Введение 3
1 Понятие и значение родного языка во всестороннем развитии ребенка 4
2 Особенности освоения родного языка ребенком 7
Заключение 12
Список использованных источников 13
Актуальность. Освоение родного языка и развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Развитие ребенка и развитие его речи изучали П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, они в своих работах особое место отводили исследованию речи детей. Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия утверждали: язык – особый вид интеллектуальной деятельности. Л. С. Выготский выдвинул и доказал положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, а следовательно о смысловом и системном развитии сознания, отражающем внешний мир через посредство языка.
Цель работы: изучить пути освоения родного языка ребенком.
Задачи работы:
– рассмотреть понятие и значение родного языка во всестороннем развитии ребенка;
– раскрыть особенности освоения родного языка ребенком.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды:
Л. С. Выготского, С. Н. Цейтлин, К. Д. Ушинского и др.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Говоря о «родном» имеется в виду язык как средство общения и как система знаков, которая используется в процессе коммуникации.
Детская речь – особый этап онтогенетического развития речи, речь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пути освоения родного языка заключаются в том, что несмотря на то, что умственные способности маленьких детей ограничены, они, в соответствии с опытом, полученным во взаимодействии со взрослыми, воссоздают язык, но это умение не является собственно языковым, а есть выражение более общей способности человека индуктивно создавать стандартные правила. Ускоренному становлению и совершенствованию освоению родного языка детей способствует: природная звуковая среда, речевое общение с ребенком с самого его рождения, целенаправленная работа со словом для ребенка, сочетание разговорной и книжной речи в речевой обстановке, развитие детей в разных видах человеческой деятельности.
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 2015. – 129 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2012. – 504 с.
3. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 2015. – 145 с
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351с.
5. Стародубова, Н.Н. Теория и методика развития речи детей / Н.Н. Стародубова. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
6. Супрун, А.Е. Лекции по теории речевой деятельности / А.Е. Супрун. – Минск: Изд-во БГУ, 2016. – 288 с.
7. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5/ К.Д. Ушинский– М.: Педагогика, 1990. – 528 с.
8. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. – 256 с.
9. Федоренко, Л. Г. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. Г. Федоренко. М.: Просвещение, 2014. – 129 с.
10. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин– М.: Знак, 2012. – 592 с.
11. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособ. для студ. Вузов / С.Н. Цейтлин. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2015. – 240 с.
12. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович. М.: Изд-во ун-та РАО, 2015. – 95 с.