Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионах уральского федерального круга
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности 7
1.1 Сущность и значение государственного регулирования инвестиционной деятельности 7
1.2 Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности 14
1.3 Методические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности на
региональном уровне 19
2 Анализ инвестиционной деятельности в регионах Уральского федерального округа Российской
Федерации 30
2.1 Состояние инвестиционной деятельности в регионах Уральского 30 Федерального Округа
Российской Федерации
2.2 Практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской 37 Федерации
2.3 Прогноз уровня инвестиций в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации 64
3 Совершенствование государственного регулирования в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации 70
3.1 Правила предоставления субсидий участникам промышленных кластеров 70
3.2. Мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального
1 Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности 7
1.1 Сущность и значение государственного регулирования инвестиционной деятельности 7
1.2 Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности 14
1.3 Методические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности на
региональном уровне 19
2 Анализ инвестиционной деятельности в регионах Уральского федерального округа Российской
Федерации 30
2.1 Состояние инвестиционной деятельности в регионах Уральского 30 Федерального Округа
Российской Федерации
2.2 Практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской 37 Федерации
2.3 Прогноз уровня инвестиций в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации 64
3 Совершенствование государственного регулирования в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации 70
3.1 Правила предоставления субсидий участникам промышленных кластеров 70
3.2. Мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального
В современном мире все более существенным становится вопрос устойчивого регионального развития, которое поддерживается путем финансирования различных отраслей экономики. Процесс привлечения этого финансирования, а в особенности его эффективность определяется эффективностью государственного регулирования. Соответственно существует необходимость в рационализации этого регулирования, что создает в свою очередь почву для повышения качества инвестиционных процессов. Поэтому изыскание путей совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе является весьма актуальным с точки зрения теории и практики.
Вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности посвящен ряд работ российских и зарубежных исследователей, таких как: Аладьин В. В., Бочаров В.В., Дмитриева О.Г., Жимиров В.Н., Иванов Г.И., Кистанов В.В., Копылов Н.В., Коссов В.В., Кулешов В.В, Лексин В.Н., Леонов С.Н, Лившиц В.Н., Лимитовского М.А., Липсица И.В., Мелкумов Я.С., Мельник М.В., Минакир П.А., Михеева Н.Н.,Мухетдинова
Н.М., Новоселов А.С., Сахончик Е.Д., Хлыстун В.Н., Шапиро А.Д., Швецов А.Н.,Шеремет А.Д., Шкодинский СВ., Янковский К.П.
Анализ существующих исследований, посвященных вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровне региона, свидетельствует о недостаточно полном изучении практических аспектов инвестиционной деятельности, в особенности отдельно взятых регионов Российской Федерации.
Изучение вопросов государственного регулирования позволяет выделить направления для текущих исследований. На данный момент необходимо обеспечить эффективность существующих механизмов, форм, методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, рационализировать потребление различных видов ресурсов, сделать выбор в пользу наиболее эффективныхвариантов действий при принятии управленческих решений органов государственной власти на региональном уровне, а также рациональное взаимодействие элементов инвестиционного процесса, организационных форм развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, актуальность работы лежит в решении таких социальных и экономически значимых задач, как обоснование механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, организации максимально эффективного взаимодействия субъектов инвестиционных процесса, выработке оптимальных решений с целью рационализации инвестиционной деятельности на региональном уровне.
Актуальность выбранного направления для исследования состоит в необходимости повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая является движущей силой экономического и социального развития субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются субъекты Уральского федерального округа Российской Федерации.
Предметом исследования выступает инвестиционная деятельность регионов как объекта государственного регулирования.
Целью исследования является анализ и совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.
В связи с поставленной в рамках проводимого исследования целью, необходимо решить ряд первостепенных задач:
1) рассмотреть сущность и значение и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
2) рассмотреть методические основы государственного регулирования
инвестиционной деятельности на региональном уровне;
3) проанализировать состояние инвестиционной деятельности в регионах
Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
4) проанализировать практику государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
5)
дать прогноз уровня инвестицийв регионах Уральского Федерального Округа Российской Федера]
5) разработать мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
6) определить направления совершенствования государственного регулирования в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили официальные статистические отчеты федеральных и региональных органов
государственной статистики.
Теоретико-методологической базой магистерской диссертационной работы явились исследования зарубежных ученых и российских и советских ученых, а именно: ДжКейнса, Жмаковой Р.Г., Бланка И.А., Кувалдиной Т.Б., Стасенко Ю.Е., Шарпа У, Бурды М., Малыгина С.Г., Шеремета А.Д., Бочарова В.В. и других ученых оказавших влияние на общее представление о понятии инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирования и государственная политика и т.д.
К основным методам исследования используемых в данной работе относятся методы теоретического анализа, сравнительного анализа,
индукции и дедукции, логический и статистические методы, метод корреляционно - регрессионного анализа и другие общенаучные методы.
Научная новизна исследования обусловлена значимостью работы для повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах УФО. В рамках работы разработана регрессионная модель, показывающая влияние показателей определяющих финансовые условия развития инвестиционной деятельности на показатель инвестиционной деятельности, а именно инвестиций в основной капитал. Помимо этого предложены меры по совершенствованию инвестиционной деятельности в регионе и ее государственного регулирования.
Практическая значимость работы состоит в применимости полученных результатов исследования региональными государственными органами власти в регионах УФО.
Поставленные в рамках исследования задачи обусловили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности, а именно сущность, значение и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также методические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.
Во второй главе приведен анализ инвестиционной деятельности в регионах УФО. Для этого было исследовано состояние инвестиционной деятельности выбранных объектов исследования и рассмотрена практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах.
В третьей главе, на основании проведенного анализа, даны рекомендации к совершенствованию государственного регулирования в регионах УФО РФ. Для этого рекомендованы мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности регионов и даны направления совершенствования государственного регулирования.
Апробация результатов исследования, проводимого в рамках магистерской диссертационной работы, представлена в статьях, доступных для публичного изучения в трех печатных статьях, две из которых опубликованы в рамках научно-практических конференций и одна в журнале входящем в перечень ВАК.
Вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности посвящен ряд работ российских и зарубежных исследователей, таких как: Аладьин В. В., Бочаров В.В., Дмитриева О.Г., Жимиров В.Н., Иванов Г.И., Кистанов В.В., Копылов Н.В., Коссов В.В., Кулешов В.В, Лексин В.Н., Леонов С.Н, Лившиц В.Н., Лимитовского М.А., Липсица И.В., Мелкумов Я.С., Мельник М.В., Минакир П.А., Михеева Н.Н.,Мухетдинова
Н.М., Новоселов А.С., Сахончик Е.Д., Хлыстун В.Н., Шапиро А.Д., Швецов А.Н.,Шеремет А.Д., Шкодинский СВ., Янковский К.П.
Анализ существующих исследований, посвященных вопросам государственного регулирования инвестиционной деятельности на уровне региона, свидетельствует о недостаточно полном изучении практических аспектов инвестиционной деятельности, в особенности отдельно взятых регионов Российской Федерации.
Изучение вопросов государственного регулирования позволяет выделить направления для текущих исследований. На данный момент необходимо обеспечить эффективность существующих механизмов, форм, методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, рационализировать потребление различных видов ресурсов, сделать выбор в пользу наиболее эффективныхвариантов действий при принятии управленческих решений органов государственной власти на региональном уровне, а также рациональное взаимодействие элементов инвестиционного процесса, организационных форм развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, актуальность работы лежит в решении таких социальных и экономически значимых задач, как обоснование механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, организации максимально эффективного взаимодействия субъектов инвестиционных процесса, выработке оптимальных решений с целью рационализации инвестиционной деятельности на региональном уровне.
Актуальность выбранного направления для исследования состоит в необходимости повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая является движущей силой экономического и социального развития субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются субъекты Уральского федерального округа Российской Федерации.
Предметом исследования выступает инвестиционная деятельность регионов как объекта государственного регулирования.
Целью исследования является анализ и совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.
В связи с поставленной в рамках проводимого исследования целью, необходимо решить ряд первостепенных задач:
1) рассмотреть сущность и значение и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
2) рассмотреть методические основы государственного регулирования
инвестиционной деятельности на региональном уровне;
3) проанализировать состояние инвестиционной деятельности в регионах
Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
4) проанализировать практику государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
5)
дать прогноз уровня инвестицийв регионах Уральского Федерального Округа Российской Федера]
5) разработать мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации;
6) определить направления совершенствования государственного регулирования в регионах Уральского Федерального Округа Российской Федерации.
Информационную базу исследования составили официальные статистические отчеты федеральных и региональных органов
государственной статистики.
Теоретико-методологической базой магистерской диссертационной работы явились исследования зарубежных ученых и российских и советских ученых, а именно: ДжКейнса, Жмаковой Р.Г., Бланка И.А., Кувалдиной Т.Б., Стасенко Ю.Е., Шарпа У, Бурды М., Малыгина С.Г., Шеремета А.Д., Бочарова В.В. и других ученых оказавших влияние на общее представление о понятии инвестиции, инвестиционная деятельность, государственное регулирования и государственная политика и т.д.
К основным методам исследования используемых в данной работе относятся методы теоретического анализа, сравнительного анализа,
индукции и дедукции, логический и статистические методы, метод корреляционно - регрессионного анализа и другие общенаучные методы.
Научная новизна исследования обусловлена значимостью работы для повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах УФО. В рамках работы разработана регрессионная модель, показывающая влияние показателей определяющих финансовые условия развития инвестиционной деятельности на показатель инвестиционной деятельности, а именно инвестиций в основной капитал. Помимо этого предложены меры по совершенствованию инвестиционной деятельности в регионе и ее государственного регулирования.
Практическая значимость работы состоит в применимости полученных результатов исследования региональными государственными органами власти в регионах УФО.
Поставленные в рамках исследования задачи обусловили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности, а именно сущность, значение и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также методические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне.
Во второй главе приведен анализ инвестиционной деятельности в регионах УФО. Для этого было исследовано состояние инвестиционной деятельности выбранных объектов исследования и рассмотрена практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах.
В третьей главе, на основании проведенного анализа, даны рекомендации к совершенствованию государственного регулирования в регионах УФО РФ. Для этого рекомендованы мероприятия по улучшению инвестиционной деятельности регионов и даны направления совершенствования государственного регулирования.
Апробация результатов исследования, проводимого в рамках магистерской диссертационной работы, представлена в статьях, доступных для публичного изучения в трех печатных статьях, две из которых опубликованы в рамках научно-практических конференций и одна в журнале входящем в перечень ВАК.
В заключение, проведенному исследованию, можно отметить, что все поставленные задачи были выполнены, а именно:
1. Рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования
инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства. Механизм
государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Государственная инвестиционная политика является составным элементом государственной экономической политики и предполагает создание реальной возможности и условий для инвестирования, что является фактором, стимулирующим развитие инвестиционного рынка.
Результаты государственного регулирования инвестиционной деятельности региона должны оказывать непосредственное влияние на стабилизацию социальной политики в регионе.
2. Проведен анализ инвестиционной деятельности в регионах Уральского федерального округа Российской Федерации
Сделан вывод, что по регионам наблюдается положительная динамика качества жизни населения за счет соответствующих стандартов и реализации государственных программ, инвестирование в соответствующие мероприятия, а также заботе о благополучной жизни граждан. Наиболее выделившейся в этой области является Тюменская область, а также ХМАО - Югра. Отстающей в рамках данного показателя можно назвать Курганскую область.
Положительным моментом в Курганской области является снижение безработицы, которая была самой высокой в УФО вплоть до 2014 года. Но благодаря грамотной инвестиционной политике региона, увеличения инвестиций в основной капитал, данную проблему удалось разрешить. В остальных регионах также наблюдается снижение безработицы, которая обусловлена той же причиной, что и Курганской области.
Весьма положительным для округа, занимающий важное значение в российской промышленности, является повышение показателей устойчивого экономического роста. Наиболее выделившимся регионом в УФО является Ямало-Ненецкий АО, ВРП которого за пять лет увеличился в два раза, как собственно и производительность труда. Также, внушительный рост по тем же показателям произошел в Свердловской области.
Положительная динамика наблюдается по показателям промышленного развития, в ХМАО - Югра и Ямало-Ненецком АО значительно вырос объем отгруженной продукции, рост которой составил
151,88 и 120,4%. В Ямало-Ненецком АО значительно выросли инвестиции в основной капитал, которые увеличились практически в два раза.
Увеличились также реально располагаемые денежные доходы населения, кроме Тюменской области, где снижение данного показателя составило 5,48%.
Таким образом, анализ региональной инвестиционной политики, а также анализ статистических данных характеризующих инвестиционную деятельность регионов, показал, что в УФО проводится достаточно большая работа по развитию инвестиционной активности, предпринимаются меры по улучшению эффективности государственного регулирования, в том числе управление по результатам.
Но анализ кроме положительных моментов позволил выделить некоторые проблемы, в первую очередь недостаточно диверсифицированная структура экономики, во вторых, недостаточность социально экономического развития производства и инфраструктуры, в-третьих, влияние оказала общая политическая ситуация в стране.
Сделан вывод, что необходимо проведение мероприятий, направленных на реализацию инновационной политики в регионе, а также обмена положительным опытом в развитии инновационной деятельности, развитие кластерного подхода с целью укрепления связей, диверсификации экономики и социально-экономического развития. Кроме того, необходима работа по улучшению государственной инвестиционной политики в регионах, разработке дополнительных механизмов воздействия, с целью улучшения инвестиционной деятельности.
3. Даны рекомендации к совершенствованию государственного регулирования в регионах УФО РФ.
Предложено на региональном уровне, разработать правила предоставления субсидий из регионального бюджета для промышленных кластеров. Правила не должны быть жесткими по отношению к кластерам, с точки зрения регулирования эффективности их деятельности. Для поддержания эффективности развития кластерного подхода на территории УФО и эффективности предоставления субсидий в том числе, необходимо развитие инвестиционно - обеспечивающего механизма развития промышленных кластеров, который был предложен для регионов УФО.
Кроме этого, даны направления совершенствования инвестиционной политики и даны рекомендации по улучшению инвестиционной привлекательности Курганской области.
Таким образом, проведенная в рамках магистерской дисссертации работа, может быть использована непосредственно при разработке государственной инвестиционной политики, при корректировке мер по государственному регулирования инвестиционной деятельности в регионах УФО, а также опыт может быть перенесен на другие регионы РФ.
1. Рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования
инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства - комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства. Механизм
государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Государственная инвестиционная политика является составным элементом государственной экономической политики и предполагает создание реальной возможности и условий для инвестирования, что является фактором, стимулирующим развитие инвестиционного рынка.
Результаты государственного регулирования инвестиционной деятельности региона должны оказывать непосредственное влияние на стабилизацию социальной политики в регионе.
2. Проведен анализ инвестиционной деятельности в регионах Уральского федерального округа Российской Федерации
Сделан вывод, что по регионам наблюдается положительная динамика качества жизни населения за счет соответствующих стандартов и реализации государственных программ, инвестирование в соответствующие мероприятия, а также заботе о благополучной жизни граждан. Наиболее выделившейся в этой области является Тюменская область, а также ХМАО - Югра. Отстающей в рамках данного показателя можно назвать Курганскую область.
Положительным моментом в Курганской области является снижение безработицы, которая была самой высокой в УФО вплоть до 2014 года. Но благодаря грамотной инвестиционной политике региона, увеличения инвестиций в основной капитал, данную проблему удалось разрешить. В остальных регионах также наблюдается снижение безработицы, которая обусловлена той же причиной, что и Курганской области.
Весьма положительным для округа, занимающий важное значение в российской промышленности, является повышение показателей устойчивого экономического роста. Наиболее выделившимся регионом в УФО является Ямало-Ненецкий АО, ВРП которого за пять лет увеличился в два раза, как собственно и производительность труда. Также, внушительный рост по тем же показателям произошел в Свердловской области.
Положительная динамика наблюдается по показателям промышленного развития, в ХМАО - Югра и Ямало-Ненецком АО значительно вырос объем отгруженной продукции, рост которой составил
151,88 и 120,4%. В Ямало-Ненецком АО значительно выросли инвестиции в основной капитал, которые увеличились практически в два раза.
Увеличились также реально располагаемые денежные доходы населения, кроме Тюменской области, где снижение данного показателя составило 5,48%.
Таким образом, анализ региональной инвестиционной политики, а также анализ статистических данных характеризующих инвестиционную деятельность регионов, показал, что в УФО проводится достаточно большая работа по развитию инвестиционной активности, предпринимаются меры по улучшению эффективности государственного регулирования, в том числе управление по результатам.
Но анализ кроме положительных моментов позволил выделить некоторые проблемы, в первую очередь недостаточно диверсифицированная структура экономики, во вторых, недостаточность социально экономического развития производства и инфраструктуры, в-третьих, влияние оказала общая политическая ситуация в стране.
Сделан вывод, что необходимо проведение мероприятий, направленных на реализацию инновационной политики в регионе, а также обмена положительным опытом в развитии инновационной деятельности, развитие кластерного подхода с целью укрепления связей, диверсификации экономики и социально-экономического развития. Кроме того, необходима работа по улучшению государственной инвестиционной политики в регионах, разработке дополнительных механизмов воздействия, с целью улучшения инвестиционной деятельности.
3. Даны рекомендации к совершенствованию государственного регулирования в регионах УФО РФ.
Предложено на региональном уровне, разработать правила предоставления субсидий из регионального бюджета для промышленных кластеров. Правила не должны быть жесткими по отношению к кластерам, с точки зрения регулирования эффективности их деятельности. Для поддержания эффективности развития кластерного подхода на территории УФО и эффективности предоставления субсидий в том числе, необходимо развитие инвестиционно - обеспечивающего механизма развития промышленных кластеров, который был предложен для регионов УФО.
Кроме этого, даны направления совершенствования инвестиционной политики и даны рекомендации по улучшению инвестиционной привлекательности Курганской области.
Таким образом, проведенная в рамках магистерской дисссертации работа, может быть использована непосредственно при разработке государственной инвестиционной политики, при корректировке мер по государственному регулирования инвестиционной деятельности в регионах УФО, а также опыт может быть перенесен на другие регионы РФ.



