Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Затраты на обучение в механизме финансовой политики государственного учреждения высшего профессионального образования

Работа №7285

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

финансы и кредит

Объем работы148 стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1083
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1 Факторы осуществления финансовой деятельности государственного вуза 10
1.2 Требования к системе управления затратами вуза 28
1.3 Принципы определения затрат на подготовку специалиста в государственном вузе 35
2 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТА В РАЗРЕЗЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПЕРИОДОВ ОБУЧЕНИЯ 51
2.1 Классификация центров затрат и определение состава затрат 51
2.2 Классификация материальных ресурсов и методика управления их стоимостью в затратах на подготовку по программам ВПО 56
2.3 Методика определения затрат на подготовку специалиста в государственном вузе 61
3 ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПОДГОТОВКУ ПО ПРОГРАММАМ ВПО В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 79
3.1 Состав затрат вуза и их распределение по центрам ответственности 79
3.2 Принципы анализа затрат на подготовку специалиста 82
3.3 Факторы управления затратами в разрезе специальностей и периодов обучения 88
3.4 Методические рекомендации по оптимизации управления
затратами государственного вуза 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 125
Приложение 1 Подстатьи экономической классификации расходов бюджета в фактических затратах государственного вуза на подготовку
специалиста 126
Приложение 2 План набора студентов на учебный год 127
Приложение 3 Формы документов, представляемых в планово¬финансовую службу для осуществления управленческого учёта 131
Приложение 4 Информационные потоки при исчислении фактических
затрат на обучение 138
Приложение 5 Данные корпоративной информационной системы
ВГУЭС для исчисления фактических затрат на обучение 146
Приложение 6 Оргструктура ВГУЭС 148


Постановка проблемы и актуальность темы исследования
Уровень и качество высшего профессионального образования (ВПО) являются предпосылками устойчивого развития, конкурентоспособности российских вузов на мировых образовательных рынках, сохранения национальных преимуществ и экономической безопасности страны.
Интегрировавшись в экономику, образование стало одной из отраслей, работа которой подлежит экономической оценке «цена - качество». Обеспечение приоритетного развития высшего профессионального образования (ВПО) в современной российской экономике, предусмотренного политикой государства, требует решения комплекса проблем. Вопросы обоснования затрат государственного вуза на подготовку специалиста имеют первостепенное значение и требуют разработки инструмента финансовой политики.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в РФ должен быть создан новый организационно¬экономический механизм финансирования, развития и функционирования учреждений ВПО. Предлагаемый концепцией подход фактически означает отказ от режима полного бюджетного финансирования высшего профессионального образования и переход к системе инвестирования в него.
В связи с развитием рыночных отношений проблема разработки механизма управления затратами на подготовку специалиста в финансовой политике государственного вуза приобретает особую актуальность. Традиционные методы учёта не обеспечивают идентификацию всей цепочки затрат, связанных с процессом предоставления той или иной образовательной услуги.
Основная причина заключается в том, что учёт затрат осуществляется по отдельным источникам финансирования и функциональным областям, тогда как финансовые потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством структурных подразделений, и необходимо учитывать их в
совокупности. Объективно необходимым и актуальным в этой ситуации представляется исследование теоретических и методических аспектов управления затратами государственного вуза на образовательные услуги и разработка адекватного инструмента финансовой политики.
Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования
Вопросы управления финансами государственного вуза исследовались отечественными учёными. Однако инструментарий теории и практики управления финансами государственного вуза недостаточно проработан или не соответствует современному положению в экономике. Основные результаты относятся к области управления финансами государства. В отношении управления финансами вуза результаты носят косвенный или поверхностный характер. Практически отсутствуют теоретические разработки в связи с переходом вузов на новые условия хозяйствования. Недостаточно исследованы возможности совершенствования управления финансами государственного вуза, функционирующего в конкурентной среде.
Общетеоретической основой исследования являются инновационные подходы к управлению вузом как предприятием. Существенное влияние на разработку теоретических и практических проблем управления финансами государственного вуза внесли такие известные российские учёные, как: Ю.С. Васильев, А.А. Воронин, О.В. Врублевская, В.В. Глухов,
A. П. Егоршин, Н.Р. Кельчевская, Г.И. Мальцева, Н.Н. Масюк,
B. М. Родионова, М.В. Романовский, Н.В. Фадейкина, М.П. Фёдоров и др. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои труды управлению
финансами и управленческому учёту, известны имена Д. А. Аакера, М. Альберта, А. Дайле, Д.Б. Джонстоуна, К. Друри, Ф. Котлера, М.Х. Мескона, Б. Райана, Х. Райта, Дж. Фостера, Ф. Хедоури, Ч.Т. Хорнгрена, Р.А. Шмидта.
В качестве объекта исследования определена совокупность финансовых ресурсов и экономических отношений, возникающих в процессе управления затратами государственного учреждения ВПО.
Предметом исследования является механизм финансовой политики государственного образовательного учреждения в части управления затратами на подготовку по программам ВПО с использованием бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретических и методических основ определения затрат государственного вуза на подготовку специалиста и формировании инструмента финансовой политики вуза в части управления затратами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По мере изменения функций государства в области образования, осуществления политики дерегулирования, передачи образовательным учреждениям больших прав и полномочий, появляется более акцентированный рыночный подход к образованию в целом. Давая мощный импульс общественному развитию, система образования является инертной, не успевает реагировать на изменения общественной жизни, что в определенной степени обусловлено отставанием в создании и корректировке нормативной базы, затрагивающей образование. Анализ литературы показывает, что практически отсутствуют теоретические разработки в связи с переходом вузов на новые условия хозяйствования. Инструментарий теории и практики управления финансами государственного вуза недостаточно проработан или не соответствует современному положению в экономике. Основные результаты относятся к области управления финансами государства.
В отношении управления финансами вуза результаты носят косвенный или поверхностный характер. Практически отсутствуют теоретические разработки в связи с переходом вузов на новые условия хозяйствования. Недостаточно исследованы возможности совершенствования управления финансами государственного вуза, функционирующего в конкурентной среде. В связи с углублением рыночных отношений проблема разработки механизма управления затратами на подготовку специалиста в финансовой политике государственного вуза приобретает особую актуальность.
Диссертационная работа посвящена разработке теоретических и методических основ управления затратами государственного учреждения ВПО на подготовку специалиста и формирование инструмента финансовой политики вуза в части управления затратами. В работе исследуется совокупность финансовых ресурсов и экономических отношений, возникающих в процессе управления затратами государственного вуза. Предметом исследования является механизм финансовой политики государственного образовательного
учреждения в части управления затратами на подготовку по программам ВПО с использованием бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.
В первом разделе диссертационного исследования исследованы факторы осуществления финансовой деятельности государственного вуза, научно обоснованы принципы совершенствования системы управления финансами вуза и выявлены основные элементы управления затратами вуза как инструмента финансовой политики в условиях реформирования ВПО, предложен конструктивный подход к организации системы управления затратами, раскрыта специфика и выделены экономические факторы, определяющие механизм распределения затрат вуза на обучение.
В результате роста конкуренции на рынке образовательных услуг пришло время интенсивного развития вузов. Факторы интенсивного развития подразделяются на две группы. Первая группа связана с мобилизацией имеющихся резервов, не требует значительных капиталовложений. В рамках эффективного использования ресурсов эти факторы всегда остаются актуальными, хотя и имеют естественные ограничения. Основой дальнейшей интенсификации деятельности вузов и повышения её результативности являются интенсивные факторы второй группы, связанной с перестройкой деятельности вуза как хозяйствующего субъекта. В качестве основной задачи управления вузом автор выделяет задачу управления ресурсами (в первую очередь финансами), решение которой должно приблизить к существенному повышению качества образовательных услуг.
Осуществляемое сметное финансирование слабо стимулирует высшие образовательные учреждения к повышению эффективности использования бюджетных средств. Процесс инвестирования внебюджетных средств не урегулирован казначейским исполнением бюджета вуза, не определены статьи расходов для осуществления инвестиционной деятельности без существенных налоговых потерь для вуза. Традиционные методы учёта не обеспечивают
идентификацию всей цепочки затрат, связанных с процессом
предоставления той или иной образовательной услуги. Основная причина заключается в том, что учёт затрат осуществляется по отдельным источникам финансирования и функциональным областям, тогда как финансовые потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством структурных подразделений, и необходимо учитывать их в совокупности.
Эффективная реализация финансовой политики возможна при планировании всех финансовых потоков (доходов, как бюджетных, так и внебюджетных, и расходов), процессов и финансовых отношений в вузе. Финансовое планирование представляет собой процесс балансирования объёма всех финансовых ресурсов и их распределения в рамках вуза. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности вуза, определяемых в процессе стратегического планирования. Для того чтобы реализовать стратегический план, разработанный в вузе, необходимо использовать набор управленческих инструментов, среди которых бюджетирование является основным. Необходимыми условиями успешного бюджетирования являются: (1) научно-обоснованная система учёта затрат (на образовательную деятельность, научные исследования, административно-хозяйственное, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение деятельности вуза); (2) научно-разработанная система бухгалтерского учёта; (3) чёткое разделение прав и ответственности по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности.
Основной деятельностью вуза является образовательная (т.е. непосредственно процесс обучения), поэтому основной составляющей финансовых
потоков вуза являются затраты на подготовку специалиста, а каждая образовательная программа является носителем затрат.
Система управления затратами вуза представляет собой реализацию управ-ленческого учёта и предполагает выполнение функций:
— учёт затрат вуза по направлениям деятельности;

109
— выделение затрат на образовательную деятельность из общих затрат вуза;
— определение фактических затрат на подготовку специалиста;
— анализ затрат на обучение и связанных с ними экономических показателей (степень влияния статей затрат на финансовые результаты деятельности центров затрат);
— анализ обоснованности затрат на образовательные услуги;
— планирование затрат на обучение одного студента конкретной специальности (формирование цены);
— разработка проектов и принятие управленческих решений в пользу специальности, направления, формы обучения, метода обучения и т.п.
На основе исследования сущности и специфики финансовой деятельности государственного вуза в условиях рыночной экономики определены ограничения и точки развития системы управления финансовыми ресурсами вуза. Обоснованы перспективные направления развития системы управления финансами государственного вуза, направленные на повышение качества подготовки специалиста, к которым отнесены: развитие методологической и инструментальной поддержки реализации финансовой политики вуза для адаптации к условиям рынка; разработка управленческих инструментов бюджетирования; совершенствование системы бухгалтерского учёта; разработка механизма финансовой политики для управления затратами; развитие системы разделения прав и ответственности по уровням управления, подразделениям и центрам ответственности; методическое обеспечение ценообразования на подготовку специалистов.
Во втором разделе приводится классификация материальных ресурсов, обосновывается подход к определению их стоимости в затратах центров финансовой ответственности вуза. Выделены «центры затрат» вуза для целей определения затрат на обучение, раскрыто содержание их затрат на подготовку по программам ВПО на примере Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса. Излагаются экономические
принципы определения затрат на специальность, к которым отнесены следующие: учитываются как бюджетные, так и внебюджетные финансовые потоки; учитываются все фактические затраты, связанные с подготовкой (сквозные финансовые потоки); среди всех затрат вуза выделяются затраты на подготовку по программам ВПО; объектом расчёта затрат определён один студент дневной формы обучения по основной или дополнительной программе высшего профессионального образования, независимо от уровня образования (бакалавр, специалист или магистр).



1. Закон "Об образовании".
2. Закон "О высшем и послевузовском образовании".
3. Доклад Минфина на заседании правительства РФ, октябрь 2003 г.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010.
5. Налоговый кодекс РФ, гл. 25.
6. Основные направления социально-экономической политики Правительст¬ва РФ на долгосрочную перспективу.
7. Приказ Минфина РФ от 10.12.2004 г, № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федера¬ции».
8. Сроки и порядок проведения финансового мониторинга, начиная с января 2004 года. —Приказ № 399 от 19 декабря 2003 года, Минфин РФ.
Специальная литература
9. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебн. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общей ред. Д.А.Панкова, Е.А.Головкиной. — М.: Новое знание, 2002. — 409 с.
10. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М,
1998. -- 298 с.
11. Бухгалтерский учёт: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублев¬ский и др. Под ред. П.С. Безруких — 4-е изд. Перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учёт, 2003. — 719 с.
12. Виноградова Е.Б. К вопросам планирования финансовой деятельности университета. Университетское управление. — 2002. — N 4(23). С. 47-51.

116
13. Воссенштейн Х. Финансовое напряжение: тенденции финансирования высшего образования и политический курс в ситуации ограниченных средств. Университетское управление: практика и анализ. -
- 2003. — N 3(26). С. 51-60.
14. Головизнин А.В. Управление инновационной деятельностью вуза на основе использования процессно-ориентированного учёта затрат. А/р дис.. ..к.э.н. / М., 2004. — 35 с.
15. Гринолл Э. Финансы и финансовое планирование. Для руководителей среднего звена: Пер. с англ. /. — М.: Финпресс, 1998. — 96 с.
16. Давидовская И.Л. Доходы и расходы организации: операционные, внереализационные, чрезвычайные. — М: МЦФЭР, 2001. — 272 с.
17. Друри К. Управленческий и производственный учёт / Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 341 с.
18. Заболотни Г.И. Совершенствование финансового менеджмента высших учебных заведений на основе развития нормативной базы (на примере Самарской области). А/р дис..к.э.н.. / М:, 2002. — 30 с.
19. Заболотный Е.Б., Майсаков Д.Л. Анализ результатов деятельности вуза как основа принятия управленческих решений // Университетское управ¬ление: практика и анализ. — 2001. — № 3. — С. 78-82.
20. Заборовская А.С. Институциональные основы изменения механизма финансирования высшего образования (на основе результатов экспери¬мента по введению государственных именных финансовых обязательств в учебные заведения высшего профессионального образования в 2002 го¬ду). А/р магистерской дис. / М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — 5 с.
21. Запорожец Н.В. Анализ практики формирования цен образовательными учреждениями. Университетское управление. — 1998. — N 4(7). С. 9-13.
22. Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долганов В.С., Морозова Е.А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании. Университетское управление. — 2004. — № 2(30). С. 77-89.

117
23. Зорин А.В., Терехов И.В., Иевенко М.В., Балашова О.В.
Адаптация методики функционально-стоимостного анализа к условиям
современных вузов // Телематика 2003: Материалы Х Всеросс. науч.- метод. конф.14-17 апреля 2003 г. — Т. 1. — СПб: СПГИТМО. — С. 96¬
99.
24. Иевенко М.В. Использование встроенных методик ERP-решений при внедрении системы «Университет». Университетское управление. — 2004. -- № 1(29). С. 96-104.
25. Калькуляция себестоимости в промышленности / Под ред. проф.
А.Ш. Маргулиса. М.: «Финансы», 1975. — 295 с.
26. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н.Б., Павлова М.В. Проведение финансово¬го анализа государственного образовательного учреждения. -- Екатерин¬бург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2001. — 127 с.
27. Кельчевская Н.Р. Финансово-правовое регулирование инновационного управления государственным вузом. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2003. — 402 с.
28. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 412с.
29. Козельский В.Н. Финансовые ресурсы и последующий финансовый контроль в сфере образования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Са¬ратов: СГСЭУ, 2002. — 20 с.
30. Колесников С.Н. Многомерная себестоимость. http://www.gaap.ru/biblio/mngacc/practice/020.asp
31. Колибаба О.В. Бухгалтерский учёт расходов и доходов в негосударствен¬ных образовательных учреждениях. Дисс к.э.н. / М.: 2002 г. М.— 157 с.
32. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебн. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 640 с. (Серия «Высшее образование»)
33. Кондратова И.Г. Основы управленческого учёта: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 с.

118
34. Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Да- нилочкиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. — 127 с.
35. Краковский Ю.М. Имитационно-аналитический подход в ценообразова¬нии образовательных услуг // Alma, mater (Вестник высш. шк.). — 1999. — № 1. — С. 27-28.
36. Краковский Ю.М. Прогнозирование и стоимостный анализ рынка образовательных услуг// Alma mater (Вестник высш. школ.). — 2000. — № 8. -- С. 38-40.
37. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга — 4-е изд. Перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 672 с.
38. Ластовецкий В. Е. Учёт затрат по факторам производства и центрам ответственности — М.: Финансы и статистика, 1988. — 165с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ