МЕТОДИКИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
|
Введение
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности предприятий
малого и среднего бизнеса 5
1.1. Предприятия малого и среднего бизнеса: сущность,
необходимость кредитования, кредитоспособность 5
1.2. Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса 16
2. Анализ зарубежной и отечественной практики кредитования
предприятий малого и среднего бизнеса 36
2.1. Анализ развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации и за рубежом 36
2.2. Сравнительный анализ методик анализа
кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 50
3. Развитие анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса в условиях современных экономических и технологических трендов 61
3.1. Проблемы анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса на современном этапе 61
3.2. Основные направления совершенствования системы анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 65
Заключение 74
Список использованных источников 79
Приложения
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности предприятий
малого и среднего бизнеса 5
1.1. Предприятия малого и среднего бизнеса: сущность,
необходимость кредитования, кредитоспособность 5
1.2. Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса 16
2. Анализ зарубежной и отечественной практики кредитования
предприятий малого и среднего бизнеса 36
2.1. Анализ развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации и за рубежом 36
2.2. Сравнительный анализ методик анализа
кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 50
3. Развитие анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса в условиях современных экономических и технологических трендов 61
3.1. Проблемы анализа кредитоспособности предприятий малого и
среднего бизнеса на современном этапе 61
3.2. Основные направления совершенствования системы анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса 65
Заключение 74
Список использованных источников 79
Приложения
Экономические кризисы значительно повлияли на состояние экономики в стране, особенно негативно влияние кризиса и его последствий оказало на функционирование малых и средних предприятий, экономическое положение которых резко ухудшилось. В условиях ухудшения финансового положения предприятий малого и среднего бизнеса, острой необходимости в финансовых ресурсах для дальнейшего развития и укрепления позиций на рынке особо актуальным предстает вопрос их кредитования.
При осуществлении кредитования предприятия ключевую роль играет его кредитоспособность, исходя из анализа которой кредитная организация и принимает решение о выдаче кредита или об отказе в финансировании.
Вопросам специфики малого и среднего бизнеса и особенностям его кредитования посвящены труды различных отечественных и зарубежных ученых. Также существуют различные методики анализа кредитоспособности предприятий, при этом, следует отметить тот факт, что все методики имеют некоторые сходства и различия. При этом они не учитывают специфику предприятий малого и среднего бизнеса, являются универсальными и обладают рядом недостатков.
Целью исследования является изучение методик анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
изучение сущности предприятий малого и среднего бизнеса, понятия их кредитоспособности и обоснование необходимости кредитования предприятий данного сегмента экономики;
рассмотрение различных методик анализа кредитоспособности предприятий, их сравнительная характеристика;
анализ развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса;
выявление проблем анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса;4
формирование направлений совершенствования системы анализа кредитоспособности малых и средних предприятий.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, данные статистических исследований и труды ученых экономистов по теме исследования.
При осуществлении кредитования предприятия ключевую роль играет его кредитоспособность, исходя из анализа которой кредитная организация и принимает решение о выдаче кредита или об отказе в финансировании.
Вопросам специфики малого и среднего бизнеса и особенностям его кредитования посвящены труды различных отечественных и зарубежных ученых. Также существуют различные методики анализа кредитоспособности предприятий, при этом, следует отметить тот факт, что все методики имеют некоторые сходства и различия. При этом они не учитывают специфику предприятий малого и среднего бизнеса, являются универсальными и обладают рядом недостатков.
Целью исследования является изучение методик анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
изучение сущности предприятий малого и среднего бизнеса, понятия их кредитоспособности и обоснование необходимости кредитования предприятий данного сегмента экономики;
рассмотрение различных методик анализа кредитоспособности предприятий, их сравнительная характеристика;
анализ развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса;
выявление проблем анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса;4
формирование направлений совершенствования системы анализа кредитоспособности малых и средних предприятий.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, данные статистических исследований и труды ученых экономистов по теме исследования.
В настоящее время малый и средний бизнес является важным субъектом экономики РФ, играя большую роль в развитии экономической структуры государства. Малый и средний бизнес выполняет важные экономические задачи, создает рабочие места, внедряет инновации, улучшает качество конкуренции товаров на рынке, а также формирует бюджеты всех уровней.
Несмотря на существующие методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, существуют различные проблемы в деятельности данных предприятий, обусловленные их спецификой. К таким проблемам относятся финансовая неустойчивость данных предприятий, низкая средняя продолжительность функционирования, высокий риск деятельности, невысокая диверсификация контрагентов, проблемы с квалифицированными кадрами в связи с низкой оплатой труда и другие.
Наиболее значимой проблемой предприятий малого и среднего бизнеса является ограниченный доступ к финансовым источникам и низкая вероятность их получении ввиду проблем с кредитоспособностью. Кредитоспособность можно определить как реально сложившееся правовое и финансовое положение заёмщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале, продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом.
Кредитование малого и среднего бизнеса сопряжено с определенным риском, минимизировать который можно грамотной политикой поддержки кредитования на государственном уровне, а также выбором адекватной методики оценки кредитоспособности предприятия-заемщика.
Малое предпринимательство, или малый и средний бизнес, является важным субъектом экономической системы РФ, выполняя различные задачи для развития экономической структуры государства. Основная проблема предприятий малого и среднего бизнеса заключается в нехватке финансирования.
Банковские продукты, предлагаемые субъектам малого и среднего бизнеса для их успешного функционирования различаются в зависимости от отдельных сегментов данных предприятий. В целом, кредитование малого и среднего бизнеса осуществляется по единым принципам и механизмам, имея отличия лишь в некоторых условиях предоставления заемного финансирования, например, более длительных сроков кредитования для микропредприятий, предоставление упрощенного пакета документов и т.д.
Понятие кредитоспособности означает возможность предприятия вовремя и в полном объеме произвести расчет по своим обязательствам. Банковский анализ кредитоспособности является рассмотрением банками различных факторов, способствующих непогашению кредитов или, наоборот, обеспечивающих их своевременный возврат.
В отношении статистики рынка кредитования малого и среднего бизнеса следует отметить следующие основные моменты: тенденцию концентрации и консолидации кредитных организаций в России; невысокие темпы роста кредитования малых и средних предприятий после резкого падения объема кредитования в кризисный период 2014-2015 гг., повышение доли просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов; высокие ставки по кредитам малого и среднего бизнеса в сравнении с зарубежными странами; диспропорции кредитования в отраслевом и региональном разрезах.
В банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, используются различные методики анализа кредитоспособности заемщиков, отличающихся набором количественных и качественных способов оценки факторов кредитоспособности и особенностями практики и культуры кредитования.
Для проведения анализа кредитоспособности предприятия используется система различных финансовых коэффициентов: коэффициенты финансового левериджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты обслуживания долга; коэффициенты ликвидности.
Анализ специфики предприятий малого и среднего бизнеса и сравнительная оценка методик анализа кредитоспособности предприятий данного сегмента экономики выявили существование ряда проблем анализа кредитоспособности данных предприятий на современном этапе: Недостаточность информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов
- непрозрачность бизнеса и непредставление официальной отчетности;
- низкая степень доверия банкам со стороны собственников бизнеса;
- высокий процент отклоненных заявок на первичном этапе проверки;
- перспективы развития анализа кредитоспособности предприятий МСБ в России;
- накопление массивной статистической информационной базы по предприятиям МСБ;
- использование нетрадиционных источников информации;
- использование возможностей современных информационных технологий при оценке кредитного рейтинга и вероятности банкротства предприятия СМБ;
- повышение степени доверия к банкам со стороны предприятий, и появление нового поколения предпринимателей обладающих высоким уровнем финансовой грамотности.
Данные проблемы связаны со спецификой функционирования малых и средних предприятий и с несовершенством методик анализа
Относительно малого бизнеса отметим, что используемые банковские регламенты по оценке кредитоспособности заемщиков достаточно всесторонне и объективно позволяют оценивать платежеспособность физических лиц и определять ее на начальном этапе с использованием скоринг-методики. Однако данные методики не позволяют получать индивидуальным предпринимателям кредит в достаточном объеме для развития бизнеса, т.к. оценка кредитоспособности физического лица имеет свои особенности и не учитывает специфики предпринимательской деятельности, лежащей в основе бизнеса индивидуального предпринимателя.
Методики оценки кредитоспособности юридических лиц имеют в своей основе всестороннее изучение финансовой отчетности и отраслевых особенностей функционирования предприятия. Для оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческие банки используют большие массивы различной финансовой информации. Недостатком таких методик оценки кредитоспособности является то обстоятельство, что в привлекаемых банками информационных источниках не уделяется достаточного внимания деятельности субъектов МСБ, а зачастую информация по данному рыночному сегменту полностью отсутствует. Поэтому коммерческие банки не могут всесторонне оценить кредитоспособность таких субъектов и уровень риска, связанного с предоставлением ссуды, из -за недостатка имеющейся информации.
В результате сумма ссуды снижается, процентная ставка по кредиту увеличивается, что снижает заинтересованность малого и среднего бизнеса в привлечении внешнего капитала путем банковского кредитования.
Таким образом, отсутствие единых подходов к выработке методик оценки
К перспективам развития анализа кредитоспособности предприятий МСБ в России относятся накопление массивной статистической информационной базы по малым и средним предприятиям; использование нетрадиционных источников информации; использование возможностей современных информационных технологий при оценке кредитного рейтинга и вероятности банкротства предприятия малого и среднего бизнеса; повышение степени доверия к банкам со стороны предприятий, и появление нового поколения предпринимателей обладающих высоким уровнем финансовой грамотности.
Анализируемое предприятие ООО «КлинКомфорт» по различным расчетам кредитоспособности по анализу последнего расчетного периода имело средние показатели кредитоспособности, при которых кредитование было бы возможным. В качестве рекомендаций следует отметить более детальный анализ на уровне управленческого учета и внутренней отчетности по структуре затрат и себестоимости, выявлении резервов увеличения оборачиваемости активов и снижения себестоимости, а также возможности оптимизации структуры отчетности. По результатам оптимизации отчетности с помощью экономико-математического моделирования были выявлены направления совершенствования деятельности, значительно улучшены рассматриваемые показатели и повышена вероятность получения финансирования у предприятия.
Несмотря на существующие методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, существуют различные проблемы в деятельности данных предприятий, обусловленные их спецификой. К таким проблемам относятся финансовая неустойчивость данных предприятий, низкая средняя продолжительность функционирования, высокий риск деятельности, невысокая диверсификация контрагентов, проблемы с квалифицированными кадрами в связи с низкой оплатой труда и другие.
Наиболее значимой проблемой предприятий малого и среднего бизнеса является ограниченный доступ к финансовым источникам и низкая вероятность их получении ввиду проблем с кредитоспособностью. Кредитоспособность можно определить как реально сложившееся правовое и финансовое положение заёмщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале, продолжении или прекращении кредитных отношений с клиентом.
Кредитование малого и среднего бизнеса сопряжено с определенным риском, минимизировать который можно грамотной политикой поддержки кредитования на государственном уровне, а также выбором адекватной методики оценки кредитоспособности предприятия-заемщика.
Малое предпринимательство, или малый и средний бизнес, является важным субъектом экономической системы РФ, выполняя различные задачи для развития экономической структуры государства. Основная проблема предприятий малого и среднего бизнеса заключается в нехватке финансирования.
Банковские продукты, предлагаемые субъектам малого и среднего бизнеса для их успешного функционирования различаются в зависимости от отдельных сегментов данных предприятий. В целом, кредитование малого и среднего бизнеса осуществляется по единым принципам и механизмам, имея отличия лишь в некоторых условиях предоставления заемного финансирования, например, более длительных сроков кредитования для микропредприятий, предоставление упрощенного пакета документов и т.д.
Понятие кредитоспособности означает возможность предприятия вовремя и в полном объеме произвести расчет по своим обязательствам. Банковский анализ кредитоспособности является рассмотрением банками различных факторов, способствующих непогашению кредитов или, наоборот, обеспечивающих их своевременный возврат.
В отношении статистики рынка кредитования малого и среднего бизнеса следует отметить следующие основные моменты: тенденцию концентрации и консолидации кредитных организаций в России; невысокие темпы роста кредитования малых и средних предприятий после резкого падения объема кредитования в кризисный период 2014-2015 гг., повышение доли просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов; высокие ставки по кредитам малого и среднего бизнеса в сравнении с зарубежными странами; диспропорции кредитования в отраслевом и региональном разрезах.
В банковской практике не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, используются различные методики анализа кредитоспособности заемщиков, отличающихся набором количественных и качественных способов оценки факторов кредитоспособности и особенностями практики и культуры кредитования.
Для проведения анализа кредитоспособности предприятия используется система различных финансовых коэффициентов: коэффициенты финансового левериджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты обслуживания долга; коэффициенты ликвидности.
Анализ специфики предприятий малого и среднего бизнеса и сравнительная оценка методик анализа кредитоспособности предприятий данного сегмента экономики выявили существование ряда проблем анализа кредитоспособности данных предприятий на современном этапе: Недостаточность информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов
- непрозрачность бизнеса и непредставление официальной отчетности;
- низкая степень доверия банкам со стороны собственников бизнеса;
- высокий процент отклоненных заявок на первичном этапе проверки;
- перспективы развития анализа кредитоспособности предприятий МСБ в России;
- накопление массивной статистической информационной базы по предприятиям МСБ;
- использование нетрадиционных источников информации;
- использование возможностей современных информационных технологий при оценке кредитного рейтинга и вероятности банкротства предприятия СМБ;
- повышение степени доверия к банкам со стороны предприятий, и появление нового поколения предпринимателей обладающих высоким уровнем финансовой грамотности.
Данные проблемы связаны со спецификой функционирования малых и средних предприятий и с несовершенством методик анализа
Относительно малого бизнеса отметим, что используемые банковские регламенты по оценке кредитоспособности заемщиков достаточно всесторонне и объективно позволяют оценивать платежеспособность физических лиц и определять ее на начальном этапе с использованием скоринг-методики. Однако данные методики не позволяют получать индивидуальным предпринимателям кредит в достаточном объеме для развития бизнеса, т.к. оценка кредитоспособности физического лица имеет свои особенности и не учитывает специфики предпринимательской деятельности, лежащей в основе бизнеса индивидуального предпринимателя.
Методики оценки кредитоспособности юридических лиц имеют в своей основе всестороннее изучение финансовой отчетности и отраслевых особенностей функционирования предприятия. Для оценки кредитоспособности юридических лиц коммерческие банки используют большие массивы различной финансовой информации. Недостатком таких методик оценки кредитоспособности является то обстоятельство, что в привлекаемых банками информационных источниках не уделяется достаточного внимания деятельности субъектов МСБ, а зачастую информация по данному рыночному сегменту полностью отсутствует. Поэтому коммерческие банки не могут всесторонне оценить кредитоспособность таких субъектов и уровень риска, связанного с предоставлением ссуды, из -за недостатка имеющейся информации.
В результате сумма ссуды снижается, процентная ставка по кредиту увеличивается, что снижает заинтересованность малого и среднего бизнеса в привлечении внешнего капитала путем банковского кредитования.
Таким образом, отсутствие единых подходов к выработке методик оценки
К перспективам развития анализа кредитоспособности предприятий МСБ в России относятся накопление массивной статистической информационной базы по малым и средним предприятиям; использование нетрадиционных источников информации; использование возможностей современных информационных технологий при оценке кредитного рейтинга и вероятности банкротства предприятия малого и среднего бизнеса; повышение степени доверия к банкам со стороны предприятий, и появление нового поколения предпринимателей обладающих высоким уровнем финансовой грамотности.
Анализируемое предприятие ООО «КлинКомфорт» по различным расчетам кредитоспособности по анализу последнего расчетного периода имело средние показатели кредитоспособности, при которых кредитование было бы возможным. В качестве рекомендаций следует отметить более детальный анализ на уровне управленческого учета и внутренней отчетности по структуре затрат и себестоимости, выявлении резервов увеличения оборачиваемости активов и снижения себестоимости, а также возможности оптимизации структуры отчетности. По результатам оптимизации отчетности с помощью экономико-математического моделирования были выявлены направления совершенствования деятельности, значительно улучшены рассматриваемые показатели и повышена вероятность получения финансирования у предприятия.
Подобные работы
- МЕТОДИКИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКИ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего
бизнеса
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методика анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Методики анализа кредитоспособности предприятий малого и среднего
бизнеса
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017



