Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право народов России на сохранение родного языка

Работа №111013

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАРОДОВ РОССИИ НА СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА 10
1.1. Язык и национально-языковые отношения как объект
конституционно правового регулирования 10
1.2. Эволюция конституционно-правового регулирования использования
языков народов Российской Федерации 24
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАРОДОВ РОССИИ НА СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА 35
2.1. Использование языков народов Российской Федерации в деятельности органов государственной власти и в избирательном процессе 35
2.2. Использование языков народов Российской Федерации в сфере образования и в деятельности средств массовой информации 47
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
3.1. Практика обеспечения субъектами Российской Федерации конституционного права народов на сохранение родного языка 57
3.2. Основные направления совершенствования правового обеспечения реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Вопросы защиты права на сохранение родного языка имеют международный уровень. Так, в 1999 году ЮНЕСКО в память о погибших студентах, вышедших в Дакке на демонстрацию в защиту своего родного языка, учредило 21 февраля как Международный день родного языка. 2019 год объявлен ООН международным годом языков коренных народов, официальное открытие которого, проходило в России в Ханты-Мансийске, что не случайно. Языки России составляют почти 2 % от всего языкового многообразия и половину всех языков Европы. На территории Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования функционирует 97 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 73 языка являются предметом изучения . Согласно данным ЮНЕСКО в неустойчивом положении находятся примерно 135 языков страны . Тем не менее, многие языки народов Российской Федерации имеют достаточно высокий статус на территориях своего распространения, что создает общую картину их относительного благополучия. При этом, присвоение языку того или иного статуса, что несомненно является частью государственной языковой политики, совсем не гарантирует его сохранения как родного для его носителей.
Конечно, языки народов России находятся в неодинаковом положении по их функциональному и правовому статусам. Например, некоторые из языков устойчиво функционируют не только как разговорные, но и как письменные, а другие находятся на грани исчезновения. В данном случае стоит отметить, что количество носителей языка не всегда становится определяющим фактором сохранения и языка, и культуры народа. Причиной вытеснения одного языка другим является политическая, экономическая и военная мощь его носителей . Все это приводит к тому, что язык национального меньшинства теряет социальный престиж, утрачивает сферы своего традиционного функционирования, и это вынуждает его носителей переходить на другой, более сильный язык. Именно такая тенденция присуща современной российской действительности.
Большой резонанс в обществе вызвал провозглашенный Президентом РФ курс на отмену обязательного изучения нерусских языков в школах национальных республик, входящих в состав Российской Федерации . Противники данного курса считают, что это негативно скажется на перспективе развития, как отдельных языков, так и наций в целом. Высказываются опасения о том, что сокращение часов на изучение родного языка в школах приведет к упадку и исчезновению самобытной культуры народов России, полностью нивелирует федеративный характер российского государства. Ведь родной язык, по словам председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей И. Гильмутдинова, «является не только и не просто инструментом общения, но, прежде всего, наследством предков с их мудростью, культурой, историей, традициями и судьбой народа» .
В связи с чем, изучение и сбережение языка является насущной необходимостью, важнейшей составляющей национальной политики Российской Федерации.
Об этом убедительно свидетельствует принятая 19 декабря 2012 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В ней отмечается, что среди основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему является: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности (раздел I, п. 5.); обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации (раздел III, п. 20 (к)).
Следует обратить внимание на взаимосвязи и взаимообусловленности языковой политики с развитием и сохранением культур народов России, с укреплением их духовной общности, на необходимость более глубокого научного обоснования этих взаимосвязей.
Важными являются проблемы тождества языка и нации, формирование литературных языков, уточнение понятия «родные языки», соотношения государственных языков республик, место, роль и функции русского языка как государственного и языка межнационального общения, развитие языков коренных малочисленных народов и др.
Право на сохранение родного языка провозглашено на уровне Конституции Российской Федерации и поэтому его попирание или умаление является неконституционным. При этом не стоит в обозначенной проблеме видеть только политические составляющие, но и важно отметить проблемы теоретико-правового характера, связанные с отсутствием разработанного категориального аппарата (понятия «государственный язык», «родной язык» и т.п.) и слаборазвитой правовой базы на федеральном уровне, несмотря на активное законотворчество регионов в данном направлении.
Таким образом, все выше изложенное обуславливает актуальность, важность и своевременность обращения к проблеме конституционного права народов России на сохранение родного языка.
Степень разработанности темы.
Проблема конституционного права народа на сохранение родного языка имеет междисциплинарный характер и изучается как, философами, политологами, педагогами, так и правоведами.
Немало достижений в области этноязыковой политики выявляется в трудах В.А. Аверина, А.Г. Агаева, С.И. Брука, Э.А. Баграмова, Н.М. Губогло, М.С. Джунусова, В.Ю. Зорина, М.В. Дьячкова, В.П. Нерознака, Ю.С. Степанова, В.А. Тишкова и др. Государственная языковая политика в ее теоретико-методологических аспектах представляет сферу научных интересов таких ученых, как В.М. Алпатов , Е.Б. Гришаева , Н.Ф. Михеева, С.А. Москвичева и др.
Ряд ученых посвящают свои работы анализу языковой политики в ее правовом аспекте. В контексте правоотношений внутри федеративного государства интерес представляют труды Р. Арнолд , К. Бекер , А.Е. Бочило , Н. Грау, М. Клатт, В.Ю. Михальченко , Д.Г. Севоян и др.
Методологическую основу диссертационного исследования составили компаративный, институциональный подходы, позволяющие выявить уникальность развития языковой ситуации и рассматривать деятельность, государственных и гражданских институтов, направленную на сохранение родного языка народов. Кроме того, в работе были использованы системный, историко-описательный, типологический общенаучные подходы. При написании магистерской диссертации автор опирался на сведения из официальных документов и источников, публикации в отечественной и зарубежной печати.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Е.В. Бестаевой, А.Е. Бочило, Д.Х. Валеева, Р.Ш. Гарипова, А.А. Гладкова, Е.М. Доровских, К.В. Калининой, В.А. Кряжкова, З.М. Курбанова, С.В. Сабаевой, Д.Г. Севоян и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения и реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка.
Предметом исследования - нормы права, регулирующие механизм защиты и реализацию конституционного права народов России на сохранение родного языка, а также материалы научной и периодической литературы.
Цель исследования - провести комплексное теоретико-правовое исследование конституционного права народов на сохранение родного языка, особенности его реализации и направления совершенствования правового регулирования.
Задачи исследования:
1) рассмотреть язык и национально-языковые отношения как объект конституционно-правового регулирования;
2) провести историко-правовой анализ развития конституционно - правового регулирования использования языков народов Российской Федерации;
3) рассмотреть особенности использования языков народов Российской Федерации в деятельности органов государственной власти и в избирательном процессе;
4) проанализировать использование языков народов Российской Федерации в сфере образования и в деятельности средств массовой информации;
5) исследовать практику обеспечения субъектами Российской Федерации конституционного права народов на сохранение родного языка;
6) наметить основные направления совершенствования правового обеспечения реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне нормативно-правового регулирования проводится комплексный анализ конституционного права народов России на сохранение родного языка с учетом современной государственной языковой политикой, направленной на изучение и сохранение родного языка народов, населяющих Российскую Федерацию.
Положения, выносимые на защиту:
- по своей природе конституционное право народов России на сохранение родного языка является коллективным духовно-культурным правом, заключающееся в неразрывном единстве его коллективной и индивидуальной составляющих;
- власть не должна отказывать национальным меньшинствам в требовании использовать язык меньшинства в повседневной работе того или иного административного органа, необходимо в органах власти наличие сотрудников, владеющих языком меньшинства. Это можно обеспечить подлинным представительством всех национальностей в органах государственной власти в многонациональных субъектах Российской Федерации, а также возможностью введения языкового ценза;
- необходимо на законодательном уровне сформулировать определение таких понятий, как «государственный язык Российской Федерации», «государственные языки республик», «официальные языки»;
- в целях совершенствования правового обеспечения реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка необходимо:
возложить полномочия по переводу нормативных правовых актов и их дальнейшему официальному опубликованию на Федеральное агентство по делам национальностей; разработать и заключить соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о возложении обязанностей по оказанию государственной поддержки и содействию соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка на соответствующий по национально-территориальному признаку субъект Российской Федерации;
разработать программу по поддержке русскоговорящего населения, наших соотечественников, чьи языковые права так или иначе ущемляются (в этой же связи - ввести в широкий научно-популярный оборот термин «языковые права»);
создать реестра языков народов России, что позволит четко отграничить их от иностранных языков и более эффективно регулировать вопросы в области образования. В противном случае на практике допустимы ситуации, когда тот или иной язык народов России будет признан иностранным языком с вытекающими из этого последствиями.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право».
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты федерального и регионального значения, регулирующие реализацию и защиту конституционного права народов России на сохранение родного языка.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части магистерской диссертации, необходимо подвести следующие итоги.
Во-первых, по своей природе конституционное право народов России на сохранение родного языка является коллективным духовно-культурным правом. Коллективная природа конституционное право народов России на сохранение родного языка заключается в том, что его специфическим субъектом является народ как этническая общность, проживающая на территории Российской Федерации и объединенная одним языком, общей культурой, сохранением традиционного образа жизни, собственным осознанием себя самостоятельной этнической общностью. Духовно-культурная природа конституционного права народа на сохранение родного языка заключается в смысловом значении «родной язык», как объект конституционно-правового регулирования.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 26 Конституции РФ право на сохранение родного языка затрагивает и индивидуальные права человека. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что сущность рассматриваемого конституционного права заключается в неразрывном единстве его коллективной и индивидуальной составляющих.
Во-вторых, источниками правового регулирования использования языков народов Российской Федерации, являются Конституция РФ, Конституции и уставы субъектов федерации, федеральные и региональные законы о языках, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, чей список огромен: Указы и распоряжения Президента РФ и глав субъектов; акты федерального и региональных правительств, министерств и ведомств, органов местного самоуправления; Программы, Стратегии и Концепции национального развития и национальной безопасности; Программы по сохранению, изучению и развитию языков; уставы, приказы, правила, инструкции организаций и учреждений, регламентирующие деятельность в сфере образования, судопроизводства, международных контактов, транспортного и почтового сообщения, связи, делопроизводства, СМИ, вооруженных сил, сферы обслуживания, коммерческой деятельности и т.д. в части использования языков.
В целом, анализ отечественного законодательства показал, что право на родной язык включают несколько взаимосвязанных элементов:
- право на сохранение родного языка, т.е. недопустимость установления государством каких-либо ограничений в данной сфере
- право иметь письменность на родном языке. Здесь актуален вопрос о возможности использования иной, не основанной на кириллице, графической основы;
- право изучать родной язык, что подразумевает возможность учреждения собственных образовательных программ и учебных заведений;
- право на развитие родного языка, т.е. определенную поддержку и содействие государства в сфере использования коренными малочисленными народами своих национальных языков.
Право на родной язык обеспечивается российским законодательством и как коллективное право определенных этнических общностей, и как индивидуальное право каждого гражданина РФ. Государство не вправе устанавливать запреты на использование родного языка. Каждый человек вправе говорить, писать, исполнять песни, издавать литературу, создавать средства массовой информации, обозначать местность, преподавать на родном языке и т.д.
Кроме того, родной (национальный) язык народов Российской Федерации в отличие от русского государственного языка носит факультативный характер и имеет значение лишь на ограниченной территории (в местах проживания конкретного народа). Его незнание не может служить условием для ограничения каких-либо прав граждан.
В-третьих, власть не должна отказывать национальным меньшинствам в требовании использовать язык меньшинства в повседневной работе того или иного административного органа, необходимо в органах власти наличие сотрудников, владеющих языком меньшинства. Это можно обеспечить подлинным представительством всех национальностей в органах государственной власти в многонациональных субъектах Российской Федерации, а также возможностью введения языкового ценза.
В-четвертых, законы и иные нормативные акты, регламентирующие образовательные стандарты, являются значимой составляющей правового механизма реализации этноязыковой стратегии государства. Особенностью их функционирования в федеративном государстве является практика делегирования полномочий с федерального на региональный уровень. Такой подход соответствует принципу равноправия участников федеративных отношений, но, с другой стороны, рождает множество противоречий, ибо на одной чаше весов всегда остается стремление субъекта сохранить этническое самосознание и его главную составляющую - родной язык, а на другой - стремление государства сохранить единство и построить гражданскую идентичность, где единый государственный язык - есть один из символов нации и инструмент консолидации.
В-пятых, противоречия возникают на почве взаимодействия языков титульных наций, получивших статус государственного языка, с языками малочисленных народов и национальных меньшинств. Необходимо регулировать вопросы приоритетов во взаимодействии государственных языков - русского как государственного Российской Федерации и государственных языков республик, уточнить объем использования этих языков в регионах.
Необходимо признать, что конституционализация отдельных аспектов национально-языковых отношений является вынужденной мерой. И то, что находилось за пределами конституционного права, было объектом для социолингвистики, этнологии, философии, сейчас становится предметом исследования конституционного права. Большим упущением является то, что в российском законодательстве отсутствуют определения для таких понятий, как «государственный язык Российской Федерации», «государственные языки республик», «официальные языки». Нет четкого разграничения для данных понятий. Присутствует только размытая формулировка в законодательстве, и это позволяет республикам в своих Конституциях фактически уравнивать в статусе государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик. Кроме того, в российском законодательстве должны быть даны определения для таких понятий, как «нация», «этнос», «народ». И только после этого задумываться о формировании таких категорий, как «российская нация», «сограждане», «политическая нация».
В-шестых, в целях совершенствования правового обеспечения реализации конституционного права народов России на сохранение родного языка необходимо:
- учитывая направленность деятельности Федерального агентства по делам национальностей, явную существующую потребность в наличии единой федеральной переводческой организации, целесообразно наделить данными полномочиями Федеральное агентство по делам национальностей. В связи с этим целесообразно: возложить полномочия по переводу нормативных правовых актов и их дальнейшему официальному опубликованию на Федеральное агентство по делам национальностей; разработать и заключить соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о возложении обязанностей по оказанию государственной поддержки и содействию соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка на соответствующий по национально-территориальному признаку субъект Российской Федерации;
- разработать программу по поддержке русскоговорящего населения, наших соотечественников, чьи языковые права так или иначе ущемляются (в этой же связи - ввести в широкий научно-популярный оборот термин «языковые права»);
- важной гарантией со стороны государства является возможность совершенно свободно выбирать язык при межличностных отношениях. Положительным также следует признать наличие в ФЗ «Об образовании в РФ» установленных гарантий реализации права на обучение на родном языке из числа языков народов России, то есть государство в первую очередь бережет языки своих народов, нежели иностранные языки. И это связано с тем, что языки народов России признаются национальным достоянием государства. В связи со сказанным необходимо создание реестра языков народов России, что позволит четко отграничить их от иностранных языков и более эффективно регулировать вопросы в области образования. В противном случае на практике допустимы ситуации, когда тот или иной язык народов России будет признан иностранным языком с вытекающими из этого последствиями.
Таким образом, сделанные в магистерской диссертации выводы и предложения направлены на реализацию конституционного права народов России на сохранение родного языка.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БВС РФ. - 1994. - № 12.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
4. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (ETS № 148) [рус., англ.] (Принята в г. Страсбурге 05.11.1992) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (Принята 18.12.1992 Резолюцией 47/135 на 92-ом пленарном заседании 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
6. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS № 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 4921.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (Ч. 1). - Ст. 7598.
11. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
12. Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2199.
13. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
14. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
15. Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. - 1999. - № 22. - Ст. 2670.
16. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.
17. Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
18.Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках
народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991.
- № 50. - Ст. 1740.
19. Декларация ТССР от 30.08.1990 г. № 334-XII «О государственном
суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
20. Указ Президента РФ от 26.10.2018 г. № 611 «О создании Фонда
сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. - № 44. - Ст. 6717.
21. Указ Президента РФ от 31.03.2015 г. № 168 (ред. от 15.05.2018) «О Федеральном агентстве по делам национальностей» // СЗ РФ - 2015. - № 14. - Ст. 2106.
22. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7477.
23. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240 (ред. от
02.10.2018) «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 50 (Ч. ). - Ст. 7058.
24. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 255 (ред. от 25.08.2015) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1493.
25. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2009. - № 7. - Ст. 876.
26. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как
иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена» // Российская газета. - 2014. - 24
сентября. - № 217.
27. Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 г. № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
28. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
29. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным
Собранием 10 июля 2003 г.) [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
30. Конституция Республики Адыгея (принята на XVI сессии
Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
31. Конституция Республики Башкортостан от 24.121993 г. № ВС-22/15 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
32. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
33.Закон Республики Татарстан от 12.01.2013 г. «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
34.Закон РС (Я) от 28.06.2012 г. 1084-З № 1075-IV «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
35.Закон Республики Тыва от 19.11.2003 г. № 462ВХ-1 «О языках в Республике Тыва» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
36.Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 № 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
37.Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 03.12.2001 г. № 89-ОЗ «О языках коренных малочисленных народов севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
38.Закон Республики Татарстан от 14.07.1999 г. № 2284 «О государственных символах Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
39.Закон Республики Татарстан от 20.01.1997 г. «Об упорядочении татарского алфавита» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
40.Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 г. № 1560-XII «О
государственных языках Республики Татарстан и других языках народов в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
41. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 09.12.2009 г. № 1996 «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
42. Постановление Правительства Мурманской области от 30.11.2016 г. № 596-1111 «О Плане мероприятий по реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Мурманской области» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
43. Постановление Правительства РБ от 23.06.2014 № 289 (ред. От
30.09.2014) «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
44. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2013
г. № 794 «Об утверждении Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы»
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
45. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.03.2013
г. № 201 «Государственной информационной системе Республики
Татарстан «Электронный словарь татарского языка»» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
46. Постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2013 г. № 1145-П
«Г осударственная программа ЯНАО «Реализация региональной политики на 2014-2020 годы». Подпрограмма 5 «Защита прав и законных
интересов коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечение их социальных и духовных
потребностей» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
47. Распоряжение Правительства Красноярского края от 17.02.2017 г. № 129¬р «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
48. Приказ Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 г. № 255 «Об утверждении Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
49. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие
государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// tel.tatar.ru/ru. (Дата обращения: 20.03.2019 г.).
50. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратила силу).
51. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратила силу).
52.Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил силу).
53. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (утратил силу).
Научная и учебная литература
54. Алексеев М.Е. Языки народов России // Русский язык. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. - С. 669-671.
55. Алексей Песошин провел заседание Совета по реализации
законодательства о языках Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1424201.htm(дата обращения: 25.03.2019 г.).
56. Алпатов В.М. 150 языков и политика. 1917-2000. - М., 2000. - 222 с.
57. Арефьев А.Л. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. - М.,
2014. - 570 с.
58. Бестаева Е.В. Механизмы реализации языковой политики в федеративном государстве: анализ российского и зарубежного опыта: дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2018. - С. 74.
59. Бочило, А. Е. Российский федерализм и правовой статус личности
(конституционно-правовые исследования): дисс. канд. юр. наук. -
Челябинск, 2013. - 252 с.
60. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г., Шакирьянов Р.В. Реализация
конституционного права на судебную защиту на государственных языках субъекта РФ по гражданским делам в контексте вынесения решения // Российский судья. - 2018. - № 11. - С. 7-12.
61. Васильева Л.Н. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. - М., 2005. - 290 с.
62. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка: учебное пособие. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2004. - 410 с.
63. Винников А.В. Национальные языки, судебный перевод и
правоприменение // Современное право. - 2013. - № 7. - С. 123-126.
64. Гарипов Р.Ш. Право на использование и охрану родного языка у коренных малочисленных народов России // Российский юридический журнал. - 2012. - № 4. - С. 157 - 167.
65. Гладкова А.А. К вопросу об основных направлениях государственной политики РФ в области поддержки этнических СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 290-294.
66. Голикова Т.А. Языковая политика Российской Федерации в контексте проблемы формирования общероссийской гражданской идентичности // Развитие родных и государственных языков в субъектах Российской Федерации как источник формирования общероссийской гражданской идентичности. - Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2014. - 190 с.
67. Гришаева Е.Б. Типология языковых политик и языкового планирования в полиэтническом и мультикультурном пространстве: функциональный аспект: Дисс.. .д-ра филол. наук. - Красноярск, 2007. - 422 с.
68. Де Варенн Ф. Языки национальных меньшинств. - М., 2002. - 200 с.
69. Додыченко Е.А. Действия власти в области языковой политики. // Сборник научных статей по материалам международной научно¬практической конференции 25 декабря 2012 года / Отв. ред.: Г. А. Хотинская. - Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2013. - С. 163.
70. Доровских Е.М. К 100-летию октябрьской революции: развитие
законодательства о культурно-языковых отношениях // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2017. - Т. 12. - № 5. - С. 90-94.
71. Доровских Е.М. Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации: автореферат дисс. . канд. юрид. наук. - М., 2005. - 33 с.
72.Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news. (Дата обращения: 05.03.2019).
73. Ильдар Гильмутдинов: Вопросы сохранения языков малочисленных
народов чрезвычайно важны для России. 07.03.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://komitet2-4.km.duma.gov.ru/Novosti-
Komiteta. (Дата обращения: 20.03.2019 г.).
74. Ильдар Гильмутдинов: Необходимо разработать Концепцию
преподавания родных языков 21.02.2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://komitet2-4.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta. (Дата обращения: 20.03.2019 г.).
75. Казакевич О.А. Селькупский язык // Письменные языки мира. Языки
Российской Федерации. Социолингвистическая энциклопедия. - М.:
Academia, 2003. - С. 482-483.
76. Калинина К.В. Теоретико-методологические аспекты сохранения и развития языков народов России // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2015. - № 1 (28). - С. 14-16.
77. Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной
России: лингвистический плюрализм [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/ magazines/gramota/28_106 (Дата
обращения: 22.03.2019).
78. Козлов В.И. Национальности СССР. - М., 1975. - 360 с.
79. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. - 2-е изд., пересмотренное. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 542 с.
80. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 г. № 124(1)) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
81. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. - М., 2010. - 420 с.
82. Кряжков В.А. Право на родной язык // Российский юридический журнал. - 2007. - № 1. - С. 24-26.
83. Куличкина Г.В. Русский язык в СМИ и межнациональная коммуникация // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. - 2017. - № 1. - С. 97-102.
84. Курбанова З.М. К вопросу об определении конституционно-правового статуса государственных языков республик (в контексте национально-языкового регулирования в Республике Дагестан) // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 70-74.
85. Курбанова З.М. Формирование органов публичной власти: вопросы, связанные со знанием государственных языков республик в составе Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. -
2015. - № 7. - С. 33-36.
86. Ледков Г.П. Приветственное слово // Сборник материалов
Всероссийского семинара-совещания «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности». - М.: НФ «Международных интеграционных
технологий», 2015. - 213 с.
87. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 45. - 620 с.
88. Ляшенко Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации (теоретико-правовые аспекты). - М., 2005. - 160 с.
89. Мандрикова Г.М., Коротич С.А. Правовой и функциональный статус языков Российской Федерации // Экология языка и коммуникативная практика. - 2017. - № 3 (10). - С. 17-20.
90. Михальченко В.Ю. Языковое законодательство как этап реализации основных принципов языковой политики // Языковая политика в контексте современных языковых процессов / РАН Ин-т языкозн.; Отв. ред. А.Н. Биткеева. - М.: Азбуковник, 2015. -С. 29-37.
91. Михеева Н.Ф., Чеснокова О.С., Эбзеева Ю.Н., Москвичева С.А., Гишкаева Л.Н., Минасян А.А. Типология языковых ситуаций и языковая политика в России и мире: Коллективная монография. - М.: РУДН, 2013. - 163 с.
92. Николаева И.А. Юкагирский язык // Письменные языки мира. Языки
Российской Федерации. Социолингвистическая энциклопедия. - М.:
Academia, 2003. - С. 750-756.
93.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - 1030 с.
94. Попков Ю.В. Проблемы современного этносоциального развития народов Сибири // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып. 6. - Новосибирск: Нонпарель, 2004. - С. 45-49.
95. Пустогачева О.Н. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока в системе образования РФ // Сборник материалов Всероссийского семинара-совещания «Языковая политика в
сфере образования: инструмент формирования общероссийской
гражданской идентичности». - М.: НФ «Международных
интеграционных технологий», 2015. - 360 с.
96. Рябова Л.Г. Государственный язык как лингвистическая категория // Успехи современной науки. - 2016. - Том 7. - № 12. - С. 37-41.
97. Сабаева С.В. Система конституционных ценностей, прав и свобод человека в Российской Федерации как основа проведения мониторинга состояния их защищенности // Конституционное и муниципальное право.
- 2018. - № 2. - С. 13-16.
98. Севоян Д.Г. Законодательство России в сфере сохранения родных языков народов // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 91-96.
99. Севоян Д.Г. Конституционное право народов России на сохранение родного языка: дис....канд. юрид. наук. - Тюмень, 2014. — 186 с.
100. Севоян Д.Г. Конституционное право народов России на сохранение родного языка: Автореф. дисс .... Канд. юрид. наук. - Тюмень, 2015. - 33 с.
101. Сичкарь Т.В., Кирсанов К.А. Подходы к пониманию нации, народа, этноса и цивилизации // Мировые цивилизации. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 3-6.
102. Соколова Ф.Х. Языковая политика арктических регионов Российской Федерации в конце XX - начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 6. - С. 41-46.
103. Стародубцев А. Пересмотр федеративного контракта в России: случай Чеченской республики // Неприкосновенный запас. - 2017. - № 1. - С. 4-8.
104. Тренин Е.В. Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1999. - 213 с.
105. Фадеев В.В. Политико-правовые основы русского языка на постсоветском пространстве: дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2004. - 200 с.
106. Ходжаева Е. Татарский язык в школах Татарстана: общественные дебаты и мнение населения // Неприкосновенный запас. - 2011. - № 6. - С. 2-6.
107. Цумарова Е.Ю. Татарстан начинает и...? Языковой вопрос в политике идентичности национальных республик в России // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2018. - № 3. - С. 110-120.
108. Шайдулина Р.М. Проблемы реализации конституционных прав граждан на ознакомление с нормативными правовыми актами на национальных языках // Конституционное и муниципальное право. - 2017.
- № 8. - С. 35-38.
109. Ягудин Ш.Ш. Конституционно-правовые основы государственных языков в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 3. - С. 30-34.
110. Arnold R., Grau N. Sprachpolitik und Recht In: D. Mehlich / R. Arnold/ N. Grau Nationale Sprachpolitik und europaische Integration. Tagungsbericht der Forost-Projektgruppe III, Munchen, 2003. - S. 17-26.
111. Backer C., Klatt M., Zucca-Soest S. Sprache - Recht - Gesellschaft. Mohr Siebeck. - Tubingen, 2012. - 362 S.
112. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 212 p.
113. Price Cohen. Human Rights of Indigenous Peoples. Ardsley; N.Y., 1998. P. 38.
114. UNESCO «Atlas of the World’s Languages in Danger» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.unesco.org/languages-atlas. (Дата обращения: 25.03.2019).
115. Yusupova G. Cultural nationalism and everyday resistance in an illiberal nationalizing state: ethnic minority nationalism in Russia // Nations and Nationalism. - 2017. - P. 1-24.
Материалы судебной практики
116. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // ВКС РФ. - 2005. - № 1.
117. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 г. № 12-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики
Башкортостан» // ВКС РФ. - 1998. - № 4.
118. Определение Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 г. № 260-О «По запросу Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пункта 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея» // ВКС РФ. - 2002. - № 2.
119. Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20.01.2015 г. по делу № 3-4/15 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
120. Апелляционное определение Белгородского областного суда от 04.12.2017 г. по делу № 33а-5922/2017 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
121. Приговор (Хокем карары) Сабинского районного суда РТ по делу от
28.02.2012 г. № 1-6/2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://sabinsky.tat.sudrf.ru/modules.php?name=map. (Дата обращения:
25.03.2019 г.).
122. Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении судами жалоб и заявлений о защите избирательных прав граждан (подготовлено Верховным судом Чувашской Республики) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ