криминализации нарушения права на свободу совести и вероисповедания.
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке прикладных правил квалификации преступлений, предусмотренных ст. 148 УК РФ и отграничении их от смежных составов правонарушений; в обосновании перспективных направлений совершенствования законодательной основы уголовно-правовой защиты права на свободу совести и вероисповедания.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В настоящее время действующим законодательством юридически не определено понятие «религия», а также понятия «верующие», «религиозные чувства», «свобода совести», «свобода вероисповедания». Данные понятия раскрываются исследователями. В российском законодательстве отсутствует четкий категориально-понятийный аппарат, регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением свободы совести и вероисповедания. В связи с этим существуют некоторые затруднения в применении на практике ст. 148 Уголовного кодекса РФ. Данный факт может привести к злоупотреблению правом на защиту нарушенной свободы совести и вероисповеданий.
Диспозиция ст. 148 Уголовного кодекса РФ является фактически неприменимой поскольку состоит из не разъясненных ни законодателем, ни Верховным Судом оценочных категорий, содержит дискриминирующие положения, не дает четких, прописанных рамок, отделяющих оскорбительное действие от правомерного.
Существуют сложности в привлечении к уголовной ответственности за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», поскольку не ясно, что есть «религиозные чувства», как их можно оскорбить и кто такие «верующие».
Российская Федерация является одной из самых многонациональных стран мира. Специфика религиозных предпочтений каждого, проживающего на ее территории народа, не однообразна, поэтому по причинам конфессиональных различий среди народов могут возникать конфликты.
В свете последних религиозных скандалов, произошедших в России, особое внимание стало уделяться проблемам защиты религиозных чувств верующих, в связи с чем, юристами стали оживленно обсуждаться вопросы урегулирования общественных отношений в данной области.
В связи с этим, Федеральным законом от 29.06.2013 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» в ст. 148 УК РФ были внесены изменения, которые вызвали множество вопросов в юридической науке.
Изменения уголовного законодательства, касающиеся установления уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, явились проблемой современности и вызвали трудности в правоприменительной деятельности и дискуссии в научной среде, в частности связанные с отграничением указанного состава преступления от смежных составов преступлений и административных правонарушений. Большинство экспертов отмечают существенное сходство отдельных признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РФ с составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ, предусматривающего уголовную ответственность за хулиганство.
Исследуемая тема является актуальной, поскольку в теории уголовного права и в правоприменительной практике имеются трудности, связанные, в частности, с правильной юридической оценкой преступлений, касающихся нарушения права на свободу совести и вероисповедания.
Цель данной работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании данного состава преступления.
При изучении данной темы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать имеющиеся в науке мнения ученых по содержанию понятий используемых в ст. 148 УК РФ;
- провести сравнительно-правовой анализ данной нормы с другими составами преступлений, административных правонарушений;
- определить объективные признаки состава преступления исследуемой статьи;
- определить субъективные признаки состава преступления исследуемой статьи;
- составить предложения по внесению изменений в исследуемую статью.
Объектом исследования являются правовые отношения, которые возникают в связи с установлением и реализацией уголовно-правовых норм, создающих в своей совокупности гарантии права человека на свободу совести и вероисповедания.
Предмет исследования являются соответствующие нормы уголовного законодательства, а также материалы судебной практики.
Степень научной разработанности темы. Данная тема представляет несомненное значение для развития науки и правоприменительной практики, отечественная уголовно-правовая доктрина не проявляет к ним должного внимания. В литературе, по преимуществу, исследованы лишь общие подходы к основам уголовно-правового регулирования ответственности за преступления, связанные с нарушением права на свободу совести.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция) и частно-научные методы познания (сравнительно-правовой, формально-логический).
Правовую основу исследования составили такие нормативно- правовые акты как Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Теоретическую основу исследования составили работы авторов: Агаповой А.Б., Бимбинова А.А., Бунина К. А., Волколупова В.Г., Воронина В.Н., Гончаренко А.И., Ивановой Т.Е., Ищенко Ю.Ю., Казаковой А.В., Капитоновой Е.А., Ковалева С.В., Кокорева В.Г., Коняхина В.П., Криштопова С.В., Лебединец И.Н., Новикова В.А., Хановой Э.Ш., Шилина Д.В. и других.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии современного учения об уголовной ответственности за преступления против конституционных прав человека и гражданина за счет результатов сравнительно-правового, а также за счет разработки новых положений об основаниях и пределах криминализации нарушения права на свободу совести и вероисповедания.
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке прикладных правил квалификации преступлений, предусмотренных ст. 148 УК РФ и отграничении их от смежных составов правонарушений; в обосновании перспективных направлений совершенствования законодательной основы уголовно-правовой защиты права на свободу совести и вероисповедания.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из самых важных, абсолютных прав человека и гражданина, которое гарантируется Конституцией РФ. Законодателем юридически не установлены такие понятия, как «религия», «верующие», «религиозные чувства», «свобода совести», «свобода вероисповедания. Согласно проведенному исследованию «религию», можно трактовать, как некую совокупность преставлений, идей, основанных на вере в нечто сверхъестественное, либо как синоним веры, вероисповедания. Слово «верующие» толкуется исследователями в двух взаимосвязанных аспектах - как лиц, признающих существование бога, и как лиц религиозных, живущих по канонам определенной религии. Религиозные чувства — это чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней. Понятие «свобода совести» толкуется как право на убеждения, на моральный выбор, право быть верующим или атеистом. Термин «Свобода совести» является естественным правом человека иметь любые убеждения, в том числе, исходя из буквы закона. Понятие «свобода вероисповедания» можно трактовать как право человека выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в совершении религиозных обрядов, не запрещенных законом. Распространенные религии, а также, религии коренных народов России находятся под правовой охраной. Традиционную религию можно определить как религию, возникшую у какого- либо народа в историческом прошлом и исповедуемую из поколения в поколение до настоящего времени. Коренные народы — народы, которые обитали на определённых землях до прихода туда переселенцев из других мест. Не подлежат правовой охране чувства и взгляды, основанные на радикальном религиозном экстремизме. Создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону запрещается. Понятие «секта» используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, отделившейся от основного направления и противоречащей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение. Понятие «сектанты» отсутствуют в российском законодательстве. Термин Деструктивная секта используется психологами, криминалистами по отношению к религиозным и другим группам и организациям, причинившим (причиняющим) вред обществу или своим членам (материальный, психологический, моральный, физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда.
Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ выступает вся совокупность ценностей, охраняемых уголовным законодательством. Основным непосредственным объектом предусмотренного в ней преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения и интересы, связанные с реализацией человеком и гражданином своего конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания, которым в результате совершения данного деяния причиняется существенный вред либо создается реальная угроза причинения такого вреда. Родовым и видовым объектом являются конституционные права и свободы личности. Непосредственным объектом нарушения права на свободу совести и вероисповеданий выступают религиозные чувства верующих.
Объективная сторона преступления по части 1 ст.148 УК РФ — это общественно опасное деяние, которое заключается в публичных действиях, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Публичные действия состоят из вербальных действий письменных или устных, а также особой формы распространения антирелигиозных экстремистских материалов, при этом, действие должно совершаться с целью оскорбления религиозных чувств верующих.
Часть 2 ст.148 УК РФ заключается в исполнении действий, предусмотренных частью 1, совершенных в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Под религиозными обрядами (ритуалами, церемониями) понимается совокупность установленных вероучением действий, в которых воплощаются религиозные представления, обладающие сакральным статусом. Богослужения и другие религиозные обряды, и церемонии могут совершаться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, земельных участках, принадлежащих религиозной организации, а также в жилых помещениях.
Часть 3 ст.148 УК РФ - в незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Воспрепятствование проведению религиозных обрядов может быть выражено как бездействием в виде игнорирования просьбы его проведения, так и активными действиями, которые могут заключаться в незаконном физическом противодействии проведению обряда или незаконном вмешательстве в его проведение.
Часть 4 ст.148 УК РФ - в совершении преступления лицом действий, предусмотренных частью 3 ст.148 УК РФ с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения. Вид насилия в данной части статьи 148 УК РФ не конкретизирован, соответственно, состав может быть выполнен путем причинения как физического, так и психического насилия.
Субъектом рассматриваемого преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом ч.4 ст.148 УК РФ является лицо, использовавшее свое служебное положение. К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица, указанные в примечании ст. 285 УК РФ, государственные и муниципальные служащие, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание к ст. 201 УК РФ) и служащие таких организаций.
Субъективная сторона нарушения права на свободу и вероисповеданий характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действия и желает их реализовать. Целью деяния является оскорбление чувств верующих.
Для правильного применения норм ст. 148 УК РФ необходимо дать четкое разъяснение в постановлении Пленума Верховного суда: понятий «верующие», «религиозные чувства», «свобода совести», «свобода вероисповедания»; о верованиях и религиях, подлежащих законодательной защите статьей 148 УК РФ; «деструктивных сектах», недопустимости их правовой охраны и распространения их убеждений; о действиях, целью которых является оскорбление чувств верующих; обозначить степень возможного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям в результате выполнения действий, указанных в диспозиции ст. 148 УК РФ.
Предлагаемые разъяснения призваны исключить использование неясных, многозначных и нечетких формулировок, чтобы обеспечить справедливую, точную и лишенную субъективизма реализацию закона. Текущая редакция статьи 148 Уголовного кодекса должна подлежать скорейшему разъяснению, так как данные законодательные недочеты влекут существенные трудности для правоприменителя.
Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ выступает вся совокупность ценностей, охраняемых уголовным законодательством. Основным непосредственным объектом предусмотренного в ней преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения и интересы, связанные с реализацией человеком и гражданином своего конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания, которым в результате совершения данного деяния причиняется существенный вред либо создается реальная угроза причинения такого вреда. Родовым и видовым объектом являются конституционные права и свободы личности. Непосредственным объектом нарушения права на свободу совести и вероисповеданий выступают религиозные чувства верующих.
Объективная сторона преступления по части 1 ст.148 УК РФ — это общественно опасное деяние, которое заключается в публичных действиях, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Публичные действия состоят из вербальных действий письменных или устных, а также особой формы распространения антирелигиозных экстремистских материалов, при этом, действие должно совершаться с целью оскорбления религиозных чувств верующих.
Часть 2 ст.148 УК РФ заключается в исполнении действий, предусмотренных частью 1, совершенных в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Под религиозными обрядами (ритуалами, церемониями) понимается совокупность установленных вероучением действий, в которых воплощаются религиозные представления, обладающие сакральным статусом. Богослужения и другие религиозные обряды, и церемонии могут совершаться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, земельных участках, принадлежащих религиозной организации, а также в жилых помещениях.
Часть 3 ст.148 УК РФ - в незаконном воспрепятствовании деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Воспрепятствование проведению религиозных обрядов может быть выражено как бездействием в виде игнорирования просьбы его проведения, так и активными действиями, которые могут заключаться в незаконном физическом противодействии проведению обряда или незаконном вмешательстве в его проведение.
Часть 4 ст.148 УК РФ - в совершении преступления лицом действий, предусмотренных частью 3 ст.148 УК РФ с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения. Вид насилия в данной части статьи 148 УК РФ не конкретизирован, соответственно, состав может быть выполнен путем причинения как физического, так и психического насилия.
Субъектом рассматриваемого преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом ч.4 ст.148 УК РФ является лицо, использовавшее свое служебное положение. К лицам, использующим свое служебное положение, относятся должностные лица, указанные в примечании ст. 285 УК РФ, государственные и муниципальные служащие, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (примечание к ст. 201 УК РФ) и служащие таких организаций.
Субъективная сторона нарушения права на свободу и вероисповеданий характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действия и желает их реализовать. Целью деяния является оскорбление чувств верующих.
Для правильного применения норм ст. 148 УК РФ необходимо дать четкое разъяснение в постановлении Пленума Верховного суда: понятий «верующие», «религиозные чувства», «свобода совести», «свобода вероисповедания»; о верованиях и религиях, подлежащих законодательной защите статьей 148 УК РФ; «деструктивных сектах», недопустимости их правовой охраны и распространения их убеждений; о действиях, целью которых является оскорбление чувств верующих; обозначить степень возможного причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям в результате выполнения действий, указанных в диспозиции ст. 148 УК РФ.
Предлагаемые разъяснения призваны исключить использование неясных, многозначных и нечетких формулировок, чтобы обеспечить справедливую, точную и лишенную субъективизма реализацию закона. Текущая редакция статьи 148 Уголовного кодекса должна подлежать скорейшему разъяснению, так как данные законодательные недочеты влекут существенные трудности для правоприменителя.



