Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (на материалах Ставропольского края)

Работа №28695

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы138
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
606
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и организационно-экономические аспекты институциональной
инфраструктуры государственной поддержки в сельском хозяйстве 13
1.1. Мировой опыт государственной поддержки сельского хозяйства 13
1.2. Генезис принципа льготности поддержки аграрного сектора в России 25
1.3. Институциональная система государственной поддержки аграрного сектора...41
2. Состояние и тенденции развития государственной поддержки инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Ставропольском крае 49
2.1. Экономическое положение сельхозтоваропроизводителей в
Ставропольском крае 49
2.2. Анализ организационно-экономических инструментов государственной
поддержки аграрной сферы региона 61
2.3. Процессы инвестиционной деятельности АПК в региональном аспекте 90
3. Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций в аграрном
секторе, направленное на воспроизводство отрасли 96
3.1. Проектирование механизма обеспечения сельского
хозяйства ресурсами как фактор государственного управления 96
3.2. Финансовые технологии совершенствования механизма поддержки
сельхозтоваропроизводителей 102
3.3. Прогноз баланса интересов сторон при совершенствовании
механизма государственной поддержки сельского хозяйства 111
Заключение 121
Список использованных источников 128
Приложения


В настоящее время положение в отечественном аграрном секторе далеко от стабилизации. Дотации и компенсации носят скорее символический характер, не обеспечивая его нормальное функционирование, при том, что доля расходов на отрасль в федеральном бюджете из года в год сокращается.
За счет высокой степени монополизации поставщиков средств производства и сферы сбыта продукции критически обострились меж- и внутриотраслевые диспропорции, в силу чего происходит усугубление ценового диспаритета, ощущается острейший дефицит финансовых ресурсов, а банковский кредит из-за непомерной величины процентов перестал быть для сельских товаропроизводителей основным источником покрытия недостатка оборотных средств.
К основным проблемам отрасли также можно отнести снижение ресурсного потенциала и утрату большинством хозяйств собственных оборотных средств: если на 01.01.98 г. 15% их общего количества находилось в денежной форме, то на 01.01.2003 г. - лишь 1%.
Тенденция снижения уровня доходности отрасли привела к невозможности ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства многими аграрными предприятиями: для повышения результативности требуются дополнительные финансовые ресурсы, а их отсутствие не позволяет осуществить необходимые мероприятия.
Нужно отметить, что в Ставропольском крае аграрный сектор занимает особое положение, давая ежегодно более половины объема товарного производства, задействовав при этом до 48 % трудоспособного населения края[37, С.1]. Следует также учитывать, что сельскохозяйственное производство края размещено в зоне рискового земледелия и требует более высоких затрат относительно соседей по Южному Федеральному Округу. Все эти обстоятельства объясняют необходимость проведения здесь особой бюджетной поддержки отрасли.
Как и в других регионах России, в Ставропольском крае сложное положение аграрного сектора, сложившееся ныне, объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции и правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово¬кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Возникающие противоречия рынок преодолеть практически не может, так как в аграрной сфере весьма ограничены его возможности по саморегулированию, тем более, что в нашей стране АПК всегда был дотационным. Поэтому сейчас необходимость его государственного регулирования уже мало у кого вызывает сомнения.
Существующий в настоящее время порядок решения этой проблемы субъективен и крайне неэффективен. При этом речь должна идти не столько об объемах и сроках выделения средств, сколько о создании целостной системы и механизма осуществления государственной аграрной политики, включающих государственное вмешательство по линии привлечения ресурсов в аграрный сектор.
Вопросы государственной поддержки АПК становятся сегодня разменной политической монетой, причем как с объективных, так и с субъективных позиций, провоцируя непредсказуемость и сепаратизм. Избежать такой тенденции возможно заранее определив его значимость на государственном уровне и сформировав сообразно с этим принципы взаимодействия государства, субъектов сельско-хозяйственного производства и их контрагентов, что, сделав "правила игры" неизменными, преобразует политическую систему государства из постмодернистской в демократическую и переведет хозяйственные действия в экономическую плоскость.
Сообразно с этим, государственное регулирование экономики осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Нужно отметить, что в настоящее время, когда сельскохозяйственные предприятия остро нуждаются в ресурсах, в том числе материальных и финансовых, наиболее эффективной и перспективной оказалась кредитная форма, и объясняется это следующим: законодательное регулирование, как правило, не оказывает прямого влияния на ресурсный потенциал сельского хозяйства; воздействие налоговой формы незначительно в силу наличия многочисленных льгот для предприятий отрасли и огромной их задолженности по обязательным платежам; прямое дотирование имеет низкую эффективность по причине постоянного дефицита государственных средств и практической сложности учета эффективности хозяйственного механизма бюджетополучателей.
Мы подчеркиваем необходимость соотнесения понятий государственного управления и льготного кредитования сельских товаропроизводителей, так как ни для кого не секрет, что коммерческое кредитование аграрного сектора России на сегодняшний день практически неприемлемо. Льготное же в рыночных условиях напрямую связано с ролью государства при обеспечении отрасли ресурсами. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что необходима новая система экономических отношений и институтов государственной поддержки аграрной сферы. Эта система должна быть гибкой, отвечать текущим потребностям АПК и реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию.
Следовательно, возникает проблема создания оптимального механизма экономических взаимоотношении между государством, субъектами сельскохозяйственного производства и коммерческими структурами.
Вообще рыночная экономика требует выработки новых адекватных подходов к обеспечению ресурсами различных секторов экономики. При этом, расширение сферы экономических методов государственного возвратного обеспечения средствами предприятий аграрного сектора может стать реальным источником поддержания их ресурсного потенциала, как наиболее экономичный и эффективный способ поддержки отрасли. Вышеуказанные позиции предопределили выбор темы и актуальность настоящей диссертационной работы.
Рассматривая весь комплекс методов государственной поддержки инвестиционной деятельности АПК, в первую очередь, мы имеем ввиду выделение средств на возвратной основе, предоставляющее большую степень маневренности предприятиям и побуждающее к более эффективному использованию ресурсов и инвестиционной активности и во вторую очередь институциональные аспекты системы государственной поддержки. Вопрос аренды земельных участков и не-движимости нами не рассматривается, так как ввиду своей важности он должен быть объектом отдельного исследования.
В основу проведенного анализа положены труды зарубежных ученых: С. Брю, М. Данкена, Э. Дж. Делана, Д. Линдсея, К. Макконела, Э. Шоу.
Вопросами государственной поддержки аграрного сектора экономики в на-стоящее время занимаются многие ведущие российские ученые-экономисты и практики: А.Д. Арзамасцев, В.Р. Боев, Н.С. Катков, С.В. Киселев, М.Л. Лишанский, М.З. Пизенгольц, Л.М. Рабинович, А.Е. Романов, Л.А. Рыманова, А.Ф. Серков, Е.В.Серова, В.Н. Хлыстун, Л.И. Холод, М.Д. Эльдиев и др.
Тенденции развития регионального сектора сельскохозяйственного производства анализируются в трудах Акинина П., Алферьева В., Анфиногентовой А., Бабкова Г., Белокрыловой О., Беспахотного П., Бинатова Ю., Баева В., Буздалова И., Буробкина И., Добрынина В., Гатаулина А., Горлова С., Гумерова Р., Игнатова В., Кокова Г., Кетовой Н., Костяева А., Крылатых Э., Кузнецова В., Милосердова В., Никонова А., Попова В., Семенова А., Сидорова А., Смекалова П., Солдатовой И., Трубилина И., Усенко Л., Ушачева И., Ушвицкого Л., Шмелева Г. и др.
Институциональные аспекты экономических процессов широко рассматривались Гелбрейтом Дж., Иншаковым И.В., Коммонсом Дж., Нортом Д., Слепаковым С. С., Тевено К., Эмар-Дюверне Ф. и др.
Следует, однако, отметить, что не все аспекты проблемы государственной поддержки сельских товаропроизводителей государства в нашей стране получили должное освещение в специальной литературе и, следовательно, требуют новых научно-обоснованных разработок, адекватных существующей действительности и перспективному развитию аграрного сектора.
Тема диссертации соответствует п. 4.9 и п. 4.23 - Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) - Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельностью и Развитие форм государственного регулирования и методов экономического, финансового и налогового стимулирования инвестиционной деятельности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в развитии теории и разработке практических рекомендаций по совершенствованию государственной поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей и ее институциональной инфраструктуры.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
- дать сравнительную оценку различных методов и механизмов прямой государственной поддержки инвестиционных проектов в аграрной сфере;
- рассмотреть институциональную инфраструктуру обеспечения аграрного сектора ресурсами на возвратной основе с позиций государственного регулирования экономики;
- оценить фактическое состояние государственной кредитной политики для аграрных предприятий, обосновать необходимость ее институционального совершенствования и возможность изыскания дополнительных источников средств, а также проанализировать деятельность отдельных хозяйств, участвующих в программах государственной поддержки инвестиционных проектов;
- исследовать возможности государства в уменьшении рисков структур, участвующих в ресурсном обеспечении сельского хозяйства;
- конкретизировать концептуальные положения по совершенствованию механизма обеспечения сельского хозяйства ресурсами как вариант государственного управления отраслью, а также разработать тактические мероприятия по воздействию на его участников;
- усовершенствовать методику определения оценки экономического состояния и ресурсного потенциала хозяйств с адаптацией к автоматизированному счету для управленческого анализа высшего уровня;
- составить прогноз баланса интересов сторон при совершенствовании механизма государственной поддержки инвестиций в АПК региона.
Приведенный выше перечень задач не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с рассматриваемой проблемой. Поэтому мы сконцентрировали свои усилия на наиболее важных направлениях.
Предметом исследования явилась система институтов государственной поддержки аграрного сектора в обеспечении сельхозтоваропроизводителей капиталом, как форма государственного регулирования экономики.
Объектом исследования послужили сельскохозяйственные товаропроизводители, государственные агенты и банки, участвующие в программах обеспечения отрасли ресурсами, государство в лице его уполномоченных органов.
В работе обобщен и проанализирован многолетний опыт становления и развития системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства в странах Европейского Союза, в том числе в Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, а также в США, Японии, Чехии.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных ученых в области государственного регулирования инвестиций в сельском хозяйстве, финансирования сезонных затрат и капитальных вложений, а также зарубежные исследования, освещающие данные проблемы. В процессе работы над диссертацией использованы законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие исследуемые вопросы на федеральном и региональном уровне; материалы отечественной и зарубежной печати, научных и научно-практических конференций, данные Госкомстата; от-четности сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края, справочно-информационные материалы.
В качестве методов и приемов исследования, в частности, применены дедуктивно-индуктивный, исторический, монографический, абстрактно-логический анализ, эвристические методы в рамках системного (комплексного) подхода, метод финансовых коэффициентов и рейтинговых оценок, экономико-статистический, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки и др.
Концептуальная логика исследования отражает процесс разработки проблемы, начиная с экономической диагностики состояния системы государственной поддержки в АПК, сложившейся в результате трансформационных процессов (рыночных преобразований и спада производства) к началу посткризисного периода и оценки перспективных возможностей его развития в общем контексте оживления экономической жизни России; далее следует выявление ресурсных возможностей и императивов инфраструктурно-институционального обеспечения этого процесса. Затем идет блок разработки организационно-экономических инструментов развития инвестиционных процессов в АПК региона, включающий методы его государственного регулирования и организационно-институциональной поддержки. Также моделируется механизм и конструируются финансовые технологии кредитно-финансовой поддержки банковскими структурами сельских товаропроизводителей, а также субъектов аграрного маркетинга и сервиса (осуществляющих лизинговые операции, ремонтные, транспортные работы и торгово-коммерческую деятельность).
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Трансформационный спад сельскохозяйственного производства, обусловлен отвлечением значительной доли энергетического потенциала отечественной экономики вообще и ее аграрной сферы, в частности, от производственного использования на структурно-институциональные преобразования в общественном производстве, где накопившиеся деформации, гипермонополия государственного сектора достигнув резкого обострения, по¬требовали радикального преодоления структурно-воспроизводственного кризиса.
Таким образом, специфика отрасли заключается в возникновении потребности в привлечении ресурсов практически у всех аграрных предприятий, что связано, с сезонностью хозяйственного кругооборота и оборота производственных фондов, потребностью в запасах, а также с большим влиянием объективных условий на сезонные затраты и результаты производства: наименьший доход имеет место в период наибольших затрат
2. Анализ основных направлений и форм государственного регулирования инвестиционной деятельности аграрной сферы в странах с развитой рыночной экономикой позволил сделать вывод, что экономика сельского хозяйства - экономика не самодостаточная, вследствие своей специфики являющаяся одной из наиболее регулируемых, где свободная игра рыночных сил проходит лишь в определенных рамках, установленных государством.
Следует отметить, что в настоящее время существует множество точек зрения на роль и место государства в регулировании аграрного производства. Однако, необходимо признать поддержку государства как абсолютно не противоестественную для инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей в решении проблем обеспечения их необходимыми ресурсами.
Простой перенос положительного зарубежного опыта на российскую почву не¬возможен по ряду причин:
1. Западные страны основной целью ставят борьбу с перепроизводством аграрной продукции, а в России сегодня необходимо добиться на селе хотя бы простого воспроизводства и снижения импорта продовольствия.
2. Важно учитывать при определении тех или иных мер поддержки огромный бюджетный профицит, из-за которого многие методы, активно используемые другими странами, просто неприемлемы. Тем более, что введение любых мер государственной поддержки без их финансового обеспечения только усугубляет тяжелое положение отрасли, а, следовательно, исходя из предпосылки недостатка средств, мы высоко оцениваем перспективы льготного кредитования отрасли. Именно здесь применим синтезированный зарубежный опыт, в особенности по привлечению средств в отрасль посредством дополнительных государственных гарантий.
3. В эволюционном развитии инструментарно-институциональных методов государственного регулирования процесса развития и поддержки сельскохозяйственного производства: субсидии, дотации, компенсации, лизинговые операции, ценовые коридоры, кредитование, страхование, госзакупки, налоги, таможенные пошлины, лицензии и др. проявляются тенденции усиления их рыночно-ссудных, коммерческо-кредитных (возвратно¬платных) начал.
4. Система институтов инфраструктурного инвестиционного обеспечения ресурсной поддержки сельскохозяйственного производства включает в себя соответствующие ведомства министерств: сельского хозяйства, экономики, финансов Российской Федерации и субфедеральных образований; специальный фонд льготного кредитования, коммерческие банки, отраслевые союзы и ассоциации сельских предпринимателей и товаропроизводителей, лизинговые компании, оптовые рынки, товарные биржи, торговые дома, кредитные товарищества и снабженческо-сбытовые кооперативы, страховые компании, бизнес-инкубаторы, информационно-консалтинговые центры, структуры службы занятости населения и др. Каждый из этих институтов выполняет специфическую функцию в обеспечении определенного на¬правления или осуществлении специальных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей.
5. Формы и методы государственной поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей, базируются на институциональных преимуществах их хозяйственно-правового статуса и распространяются на всех товаропроизводителей, хотя отношения с ними строятся в различных экономических режимах, по принципу льготности. Формы поддержки сельхозтоваропроизводителей могут использовать взаиморасчеты, товарное кредитование, ссуды, льготное налогообложение и т.д.
6. Инструменты и технологии кредитно-финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей включают банковские методы, схемы и сценарии дифференцированные по способу предоставления финансовых дифференцированные по способу предоставления финансовых ресурсов (прямое кредитование или через финансовые органы местных администраций), по используемым финансовым инструментам (векселя, складские свидетельства (варранты), долговые налоговые сертификаты и др.), по типу кредита (денежный, товарный, вексельный, смешанный), по институтам обеспечения инвестиционных кредитов (залоговый фонд, ипотека, гарантии администрации) и др.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании первостепенной роли институциональной инфраструктуры ресурсообеспечения сельского хозяйства на государственно-коммерческой основе как формы государственной поддержки АПК:
- обоснована необходимость принципа льготности в теории и практике обеспечения сельского хозяйства инвестиционным капиталом;
- выявлены основные закономерности отдельных экономических методов институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности;
- усовершенствованы институциональные направления в деятельности аграрных товаропроизводителей;
- разработана модель инвестиционной поддержки аграрных предприятий в Ставропольском крае;
- разработана концепция институциональной инфраструктуры государственной поддержки предприятий АПК Ставропольского края;
- предложена методика оценки системы мероприятий и прогнозирования общего баланса интересов сторон при совершенствовании механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрном секторе.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке рекомендаций по проектированию перспективной институциональной системы обеспечения и поддержания инвестиционного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе с позиций менеджмента, финансов и права.
Методика прогнозирования общего баланса интересов сторон при совершенствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и некоторые другие результаты работы используются в процессе обучения студентов экономического факультета Ставропольского института им. В.Д. Чурсина по дисциплинам "Экономический анализ в бюджетных организациях и во внебюджетных фондах", "Банковский менеджмент", "Анализ финансовых рисков".
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы обсуждались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, Ставропольского государственного университета, международной конференции Волгоградского государственного университета.
Основное содержание диссертации опубликовано в 13 научных печатных работах, общим объемом 6,9 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 184 наименования, и 5 приложений. Основной текст работы содержит 143 страницы машинописного текста, 18 таблиц, 21 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в соответствии с поставленной целью и задачами исследование проблем совершенствования институциональной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрной сфере и его поддержки со стороны корпоративных структур и банков позволяет сделать следующее обобщение.
Существующая на сегодняшний день в России ситуация в вопросе государственной поддержки сельского хозяйства крайне неудовлетворительна, нуждается в глубоком изучении и совершенствовании, сообразно с чем наиболее важные выводы и предложения по результатам проведенного нами исследования можно сформулировать следующим образом:
1. Успешное решение задачи организации эффективной работы агарного сектора предполагает возможность привлечения в отрасль необходимого количества материальных и денежных ресурсов (инвестиций). Причем, изучение зарубежного, дореволюционного российского и советского опыта обеспечения ресурсами АПК показало, что для этого необходимо регулирование данного процесса со стороны государства.
Большим недостатком на современном этапе развития экономки страны является отсутствие в Конституции России понятия "государственное регулирование экономики". Поэтому, с целью создания для предприятий отрасли нормальных экономических условий хозяйствования, необходимо принятие правовых актов, строго регламентирующих процесс государственной поддержки АПК из федерального и региональных бюджетов.
2. С учетом отраслевой специфики возникает необходимость вынесения на теоретический уровень и осознания в государственном масштабе принципа льготности при предоставлении средств аграрному сектору на возвратной основе.
3. К числу главных недостатков системы ресурсного обеспечения АПК относится отсутствие стабильности ввиду постоянной смены форм кредитования, систем инвестирования, страхования и др.
4. Сравнительный анализ различных методов обеспечения отрасли заемными средствами, применявшихся в последние годы, демонстрирует наибольшую эффективность механизма льготного кредитования из специально¬го фонда, в силу чего именно данный механизм имеет смысл совершенствовать и развивать.
5. Генезис льготного возвратного предоставления средств аграрному сек¬тору России, позволяет выделить помимо традиционных рисков, присущих аграрному производству, нестрахуемый "риск государственного управления". Для снижения факторов рисков структур, работающих с сельскохозяйственными предприятиями, мы считаем, целесообразно использовать бюджетные средства на предоставление гарантий и страхование рисков.
6. Анализ практических аспектов государственной поддержки инвестиционной деятельности аграрного производства в Ставропольском крае, и в особенности, осуществляемой посредством льготного кредитования, позволил сформулировать следующие утверждения:
- удельный вес расходов на сельское хозяйство Ставропольского края в расходной части федерального и краевого бюджетов крайне незначителен;
- совершенствование действующего механизма предоставления средств АПК возможно посредством применения кредитных линий и введения поставок ресурсов в отрасль в соответствии с логистической системой "just in time"("точно в срок");
- практически все кредиты, выданные' напрямую сельским товаропроизводителям, в срок новашены не были, тогда как удельный вес посредников в общей задолженности 2000-2003 гг. составил 6,5%, причем наиболее эффективной оказалась схема предоставления ресурсов отрасли через непосредственных переработчиков сельскохозяйственной продукции, что также позволяет расширить круг фактических заемщиков;
- возвратность средств зависит от их размеров и практически не связана с организационно-правовой формой заемщика, а, следовательно, хозяйствам целесообразнее предоставлять небольшие суммы, которые они могут реально погасить;
- деятельность фонда льготного кредитования представляет собой существенную экономию бюджетных средств по сравнению с прямым дотированием (в 2003 г. он фактически израсходовал средств в 9 раз меньше);
- в настоящее время в крае превалирует покрытие се'зонных затрат нежели финансирование капитальных вложений (объемы льготного кредитования в 2000-2003 гг. соответственно в 4,3 и 5,2 раза превысили реализацию по лизингу), что в перспективе может вызвать паралич производственного процесса в АПК; - при неизменности производственной направленности лизинговых операций произошло значительное удорожание поставляемой техники, которая в на¬стоящее время практически не оплачивается лизингополучателями;
7. Предложен вариант зачетного списания непогашенных кредитов и не-выплаченных государственных дотаций (таким образом возможно было бы сократить 40% задолженности федерального бюджета аграрному сектору на 2004 г.). Целесообразность применения подобной зачетной схемы диктуется постоянным дефицитом бюджетных средств, а также малой вероятностью погашения своих долгов хозяйствами.
8. В аспекте государственного регулирования экономики поставлена и решена задача оптимального перераспределения ресурсов в рамках прямых дотаций и фонда льготного кредитования из федерального и краевого бюджетов для наиболее эффективного обеспечения сельских товаропроизводителей де¬нежными средствами на покрытие сезонных затрат с использованием части бюджетных ассигнований на кредитование по двум вариантам:
1) выдача льготных кредитов по действующему законодательству;
2) выделение средств на страхование кредитов и компенсацию трети учет¬ной ставки ЦБ РФ при привлечении ресурсов коммерческих банков (расходы государства определяются с использованием предложенного нами коэффициента кредитных расходов). При этом, возможно было бы направить в агарный сектор края ссуды, превысившие объемы фактически выделенных в 2,17 раза и на 71,3% соответственно или сократить бюджетные ассигнования на отрасль со¬ответственно на 54% и 41,63%.
9. Анализ фактической деятельности отдельных сельскохозяйственных предприятий, участвующих в программах государственной поддержки позволил определить показатели комплексной экономической оценки ресурсного потенциала аграрных предприятий края, охватывающие различные аспекты деятельности и позволяющие полнее использовать материалы годовой бухгалтерской отчетности на основе материалов хозяйств, своевременно погасивших льготные кредиты и проценты по ним за в 2000-2003 гг.
10. Предложена система концептуальных (стратегических) мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки аграрного производства, затрагивающих основополагающие принципы обеспечения сельского хозяйства ресурсами на возвратной основе, и тактических методов (в управленческих, юридических, психологических и финансово-экономических аспектах) по совершенствованию воздействия на существующие взаимоотношения сторон.
Разработанные' и обобщенные автором стратегические мероприятия включают:
- переход к программно-целевому принципу выделения государственных средств на поддержку отрасли, что может дать именно льготное кредитование, правильно организованный механизм которого, в автономном режиме оптимизирует размер хозяйства, а, следовательно и рационирует средства;
- реструктуризацию долгов хозяйств;
- нахождение перспективных форм привлечения в отрасль дополнительных материальных и финансовых ресурсов коммерческих структур. Для реализации подобного рода целей возможно использование:
1) Схемы государственно-коммерческого финансирования текущих расходов хозяйств (в качестве разновидности залоговых операций государства с сельскохозяйственной продукцией). Ее позитивным моментом явится постоянность финансирования для хозяйства, новые рынки и доходы - для банка, возможность частичного решения фермерской проблемы - для государства.
2) Схемы инвестиционного государственно-коммерческого финансирования (на срок 2-5 лет) с привлечением средств коммерческих структур и компенсацией части процентов из бюджета (чтобы хозяйство уплачивало до 2-10% годовых). В числе ее положительных моментов - ликвидация принципа уравнительного распределения средств, процентная ставка, дающая заемщику возможность "не закредитовываться";
- автоматическое возложение функций контроля на банки; снижение бюджетных затрат с одновременным привлечением инвестиций в отрасль;
- зачет встречных финансовых потоков: налогов банков, осуществляющих льготное кредитование (в особенности, местных и региональных долях) и компенсационных платежей по кредитам;
- зачетное погашение долгов сельскохозяйственной продукцией.
Тактические мероприятия по совершенствованию обеспечения села капиталом должны включать в себя усиление работы с заемщиками в целях повышения возвратности средств, и могут применяться уже сегодня, в рамках действующих механизмов.
В группе этих мероприятий мы выделяем:
- совершенствование методики определения экономического состояния, ресурсного потенциала аграрного предприятия и др.;
- осуществление лизинговых операций на региональном уровне;
- использование вексельного и товарного кредита;
- совершенствование страхования как фактора антирискового управления при осуществлении сельскохозяйственного кредитования в рамках государственного регулирования экономики. На наш взгляд, возвратная сумма (при не- наступлении страхового случая) может целиком принадлежать государству (в случае, когда она не больше суммы его первоначальной страховой дотации), делится пропорционально между страхователем и государством (что эффективно, когда непосредственным страхователем риска является кредитующий банк) или целиком направляться страхователю (где целесообразно наложение ограничения: "страхователь = сельскохозяйственное предприятие");
- создание отделов экспертной оценки при региональных управлениях Министерства сельского хозяйства;
- совершенствование договорных (юридических) и психологических (мотивационных) аспектов отношений при государственной поддержке сельского хозяйства.
11. Исходя из цели определения максимума положительного эффекта и минимума отрицательных последствий для всех участников и резюмируя рассмотрение отдельных мероприятий, нами разработана комплексная методика исследования и совершенствования механизма государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства посредством обеспечения хозяйств заемным капиталом - общий баланс интересов сторон. Рассматривая этот процесс, мы выделяем субъект, объект, гарантии и формант ссуды, анализируем влияние на них стратегических и тактических мероприятий. Именно в этом ракурсе решается вопрос о взаимозависимости отдельных мероприятий с использованием законов формальной логики и построением табличной интерпретации дерева решений, когда последние выступают преимущественно как связанные задачи с более глобальными.
Построенный нами прогноз позволяет сделать вывод, что стратегические мероприятия хотя и более эффективны, но на сегодняшний день затруднительны в практическом применении, требуя к себе комплексного подхода, тогда как тактические, при всей их практической значимости, дают эффект только в от¬дельных сегментах процесса обеспечения отрасли заемными средствами.
Настоящая диссертация содержит существенную научную новизну, как в практическом, так и в теоретическом плане. Отдельные положения работы используются в процессе обучения студентов Ставропольского института им. В.Д. Чурсина по дисциплинам "Инновационный менеджмент", "Финансовый менеджмент", "Анализ финансовых рисков". Выполненные нами разработки планируется использовать в деятельности регионального филиала "Россельхозбанка" и банка «Возрождение».
Следует особо подчеркнуть, что все меры по совершенствованию государственной поддержки аграрного сектора на сегодняшний день достигают поставленной цели лишь частично. Хотя, проблема обозначена, сегодняшнее со-стояние экономики таково, что потребуется значительное время для ее решения. Проведенное нами исследование выявило необходимость дальнейшего анализа проблемы инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей, как минимум, по следующим пяти направлениям:
во-первых, для применения схем государственно-коммерческого кредитования на практике возникнет необходимость определения фактической потребности хозяйств края в кредитах банков и одновременно необходимость поиска источников средств бюджета (в первую очередь, краевого);
во-вторых, для результативного массового кредитования хозяйств необходим поиск возможных путей воздействия банка на производственный процесс заемщика с целью последующего своевременного возврата кредита, в первую очередь, на структуру производства и затратами механизма, каналы реализации, управление персоналом и т.д.;
в-третьих, необходима детальная разработка льготного лизингового механизма в АПК с участием коммерческих банков;
в-четвертых, возможна разработка конкретных условий кредитования (включая моделирование оптимальной суммы привлекаемых кредитов) для различных типов сельскохозяйственных производств Ставропольского края;
в-пятых, что наиболее важно, перечень мероприятий по совершенствованию государственной поддержки кредитования АПК является открытым и может в дальнейшем дополняться и видоизменяться.



1. Федеральный закон РФ от 01.07.94 № 9-ФЗ О федеральном бюджете на 1994 г. //Собрание законодательства РФ. - 1994. - 04 июля. - № 10. - Ст. 1108.
2. Федеральный Закон РФ от 31.03.95 № 39-ФЗ О федеральном бюджете на 1995 г. //Собрание законодательства РФ. - 1995. - 3 анр. - № 14. - Ст. 1213.
3. Федеральный закон РФ от 24.04.95 № 46-ФЗ О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций АПК, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции /Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апр. - № 17. - Ст. 1456.
4. Федеральный закон РФ от 31.12.95 № 228-ФЗ О федеральном бюджете на 1996 г./Собрание законодательства РФ. - 1996. - 1 янв. - № 1. - Ст. 21.
5. Федеральный закон РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ О федеральном бюджете на 1997 г.// Собрание законодательства РФ. - 1997. - 3 марта. - № 9. - Ст. 1012.
6. Федеральный закон РФ от 14.07.97 № 100-ФЗ О государственном регулировании агропромышленного производства /Собрание законодательства РФ. - 1997. - 21 июля.-№29.-Ст. 3501.
7. ФЗ РФ от 26.03.98 № 42-ФЗ О федеральном бюджете на 1998 г.
8. Указ Президента РФ от 08.07.94 № 1484 О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета /Российская газета. - 1994.- 13 июля.-С.5.
9. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг Утв. Указом Президента РФ от 18.06.96 № 933. - М.: Информагробизнес, - 1996. - 100 с.
10. Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 10.02.92 № 2325-1 О финансово-кредитной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и АПК //Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - 20 февр. - № 8.- Ст. 376.
11. Письмо Министерства финансов РФ от 28.05.90 № 66 Правила добровольного страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов.
12. Порядок выдачи льготных кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам, предприятиям и организациям АПК и компенсации разницы в процентах кредитам в 1992 г. (Утв. Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ от 03.04.92 № 13-3-2/029//Финансовая газета. - 1992. - № 20.
13. Постановление Правительства РФ от 07.09.92 № 670 О предоставлении льготных кредитов на закупку, переработку и закладку на хранение сельскохозяйственной продукции и сырья в 1992 .//Российская газета. - 1992. - 22 сент. № 209.
14. Постановление Правительства РФ от 18.11.93 № 1186 О мерах
государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 1994 гг. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - 29 нояб. № 48. - Ст.4651.
15. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 № 406 Вопросы кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств//Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 2. -Ст. 106.
16. Постановление Правительства РФ от 16.06.94 № 686 Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией па основе долгосрочной аренды (лизинга)//Собрание законодательства РФ. - 1994. - 20 июня. - № 8. - Ст. 874.
17. Постановление Правительства РФ от 31.03.95 № 0948-П Временный порядок оформления товарного кредита на поставку ГСМ сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 г.//Налоговый вестник. - 1995. - № 4.
18. Временное положение о лизинге (утв. Постановлением Правительства РФ
от 29.06.95 № 633. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности)//Собрание законодательства РФ. - 1995. - 3 июля. - № 27. - Ст.2591.
19. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.96).
20. Письмо Министерства финансов РФ от 16.06.97 № 09-02-02 О кредитовании сельскохозяйственных предприятий из федерального бюджета.
21. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 16.09.97 г. № 392 О мерах по эффективному использованию бюджетных средств лизингового фонда.
22. Постановление Правительства РФ от 29.10.97 г. № 1367 О совершенствовании лизинговой деятельности в АПК РФ.
23. Порядок размещения средств специального фонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 году (утв. Решением Межведомственного совета от 29.12.97).
24. Постановление координационного совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18.02.98 № 11/1-1 Об итогах работы агропромышленного комплекса за 1997 г. и задачах по развитию реформ в АПК России.
25. Постановление Правительства РФ от 15.04.98 № 392 Об экономических условиях функционирования АПК России в 1998 г.
26. Положение о порядке учета выделенных средств федерального бюджета на возвратной и платной основе на формирование фонда льготного кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, возврата указанных средств и уплаты процентов за их пользование (утв. МФ РФ 05.11.98 № 52н, ЦБ РФ 22.10.98 № 58-П)
27. Постановление Правительства РФ от 27.11.98 № 1399 О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства/Собрание законодательства РФ. - 1998. - 7 дек. - № 49. - Ст.6052.
28. Постановление Правительства РФ от 26.02.99 № 228 О лизинге машиностроительной продукции в АПК РФ с использованием средств федерального бюджета//Российская газета. - 1999. - 16 марта. - № 49.
29. Положение о поставке, контроле и расходовании средств и продовольствия, поступивших от регионов в оперативный резерв сельскохозяйственной продукции и продовольствия в счет погашения задолженности по кредитам, полученным в 1997 г. из специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях, (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.99 г. № 401).
30. Временное положение о порядке предоставления и погашения обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК (утв. ЦБ РФ 13.04.99. № 74-п)//Бизнес и банки. - 1999. - № 19.
31. Постановление Правительства РФ от 27.04.99 № 467 О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования//Российская газета. - 1999. - 22 мая. - № 98.
32. Приказ Министерства Сельского хозяйства РФ от 24.09.99 № 666 О специализированных формах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 1999 г.
33. Закон СК от 23.03.95 № 231-111 О Бюджетной системе СК 1995 г. // Ставропольская правда. - 1995. - 14 апр. - № 73. - С.1.
34. Закон СК от 25.01.96 № 333-111 О бюджетной системе СК на 1996 г.//Собрание законодательства СК. - 1996. - 21 марта. - № 3.
35. Закон СК от 11.03.97 № 15-3 О бюджетной системе СК на 1997 г.
36. Закон СК от 30.12.97 № 56-3 О краевом бюджете СК на 1998 г.
37. Концепция и программа развития АПК Ставропольского края до 2005 г.
38. Постановление Правительства СК от 14.03.95 № 68 О реализации ФЗ РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд' /Собрание законодательства СК. - 1995. - № 4.
39. Постановление Правительства СК от 09.06.95 № 179 О рассрочке погашения задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятиям АПК/Собрание законодательства СК. - 1995. - № 7.
40. Постановление Правительства СК от 07.07.95 № 207 О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятиям и организациям агропромышленного комплекса СК//Собрание законодательства СК. - 1995. - № 9. - Ст.20.
41. Постановление Правительства СК от 22.07.98 № 280 Об использовании средств лизингового фонда Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ на покупку племенных животных.
42. Аверьянов Н. Финансирование сельского хозяйства/Экономист. — 1993. - № 7. - С.82-86.
43. Аганин В. Банк, кредитующий село не погибнет/Отечество. - 1999. - 29 авг. - №94.-С.З.
44. Аленичев В. Страхование валютных и кредитных рисков. - М.: Юкис, 1993.-75с.
45. Алимжанов А. А. Развитие финансов АПК в современных условиях: Дисс. докт. экон. наук. - СПб., 1992. - 352 с.
46. Апаев Г.А. Основные направления активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном строительстве Республики Марий Эл/Проблемы реформиро¬вания и развития экономики Республики Марий Эл: Сб. статей/МарГТУ/под ред. В.А. Бабина. - Йошкар-Ола: Мар! ТУ, 1998. - 88 с.
47. Арзамасцев А.Д., Гутов М.М.. Потапов С.В. Экономические отношения сельскохозяйственных предприятий региона с государственным бюджетом/Вавиловские чтения: диалог наук на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и глобальные проблемы современно¬сти: Мат. пост, действ, междисциплинарн. научно-практ. конф. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 1996. - 576 с.
48. Ахмадеев A.M. Проблемы кредитования АПКУ/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 5. - С. 18-19.
49. Беспахатный В.Г. Комментарии к ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства"http://www.aris.ru /N/KOI/PARTNER/9-10/2.
50. Бирюков В.В. О проблемах привлечения инвестиций в АПК/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 1. - С.9-11.
51. Бодрова Н.Ф. Кредитное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях перехода к рыночной экономике (по материалам Новгородской об¬ласти): Дис. канд. экон. наук. - Новгород, 1997. - 260 с.
52. Боев В.Р.. Романов А.Е.. Серков А.Ф. и др. Рынок капитала, земельных и трудовых ресурсов//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997. - №3.-С.9-13.
53. Боев В.Р.. Романов А.Е., Серков А.Ф. и др. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов//Экономика сельскохозяйсгвенных и перерабатывающих предприятий. - 1997, Ks2.-G.7-15.
54. Бородин К.Г. Экономико-математическое моделирование оценки кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М.,1997.-23 с.
55. Брагинский С.В. Кредитно-денежная политика в Японии. - М: Наука. - 1989.
56. В Минсельхозпроде РФ//Достижения науки и техники АПК.- 1998.- № 4. - С.40.
57. Ващилъский Т. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования аграрного сектора экономики: Автореф. дис. докт. экон.наук.- М., 1995.- 35 с.
58. Веденин Н.Н. О договоре контрактации/Хозяйство и право. - 1996. - № 10. - С.107-112.
59. Воронов А. Совершенствование кредитования и страхования сельских товаропроизводителей//АПК: экономика, управление. - 1996. - № 11. - С.63-67.
60. Временные указания по краткосрочному кредитованию колхозов, совхозов и дру¬
гих сельскохозяйственных предприятий и организаций. Инструкция Агропромышленного банка СССР от 09.92.90 № 16-90.61.ВудкокМ., Френсис Д.
Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. -320с.
62. Галимон Л.С.. Сергиенко А.И.. Смирнова З.М. Финансы сельского хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 255 с.
63. Гамова Э.М. Бюджет как зеркало российской драмы/Марийская правда. - 1998. - 25апр.-№ 78.-С.З.
64. Гауфова П.Ф. Формирование рыночного механизма банковского
кредитования сельскохозяйственных предприятий (на примере
сельскохозяйственных предприятий Республики Узбекистан): Дис. канд. экон. наук. - СПб., 1994. - 183 с.
65. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства/Экономист. - 1998. - № 6. - С. 90-93.
66. Государственный бюджет: Учебник /Под ред. В.С.Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 1985.- 392 с.
67. Григорович Л.Н. Экономические проблемы формирования и использования инвестиций в сельскохозяйственном производстве России: . Автореф. дис. канд. экон. наук. - СПб., 1997. - 12 с.
68. Гумарова Ф.З., Коуркин Е. Проблемы кредитования сельскохозяйственных предприятий в РМЭ/Основные направления развития АПК в условиях рыночной экономики: Сб. науч. тр./МарГУ/под ред. Каткова Н.С. - Йошкар- Ола: МарГУ. - 1997. -223 с.
69. Данкен М. Структура рынков сельскохозяйственных кредитов США//АПК: экономика, управление. - 1996. - № 5. - С.52-55.
70. Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра: Монография. - М.: Оригинал, 1997. - 397 с.
71. Добрынин В.А., Иванов А.С. Проблемы выхода агропромышленного
комплекса из кризиса/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997.-№ 5.-С. 12-16.
72. Доклад ЦБ РФ от 17.09.97. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения/Вестник Банка России. -1997. - 25 сент. - №61.
73. Животов Г.П. Государственная политика регулирования и поддержки АПК в Тверской области/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997. - № 9. - С. 13-15.
74.3амуруев А.С. Классификация кредитов и ссуд для предприятий сельского хозяйства /Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998. -№ 6. -С.34-35.
75.3амуруев А.С. Управление рисками при краткосрочном кредитовании (на примере сельскохозяйственных предприятий): Дис. канд. экон. наук. — Новгород, 1998. — 145с.
7б.Зенец Н. Возможности развития ипотечного кредитования/Экономист. - 1997. - № 4. -С.93-95.
77. Из доклада министра сельского хозяйства и продовольствия РФ
В.Н.Хлыстуна на заседании координационного совета/Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997. - № 5. - С.6¬11.
78. Изменения в аграрной политике США/7 АПК: экономика, управление. - 1997. - № 10.
79. Казаков М.П. Финансовые проблемы сельского хозяйства/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 2. - С. 12-14.
80. Калашников С.А. Формирование рынка средств производства в АПК: Автореф. дис. докт. экон. наук. - М., 1995. - 44 с.
81. Калина А. Регулирование сельскохозяйственного рынка и политика поддержки//АПК: экономика, управление. - 1996. - № 2. - С.45-49.
82. Катков Н.С.. Рабинович Л.М., Захаров В.П. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку. - Йошкар-Ола: МарГУ, 1994. - 149 с.
83. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Реформы П.Столыпина: деятельность крестьянского банка/Вопросы истории. - 1990. - № 8.
84. Кириченко И., Маковская Е. Аграрная монополька/Эксперт. - 1998. - № 15.- , 1998.-С.18-19.
85. Киселев С.В. Амортизатор падения/Экономика и жизнь. - 1998. - № 29. - С.6.
86. Киселев С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. - М.: Институт экономики РАН, 1994. - 179 с.
87. Клименко Ю.И. Опыт преобразования сельского хозяйства
Германии/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 2. - С.42-43.
88. Козлов М.П. Основные тенденции формирования российского рынка сельскохозяйственной продукции/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997. - № 8. - С. 17-19.
89. Козырь М.И. Федеральный закон "О государственной поддержке
агропромышленного производства"- на службу сельскому хозяйству России/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997.- № 11. - С.47-50.
90. Колпачников М.И. Кредитование сельскохозяйственных предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 127 с.
91. Колычев П.И., Влахински Е.. Ширинская З.Г., Таранков B.PI. Финансы и кредит в сельском хозяйстве. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 238 с.
92. Корнеев В., Кузнецов Г. Инвестиционная политика в АПК//Экономист. - 1997. - № 1.-С.83-89.
93. Королев В. Экономический и социальный кризис в АПК России//Международный сельскохозяйственный журнал. - 1997. - № 4. - С.21-26.
94. Кочкарев В.В. Роль кредита в укреплении материально-технической базы сельского хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 120 с.
95. Красногир Л.К. Банк и фермер. - М.: Информагротех, 1994. - 88 с.
96. Кураков Л.П. Проблемы реформирования российской экономики: Монография. - Чебоксары: Ассоциация содействия ВУЗам, 1997. - 708 с.
97. Лаптев С. Проблемы углубления реформ в региональном АПК//АПК: экономика, управление. - 1997. -№ 10. - С.10-15.
98. Лапшин М. Политика аграрной партии России на современном этапе/ АПК: экономика, управление. - 1997. - № 2. - С. 18-19.
99. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Собр. соч. Т. 1 - М.: Изд. политической литературы, 1971. — 662 с.
100. Лизинг и факторинг: методические указания - М., 1991.- 36 с.
101. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Краткосрочое кредитование хозяйствующих субъектов АПКУ/Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998.- № Ю, С.46-50. - № 11, С.50-52.
102. Лишанский М.Л., Маслова И.Б. Финансы в сельском хозяйстве. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-430 с.
103. Любимцев Ю., Дубкин В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования//Российский экономический журнал. - 1998. - № 3. - С.39-45.
104. Макконнел К., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
2 т.: Пер. с англ. Т. 2 — Баку: Азербайджан. 1992. - 400 с.
105. Максимова Н.В. Взаимодействие органов управления
сельскохозяйственным производством: Автореф. дис. канд. экон. наук.- М.,1997. - 16 с.
106. Мингазетдинов И.А. Развитие финансовых отношений между субъектами сельскохозяйственного рынка (на примере Республики Татарстан): Дис. канд. экон. наук. - Йошкар-Ола: ООП МарГТУ, 1999. - 18 с.
107. Михайленко И. Агропромышленный комплекс
Великобритании/Международный сельскохозяйственный журнал. - 1997. - № 5. - С. 17-22.
108. Михайлов О., Грищенков А. Банковский кредит как фактор экономического роста АПК//Экономист. - 1997. - № 12. - С.79-80.
109. Михалев А. А. Система антикризисных мер необходима// АПК: экономика, управление. - 1995. -№ 12. - С.30-33.
110. Михалев А. А. Совершенствование механизма экономического стимулирования товаропроизводителей//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 6. - С.4-11.
111. Мочалова А.Л. Проблема экономического риска и устойчивости в управлении сельскохозяйственным производством: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1996. -37с.
112. На село повеяло холодом// Ставропольская правда. - 1997. - 2 дек. - № 229. - С.4.
113. Назаренко В.И., Попцов А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. - М.: Информагробизнес,1996.-84 с.
114. Наранова В.Э. Кредитные факторы выравнивания волнообразности денежных потоков сельскохозяйственных предприятий: Дисс. канд. экон. наук. - М., 1998. - 176с.
115. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Томъ 4 — Сельское хозяйство/сост. Ф.А. Березовъ, В.Э. Брунсть, А.А. Голубаревь и др.. - М.: типография изд.-ва И.Д. Сытина, 1912. - 850 с.
116. Насриддинов И.А. Финансово-кредитный механизм инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве (на примере Республики Узбекистан): Автореф. дис. канд. экон. наук. - СПб., 1994. - 18 с.
117. Никифоров П.В. Организация управления производственным потенциалом в системе предпринимательства АПК региона: Авгореф. дис. докт экон. наук. -СПб., 1997.-40 с.
118. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
119. О расчетах и кредитовании арендаторов. Инструкция Агропромышленного банка СССР от 06.01.98 № 118.
120. Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных
предприятий: Методические рекомендации.- Новосибирск: РАСХН. СибНИИЭСХ, 993. - 100 с.
121. Панова В.П. Принципы финансирования АПК//Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятии. - 1998. - № 1.- С.25¬29.
122. Пансков В. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики// Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С.45-43.
123. Папцов А. Государственная поддержка сельского хозяйства в Финляндии//АПК: экономика, управление. - 1995. - № 6. - С.61-64.
124. Передовой опыт повышения эффективности сельскохозяйственного производства (книга для специалистов и хозяйственных руководителей)/под ред. A.M. Емельянова, А.П. Харламова. - М.: Правда, 1978. - 208 с.
125. Пилиев С., Королев А. Особенности финансирования агропромышленного производства в период становления рыночных отношении//Международный сельскохозяйственный журнал. - 1997. - № 3. - С.37-39.
126. Потапов С.В. Экономические отношения сельскохозяйственных предприятий с государственным бюджетом (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. канд. экон. наук. - Саранск. 1996. - 23 с.
127. Приказ "СБС-Агро" № 152 от 07.05.98 г. Инструкция по применению Методики проведения оценки финансового состояния заемщика - юридического лица на основе данных бухгалтерских балансов.
128. Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных знаний. Томь 4 -Сельское хозяйство и обработка важнейших его продуктов/сост. Ф. Аренсъ, К. Арндтъ, Г. Даленъ и др. - СПб: Просвещение, 1904. - 745 с.
129. Пустуев А., Мингалев В. Реформирование кредитной системы в АПК//АПК: экономика, управление. - 1998. - № 7. - С.42-43.
130. Радченко В. А. Приоритеты регионального управления сельским хозяйством// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1997. - № 11.-С.21-23.
131. Рапецкий Г.Н. Стратегия и программы Министерства финансов в области бюджетной поддержки агропромышленного комплекса и налоговой политики/Влияние бюджетной и налоговой политики на продовольственный сектор России: Мат. конф. - М.: Citisens Netoruc Poring AfTens, Высшая школа международного бизнеса АНХ, 13-14 марта 1996. - С. 1-11.
132. Распоряжение УК БГ "СБС-Агро" от 28.11.97 г. Методические рекомендации по кредитованию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов на проведение сезонных полевых работ.
133. Рекомендации "Россельхозбанка" по краткосрочному и долгосрочному кредитованию (VLB. 25.11.93 г.).
134. Репп X. Реформирование управления в АПКУ/Экономист.- 1993 .-№ 3 .-С.66¬71.
135. Руцкой А., Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт// АПК: экономика, управление. - № 2. - 1997. - С. 10-19.
136. Рыманова Л. А. Совершенствование кредитования сельскохозяйственных предприятий//АПК: экономика, управление. - 1998. - № 9. - С.46-49.
137. Рыманова Л.А. Финансовая устойчивость предприятий АПК//АПК: экономика, управление. -№ 7. - 1997. - С.37-41.
138. "СБС-Агро": заявки на кредиты//Ставропольская правда.- 1997.- 2 дек. -С.З.
139. Сводь законовъ Российской Империи. Книга 4, том 12 - Ктать сельского хозяйства/подъ ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. - СПб: Русское книжное т-во "Дъятелъ", 1903.-529 с.
140. Селезнев А. АПК: итоги 1997 г. и перспективы на 1998 г//Экономист. -1998. -№4.-С.30-33.
141. Семенов В. А. Повышать эффективность агропромышленного производства (по материалам доклада на совместном заседании Координационного совета и Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ)//АПК: экономика, управление. - 1998. - № 9. - С.3-9.
142. Серова Е.В. Бюджетная поддержка агропромышленного комплекса в России: основные направления и подход к оценке ее масштабов/Влияние бюджетной и налоговой политики на продовольственный сектор России: Мат. конф. - М.: Citisens Netoruc Poring Affens, Высшая школа международного бизнеса АНХ, 13-14 марта 1996.-С.1-14
143. Серова Е. Реформа финансово-кредитного механизма в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление. - 1996. - № 2. - С.33-39.
144. Смоленский А. Крестьянина у нас ни кому не отнять//Ставропольская правда. -1998.-16апр.-№71.-С.З.
145. Сорокин П.П. Основы менеджмента и маркетинга в агробизнесе. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - 192 с.
146. Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ 17.04.98//АКДИ Экономика и жизнь.
147. Сундуков С. В проблемах АПК могут объединить банки//Деловые люди 1998. - янв.-№85.-С.44-45.
148. Тарасов Н.Г. Формирование и распределение доходов сельскохозяйственных кооперативов//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997.-№ 1.-С.ЗЗ-41.
149. Толмачев А. Развивать отношений лизинга/7 АПК: экономка, управление. - 1998. - № 8. - С.48-54.
150. Турбина К. Страхование как форма защиты имущественных интересов инвесторов//Финансовая газета. - 1995. - № 50. - С.7.
151. Ускова У.Ю. Государственное регулирование инвестиционного процесса: Авто¬реф. дис. канд. экон. наук. - М., 1996. - 24 с.
152. Финансово-кредитный словарь/под ред. В.П. Дьяченко, A.M. Александрова, А.В. Бачурина и др. Т 1. - М.: Госфиниздат, 1961. - 664 с.
153. Финансово-кредитный словарь/под ред. В.П. Дьяченко, A.M. Александрова, А.В. Бачурина и др. Т. 2. - М.: Госфиниздат, 1964. - 688 с.
154. Финансовое право/Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юрисгь, 1996. - 400 с.
155. Хабибулаев Х.М. Кредитное обслуживание сельскохозяйственных предприятий: Дис. канд. экон. наук. - М., 1994. - 186 с.
156. Харви М. Лизинг: игра стоит свеч//Экономика и жизнь. 1998. - № 26. С.25.
157. Хлыстун ВНигде, кроме как в агропроме//Деловые люди .-1998.-№ 85.- С.47.
158. Хлыстун В.Н. Проблемы финансирования и кредитования АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1996.- № 3.- С. 17-18.
159. Хлыстун В.Н. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса России// АПК: экономика, управление. - 1997. - № 4. - С.3-16.
160. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: Бек,1997.- 196 С.
161. Холод Л .И. Возможные пути реформирования финансово-кредитного механизма в АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996. - № 10.-С.8-11. -№ 11.-С.8-11.
162. Холод Л. Концепция государственного регулирования в агропромышленном комплексе России/Хозяйство и право. - 1995. - № 5. - С.33¬39. - № 6. - С.56-62.
163. Холод Л.И. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. -№1.-С.4-8.
164. Холод Л.И. Реформирование кредитного механизма в АПК//АПК. экономика, управление. - 1997. - № 12. - С.3-11.
165. Холод Л.И. Сельское хозяйство России: ценовая политика и государственное регулирование/Влияние бюджетной и налоговой политики на продовольственный секгор России: Мат. конф. - М.. Citisens Netoruc Poring Affens, Высшая школа международного бизнеса АНХ, 13-14 марта 1996. - С. 1¬36
166. Чмаров Н.И. Формирование и развитие финансово-кредитного механизма аграрного сектора АПК (на материалах Смоленской области): Дис. канд. экон. наук. -Воронеж, 1988. - 192 с.
167. Шагиахметов Д.Г. Пути совершенствования реформирования и
государственного регулирования предприятий АПК (на материалах
предприятий РМЭ): Автореф. дис. канд. экон. наук. - Саранск, 1995. - 18 с.
168. Шахтарин Д. Посевная в кредит и по бартеру//Ставропольская правда. -
1998. - 8 апр.-№65.-С1.
169. Шитов В.Н. Взаимоотношения агропромышленных формирований с кредитными учреждениями: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1995. - 21 с.
170. Шныгин В. Без инвестиций нет обновления//Экономика и жизнь. - 1998. - № 11.-С.29.
171. Шутьков А. О необходимости корректировки экономической полигики в АПКУ/Межлународный сельскохозяйственный журнал.-1997.-№ 1.- С. 15-20.
172. Щербак В. По пути реальных преобразований//АПК: экономика, управление. -
1998. - № 4. -С.7-12.
173. Щербаченко С.Е. Определение оптимальных размеров бюджетной поддержки АПК на областном уровне. Рекомендации по повышению эффективности про¬грамм на примере Белгородской области/Влияние бюджетной и налоговой политики на продовольственный сектор России: Мат. конф. - М: Citisens Netoruc Poring Affens, AHX, 13-14 марта 1996. - C.l-12
174. Эльдиев М.Д. Сельскохозяйственный товаропроизводитель и имущественное страхование//АПК: экономика и управление. - № 11, 1995. - с. 55-61.
175. Эльдиев М.Д., Бодрова Н.Ф. О проблеме кредитования аграрного производства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997. -№9. - С.49-53.
176. Юшков В.И. Себестоимость и хозяйственный расчет в сельском
хозяйстве. -Йошкар-Ола: Марийской книжное издательство, 1992. - 128 с.
177. Agriculture and a nonlinear model of business cycle (1997) Monograph of Faculty of Agriculture, University of Belgrade. E-mail: EJablano@ubbg. etf.bg.ac.yuwrite.
178. CoMMerzbank: Aussenhandels Blatter//Bonn, Commerzbank AG. - 1995. - № 6. - 38 S. (314)
179. Fischer T. Risikomanagement in Investment Banking/VKoln. - Bank. - 1994. - № 11. -S. 636-642.
180. Horstkotte H. Das Deutsche Versichemngssystem/VBonn, Inter Nationes: Sozialsrsport. - 1994. - № 1.
181. Reineche F. Im Scsatten des eigtnen Erfolges Landwirtschaft.- Hamburg: Hartwieusstr, 1995.-S.49.
182. Samuelson P.A., Nordhaus W.D. Microeconomics. - USA: McGRAW-HILL COMPANY, 1989. - 658 p.
183. Serova E. Agriculture From the view of the Samuelson Model of Business Cycles (1996) Abstracts of Posters, VII Congress of European Association of Agriculture Economists, Edinburgh. E-Mail:EJablano@ ubbg.etf.bg.ac.yuwrite.
184. White L.H., What Kind of Monetary Institutions Would a Free Market De- liver//London, Cato Journal. - 1990. - vol.9. - No.2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ